В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Формирование коммуникативной культуры обучающихся

Формирование коммуникативной культуры обучающихся

Алла Гордеева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 6025
Краткое описание
В современном обществе происходят изменения, которые требуют разработку и внедрение новых способов организации образовательного процесса.     Несмотря на то, что большое внимание уделяется изучению русского языка, развитию письменной и устной связной речи обучающихся, культуре общения, на практике педагоги сталкиваются с   проблемами, из-за которых происходит обесценивание речевой культуры, поэтому актуальность данной темы очевидна и требует особого внимания.
Описание
Формирование коммуникативной культуры обучающихся Самая большая на Земле роскошь – роскошь человеческого общения А. Сент – Экзюпери В современном обществе происходят изменения, которые требуют разработку и внедрение новых способов организации образовательного процесса, инновационных педагогических технологий, которые нацелены на индивидуальное развитие личности, его творческого потенциала, умение выражать свои мысли, формирование у них универсальных действий и коммуникативной культуры. Существующие противоречия проявляются в том, что несмотря на то, что большое внимание уделяется изучению русского языка, развитию письменной и устной связной речи обучающихся, культуре общения, на практике педагоги сталкиваются со следующими проблемами: бедность речи, обусловленная скудным словарным запасом, жонглирование словами-паразитами, неумение точно и ясно донести свои мысли и высказать точку зрения. Все это способствует обесцениванию речевой культуры, поэтому актуальность данной темы очевидна и требует особого внимания. Русский речевой этикет и речевая культура в целом сегодня, как никогда, нуждаются в сохранении, глубоком, всестороннем изучении, посильной и разумной реставрации. Наиболее ёмкое определение культуры речи дал С.И.Ожегов. «Высокая культура речи, — писал он, — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. (С.И.Ожегов. Лексикология. Культура речи. М., 1974, с. 287 – 288). Слово – почти единственный по существу ничем не заменимый «строительный материал» речевой культуры. «Слово человеческое, — писал А. Н. Афанасьев в «Поэтических воззрениях на природу», — наделено властительною, чародейною и творческою силою». А Н.В.Гоголь восторженно замечал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, изящно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи». Слово вмещает информацию, смысл — велика сила слова. Сейчас много говорят об «экологии языка» — науке, которая призвана органично совместить неизбежные изменения языка и заботу о его неприкосновенности как национального достояния, памятника истории. Мудр был Петр Первый, когда отписывал российскому послу: «В реляциях твоих употребляешь ты зело много польские и другие иностранные слова и термины, за которыми самого дела выразуметь невозможно». Как и во всем, тут нужна мера, те самые сообразность и соразмерность, о которых пекся А.С.Пушкин, создатель русского литературного языка. Общение – определяющая сфера в обществе, и невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определенных правил, норм речевого поведения. Обратим внимание на основные качественные характеристики речи: 1. На первое место здесь справедливо ставят правильностькак главное коммуникативное качество речи. 2. Далее следует точность — еще одна качественная характеристика, связанная, прежде всего с ясностью речи.3. Третью качественную характеристику речи составляет ее логичность. Она предусматривает такое сочетание одного слова с другим, которое было бы лишено противоречивости, алогичности. 4. Следующая весьма важная характеристика речи – чистота, выражающая ее соотношение с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Элементов, разрушающих и оскверняющих чистоту речи, более чем достаточно. Это и диалектизмы (местные говоры и диалекты), и вульгаризмы (грубые, унижающие достоинство человека выражения – то, что мы называем ненормативной лексикой). Здесь и так называемые жаргонизмы (вспомним «блатной» язык), варваризмы(иноязычные слова и сочетания, слова – паразиты, являющиеся самым верным признаком низкой речевой культуры).5. К числу качественных характеристик речи следует отнести также ее выразительность. 6. Еще одно коммуникативное качество речи – ее богатство, разнообразие. Речь идет об активном словарном запасе. Речевое богатство – это, прежде всего, богатство лексическое. Хорошую речь отличает и такое ее качество, как уместность– то есть целесообразность использования тех или иных речевых средств в конкретных ситуациях. Решение каждой из основополагающих проблем, относящихся к сфере речевой культуры, нельзя оставить «на потом», поскольку культура общения – это процесс, развитие, творчество. Общество нуждается в культуре общения, коммуникативных навыках, коммуникабельности. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский контакт. Можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту: 1) Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета, соответствующих ритуалов поведения и общения. 2) Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» — речевой этикет: Здравствуйте – будьте здоровы; Благодарю – благо дарю; Спасибо – спаси вас Бог за доброе дело; Извините – признаю свою вину 3) Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие. Исследования выявили, что зафиксированных в словарях названий речевых действий до тысячи, способов же непосредственного выражения – великое множество. 4) Четвертый признак связан с третьим и касается самой структуры высказываний. Поскольку коммуниканты открыты в структуре выражений речевого этикета, сила его воздействия проявляется ярко. 5) Пятым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими, повседневной нормой поведения. 6) Шестой признак связан с тем, что речевой этикет – важный элемент культуры народа, является составной частью культуры поведения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той или иной эпохи. Если до недавнего времени проблемы формирования речевых навыков были актуальны, как правило, для специальностей с так называемым гуманитарным циклом, то сегодня практически перед всей системой образования встала задача формирования навыков и умений устного творчества. Большую роль сегодня играют коммуникативные технологии и средства обучения, которые позволяют позиционировать себя в мире, определять место в событиях, обстоятельствах, ситуациях. Методы формирования коммуникативной культуры – это своеобразный инструмент в руках педагога. Они выполняют функции организации духовно – нравственного развития и совершенствования личности, управления этим процессом. При помощи методов формирования коммуникативной компетенции осуществляется целенаправленное воздействие на обучающихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их духовный и жизненный опыт. Ускорение формирования коммуникативной культуры личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Выбор методов формирования коммуникативной культуры во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Особенностью методов формирования коммуникативной культуры является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. Наиболее важными методами,на мой взгляд, являются следующие: Коммуникативные игры – методический прием, используется для тренировки навыков и умений общения. Коммуникативные игры можно проводить в парной (диалог) или групповой (полилог) форме. Такие игры помогают наладить контакты между детьми, сплотить группу. Главное же назначение коммуникативной игры в овладении детьми средствами выражения речевого этикета, своих мыслей и чувств. Установка. В последнее время педагогами все чаще начал использоваться такой метод как установка. Установка – это позитивные заявления о том, кто мы, какие мы есть и какими мы можем стать. Установка должна выглядеть так, словно вы уже достигли желаемого результата, а не так, будто вы еще «на пути к поставленной цели». Установка должна описывать те черты вашего характера и те нормы поведения, которые вы хотели бы культивировать и неукоснительно соблюдать. Важно не превращать занятие в монолог. Часто дети находятся ближе к истине, чем взрослые. Их удивительная интуиция может нас многому научить. Нужно не исключать возможность поменяться ролями и стать их учениками. Становление личности, его речевой культуры — важная веха в жизни каждого человека, поэтому необходимо акцентировать внимание на открытии и развитии коммуникативных ресурсов подростков. Учитывая все вышесказанные проблемы и методы формирования коммуникативной культуры, был создан курс для обучающихся 5-6 классов «Собеседник», целью которого является подготовка и организация социального контакта, формирование коммуникативных навыков обучающихся. Курс состоит из трех блоков, объединенных целостной концепцией и отношениями преемственности. Ведущими направлениямидеятельности явились: 1. »Речевой этикет», целью которого является формирование коммуникативной компетенции, навыков эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения. 2. «Технология говорения», целью которой является обучение рассказыванию. 3. «Технология слушания», целью которой является усвоение правил общения. Курс «Собеседник» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю). Длительность занятий составляет 30 минут. Перед началом и после проведения курса занятий проводится диагностика в форме тестирования по методике, составленной на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога», повторное – после окончания. Проанализировав динамику результатов тестирования обучающихся 5-6 классов по программе «Собеседник» за период 2012-2013 гг., необходимо отметить, что значительно вырос уровень коммуникативных способностей учеников данного курса. Очевидно, что у детей, посещающих курс «Собеседник», наблюдается личностное развитие, применение навыков эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения, соблюдение правил этикета, что помогает социализации ребенка, его успешному вхождению в общество и жизненному самоопределению.
Литература
1. Белик Э.В. Современная энциклопедия общения: 1000 правил этикета – Донецк: ОООПКФ «БАО», 2005. 2. Етова Н.Н. Научись общаться! – изд. 2-е. – Ростов п/Д: Феникс, 2006. 3. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта: Наука, 2003. 4. Панова М., Иванова А., Ларионова Ж. Язык мой – друг мой. Тесты по культуре деловой речи, Хороший секретарь №7, 2006. 5. Речевые секреты: Кн. для учителя/ Т.А. Ладыженская, Р.Н. Никольская, Г.Н. Сорскина) под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1992.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров