В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре"

Светлана Ковалева Светлана Ковалева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 745    комментариев: 1
Краткое описание
Обобщение опыта работы в детском фольклорном коллективе.

Описание
«Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Ковалева Светлана Владимировна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДЮЦ гор. ГвардейскаКалининградской области
Тема моего выступления – «Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Более десяти лет я руковожу ансамблем народной песни «Ладушки», и в последние годы всё чаще встаёт вопрос: как сформировать у детей устойчивый интерес к изучению народной культуры? Не секрет, что фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, поэтому всё актуальнее становится проблема, связанная с вопросом: каким образом ввести ребенка в мир народной культуры, как сделать это вхождение занимательным и личностно окрашенным? Гармонично развитая личность стояла в основе и дворянского и крестьянского воспитания в России. Революция разрушила эти устои. На смену им пришли новые, в которых не было места старым традициям. Не одно поколение русских людей выросло, не зная своих корней. На современном этапе развития педагогика ставит перед собой много актуальных задач, одна из которых – проблема эффективности художественного воспитания детей. Действенным средством ее решения может стать фольклор, «который осознается современным обществом как самобытный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальной культуре, к истории народа». Современные психологические и педагогические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности. Наиболее интересной и доступной детям формой я считаю народный театр, инсценирование народных сказок, создание музыкально-театральных постановок. Анализируя весь свой опыт работы с детским коллективом, я пришла к выводу, что самым удачным воплощением подобной формы работы стал фольклорный сценарий музыкальной сказки «Новоселье в теремке». Именно он позволяет незаметно и занимательно ввести ребёнка в мир народной культуры, решить задачи развития у детей творческого воображения, мышления, памяти, мелкой моторики, эмоциональности и артистичности, одновременно позволив им быть активными участниками творческого процесса. Несомненным достоинством неоднократно поставленной нами музыкальной сказки «Новоселье в теремке» является насыщенность её малыми жанрами фольклора (скороговорок, потешек, прибауток, считалок, побасенок и др.). Они органично вплетены в драматургию театрализованного представления, наряду с народными песнями, танцами и играми. Все прекрасно знают, что игра – самый желанный и незаменимый вид деятельности детей младшего возраста. Именно в игре ребенок может наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Л.С. Выготский считал, что «именно игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого». Использование народных игр добавляет фольклорной постановке характер интерактивности, позволяет включать зрителей и слушателей в сценическое действие, что также соответствует «круговому» характеру фольклорных действ. Сценарий фольклорной сказки «Новоселье в теремке» невероятно демократичен, он позволяет ставить её с детьми очень разного возраста, начиная с 5-6 лет. Не менее интересен он и детям младшего школьного возраста. Всё зависит от репертуара, которым сценарий насыщается. Дети дошкольного возраста исполняют песни более простые, дети постарше – более сложный репертуар. Постановка позволяет многим детям попробовать свои силы в качестве индивидуальных артистов. Ведь в теремок, следуя законам сказки, приходит Мышка. Она играет с детьми в народную игру «Воевода». Лягушка вместе со всеми поёт закличку «Дождик». Ёжик приходит вместе с дудочками, которые иллюстрируют песню «Савка и Гришка». Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь – ролей хватает всем, причём доступный текст постановки позволяет детям без труда заменять заболевших артистов, пробовать свои силы в новых ролях. Работая с данным сценарием на протяжении нескольких лет, анализируя его, совершенствуя, я пришла к выводу, что «Новоселье в теремке» — яркий пример применения проектного метода в дополнительном образовании. Это подтверждают основные признаки проектной деятельности: инновационность, наличие экспериментально-исследовательской работы на протяжении полугода и представление результата проекта в форме музыкально-фольклорного спектакля. Работа по проектному методу дает ребенку возможность экспериментировать, самостоятельно находить и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела. Проектная работа «Новоселье в теремке» в 2011 году стала своеобразной творческой презентацией ансамбля народной песни «Ладушки», когда коллектив подтверждал звание Образцовый. Анализируя выступление ансамбля, эксперты приняли положительное решение, отметив оптимальное сочетание сценической дисциплины и творческой свободы участников, атмосферу совместного творчества, высокий уровень исполнительской культуры, а также соответствие возрастным особенностям участников коллектива.
Пожаловаться 11 ноября 2013
Файлы
АПНК-2013 Ковалева.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

«Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре».


Ковалева Светлана Владимировна

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ДЮЦ гор. Гвардейска

Тема моего выступления – «Повышение мотивации младших школьников в приобщении к национальной музыкальной культуре». Более десяти лет я руковожу ансамблем народной песни «Ладушки», и в последние годы всё чаще встаёт вопрос: как сформировать у детей устойчивый интерес к изучению народной культуры?

Не секрет, что фольклорная среда современного человека, особенно городского, практически отсутствует, поэтому всё актуальнее становится проблема, связанная с вопросом: каким образом ввести ребенка в мир народной культуры, как сделать это вхождение занимательным и личностно окрашенным?

Гармонично развитая личность стояла в основе и дворянского и крестьянского воспитания в России. Революция разрушила эти устои. На смену им пришли новые, в которых не было места старым традициям. Не одно поколение русских людей выросло, не зная своих корней. На современном этапе развития педагогика ставит перед собой много актуальных задач, одна из которых – проблема эффективности художественного воспитания детей. Действенным средством ее решения может стать фольклор, «который осознается современным обществом как самобытный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальной культуре, к истории народа».

Современные психологические и педагогические исследования говорят о том, что способность понимать прекрасное не только умом, но и чувством наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребёнок не является пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздаёт художественные образы, участвуя в доступных ему формах художественной самодеятельности.

Наиболее интересной и доступной детям формой я считаю народный театр, инсценирование народных сказок, создание музыкально-театральных постановок.

Анализируя весь свой опыт работы с детским коллективом, я пришла к выводу, что самым удачным воплощением подобной формы работы стал фольклорный сценарий музыкальной сказки «Новоселье в теремке». Именно он позволяет незаметно и занимательно ввести ребёнка в мир народной культуры, решить задачи развития у детей творческого воображения, мышления, памяти, мелкой моторики, эмоциональности и артистичности, одновременно позволив им быть активными участниками творческого процесса.

Несомненным достоинством неоднократно поставленной нами музыкальной сказки «Новоселье в теремке» является насыщенность её малыми жанрами фольклора (скороговорок, потешек, прибауток, считалок, побасенок и др.). Они органично вплетены в драматургию театрализованного представления, наряду с народными песнями, танцами и играми.

Все прекрасно знают, что игра – самый желанный и незаменимый вид деятельности детей младшего возраста. Именно в игре ребенок может наиболее полно выразить себя, проявить свою индивидуальность и творческое начало. Л.С. Выготский считал, что «именно игра становится формой сохранения живого фольклора и имеет огромные преимущества по сравнению с другими видами деятельности, поскольку никогда не утомляет и естественно включает детей в орбиту познаваемого».

Использование народных игр добавляет фольклорной постановке характер интерактивности, позволяет включать зрителей и слушателей в сценическое действие, что также соответствует «круговому» характеру фольклорных действ.

Сценарий фольклорной сказки «Новоселье в теремке» невероятно демократичен, он позволяет ставить её с детьми очень разного возраста, начиная с 5-6 лет. Не менее интересен он и детям младшего школьного возраста. Всё зависит от репертуара, которым сценарий насыщается. Дети дошкольного возраста исполняют песни более простые, дети постарше – более сложный репертуар.

Постановка позволяет многим детям попробовать свои силы в качестве индивидуальных артистов. Ведь в теремок, следуя законам сказки, приходит Мышка. Она играет с детьми в народную игру «Воевода». Лягушка вместе со всеми поёт закличку «Дождик». Ёжик приходит вместе с дудочками, которые иллюстрируют песню «Савка и Гришка». Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь – ролей хватает всем, причём доступный текст постановки позволяет детям без труда заменять заболевших артистов, пробовать свои силы в новых ролях.

Работая с данным сценарием на протяжении нескольких лет, анализируя его, совершенствуя, я пришла к выводу, что «Новоселье в теремке» - яркий пример применения проектного метода в дополнительном образовании. Это подтверждают основные признаки проектной деятельности: инновационность, наличие экспериментально-исследовательской работы на протяжении полугода и представление результата проекта в форме музыкально-фольклорного спектакля.

Работа по проектному методу дает ребенку возможность экспериментировать, самостоятельно находить и синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Метод проектов позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.

Проектная работа «Новоселье в теремке» в 2011 году стала своеобразной творческой презентацией ансамбля народной песни «Ладушки», когда коллектив подтверждал звание Образцовый. Анализируя выступление ансамбля, эксперты приняли положительное решение, отметив оптимальное сочетание сценической дисциплины и творческой свободы участников, атмосферу совместного творчества, высокий уровень исполнительской культуры, а также соответствие возрастным особенностям участников коллектива.


Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    14 ноября 201323:04
    Татьяна Остапцова

    Здравствуйте, уважаемая Светлана Владимировна! Вы разместили в группу интересный и полезный материал. Однако, к сожалению, он не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению загружаемых материалов Портала.
    Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»).http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
    Обратите внимание на размещение логотипа Портала на титульных листах документа. Расширьте, пожалуйста, его методическую часть, добавьте фотографии с выступлениями ваших воспитанников (слишком мало материала, его надо дополнить).
    Надеюсь в ближайшее время увидеть Ваш материал в библиотеке нашей группы! О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru