В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

"Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников"

"Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников"

Анастасия Тапхарова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 13252
Краткое описание
Показать пути  реализации основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
Описание

«Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников» А. П. Тапхарова Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нукутская средняя общеобразовательная школа
село Нукуты Нукутский район Иркутская область Аннотация В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из важнейших направлений работы МБОУ Нукутской средней общеобразовательной школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения. Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся. 
В 90-е годы двадцатого века в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Это явление оказало отрицательное влияние на развитие национальной культуры и на нашей территории муниципального образования «Нукуты». Сегодня мы сталкиваемся с проблемами отсутствия языковой среды, на родном бурятском языке разговаривают в быту лишь часть взрослого населения, а также слабым знанием культурных народных традиций и обычаев среди школьников и молодежи. Задачей современной школы, в том числе и нашей Нукутской средней общеобразовательной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней. Подпрограмма «Национальные традиции сохраним» является частью программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ Нукутская СОШ. Концептуальными идеями, задачами этнокультурного содержания подпрограммы являются изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине. Национальный состав обучающихся смешанный, в школе — 159 детей, из них бурят- 92, русских- 58, татар -9. Исходя, из национального состава детей, ведущей идеей подпрограммы является возрождение и развитие бурятской культуры. Основой подпрограммы «Национальные традиции сохраним» является организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса для создания условий проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций. Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности. Дети охотно посещают такие кружки как «Культура бурятского народа», «Школа музейной культуры». Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее — качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы в школьном музее изучают отдел «Жизнь и быт бурят», «Национальная одежда бурят». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы.
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине стали целями изучения темы «Село в годы Великой Отечественной войны». Результатом стал реализованный проект «Возвращение солдата», посвященный без вести пропавшему земляку Власову Федору Панталаевичу. Детьми был создан видеофильм «Возвращение солдата», который стал лауреатом III Евразийского телевизионного конкурса социальных программ и фильмов для молодежи «Я — Человек». Диск фильма был торжественно вручен дочери солдата Халтубаевой Евдокии Федоровне. С декоративно-прикладным искусством бурятского народа, укладом жизни наших далеких предков дети знакомятся на кружке «Умелица». На практике дети изготавливают своими руками сувениры, национальные куклы, макеты юрты.
Интегрируя занятия кружков «Культура бурятского народа» и «Любительское видеотворчество» педагоги дополнительного образования и члены кружков совместно выполняют проекты. Изучение богатейшего пласта духовного наследия бурятского народа как народные сказки оказало огромное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей. Творческий коллектив педагогов и обучающихся работал над созданием фильма по мотивам бурятской народной сказки «Человек –медведь», который стал победителем регионального интернет – проекта «Народные сказки устами молодых» в 2012 году. Данная работа размещена на сайте «Найдал» (http://naidal.ucoz.ru/). У каждого народа есть свои произведения, составляющие его национальную ценность. У бурят это – героический эпос «Гэсэр». Для понимания истории художественной культуры бурят особый смысл приобретает изучение деятельности сказителей улигершинов. Создавая яркие образы, сюжеты, мотивы они хранили в памяти и передавали из поколения в поколение, были неутомимыми пропагандистами культуры своего народа. Знание своих корней, традиций, культурных ценностей и символов становится основой формирования духовно-нравственной личности. Высоконравственные идеалы его прочно вошли в понятие духовности бурятского народа, потому что «Гэсэр» утверждает общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, торжества добра и справедливости. Жемчужина народного слова сокрыта в эпическом стиле повествования. Поэтический язык «Гэсэра» — непревзойденный образец словесного искусства, в нем — залог сохранения языка нации. Нукутская земля тесна связана с уникальным творением нашего народа — происхождение названия села Нукуты ( бур.-Нухэд) произошло от слова „нухэн“ (»ямы") — легенда гласит, что они образовались от следов копыт коней Гэсэра. Во время поединка Гэсэра и Лобсоголдой-мангадхая, образовались священные горы Туроон и Оксогор. На этой земле жили великие сказители Папа Тушемилов, Пёохон Петров, Бажей Жатухаев, Александр Васильев, Парамон Дмитриев. Именно на Нукутской земле, в селе Хадахан, родине Пёохона Петрова было поднято и освящено знамя Гэсэра, ставшее началом великой Гэсэриаде, отправной точкой маршрута знамени Гэсэра. В результате изучения таких исторических событий творческая группа школы пришла к идее создания проекта «Земля Гэсэра» с целью возрождения интереса к эпосу «Гэсэр» у современных школьников.Данный проект направлен на создание документального фильма «Земля Гэсэра» на основе изучения истории родного края Унгинской долины. Проект предусматривал изучение членами кружков истории родного края, знакомство с биографией и творчеством улигершинов– сказителей Унгинской долины Папы Тушемилова, Пёохона Петрова, Бажея Жатухаева, Александра Васильева, Парамона Дмитриева, изучения бурятского героического эпоса «Гэсэр» и документальных источников проведения Гэсэриады с 1991-1995 годы. При подготовке проекта была встреча членов творческой группы с организатором мероприятий Гэсэриады Болдохоновым Павлом Михайловичем –(с.Хадахан Нукутского района), где он предоставил документы и оказал консультационную поддержку при составлении сценария. Документы для изучения предоставила супруга главы администрации Нукутского района Семенова Ярослава Антоновича – Семенова Маина Андреевна. (с.Нукуты Нукутский район).
Проект «Земля Гэсэра» стал победителем межрегионального онлайн — фестиваля «Интерактивный белый месяц-2013» в номинации «Этнокультурный проект 21 века».
Два фильма «Человек-медведь» и «Земля Гэсэра» рекомендованы Центром этнокультурного образования Иркутского ИПКРО как методический продукт для использования педагогами в урочной и во внеурочной деятельности этнокультурной направленности. Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников. Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сагаалган, так как в нем принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый классы, родители, бабушки и дедушки, педагоги школы, и с удовольствием приходят на праздник местное население. К празднованию готовятся за месяц, так как программа состоит из двух частей: концерта, где ребята демонстрируют свои таланты в песнопениях и танцах. Вторая часть состоит из конкурса бурятской кухни, где в каждом классе разворачивается национальная кухня. Художественно и красиво в национальном стиле оформляется кухня, каждый класс относится к этому творчески, какой – то класс из лент имитируют юрту, а другие оборудуют из шкур. Накрывают столы из национальных блюд, ходят в гости друг к другу.
Одновременно взрослые устраивают ехор, а малыши начального звена играют в народные бурятские игры, такие как «Хууштээ хубуун» («Самый сильный»), «Табан яhан» («Пять косточек»), «Шоно ба азарга» (Волк и жеребец»). В конкурсную программу входит приветствие гостей, разнообразие национальных блюд, оформление юрты.
Праздник Сагаалган стал неотъемлемой частью традиционной культуры. Здесь дети ближе знакомятся с оригинальностью национальной кухни, духовно обогащаются культурой своего народа, начинают ценить и любить древние обычаи и традиции. Возрождению обрядов, обычаев традиционной культуры в наши дни является еще один любимый детьми праздник «Сур-Харбан», на котором ребята сами принимают активное участие и в спортивных и культурных состязаниях. Большую помощь в реализации проекта оказывают родители, которые поддерживают начинания своих детей, они шьют сами национальные костюмы для выступлений.
Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека. Буряты считают, что детей нужно приучать к труду уже с ранних лет. Эта мысль отражалась в ряде пословиц: «Любишь мясо есть — лучше ухаживай за скотом», «Трудолюбивому – почет, ленивому – насмешки». На сегодняшний день и современные ребятишки с удовольствием работают на пришкольном участке, помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, осознавая то, что это им необходимо. Труд школьников нацелен на конечный полезный обществу и нужный самому школьнику результат. Итоги труда он ощущает в выращивании овощей для витаминизации блюда, горячего питания. Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы «одаривает» его, развешивая на его ветках что – либо памятное. В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание.Мы гордимся, что живем на берегу красивого Братского водохранилища, водохранилища, образованного плотиной Братской ГЭС на реке Ангара. Красота нашей природы располагает к тому, что на берегу любят отдыхать и дети, и взрослое население, а также гости нашего села. С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради блага и красоты малой Родины вшколе реализуются социальные проекты «Милый край» и «Чистый берег». Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является подпроект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты. Стремление к национальному возрождению, повышению интереса к традиционной культуре характерна для нашей школы. По традиции всегда мы встречаем гостей белой пищей, говоря им приветственные слова: Гостеприимна традиция наша Чтобы друзьями хорошими стать Гостям мы подносим Полную молочную чашу С лучшим напитком Аршану под стать
Результатами реализации подпроекта «Национальные традиции сохраним» можно считать, что наши обучающиеся являются победителями и призерами таких выставок, как «Бурятская юрта», «Кукла в национальном костюме», конкурсов рисунков «Народный костюм», «Расцветай, мой край», конкурсов творческих работ «Я на этой земле родился» и «Воспевая свой край родной», конкурса социальных проектов «Мир добра», республиканского турнира по стрельбе из национального лука. Педагоги приняли участие в областном семинаре «Этнокультурное образование в современной школе». Богатство народа это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников Нукутской средней школы.
Литература 1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. –Улан-Удэ, 1993 3. Ц.Р.Базаров, Е.Г.Базарова, В.Б.Бартуева. Сельская школа в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы.- Улан-Удэ, 2011 4. http://naidal.ucoz.ru/load/internet_proekt/30

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Тапхарова А.П. Нукуты.docx Скачать

"Этнокультурное воспитание в условиях реализации

внеурочной деятельности школьников»



А. П. Тапхарова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Нукутская средняя общеобразовательная школа

село Нукуты Нукутский район Иркутская область

Аннотация статьи. В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной.  Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта. Поэтому одним из важнейших направлений работы МБОУ Нукутской средней общеобразовательной школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения. Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся.

В 90-е годы двадцатого века в России сформировался идеал свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Это явление оказало отрицательное влияние на развитие национальной культуры и на нашей территории муниципального образования «Нукуты». Сегодня мы сталкиваемся с проблемами отсутствия языковой среды, на родном бурятском языке разговаривают в быту лишь часть взрослого населения, а также слабым знанием культурных народных традиций и обычаев среди школьников и молодежи.

Задачей современной школы, в том числе и нашей Нукутской средней общеобразовательной школы является возрождение национальной культуры, восстановление утраченных ценностей. Применительно к решению этих проблем в современных условиях актуальна на сегодняшний день Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта). Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Самоидентификация народа и личности начинается с истоков его культуры, с познания своих корней.

Подпрограмма «Национальные традиции сохраним» является частью программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся МБОУ Нукутская СОШ. Концептуальными идеями, задачами этнокультурного содержания подпрограммы являются изучение родного края, обычаев, традиций своего народа, формирования гражданских и патриотических чувств, любви к малой Родине. Национальный состав обучающихся смешанный, в школе - 159 детей, из них бурят- 92, русских- 58, татар -9. Исходя, из национального состава детей, ведущей идеей подпрограммы является возрождение и развитие бурятской культуры. Основой подпрограммы «Национальные традиции сохраним» является организация внеурочной деятельности, как неотъемлемая часть образовательного процесса для создания условий  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.

Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности. Дети охотно посещают такие кружки как «Культура бурятского народа», «Школа музейной культуры». Любовь к Родине, к Отчизне начинается с любви к своему краю. Постепенно она переходит в любовь к своей стране. Вот почему в формировании социально-нравственных качеств личности значима роль краеведения. Особая роль на этом пути принадлежит краеведческой исследовательской работе, воспитывающей у школьников любовь к родной земле, гордость за её прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется активная жизненная позиция, гражданственность. Юные краеведы в школьном музее изучают отдел «Жизнь и быт бурят», «Национальная одежда бурят». Узнают, какую одежду одевали женщины и мужчины в прошлом, а также демонстрируют и свои современные национальные костюмы.

P1040384







Гражданский патриотизм, любовь к Родине, уважение к истории, гордость за людей, проживавших и живущих на малой Родине стали целями изучения темы «Село в годы Великой Отечественной войны». Результатом стал реализованный проект «Возвращение солдата», посвященный без вести пропавшему земляку Власову Федору Панталаевичу. Детьми был создан видеофильм «Возвращение солдата», который стал лауреатом III Евразийского телевизионного конкурса социальных программ и фильмов для молодежи «Я - Человек». Диск фильма был торжественно вручен дочери солдата Халтубаевой Евдокии Федоровне.

С декоративно-прикладным искусством бурятского народа, укладом жизни наших далеких предков дети знакомятся на кружке «Умелица». На практике дети изготавливают своими руками сувениры, национальные куклы, макеты юрты.

IMG_0152IMG_0135IMG_0142

Интегрируя занятия кружков «Культура бурятского народа» и «Любительское видеотворчество» педагоги дополнительного образования и члены кружков совместно выполняют проекты. Изучение богатейшего пласта духовного наследия бурятского народа как народные сказки оказало огромное влияние на формирование общей культуры детей, принятие ими духовно-нравственных ценностей. Творческий коллектив педагогов и обучающихся работал над созданием фильма по мотивам бурятской народной сказки «Человек –медведь», который стал победителем регионального интернет – проекта «Народные сказки устами молодых» в 2012 году. Данная работа размещена на сайте «Найдал» (http://naidal.ucoz.ru/).

У каждого народа есть свои произведения, составляющие его национальную ценность. У бурят это – героический эпос «Гэсэр». Для понимания истории художественной культуры бурят особый смысл приобретает изучение деятельности сказителей улигершинов. Создавая яркие образы, сюжеты, мотивы они хранили в памяти и передавали из поколения в поколение, были неутомимыми пропагандистами культуры своего народа. Знание своих корней, традиций, культурных ценностей и символов становится основой формирования духовно-нравственной личности. Высоконравственные идеалы его прочно вошли в понятие духовности бурятского народа, потому что «Гэсэр» утверждает общечеловеческие ценности, идеи гуманизма, торжества добра и справедливости. Жемчужина народного слова сокрыта в эпическом стиле повествования. Поэтический язык «Гэсэра» - непревзойденный образец словесного искусства, в нем - залог сохранения языка нации. Нукутская земля тесна связана с уникальным творением нашего народа - происхождение названия села Нукуты ( бур.-Нухэд) произошло от слова "нухэн" ("ямы") - легенда гласит, что они образовались от следов копыт коней Гэсэра. Во время поединка Гэсэра и Лобсоголдой-мангадхая, образовались священные горы Туроон и Оксогор. На этой земле жили великие сказители Папа Тушемилов, Пёохон Петров, Бажей Жатухаев, Александр Васильев, Парамон Дмитриев. Именно на Нукутской земле, в селе Хадахан, родине Пёохона Петрова было поднято и освящено знамя Гэсэра, ставшее началом великой Гэсэриаде, отправной точкой маршрута знамени Гэсэра.   В результате изучения таких исторических событий творческая группа школы пришла к идее создания проекта "Земля Гэсэра" с целью возрождения интереса к эпосу «Гэсэр» у современных школьников. Данный проект направлен на создание документального фильма «Земля Гэсэра» на основе изучения истории родного края Унгинской долины. Проект предусматривал изучение членами кружков истории родного края, знакомство с биографией и творчеством улигершинов– сказителей Унгинской долины Папы Тушемилова, Пёохона Петрова, Бажея Жатухаева, Александра Васильева, Парамона Дмитриева, изучения бурятского героического эпоса «Гэсэр» и документальных источников проведения Гэсэриады с 1991-1995 годы. При подготовке проекта была встреча членов творческой группы с организатором мероприятий Гэсэриады Болдохоновым Павлом Михайловичем –(с.Хадахан Нукутского района), где он предоставил документы и оказал консультационную поддержку при составлении сценария. Документы для изучения предоставила супруга главы администрации Нукутского района Семенова Ярослава Антоновича – Семенова Маина Андреевна. (с.Нукуты Нукутский район). Проект «Земля Гэсэра» стал победителем межрегионального онлайн - фестиваля «Интерактивный белый месяц-2013» в номинации «Этнокультурный проект 21 века».

Два фильма «Человек-медведь» и «Земля Гэсэра» рекомендованы Центром этнокультурного образования Иркутского ИПКРО как методический продукт для использования педагогами в урочной и во внеурочной деятельности этнокультурной направленности.

Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников.

Самым массовым мероприятием является празднование национального праздника Сагаалган, так как в нем принимают участие учащиеся с первого по одиннадцатый классы, родители, бабушки и дедушки, педагоги школы, и с удовольствием приходят на праздник местное население. К празднованию готовятся за месяц, так как программа состоит из двух частей: концерта, где ребята демонстрируют свои таланты в песнопениях и танцах. SL700856













Вторая часть состоит из конкурса бурятской кухни, где в каждом классе разворачивается национальная кухня. Художественно и красиво в национальном стиле оформляется кухня, каждый класс относится к этому творчески, какой – то класс из лент имитируют юрту, а другие оборудуют из шкур. Накрывают столы из национальных блюд, ходят в гости друг к другу.

SL707821SL700885

Одновременно взрослые устраивают ехор, а малыши начального звена играют в народные бурятские игры, такие как «Хууштээ хубуун» («Самый сильный»), «Табан яhан» («Пять косточек»), «Шоно ба азарга» (Волк и жеребец»). В конкурсную программу входит приветствие гостей, разнообразие национальных блюд, оформление юрты.



P1040417SL700875б



Праздник Сагаалган стал неотъемлемой частью традиционной культуры. Здесь дети ближе знакомятся с оригинальностью национальной кухни, духовно обогащаются культурой своего народа, начинают ценить и любить древние обычаи и традиции.

Возрождению обрядов, обычаев традиционной культуры в наши дни является еще один любимый детьми праздник «Сур-Харбан», на котором ребята сами принимают активное участие и в спортивных и культурных состязаниях. Большую помощь в реализации проекта оказывают родители, которые поддерживают начинания своих детей, они шьют сами национальные костюмы для выступлений.

SL708457















Любовь к труду и людям труда – важнейшая заповедь народного воспитания. Она освещена вековым укладом жизни народа и направлена на сохранение и приумножение материальной и духовной потребности как основы существования человека. Буряты считают, что детей нужно приучать к труду уже с ранних лет. Эта мысль отражалась в ряде пословиц: «Любишь мясо есть - лучше ухаживай за скотом», «Трудолюбивому – почет, ленивому – насмешки». На сегодняшний день и современные ребятишки с удовольствием работают на пришкольном участке, помогают родителям в ведении домашнего хозяйства, осознавая то, что это им необходимо. Труд школьников нацелен на конечный полезный обществу и нужный самому школьнику результат. Итоги труда он ощущает в выращивании овощей для витаминизации блюда, горячего питания.

Природоохранная работа имеет глубокие народные корни. Преклонение перед природной стихией, почитание зверей, птиц, растений используется в воспитательной деятельности. Дети с малых лет приучаются бережно относиться к каждому дереву, животному и насекомому. Знакомятся с обычаями народа, к примеру, никому не разрешается рубить дерево, наоборот, любой проходящий мимо как бы «одаривает» его, развешивая на его ветках что – либо памятное. В религиозных верованиях народа, связанных с преклонением перед силами природы, можно найти рациональное, что помогает совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Все верования, обычаи, установленные порядки решают экологическое воспитание. Мы гордимся, что живем на берегу красивого Братского водохранилища, водохранилища, образованного плотиной Братской ГЭС на реке Ангара. Красота нашей природы располагает к тому, что на берегу любят отдыхать и дети, и взрослое население, а также гости нашего села. С целью благоустройства села, привлечения внимания общественности к экологическим проблемам родного края, вовлечения учащихся школы в общественно-полезную работу ради блага и красоты малой Родины в школе реализуются социальные проекты «Милый край» и «Чистый берег».

Важное место в нравственном формировании учащихся занимает привитие уважения и почитания старших. Одним из мероприятий в этом направлении является подпроект «Ветеран живет рядом», где дети помогают ветеранам войны и труженикам тыла на дому, поздравляют их с праздниками и устраивают для них концерты.S7000381







Стремление к национальному возрождению, повышению интереса к традиционной культуре характерна для нашей школы. По традиции всегда мы встречаем гостей белой пищей, говоря им приветственные слова:

Гостеприимна традиция наша

Чтобы друзьями хорошими стать

Гостям мы подносим

Полную молочную чашу

С лучшим напитком Аршану под стать

P1040069









Результатами реализации подпроекта «Национальные традиции сохраним» можно считать, что наши обучающиеся являются победителями и призерами таких выставок, как «Бурятская юрта», «Кукла в национальном костюме», конкурсов рисунков «Народный костюм», «Расцветай, мой край», конкурсов творческих работ «Я на этой земле родился» и «Воспевая свой край родной», конкурса социальных проектов «Мир добра», республиканского турнира по стрельбе из национального лука. Педагоги приняли участие в областном семинаре «Этнокультурное образование в современной школе».

Богатство народа - это не только развитая экономика, но, в первую очередь, высокое национальное самосознание. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами для школьников Нукутской средней школы.





Литература

  1. А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков. В.А.Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

  2. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. –Улан-Удэ, 1993

  3. Ц.Р.Базаров, Е.Г.Базарова, В.Б.Бартуева. Сельская школа в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы.- Улан-Удэ, 2011

  4. http://naidal.ucoz.ru/load/internet_proekt/30



10


Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров