В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Изложение от третьего лица. Хитрый заяц.

Светлана Климовских Светлана Климовских
Тип материала: Урок
просмотров: 14682
Краткое описание
Данный урок позволяет подготовить учащихся к написанию изложения от третьего лица; приложение содержит текст изложения с пропусками, на месте которых в ходе коллективной работы записываются местоимения 3-го лица и подбираются синонимы.

Описание

<shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»><path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»><lock v:ext=«edit» aspectratio=«t»><imagedata src=«file:///C:%5CWINDOWS%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image001.gif» o:title=«БАН»>
Климовских Светлана Викторовна

I квалификационная категория

п. Октябрьский Пермский край

МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №2»

Русский язык и литература

Русский язык, 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Изложение от третьего лица.
Хитрый заяц.

5 класс

45 минут
Изложение от третьего лица. Хитрый заяц.
Цель:
1) 1) подготовить учащихся к написанию изложения от 3-го лица; 2) 2) совершенствовать умение составлять план к тексту, графически обозначать орфограммы; 3) 3) развивать речь, мышление, фантазию.

Оборудование: карточки текста с пропущенными словами; портрет Г.А.Скребицкого, рисунок зайца на пеньке, игрушка-заяц, корзинка из бумаги;, морковки из бумаги, карточка со словом «уму-разуму», карточка с местоимениями 3-го лица; учебник русского языка, 5 класс, авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба. <place w:st=«on»>I.Организационный момент. — Доброе утро. Урок развития речи. Откройте тетради, запишите дату и тему занятия. II. Сообщение темы и цели урока. — Внимательно перечитайте тему урока и поставьте перед собой цель. Итак, мы должны подготовиться к написанию изложения от 3-го лица.
III. Вступительное слово учителя.

-Рассказ, отрывок из которого вы сегодня услышите, написал Георгий Алексеевич Скребицкий (портрет писателя на доске). Всё, о чём писатель рассказывает, произошло с ним самим. Как и многие из вас, он очень любил слушать и читать книги о жизни зверей и птиц, о природе. Он любил ходить в лес, на речку, воображать себя путешественником, ему нравилось наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синицы, сороки, ежи, зайцы, белки, но среди обитателей дома самыми любимыми были собака Джек и кот Иваныч. А ещё Скребицкий — автор рассказа «Воришка», в котором повествуется о белке, прятавшей конфеты в шляпе, надевавшей грибы на рога, а зимой она даже устроила себе гнездо в печке. Георгий Алексеевич с большой теплотой вспоминал своих любимцев и хотел, чтобы все ребята были добры к братьям нашим меньшим.
IY. Чтение текста учителем. Беседа по прочитанному.

-Послушайте предложения (учитель читает текст предстоящего изложения).
— Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?
-О чём этот текст?
-Почему собаки не смогли выгнать зайца? (Рисунок зайца на пеньке к этому отрывку на доске.)
-Какой этот заяц?
-Вспомните сказки, которые совсем недавно читали к внеклассному чтению. А в них каким показан заяц?
-Как можно озаглавить текст? (Хитрый заяц.)
-Запишем в тетрадь название изложения.

Y. Составление плана изложения.

-Перечитайте текст про себя и разделите его на части (учебник, с. 26, № 66).

-На сколько частей можно разделить текст?

-Запишем план в тетрадь.

-Прочитайте 1-ую часть и озаглавьте её…

-Итак, у нас получился

План.
  1. Собаки выследили зайца.
  2. Куда же девался заяц?
  3. «Не выдавай меня!»
  4. Экзамен на хитрость.

YI. Орфографическая работа. (Игровой момент.)

-Вот и зайчик к нам пришёл вот с такой большой корзинкой! (Игрушка и корзинка.)
Он очень любит морковку. Поможем ему собрать урожай с грядки. Чтобы морковка оказалась в его корзинке, необходимо объяснить написание слова и графически обозначить орфограмму.

Слова: доро…ка, л…сной, выру…ка, случ…йно, в…рхушка, гл…зёнки, зайч…т. (Слова записаны на морковках из бумаги.)

— А ещё запишем слово УМУ-РАЗУМУ. (Карточка с этим словом появляется на доске.) Оно пишется через дефис. Это наречие.
-Молодцы! Помогли зайцу! А он побежал дальше. Некогда ему!

YII. Физминутка.

-Физминутка! Отдохнём! Вновь потом писать начнём!
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой.
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной.
Так и обмер бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик!

YIII. Синтаксическая работа.

-Зачитайте из текста предложение с прямой речью.
-Запишем это предложение в тетрадь. (А глазенки так и впились в меня, будто просят: »Не выдавай меня собакам!»)

IX. Работа с текстом ( от 3-го лица).

-От какого лица идёт повествование в тексте?
-Но нам нужно написать изложение от 3-го лица. Какие это местоимения?
-Возьмите текст изложения с пропущенными словами. Вам необходимо заменить местоимения 1-го лица на 3-ье лицо, а в некоторых случаях изменятся и слова.
-Будем работать все вместе с простым карандашом.
-Как лучше начать изложение, чтобы было понятно, кто ходил на охоту?
(С фамилии писателя.)
-А как по-другому его ещё можно назвать, если он ходил на охоту? (Охотник.)
-Итак, читаем 1-ое предложение…
-А теперь прочитайте весь текст.
-Какой текст получился? (От 3-го лица.)

X. Чтение и пересказ текста по частям.

XI. Пересказ текста учащимися от 3-го лица.

XII. Вывод по уроку.

-Итак, от какого лица будем излагать текст?
-Сколько раз будем писать с красной строки?
-Значит, сколько будет абзацев?
-Чему учились на уроке? (Излагать текст от 3-го лица.)

XIII. Домашнее задание.

-Подготовить пересказ текста от 3-го лица.
Спасибо за урок! ПРИЛОЖЕНИЕ

Раз X на охоте произошёл такой случай. Отправился… на охоту за зайцами. Через час нашли… собаки в лесу зайца и погнали. X на дорожке и ………….. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал ……… и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. ………………: носятся ……… собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел ……… на серединку полянки и сам ничего не……………… Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от………, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в……….., будто просят: «Не выдавай меня собакам!» Стыдно………… стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от………... Опустил………. ружьё, отозвал гончих. Пошли…………. других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.

Теги: оу, учитель
Пожаловаться 07 ноября 2013
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий: