В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Формирование коммуникативной культуры обучающихся

Алла Гордеева Алла Гордеева
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 3027
Краткое описание
В современном обществе происходят изменения, которые требуют разработку и внедрение новых способов организации образовательного процесса.     Несмотря на то, что большое внимание уделяется изучению русского языка, развитию письменной и устной связной речи обучающихся, культуре общения, на практике педагоги сталкиваются с   проблемами, из-за которых происходит обесценивание речевой культуры, поэтому актуальность данной темы очевидна и требует особого внимания.

Описание
Формирование коммуникативной культуры обучающихся Самая большая на Земле роскошь – роскошь человеческого общения А. Сент – Экзюпери В современном обществе происходят изменения, которые требуют разработку и внедрение новых способов организации образовательного процесса, инновационных педагогических технологий, которые нацелены на индивидуальное развитие личности, его творческого потенциала, умение выражать свои мысли, формирование у них универсальных действий и коммуникативной культуры. Существующие противоречия проявляются в том, что несмотря на то, что большое внимание уделяется изучению русского языка, развитию письменной и устной связной речи обучающихся, культуре общения, на практике педагоги сталкиваются со следующими проблемами: бедность речи, обусловленная скудным словарным запасом, жонглирование словами-паразитами, неумение точно и ясно донести свои мысли и высказать точку зрения. Все это способствует обесцениванию речевой культуры, поэтому актуальность данной темы очевидна и требует особого внимания. Русский речевой этикет и речевая культура в целом сегодня, как никогда, нуждаются в сохранении, глубоком, всестороннем изучении, посильной и разумной реставрации. Наиболее ёмкое определение культуры речи дал С.И.Ожегов. «Высокая культура речи, — писал он, — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. (С.И.Ожегов. Лексикология. Культура речи. М., 1974, с. 287 – 288). Слово – почти единственный по существу ничем не заменимый «строительный материал» речевой культуры. «Слово человеческое, — писал А. Н. Афанасьев в «Поэтических воззрениях на природу», — наделено властительною, чародейною и творческою силою». А Н.В.Гоголь восторженно замечал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, изящно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи». Слово вмещает информацию, смысл — велика сила слова. Сейчас много говорят об «экологии языка» — науке, которая призвана органично совместить неизбежные изменения языка и заботу о его неприкосновенности как национального достояния, памятника истории. Мудр был Петр Первый, когда отписывал российскому послу: «В реляциях твоих употребляешь ты зело много польские и другие иностранные слова и термины, за которыми самого дела выразуметь невозможно». Как и во всем, тут нужна мера, те самые сообразность и соразмерность, о которых пекся А.С.Пушкин, создатель русского литературного языка. Общение – определяющая сфера в обществе, и невозможно строить отношения с людьми, не соблюдая определенных правил, норм речевого поведения. Обратим внимание на основные качественные характеристики речи: 1. На первое место здесь справедливо ставят правильностькак главное коммуникативное качество речи. 2. Далее следует точность — еще одна качественная характеристика, связанная, прежде всего с ясностью речи.3. Третью качественную характеристику речи составляет ее логичность. Она предусматривает такое сочетание одного слова с другим, которое было бы лишено противоречивости, алогичности. 4. Следующая весьма важная характеристика речи – чистота, выражающая ее соотношение с литературным языком и нравственной стороной нашего сознания. Элементов, разрушающих и оскверняющих чистоту речи, более чем достаточно. Это и диалектизмы (местные говоры и диалекты), и вульгаризмы (грубые, унижающие достоинство человека выражения – то, что мы называем ненормативной лексикой). Здесь и так называемые жаргонизмы (вспомним «блатной» язык), варваризмы(иноязычные слова и сочетания, слова – паразиты, являющиеся самым верным признаком низкой речевой культуры).5. К числу качественных характеристик речи следует отнести также ее выразительность. 6. Еще одно коммуникативное качество речи – ее богатство, разнообразие. Речь идет об активном словарном запасе. Речевое богатство – это, прежде всего, богатство лексическое. Хорошую речь отличает и такое ее качество, как уместность– то есть целесообразность использования тех или иных речевых средств в конкретных ситуациях. Решение каждой из основополагающих проблем, относящихся к сфере речевой культуры, нельзя оставить «на потом», поскольку культура общения – это процесс, развитие, творчество. Общество нуждается в культуре общения, коммуникативных навыках, коммуникабельности. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский контакт. Можно выделить несколько сущностных признаков речевого этикета, объясняющих его социальную остроту: 1) Первый признак связан с неписаным требованием общества к употреблению знаков этикета, соответствующих ритуалов поведения и общения. 2) Второй признак связан с тем, что исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание». Над этим задумались языковеды и обнаружили, что язык откликнулся на такую потребность и создал систему словесных «поглаживаний» — речевой этикет: Здравствуйте – будьте здоровы; Благодарю – благо дарю; Спасибо – спаси вас Бог за доброе дело; Извините – признаю свою вину 3) Третий важный признак речевого этикета заключается в том, что произношение этикетного выражения представляет собой речевое действие. Исследования выявили, что зафиксированных в словарях названий речевых действий до тысячи, способов же непосредственного выражения – великое множество. 4) Четвертый признак связан с третьим и касается самой структуры высказываний. Поскольку коммуниканты открыты в структуре выражений речевого этикета, сила его воздействия проявляется ярко. 5) Пятым важным признаком речевого этикета можно считать его связь с категорией вежливости. Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого проявление уважения к людям стало привычным способом общения с окружающими, повседневной нормой поведения. 6) Шестой признак связан с тем, что речевой этикет – важный элемент культуры народа, является составной частью культуры поведения и общения человека. В выражениях речевого этикета зафиксированы социальные отношения той или иной эпохи. Если до недавнего времени проблемы формирования речевых навыков были актуальны, как правило, для специальностей с так называемым гуманитарным циклом, то сегодня практически перед всей системой образования встала задача формирования навыков и умений устного творчества. Большую роль сегодня играют коммуникативные технологии и средства обучения, которые позволяют позиционировать себя в мире, определять место в событиях, обстоятельствах, ситуациях. Методы формирования коммуникативной культуры – это своеобразный инструмент в руках педагога. Они выполняют функции организации духовно – нравственного развития и совершенствования личности, управления этим процессом. При помощи методов формирования коммуникативной компетенции осуществляется целенаправленное воздействие на обучающихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их духовный и жизненный опыт. Ускорение формирования коммуникативной культуры личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя знаниями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Выбор методов формирования коммуникативной культуры во многом зависит от возраста учащихся и их жизненного опыта. Особенностью методов формирования коммуникативной культуры является их вербальность: рассказ, лекция, беседа, дискуссия. Слово как воспитательное средство особенно точно может быть обращено к сознанию ребенка, вызвать его размышления и переживания. Наиболее важными методами,на мой взгляд, являются следующие: Коммуникативные игры – методический прием, используется для тренировки навыков и умений общения. Коммуникативные игры можно проводить в парной (диалог) или групповой (полилог) форме. Такие игры помогают наладить контакты между детьми, сплотить группу. Главное же назначение коммуникативной игры в овладении детьми средствами выражения речевого этикета, своих мыслей и чувств. Установка. В последнее время педагогами все чаще начал использоваться такой метод как установка. Установка – это позитивные заявления о том, кто мы, какие мы есть и какими мы можем стать. Установка должна выглядеть так, словно вы уже достигли желаемого результата, а не так, будто вы еще «на пути к поставленной цели». Установка должна описывать те черты вашего характера и те нормы поведения, которые вы хотели бы культивировать и неукоснительно соблюдать. Важно не превращать занятие в монолог. Часто дети находятся ближе к истине, чем взрослые. Их удивительная интуиция может нас многому научить. Нужно не исключать возможность поменяться ролями и стать их учениками. Становление личности, его речевой культуры — важная веха в жизни каждого человека, поэтому необходимо акцентировать внимание на открытии и развитии коммуникативных ресурсов подростков. Учитывая все вышесказанные проблемы и методы формирования коммуникативной культуры, был создан курс для обучающихся 5-6 классов «Собеседник», целью которого является подготовка и организация социального контакта, формирование коммуникативных навыков обучающихся. Курс состоит из трех блоков, объединенных целостной концепцией и отношениями преемственности. Ведущими направлениямидеятельности явились: 1. »Речевой этикет», целью которого является формирование коммуникативной компетенции, навыков эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения. 2. «Технология говорения», целью которой является обучение рассказыванию. 3. «Технология слушания», целью которой является усвоение правил общения. Курс «Собеседник» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю). Длительность занятий составляет 30 минут. Перед началом и после проведения курса занятий проводится диагностика в форме тестирования по методике, составленной на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога», повторное – после окончания. Проанализировав динамику результатов тестирования обучающихся 5-6 классов по программе «Собеседник» за период 2012-2013 гг., необходимо отметить, что значительно вырос уровень коммуникативных способностей учеников данного курса. Очевидно, что у детей, посещающих курс «Собеседник», наблюдается личностное развитие, применение навыков эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения, соблюдение правил этикета, что помогает социализации ребенка, его успешному вхождению в общество и жизненному самоопределению.
Литература
1. Белик Э.В. Современная энциклопедия общения: 1000 правил этикета – Донецк: ОООПКФ «БАО», 2005. 2. Етова Н.Н. Научись общаться! – изд. 2-е. – Ростов п/Д: Феникс, 2006. 3. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М.: Флинта: Наука, 2003. 4. Панова М., Иванова А., Ларионова Ж. Язык мой – друг мой. Тесты по культуре деловой речи, Хороший секретарь №7, 2006. 5. Речевые секреты: Кн. для учителя/ Т.А. Ладыженская, Р.Н. Никольская, Г.Н. Сорскина) под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1992.
Пожаловаться 19 октября 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru