В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Людмила Семенихина Людмила Семенихина
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 1379
Краткое описание
Цель: автоматизация и дифференциация  поставленных звуков в речи,  развитие грамматического строя и связной  речи, предупреждение и устранение дисграфии.

Описание
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Семенихина Людмила Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБОУ «Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», Грайворонского района. ЗВУКОВЫЕ СКАЗКИ Цели: автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи, обобщение по лексическим темам, развитие грамматического строя и связной речи, предупреждение и устранение дисграфии. Пособия предназначены для дошкольного и младшего школьного возраста. Представляют собой модели ракеты, самолета, машины, автобуса, ежа, ели, корзины изготовлены из фанеры. На каждой модели есть кармашки или окошки для картинного материала. В пособия также входит набор предметных картинок размером 6x6 см со свистящими, шипящими и сонорными звуками. Все звуки разбиты по лексическим темам, например, для автоматизации звука Ш: «Одежда» — шапка, шуба, штаны, шарф, шорты, варежки. «Игрушки» — машина, лошадка, шарик, погремушка, пушка, петрушка. Кроме этого изготовлены из прочного материала шаблоны фруктов, овощей, шишек, жуков, на которые с обратной стороны прикрепляются данные картинки.
 Пособия можно применять для обучения пересказу и сочинению сказок, рассказов, насыщенных определенным звуком.
Пособия многофункциональны, их использование зависит от конкретно поставленных задач на занятии. Это автоматизация поставленных звуков в словах, предложениях, закрепление умения деления слов на слоги, ударение в слогах, определения места звука в слове, чтения по слогам, соотнесение слова с картинкой, ориентировка в пространстве, отработка предложно-падежных конструкций, количественных представлений. Пособия можно использовать по предупреждению и устранению дисграфии у детей. Пособия дети свободно берут в руки и самостоятельно с ними работают, что повышает эффективность занятия.
Логопед.Сегодня мы с тобой отправляемся в зоопарк. Нас ждет интересное путешествие. А на чем же мы поедем, отгадай? Что за чудо – синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, И питается бензином. (Автобус) Так на чем мы поедем в зоопарк? Ребенок.В зоопарк мы поедем на автобусе. Логопед.Поехали! (Ребенок громко произносит звук Р). Ребенок. Др-р-р! Логопед. А кто еще с нами поедет? Ребенок. В зоопарк с нами поедут петрушка, мартышка, матрешка, воробышек. Логопед.Вот мы и подъехали к зоопарку. Что мы видим? Ребенок.Дерево с грушами. Логопед. А сколько груш на дереве? Посчитаем? Ребенок.Одна груша, две груши, три груши и т.д. Логопед. Срываем груши с дерева. Догадался, зачем нам будут нужны груши? Ребенок.Я буду раздавать груши зверям. Логопед.Каким? (С обратной стороны груш закреплены картинки зверей). Ребенок.Эту грушу я дам зебре. Эту грушу я дам верблюду… Игра продолжается пока все картинки не будут названы. *** ВОРОНЬИ РАЗГОВОРЫ Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, стихах, скороговорках. Пособие представляет собой панно размером 35x45 см. К пособию прилагаются предметные картинки, в названиях которых есть звук Р, которые размещаются на дереве и кукла Рая.
Логопед. Летом Рая пошла в лес за грибами. Собирая грибы, она вдруг услышала, как кто-то громко закричал: «Карр-карр!» Она подняла голову и увидела на дереве большую ворону. Она сидела на самой верхушке и громко кричала; Карр-карр-карр!» Как она кричала?
Ребенок.Карр- карр!.. Логопед. Оказывается: Утром, присев на зеленом пригорке,
Учит ворона скороговорки:
Кар-р-р-тошка,
-тонка,
-ета, -туз,
Кар-р-р-низ,
-андаш,
-арамель,
-апуз.
Как каркает ворона? Назовите слова.
Ребенок. Карр-тонка, карр-ета, карр-туз….
 (Картинки меняются на новые, ребенок их называет. Следить за четким произношением звука Р). Логопед. Где каркала ворона? Как? Ребенок.На дереве каркала ворона. Карр-карр…
Аналогично можно разучить с ребенком стихи и скороговорки. ОСЕНЬ.
Кричит ворона в небе: — Кар-р!
В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!
А было просто очень:
В нем поселилась осень.
Е. Интулов.
Ворона ворона враз вразумит.
Проворонила ворона воронёнка.
***
КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ
Цели: автоматизация и дифференциация звуков в словах, деление слов на слоги, подбор слов с определенным звуком. Пособие представляет собой модель домика с окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляются предметные картинки с названиями животных, птиц, насекомых или карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы), карточки со слоговыми схемами. На чердачном окошке – буква. Для дифференциации звуков используются 2 таких домика. Логопед.Маша и Миша для зверей и птиц построили домик. Давай, поможем животным расселиться. Догадался, кто будет жить в домике? Найди их и посели в свой домик. Ребенок.В домике будут жить кошка, мартышка, лягушка, петушок, мышка, зайчишки. Логопед. Назови, пожалуйста, животных, названия которых состоят из двух частей. Из трех частей. Аналогично, заселяем животных согласно звуковой или слоговой схемам. Можно загадывать загадки, ребенок ищет в домике слово-отгадку.
***

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ Цели: автоматизация звуков в словах, формировать навык деления слов на слоги, развивать слоговую структуру слова.
Пособие представляет собой плоскостные фигурки снеговика, жука, бабочки с прорезанными окошками диаметром 6см., в которые вставляются слоги-карточки или предметные картинки. Дети по слогам собирают слово и отыскивают соответствующую картинку среди других предложенных Логопед. Дети по лесу гуляли Снеговика увидали. Пуговицы у него видны – Небывалой красоты. А в пуговке, в серединке Нарисованы картинки. (Показываю картинки или слоги) Пуговицы не простые Всюду схемы звуковые. Мы сейчас же их возьмем Сразу и читать начнем. Дети складывают по слогам слово, читают, находят соответствующую картинку. Делают звукослоговой анализ слова. *** ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУКЛА-КВАКУШКАЦель: создать благоприятный эмоциональный фон на занятиях по развитию артикуляционных умений и навыков.
Пособие представляет собой мягкую игрушку (связанную крючком) с раскрывающим ртом и подвижным язычком в виде мешочка. С тыльной стороны головы Квакушки можно в язык вложить руку. Таким образом, манипулируя языком Квакушки, можно демонстрировать артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Заинтересованность детей повышается.
Логопед.К нам пришла сегодня гостья. Кто это? Скачет зверушка Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар и мушка. (Лягушка.) Вам она нравится? Оставим ее на занятии, она поможет нам показывать упражнения для язычка (артикуляционную гимнастику). *** ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ Цель: автоматизация и дифференциация звуков в стихах и потешках, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Пособие представляет собой вязаные пальчики — человечки.
Ребенок надевает их на пальцы, выполняет определенные движения пальцами, согласно стихотворному тексту.

Этот пальчик
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.
Пальчик-мальчик Пальчик-мальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил.С этим братцем щи варил. С этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 21 октября 2013
Файлы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАБОТЕ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Семенихина Людмила Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории МБОУ «Головчинская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов», Грайворонского района.

ЗВУКОВЫЕ СКАЗКИ

Цели: автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи, обобщение по лексическим темам, развитие грамматического строя и связной речи, предупреждение и устранение дисграфии.

Пособия предназначены для дошкольного и младшего школьного возраста. Представляют собой модели ракеты, самолета, машины, автобуса, ежа, ели, корзины изготовлены из фанеры. На каждой модели есть кармашки или окошки для картинного материала. В пособия также входит набор предметных картинок размером 6x6 см со свистящими, шипящими и сонорными звуками. Все звуки разбиты по лексическим темам, например, для автоматизации звука Ш: «Одежда» - шапка, шуба, штаны, шарф, шорты, варежки. «Игрушки» - машина, лошадка, шарик, погремушка, пушка, петрушка. Кроме этого изготовлены из прочного материала шаблоны фруктов, овощей, шишек, жуков, на которые с обратной стороны прикрепляются данные картинки.

Пособия можно применять для обучения пересказу и сочинению сказок, рассказов, насыщенных определенным звуком.

Пособия многофункциональны, их использование зависит от конкретно поставленных задач на занятии. Это автоматизация поставленных звуков в словах, предложениях, закрепление умения деления слов на слоги, ударение в слогах, определения места звука в слове, чтения по слогам, соотнесение слова с картинкой, ориентировка в пространстве, отработка предложно-падежных конструкций, количественных представлений. Пособия можно использовать по предупреждению и устранению дисграфии у детей. Пособия дети свободно берут в руки и самостоятельно с ними работают, что повышает эффективность занятия.

Логопед. Сегодня мы с тобой отправляемся в зоопарк. Нас ждет интересное путешествие. А на чем же мы поедем, отгадай?

Что за чудо – синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

И питается бензином. (Автобус)

Так на чем мы поедем в зоопарк?

Ребенок. В зоопарк мы поедем на автобусе.

Логопед. Поехали!

(Ребенок громко произносит звук Р).

Ребенок. Др-р-р!

Логопед. А кто еще с нами поедет?

Ребенок. В зоопарк с нами поедут петрушка, мартышка, матрешка, воробышек.

Логопед. Вот мы и подъехали к зоопарку. Что мы видим?

Ребенок. Дерево с грушами.

Логопед. А сколько груш на дереве? Посчитаем?

Ребенок. Одна груша, две груши, три груши и т.д.

Логопед. Срываем груши с дерева. Догадался, зачем нам будут нужны груши?

Ребенок. Я буду раздавать груши зверям.

Логопед. Каким?

(С обратной стороны груш закреплены картинки зверей).

Ребенок. Эту грушу я дам зебре. Эту грушу я дам верблюду...

Игра продолжается пока все картинки не будут названы.

***

ВОРОНЬИ РАЗГОВОРЫ

Цель: автоматизация звука Р в слогах, словах, предложениях, стихах, скороговорках.

Пособие представляет собой панно размером 35x45 см. К пособию прилагаются предметные картинки, в названиях которых есть звук Р, которые размещаются на дереве и кукла Рая.

Логопед. Летом Рая пошла в лес за грибами. Собирая грибы, она вдруг услышала, как кто-то громко закричал: «Карр-карр!» Она подняла голову и увидела на дереве большую ворону. Она сидела на самой верхушке и громко кричала; Карр-карр-карр!» Как она кричала?



Ребенок. Карр- карр!.

Логопед. Оказывается:

Утром, присев на зеленом пригорке,

Учит ворона скороговорки:

Кар-р-р-тошка,

-тонка,

-ета,

-туз,

Кар-р-р-низ,

-андаш,

-арамель,

-апуз.

Как каркает ворона? Назовите слова.

Ребенок. Карр-тонка, карр-ета, карр-туз….

(Картинки меняются на новые, ребенок их называет. Следить за четким произношением звука Р).

Логопед. Где каркала ворона? Как?

Ребенок. На дереве каркала ворона. Карр-карр…

Аналогично можно разучить с ребенком стихи и скороговорки.

ОСЕНЬ.

Кричит ворона в небе: - Кар-р!

В лесу пожар-р, в лесу пожар-р!

А было просто очень:

В нем поселилась осень.

Е. Интулов.

Ворона ворона враз вразумит.
Проворонила ворона воронёнка.
***

КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ


Цели: автоматизация и дифференциация звуков в словах, деление слов на слоги, подбор слов с определенным звуком.

Пособие представляет собой модель домика с окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляются предметные картинки с названиями животных, птиц, насекомых или карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы), карточки со слоговыми схемами. На чердачном окошке – буква.

Для дифференциации звуков используются 2 таких домика.

Логопед. Маша и Миша для зверей и птиц построили домик. Давай, поможем животным расселиться. Догадался, кто будет жить в домике? Найди их и посели в свой домик.

Ребенок. В домике будут жить кошка, мартышка, лягушка, петушок, мышка, зайчишки.

Логопед. Назови, пожалуйста, животных, названия которых состоят из двух частей. Из трех частей.

Аналогично, заселяем животных согласно звуковой или слоговой схемам. Можно загадывать загадки, ребенок ищет в домике слово-отгадку.
***

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ

Цели: автоматизация звуков в словах, формировать навык деления слов на слоги, развивать слоговую структуру слова.

Пособие представляет собой плоскостные фигурки снеговика, жука, бабочки с прорезанными окошками диаметром 6см., в которые вставляются слоги-карточки или предметные картинки.

Дети по слогам собирают слово и отыскивают соответствующую картинку среди других предложенных

Логопед.

Дети по лесу гуляли

Снеговика увидали.

Пуговицы у него видны –

Небывалой красоты.

А в пуговке, в серединке

Нарисованы картинки. (Показываю картинки или слоги)

Пуговицы не простые

Всюду схемы звуковые.

Мы сейчас же их возьмем

Сразу и читать начнем.

Дети складывают по слогам слово, читают, находят соответствующую картинку. Делают звукослоговой анализ слова.

***

ДИДАКТИЧЕСКАЯ КУКЛА-КВАКУШКА

Цель: создать благоприятный эмоциональный фон на занятиях по развитию артикуляционных умений и навыков.

Пособие представляет собой мягкую игрушку (связанную крючком) с раскрывающим ртом и подвижным язычком в виде мешочка. С тыльной стороны головы Квакушки можно в язык вложить руку. Таким образом, манипулируя языком Квакушки, можно демонстрировать артикуляционные движения, уклады. Дети могут ощупывать язык, подключая к работе тактильный анализатор. Ярко-красный цвет языка и его размер улучшают зрительное восприятие артикуляции. Заинтересованность детей повышается.

Логопед. К нам пришла сегодня гостья. Кто это?

Скачет зверушка

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар и мушка. (Лягушка.)

Вам она нравится? Оставим ее на занятии, она поможет нам показывать упражнения для язычка (артикуляционную гимнастику).

***

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель: автоматизация и дифференциация звуков в стихах и потешках, развитие мелкой моторики пальцев рук.


Пособие представляет собой вязаные пальчики - человечки.

Ребенок надевает их на пальцы, выполняет определенные движения пальцами, согласно стихотворному тексту.

Этот пальчик

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.


Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru