В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок по истории на тему:"Казахстан в 60-х-80-х г.г."

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Тема урока: Казахстан в 60-х-80-хг.г.

Задачи урока: продолжить формирование знаний учащихся о политической, экономической жизни страны в период середины 60-80-х гг.; обеспечить на уроке повторение, закрепление и проверку усвоения учащимися навыков по теме; развивать у учащихся способность к конкретному и обобщенному мышлению в работе с документами, умение логически, последовательно излагать свои мысли.

Тип урока: проблемный урок.

Наглядные пособия:

Текст учебника

Карта Республики Казахстан

Карта «Народное хозяйство Казахстана в 60-80-е годы»


Оборудование: магнитофон

Ввод в тему.

Проблемное задание.

Конец 60-х гг. – очень сложный и противоречивый период в нашей истории, названный застоем. Оценки этого времени противоречивы, особенно сейчас. Многие испытывают ностальгию по тем временам. Сегодня как бы окунувшись в то врем, вы сами должны решить, была ли эта система гуманной и демократической и духовной жизни этого периода?

(Имитация радиопередач тех лет)

РАДИО.

Звучит сигнал. Голос диктора.

-Доброе утро, дорогие товарищи. Московское время – 9 часов.

- 27 октября в Кремле состоялись Советско – северойеменские переговоры. На переговорах, проходивших в дружественной обстановке были всесторонне рассмотрены вопросы отношений между СССР и ЙАР. Особое внимание было уделено положению на Ближнем Востоке. Л.И.Брежнев подчеркнул, что у Советского Союза не было и нет недобрых замыслов в отношении государства района Ближнего Востока. СССР – искренний, последовательный и бескорыстный друг всех арабских народов.

- В самый канун праздника 64-й годовщины Великого Октября страна узнает о большом трудовом достижении тюменских нефтяников: они добыли 2-х миллиардную тонну нефти менее, чем за 18 лет с начала освоения богатейшей подземной кладовой. Примечательно, что 2-х млрд. был получен немногим более, чем за 3 года, тогда на добычу первого ушло 14 лет.

- Хабаровск. Свыше 5 тыс. семей отметят новоселье в комфортабельных квартирах накануне годовщины Великого Октября. Строители новоселов ветераны войны и труда, победители социалистического соревнования, ударники коммунистического труда.

-Свыше 50 тыс. тонн сверх плана выдали на-гора шахты «Красногвардейская» Донецкого угольного бассейна. Свой подарок стране шахтеры приручили к очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции.

Товарищи, послушайте выступление работника Прокуратуры СССР тов. Петрова А.М.

В последнее время в буржуазной прессе часто упоминается имя академика Сахарова. В августе этого года Сахарова приглашали в Прокуратуру СССР и предупредили, что его используют не только силы, враждебные нашей стране, но и иностранные разведки. Побывав у прокурора, он стал осмотрительнее на поворотах, но несколько убавил пыл по сколачиванию антисоветского движения. Для этого нужны деньги, их он и выпрашивает у иностранцев. Сам-то Сахаров не мог жаловаться на скупость средств, - он получал от государства все, что положено человеку, числящемуся в АН СССР. Но ему нужна и валюта. Она вручается Сахарову под «приличным» предлогом – Нобелевской премии, просьбы о подаяниях продолжаются. В интервью французской газете «Франс сезар» он пожаловался на свое тяжелое материальное положение, «необходимость постоянно помогать нашим друзьям, знакомым и незнакомым людям».

Круг знакомых, кормящихся у раздаточной Сахарова, весьма значителен, и среди них немало лиц с темным прошлым и настоящим. Он как магнит притягивает к себе уголовные, антиобщественные элементы. Он буквально избрал своей новой профессией роль «благодетеля». Больше того, он назойливо приглашает руководителей западных держав объединить с ним усилия на этом поприще. Духовный отщепенец, провокатор Сахаров всеми своими подрывными действиями давно поставил себя в положение предателя своего народа и государства. То, что проделывал Сахаров против своей Родины, злоупотребляя терпением советского народа, по законам любой современной страны является тяжким преступлением. Западная пропаганда пытается сконструировать некую «проблему Сахарова». Но такой проблемы просто нет. Во всяком случае, ее нет для советского народа. А заботы тех, кто руководил Сахаровым из-за рубежа – это заботы нечистоплотного свойства.

II. Слово учителя.

Период с середины 60-х до середины 80-х гг. вошел в историю нашей страны как период застоя. Мы жили, словно в вакууме, изолированные от мировой цивилизации «железным занавесом». Расхождение между словом и делом вызывали социальную апатию, нарастанию которой способствовали нарушения социальной справедливости, девальвация идеологических и нравственных ценностей, взяточничество, коррупция, рост преступности. Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенства способствовали разложению партийно-государственного аппарата. Большинство людей не читали газет, телевизор включался только во время показа художественных фильмов или каких-либо развлекательных программ типа «Кабачка 13 стульев», которых было очень мало. Много времени на ТВ отводили таким программам, как, например «Ленинский университет миллионов». Ежедневно, ровно в 20:30 передавали программу «Время», которую мало кто слушал, так как «В Багдаде всегда все было спокойно». Мы только и делали, что боролись за мир и стояли на трудовой вахте. Так мы и жили. Средства массовой информации пропагандировали преимущества социалистического строя, славословили в честь известного борца и продолжателя ленинских идей Л.И.Брежнева. А прилавки магазинов продолжали пустеть. Появилось такое явление, как блат. Людей все больше волновал вопрос: «Где достать?». Большинство людей было заражено вещизмом. Чтобы узнать, как жили люди тогда, чем дышали, о чем говорили, давайте приоткроем дверь в одну из кухонь того времени. Почему в кухню?. А потому, что говорить свободно в то время люди могли только у себя дома, на кухне среди близких людей.

Кухня. (Действующие лица: муж, жена, сын, дочь, две семейные пары (гости))

Жена: Ты почему опять так поздно?

Муж: Был на партсобрании. Жена: Опять. И что же вы на этом партсобрании обсуждали?

Муж: Заявление от Егоровой и Астафьевой.

Жена: Интересно.

Муж: Егорова просила разобрать поведение своего мужа, ты его знаешь, он на 3-м участке, мастером работает. Тот решил бросить семью.

Жена: Ну-ну, и что же?

Муж: Что – что же? Заставили вернуться в семью, поставив фактом: партбилет или развод. Жена: А что Астафьева?

Муж: Вся в слезах. Муж, который месяц не приносит зарплат, пропивает. Решили его зарплату выдавать жене. Гость (1): А что вы еще там постановили? Небось, опять суббота черная будет?

Муж: Угадал. В эту субботу опять субботник.

Гость (2): А у меня анекдот свежий про субботник. Значит так: Кремль. Субботник. Бревно то же, Ильич другой. Гость (1): А ты знаешь разницу между политическим анекдотом и обыкновенным? – 3 года. Гостья (1): Сегодня купила в киоске «Целину» Брежнева.

Жена: Чего это ты?

Гостья (1): Давали в нагрузку к книге Дюма «Три мушкетера».

Гость (1): Брежнев встречает Устинова и спрашивает: «Слушай, ты читал мою «Целину»? Тот отвечал: «Конечно, Леонид Ильич». «Ну и как?» - спрашивает Брежнев. «Здорово», - отвечает Устинов. Брежнев задумчиво: «Все хвалят, может и мне прочитать».

Входят дети, здороваются.

Сын: Ма, тебя завтра в школу вызывают.

Мать: А что случилось?

Сын: Надел новые штаны. А у входя военрук с физруком с линейкой в руках. Измеряют ширину брюк. Отец: В наше время носили дудочки, и нас заставляли наоборот расширить их. Ну и что дальше? Сын: Мне удалось проскочить. Но во время урока вошла комиссия с ножницами, и Тамара Петровна стала срезать пряди волос у битлаков, чтобы заставить их постричься. Я сказал, что она не имеет права так делать. Ну, и меня выгнали. Мать: Господи, сколько раз тебе говорила, не лезь на рожон. Ведь ничего не докажешь. Дочь: Вообще, эта Тамара Петровна всегда придирается. Вызывала пересказывать сон Веры Павловны, а я только открою страницу этого дурацкого «Что делать?» - меня ко сну тянет. Мать: Ладно, давайте чай пить.

Гостья (1): Господа, «Птичье молоко» откуда?

Мать: Соседка на кондитерской фабрике работает. Она и носит, по 3 рубля за коробку. Гостья (2): И не боятся же люди.

Гость (2): А чего бояться? Вынесет 10 коробок, две на проходной отдаст и все.

Отец: До чего дошли. В магазинах пусто, зато у каждого в холодильнике и колбаса, и масло, и конфеты. Кругом несуны и ворюги. А мы их поощряем, покупаем ворованное. Гостья (1): А что делать прикажешь? Сегодня в магазине колбасу давали. Очень огромная. А когда стала кончаться колбаса, такая давка началась! Несколько человек прибавило. Старушку бедную вытащили из очереди почти без сознания. У меня самой сердце схватило, стояла 1,5 часа и без толку, все равно не хватило.

Гостья (2): Эти продавцы хорошо живут. Спрятали, наверное, 20 кг колбасы для своих блатных. У моей соседки, что в магазине работает, чего только нет, что ей только не принося. «Ты – мне, я – тебе» называется. Гость (1): Зато в Москве что делается, мне знакомый рассказывал. У него родственник там живет, так во время Олимпиады в Москве прилавки в магазинах ломились от различных заморских деликатесов, не говоря уж об осетрине и икре. Гостья (2): Неужели ломились, и никто не покупал?

Гость (1): Некому было. Всех, кого могли – из города вывезли. Детей и студентов чуть ли не насильно. Надо же было пыль в глаза пустить.

Гость (2): Вот уж точно: Брови черные, густые,

Речи длинные, пустые.

Нет ни мяса, ни конфет -

На черта нам этот дед?

Слово учителя:

Эпоха Брежнева действительно была эпохой анекдотичной. Идет торжественное заседание. Президиум такой, что в один кадр не помещается. Выход был такой: делают несколько снимков, потом аккуратно склеивают, а по сообщения ТАСС проверяют, все ли на месте: Мазуров, Устинов, Капитонов… Стоп, где Капитонов? В отчете фигурирует, на снимке – нет. Срочно вклеивают в Президиум фигуру Капитонова. Наутро смотрят в газетах: сидят в Президиуме Мазуров, Капитонов, Устинов. А еще один Капитонов зачитывает с трибуны доклад о немеркнущей роли бессмертных идей. Проглядели. А уж в текстах какие ошибки случались! Даже не ошибки – опечатки. Буковку пропустишь, получается вместоСталинград – Сталингад, буковку лишнюю вставишь, и выходит – секретварь ЦК КПСС. За такие вещи крепко доставалось редакторам газет, хотя с чисто технической точки зрения виноваты были корректоры. С высоких и малых трибун партийная номенклатура говорила о том, что все для народа, все на благо народа. Но, утверждая приоритет классовой борьбы, наша ведущая и организующая сила не думала о простом человеке. Ради ложных идей народ бросали под танки, отправляли на «великие» стройки, где люди терпели большие лишения. Человеческая жизнь не ставилась ни во что. Мы стояли в очередях, пересказывали друг другу тайком анекдоты, а в это время в Афганистане гибли 18-19- летние мальчишки, выполняя свой мифический «интернациональный долг». В город время от времени приходили цинковые гробы, но об этом опять-таки говорили тайком. О том, что же происходило там, в Афганистане, мы ничего не знали. (самостоятельная работа учащихся с документами)

Стих « Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!»

Виноватую улыбку ты не прячь, военкомат!

Говорят, была ошибка 10 лет тому назад.

Там, где звезды над крестами золотом обведены,

Кто-то черными бровями двинул в сторону войны.

И рванулись батальоны от речей навеселе

Золотая чья-то рыбка, чей-то звездный календарь,

Уж, какая тут ошибка, коль обещана медаль.

Парня под Джелалабадом отыскала письмецо,

Станет зыбко, станет липко.

В отчем доме у ракит.

Мама, это не ошибка.

Я действительно убит.

Слово учителя.

Люди замыкались в быту, сознание их было заморожено. Но были в нашем обществе и такие люди (их было очень мало), которые видели и понимали, что мы живем не так. Люди, которые мужественнопротивостояли бюрократической системе. За свои взгляды и убеждения они подвергались гонениям. Это, в основном, представители интеллигенции. Вы уже слышали, как обливали грязью А.Д.Сахарова. Наш сегодняшний рассказ о В.В.Высоцком, одна из специфических черт культуры 60-70 гг. – «магнитофонная революция», записи песен, а также сатирических выступлений, воспроизводимые в домашних условиях, не подлежали контролю и получали массовое распространение. Не признаваемые официально, они вошли в быт, сознание миллионов людей. Высоцкий был одним из признанных лидеров, песни и стихи которого пользовались популярностью и всеобщей любовью. Песни Высоцкого таят глубокий смысл. Выступая под маской пьяницы, психически больного и т. п. В. Высоцкий показывал нам, как мы живем. А сколько мы вздрагивали на спектаклях! В «Гамлете» - Гамлета он играл или себя? А когда он спел «Охоту на волков», спел в мертвой тишине зала, бросая нам, отчаянный приговор в начале 70-го года, зал, ошеломленный, не мог поднять рук для аплодисментов и повторял для себя страшные слова:

Идет охота на волков,

Идет охота!

На серых хищников -

Матерых и щенков. Кричат загонщики, И лают псы до рвоты. Кровь на снегу И пятна красные флажков. Волк не может нарушить традиций. Видно в детстве слепые щенки, Мы, волчата, сосали волчицу

И всовали – «Нельзя за флажки!»

В 1975 году вышла в свет книга О. Сулейменова «Азия» (книга благонамеренного читателя). Вот, что сам О. Сулейменов говорит о содержании книги: «Там и я впервые обратил внимание на средневековые отношения наших ведущих этносов – славянского и тюркского – на примере приключений князя Игоря и его брата – половецкого хана Кончака, взаимоотношения которых протекали не только в сфере военных действий, как это подчеркивала наша официальная историография. Взгляд этот шел от хроник. Их авторы односторонне смотрели на факты, историю… И когда сегодня мы смотрим на прошлое сквозь призму средневековых хроник, мы видим сплошную войну. Мир не историчен, его трудно описать. Если мы встретились просто, поговорили о девушках, цветах и разошлись, что здесь для историко? Ничего, пустая строка. Пробел. Так вот, эти пробелы и есть жизнь народов, когда люди встречались, вместе пасли скот, вместе пахали. Подрались, это попадет в милицейскую хронику – документ. А если обнялись и поцеловались – это неподсудно, а следовательно, не исторично. Мы должны смотреть на историю этих белых пятен. А это сплошной светлый океан, в котором небольшие багровые острова описанных войн». Блестяще написанная, глубокосодержательная и интересная была изъята из библиотек и товарооборота. Как вы думаете, почему? Что в этой книге было криминального?

III. Задания учащимся.

1. Какую роль в политической жизни страны сыграл Л.И.Брежнев?

2. Что вы знаете о деятельности Д.А.Кунаева? Как вы оцениваете его деятелькость?


- Период 70 – 80-х гг. в истории советского общества получил определение «застойного». Некоторые связывают такое состояние общества, прежде всего с личностью Л.И.Брежнева и его окружением. Несомненно, субъективный фактор играл свою роль. Но главное все же заключалось в социально-экономических отношениях, господствовавших в стране, той модели социализма, которая сформировалась еще в 30-х гг.

Экономика Казахстана, как известно, функционировала в составе народнохозяйственного комплекса страны. Нельзя отрицать определенного нарастания экономического и культурного потенциала республики в этот период. Были введены в строй сотни новых промышленных предприятий, за короткий срок освоены газо–нефтяные богатства Мангышлака, вдвое возрос общий объем промышленной продукции. В народное хозяйство внедрялись отдельные достижения НТП. Из республики в огромных размерах по неэквивалентным ценам вывозились нефть, уголь, металлы, минеральные удобрения. В частности, тонну железной пуды государство покупало за 26 рублей, а на внешнем рынке продавало за 100 долларов.

Задание: Проанализируйте данные и сделайте выводы.

-Кризисные формы в рассматриваемый период приобрела ситуация в сельском хозяйстве. Но, как известно, сельское хозяйство все годы находилось в перманентном упадке. Они связывают отставание сельского хозяйства с несовершенством его организационных форм, другие считают, что причины кризиса кроются в сущности аграрной политики, которая носила антикрестьянский характер.

С интенсивным развитием промышленности м сельского хозяйства возникли в регионе экологические проблемы.

(сообщение о Семипалатинском ядерном полигоне и проблеме Арала).

В рассматриваемый период предпринимались попытки осуществить переход к экономическим методам хозяйствования. В частности, в 1982 г. Была создана система Госагропрома, призванная демократизировать управление, расширить самостоятельность колхозов и совхозов, она не оправдала себя. В те годы и снизу делались попытки сломать сложившуюся систему хозяйствования.

(сообщение о И.Худенко)

Подведение итогов.

Можно ли говорить о том, что за годы советской власти сформировалась единая общность – советский народ?

Почему довольно большое количество людей старшего поколения хотели бы вернуть то время, те порядки?

А вы бы хотели жить при той системе?

Какие новые промышленные предприятия были созданы в этот период в Казахстане?

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос