В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка.


Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с:

-Законом Российской Федерации «Об образовании»;

-Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»№126-Ф3 от 24.07.1998г.

-Типовым положением об образовательном учреждении, который утверждён Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196;

-Федеральным государственным образовательным стандартом начального школьного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г, №373, зарегистрированным в Минюсте России 22 декабря 2009г., регистрированный номер 17785;

-Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373;( зарегистрированным в Минюсте России4 февраля 2011г., регистрационный номер 19707;

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09. 2011№2357 « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования , утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября2009г.№373

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего общего образования.

-СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2003г. , регистрационный номер 4594

-Законом Республики Татарстан «О государственных языках в Республике Татарстан и других языках в Республике Татарстан» №443 РТ от 18.07.2004г.

-Региональным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО и Н РТ от 28.04.10 №1746/10.

Рабочая программа составлена на основании авторской программы Е.В.Бунеевой, Р.Н.Бунеева. и обеспечена учебником «Литературное чтение в 2 частях» для 3 класса, авторы Е.В.Бунеева,Р.Н.Бунеев

БУП РТ – 2013 г;

-Учебный план МБОУ «Нижнемактаминская СОШ № 1», 2013 г.



Основная цель курса литературное чтение в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. Цель изучения курса литературного чтения в 3 классе - открыть для себя мир литературы во всем его многообразии и читать произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку.

Качественные и количественные изменения в данной программе по сравнению с авторской : - на основании БУП РТ – 2013 г. на изучение предмета отведено 2часа в неделю (68 часов в год), поэтому внесены следующие изменения: 1)совмещение небольших по объёму произведений в 1 урок;

2)часть произведений, легкодоступных для восприятия учащихся, вынесена на самостоятельное чтение

Содержание программы (68 часов) Раздел 1. Прощание с летом (4 ч).

Знать:

Стихи Б.Заходера, К.Бальмонта, рассказы Драгунского , Э.Успенского о лете Чему могут научиться.

-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли Раздел 2. Летние путешествия и приключения (10ч).

Знать:

Стихи Ю.Кима, рассказы и отрывки из повестей К.Паустовского, С.Голицина, И.Дика, Б.Емельянова, М.Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений Чему могут научиться.

-самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом -составлять простой план(варианты простого плана, пункты плана- повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста)

Раздел 3. Природа летом (5ч).

Знать:

Стихи С.Есенина, И.Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, А.Чехова, А.Толстого, М.Пришвина, , В.Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Чему могут научиться.

-сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками

-самостоятельно составлять план рассказа о герое

-отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного Раздел 4. Уроки и переменки ( 9 ч).

Знать:

Стихи Б.Заходера, О.Григорьева, отрывки из повестей Л.Гераскиной, Г.Куликова, Э.Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

Чему могут научиться.

-самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения -использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию Раздел 5. «Глухая пора листопада…» (4ч).

Знать:

Стихи А.Пушкина, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Д.Самойлова, Г.Сапгира, рассказы К.Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок

Чему могут научиться.

-находить в тексте слова и выражения для описания или характеристики

-портрет

-детали биографии

-черты личности. Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах

-речь героя как средство его характеристики

-отношение автора к герою

-собственное отношение \к герою, его обоснование

Раздел 6. «И кот ученый свои мне сказки говорил…» (8ч).

Знать :

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.Перро, Г-Х Андерсена , А.Волкова, пьеса-сказка С.Маршака , стихи о сказках и волшебстве.

Чему могут научиться.

-расширить и углубить понятие о рассказе, сказке

-соотносить понятий «герой»-«рассказчик»-«автор»

Раздел 7. «Поет зима, аукает…» (5 ч).

Знать:

Стихи К.Бальмонта, С.Есенина, Б.Пастернака, И.Бродского, Д.Самойлова, А.Башлачева, Ю.Мориц, А.Барто, рассказы В.Бианки, В.Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках , о новогоднем празднике. Чему могут научиться.

-писать творческие работы (сочинения) по окончании чтения раздела

-обсуждать темы, формулировать главную мысль сочинения, самостоятельно составлять план) Раздел 8. Животные в нашем доме (5 ч).

Знать:

Стихи о животных, рассказы Д.Мамина-Сибиряка, Ю.Коваля, Ю.Коринца, В.Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных

Чему могут научиться.

-составлять устные и письменные описания-миниатюры

Раздел 9. Мы с мамой и папой (4ч).

Знать:

Стихи А.Барто, С.Маршака, Э.Успенского, Рассказы И Дика, В. Драгунского, Ю.Коринца о семье, детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях

Чему могут научиться.

-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения небольших отрывков с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи, логического ударения.

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца…» (5 ч).

Знать:

Стихи для детей О.Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И.Тургенева, В.Короленко, К.Паустовского, Маленькие сказки Г.Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства и человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека Чему могут научиться.

-составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания

Раздел 11. День смеха (3ч).

Знать:

Веселые юмористические стихи О.Григорьева, Ю.Владимирова, рассказ В.Драгунского, отрывок из повести Э.Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора

Чему могут научиться.

-подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану

Раздел 12. «О весна, без конца и без краю…» (2 ч).

Знать:

Стихи Ф.Тютчева, А.Блока, В.Маяковского, О.Мандельштама, Саши Черного, Б.Окуджавы, А.Макаревича, отрывок из повести А.Толстого о весне, о весенней природе. Чему могут научиться.

-высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному.

Раздел 13. День Победы (2 ч).

Знать:

Стихи-размышления А.Ахматовой, А.Твардовского, Б.Окуджавы, В.Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война, рассказ В.Драгунского о военном детстве Чему могут научиться.

-видеть в художественном произведении сравнения, эпитеты, олицетворения

Раздел 14. Родная земля (2ч).

Знать:

Отрывки из произведений К.Паустовского, Г.Цыферова и других о России, о любви к родной земле. Чему могут научиться.

-уметь самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу.



Программа предусматривает :

После чтения каждого из разделов учебника выполняются проверочные работы , которые проводятся после изучения разделов в течение урока (10-15 мин.).

Чтение и читательская деятельность. Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения контролируется читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, ставятся конкретные задачи контролирующей деятельности:
- в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту (про себя);проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

Требования к уровню подготовки на конец учебного года:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать:

-отличия повести от рассказа (объем, количество героев, протяженность во времени, количество событий и др.);

-литературный жанр – пьеса;

-понятие «ремарки»;

-понятия: «волшебная», «анималистическая», «богатырская», «бытовая», «народная», «литературная» сказка.

Уметь:

-правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами вслух от 75—80 слов в минуту;

-выбирать интонацию, соответствующую строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения;

-работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью);

-прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;

-самостоятельно придумывать заглавия;

-выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

-делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом;

-составлять простой план (из повествовательных предложений, вопросов, цитат);

-сопоставлять структуру текста произведения с планом, данным учителем или составленным обучающимися;

-самостоятельно составлять план рассказа о герое;

-отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание;

-использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию;

-самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики героя;

-работать над образом литературного героя по плану: портрет; детали биографии (что известно о его жизни); черты личности (какой он?); как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах; речь героя как средство его характеристики; отношение автора к герою; собственное отношение к герою, его обоснование;

-высказывать свое отношение к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано);

-подробно, кратко, выборочно пересказывать текст по плану;

-словесно рисовать картины к художественным текстам;

-составлять устные рассказы о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

-составлять устные рассказы от имени одного из героев;

-заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения и небольшие отрывки прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.


Уровень сформированности УУД на конец учебного года:

На основании результатов итоговой диагностики, проведенной в конце 2 класса и в соответствии с возрастными особенностями учащихся , продолжить работу над формированием следующих УУД

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цель деятельности на уроке после предварительного обсуждения

-учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков)

- составлять план решения проблемы вместе с учителем .

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости и, исправлять ошибки с помощью учителя

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценок и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать , какая информация нужна для решения учебной задачи -делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. -добывать новые знания: извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.

-перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учебно-научного текста, представлять информацию в виде текста, таблицы , схемы

Средством формирования этих действий этих действий служат учебный материал и задания к учебнику, нацеленную на 1-ю линию развития-умения объяснить мир

Коммуникативные УУД:

-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста), с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- слушать и понимать других , пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий этих действий служит технология

проблемного диалога (побуждающий или подводящий диалог)

-договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы(задачи)

-учиться уважительно относиться к позиции другого , пытаться договариваться

Средством формирования этих действий этих действий служит работа в малых группах. Личностными результатами: -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека

-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством формирования этих действий этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития –умение определять свое отношение к миру.







Материально-техническое обеспечение:


1.Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н. Литературное чтение. В одном счастливом детстве. 3 класс. Книга для чтения. В 2 частях. – М.: «Баласс».2013г

2.Бунеев Р.Н., Е. В. Бунеева. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс.- М.: «Баласс».

3.Бунеева Е.В., Смирнова О.В, Яковлева М.А. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве», 3 класс / Методические рекомендации для учителя. – М.: «Баласс». 2011г

4.Писатели в учебной литературе: Начальная школа / Сост. Кутявина С.В. – М.: ВАКО, 2009.

7.Компьютер.

8. Интерактивная доска.

9. Интернер – ресурсы:

www.medabook.ru

www.RusEdu.ru

www.viki.rdf.ru





















Особенности организации контроля по чтению
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Используются тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста задаются после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Нормы оценивания техники чтения

В 3 классе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для 3 класса

Класс

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

 

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

  • слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;

  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос