В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Хабибуллина Гузалия Хабибуллина Гузалия
Тип материала: Урок
просмотров: 5437
Краткое описание
  При ознакомлении с новым материалом организовала исследовательскую деятельность учащихся.   Организовала проблемно – поисковые формы работы, совершенствовала работу над устными и письменными высказываниями учащихся, их самостоятельной работой, а также над развитием мыслительно – познавательной деятельности учащихся.

Описание
Управления образования исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
 Кама-Исмагиловский филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения «Новонадыровская средняя общеобразовательная школа» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
 Консаект урокапо русскому языку
( 2 класс, учебник Рамзаева Т.Г.)
Учитель начальных классов
Хабибуллина Гузалия Анваровна
1 квалификационной категории
Кама – Исмагилово 2013 г.
Тема. Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слова. Класс — 2 Цель урока: Образовательные: формировать умение проверять написание слов с парными согласными в корне путём изменения формы слова. Развивающие:  развивать умение подбирать проверочные слова. Воспитательные: формирование умения работать индивидуально, в малых группах; формирование коммуникативных умений учащихся ( включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга); воспитание интереса к обучению. Демонстрационный материал:
1) картинка с изображением весёлого Смайлика. 2) карточки с шагами алгоритма проверки своей работы по образцу.
3) Карточки с изображением двух шагов учебной деятельности из пособия «Учусь учиться или приключения Смайлика»

Оборудование: мультимедийное учебное пособие « Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс»; мультимедийное приложение к урокам « Уроки русского языка 1- 4 классы», ноутбок, мультимедийный экран  Ход урока.

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
На доске картинка с изображением весёлого Смайлика
— Ребята, давайте все посмотрим на Смайлика и подарим друг другу улыбки. — Наши гости ещё не знакомы со Смайликом, кто хочет их познакомит с ним? ( Смайлик- это наш друг. Он пришёл к нам, вместе с нами учиться).
На доске:
Что же значит учиться? (Это значит, когда сам что-то делаешь и не получается, во-первых, понять, что я не знаю, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.) — Ребята, сегодня на уроке вы хотите получать новые знания? ( Да, мы хотим получать новые знания.) А я вам в этом помогу. — А сейчас открыли тетради, напишем сегодняшнее число и классную работу. – Как обычно, начинаем урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание? ( Подготовиться к письму по памяти.) — А теперь, открыли учебники и ещё раз повторим домашнее задание. ( Учащиеся про себя читают стихотворение.) — Закрыли учебники и пишем. У каждого учащегося на парте лежат карточки с шагами алгоритма.  - А сейчас, взяли свои карточки с шагами алгоритма и по порядку в алгоритме проверяем свои работы. Сравним свою работу с образцом и поставим «+» или «?». – Давайте, посмотрим, что показала проверка по образцу. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход? 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. На доске записаны слова: ГОРА, ЛЕСА, ТРАВКА, ПОЛЯ. — Найдите лишнее слово. ( Слушаются разные ответы учащихся с объяснением ) Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснять, почему эта трудность возникла. 3. Постановка проблемы.. Какое задание надо было выполнить? (Надо было найти лишнее слово). А почему вы не смогли найти лишнее слово? ( Ответы учащихся). 4. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения Как вы думаете, с чего мы с вами начнём? (Ответы учащихся). — Ребята, давайте попробуем в каждом слове поставить ударение и найти орфограммы, то есть опасные места и подчеркнём их? ( Работа учащихся). — Какое же слово оказалось лишним? ( Лишнее слово «травка». В этом слове орфограммы парный согласный в корне, а в остальных словах безударный гласный). — Давайте произнесём слово (травка). — Какой звук слышим в середине слова? ([ф]). — Какой буквой будем его обозначать? (в). — А как вы догадались? (подбираем проверочное слово). — Почему вы решили, что это проверочное слово? (потому что чётко слышим согласный звук). — Почему? (за ним следует гласный).  - Где находится парный согласный? ( В корне). — Какая же будет тема сегодняшнего нашего урока? ( Парные согласные в корне). (Учитель пишет тему на доске.) — Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель. — Что же мы с вами сначала должны повторить? (Парные согласные.) Чему должны учиться? ( Правильно писать парные согласные в корне.) Познакомиться с ….( новыми словами.) 5. Чистописание. А теперь, ребята, кто желает на доске написать парные согласные? ( Ученик пишет) Учащиеся читают хором, а затем списывают с доски (Глухие согласные произносятся с шумом, звонкие согласные произносятся с голосом и шумом). б в г д ж з п ф к т ш с — Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Спишите. Хорошо того учить, кто хочет всё знать. 6. Первичное закрепление во внешней речи. 1. Наблюдение над проверочными словами. — Отгадайте загадку. ( Показ слайда). — Ребята, какая орфограмма в слове медведь? ( Парный согласный). — Как проверить парный согласный? ( Нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.) — Подберите проверочное слово к слову медведь? ( Медведи.) — А почему вы решили, что это слово являются проверочным словом к слову медведь? ( Потому что чётко слышим согласный звук, после парный согласной стоит гласный.) — Ребята, давайте ещё раз посмотрим на эти слова: Медведь – медведи ( На доске появляются рисунки). Что же мы с вами сделали, чтобы проверить парный согласный в корне?( Изменили слово). — Давайте зафиксируем наш вывод на доске

? парные согласные

Изменить слово

— А теперь, ребята, обратите внимание на 2 вариант слов: Ягодки — ягода ( На доске появляются рисунки). — Какая орфограмма в слове ягодки? (Парный согласный в корне). Посмотрите, какие это слова? Кто догадался? ( Однокоренные). — Выделяем корень в словах. Слово ягода является проверочным к слову ягодка? Почему? (Да. После парный согласной стоит гласный ). — Значит, какой мы можем сделать вывод? Что нужно сделать, чтобы проверить парный согласный? ( Чтобы проверить парный согласный, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.) — Давайте зафиксируем наш вывод на доске

? парные согласные

Изменить слово

или

͡ = ͡

согласного – гласный
 


Изменить слово

=

согласные – гласные

или
— чтобы проверить, какой буквой обозначен согласный — нужно изменить слово — подобрать однокоренное ( чтобы после согласного стоял гласный) — А теперь проговорите друг – другу. Учитель: Парные согласные
Самые опасные.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
— Ребята, а почему нужно ставить гласный? ( Чтобы звук слышался ясно). Физминутка. а) — Ребята, наши медвежата скучают, давайте с ними поиграем.  - Где живут медвежата? ( В лесу).  - Давайте, будем ходить по лесу. Как медведи ходят? ( Облокачиваясь с одного бока на другой). б) — Ребята, а что любят бурые медведи? ( Мёд). А где находится мёд в лесу? ( На дереве). — Давайте поймаем мёд. 1- подкидываем, 2- поймаем. в) – Ребята, а ещё, какие медведи бывают? ( Белые медведи). А где живут белые медведи? ( на северном полюсе ). Если они живут около океана, чем же они по — вашему питаются? ( Рыбками). А где они его ловят? Давайте поймаем рыбок? 1 – поймали, 2 – поймали. г) – Ребята, бурые медведи ещё что любят? ( Ягоды). Давайте их покормим. 1 – поймали, 2- встали, 3 – ням-ням. д) – Ребята, они у нас очень устали, давайте уложим спать, будем их укачивать. Молодцы, они уснули. — А теперь садитесь те, у кого имя начинается с гласного звука, затем – согласного звука. — Мы выяснили, что парный согласный в корне слова необходимо проверять, напомните как мы говорили? ( Ответы учащихся). — Любым ли однокоренным словом мы можем проверить? ( Нет, чтобы после согласного стоял гласный)
  1. Работа по учебнику на с. 170.
 - Рассмотрите рисунки. Какая орфограмма в этих словах? ( Парный согласный ).  - Как проверили парный согласный в слове голубь? ( Изменили слово).  - А в словах морковь и лодка ? ( Подобрали однокоренные слова.)  - Ребята, что ещё нового вы узнали, о чём мы с вами ещё не говорили? (После проверяемого согласного может стоять не только гласный, но и согласный звук[ н ] ).

? парные согласные

Изменить слово

или

=
согласного – гласный

или

согласный звук [ н ]
 
— Давайте зафиксируем наш вывод на доске ? парные согласные
3. Работа над правилом. — А теперь, ребята, давайте придумаем правило проверки парных согласных в корне? ( Учащиеся говорят свои доводы). А сейчас прочитаем по учебнику правило на странице 60. ( Учащиеся читают самостоятельно). Вывод. — Как проверить парный согласный звук в корне? ( Ответы учащихся). — А теперь приведите свои примеры к данному правилу.  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( внутренняя речь )  1. Выполнение упр. 321.  - Прочитайте задание. ( В какой части слова пропущены буквы? Подбери к данным словам проверочные слова.)  - Напишите слова. Выделите корень. Сравните согласные буквы в корне проверочного и проверяемого слова. — А теперь проверьте работу. Самопроверка по эталону. У кого нет ошибок? Молодцы! У кого есть ошибки? Где у тебя ошибка? В чём ты видишь причину? Какой ты видишь выход?  - У кого не было ошибок, поставьте на полях «+», а кто нашёл и исправил ошибки, поставьте на полях знак «?». 8. Включение в систему знаний, повторение. Работа по мультимедийному учебному пособию «Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 2 класс». 1. Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы. — Я сочинил стишок, вот он Берёзка – берёза Ры _ ка – лодочка Ло _ ка – селёдочка Яго _ ка – рыба Селё _ ка – ягода — Помоги мне его записать правильно. Корни во всех словах пишутся одинаково, чтобы не сделать ошибку, нужно подобрать однокоренное слово, где парный согласный звук слышится чётко. Например, в слове берёзка нужно писать букву з, так как в слове берёза чётко слышится звук з. 2. – Прочитай стишок, подбери к каждому слову проверочное и вставь пропущенную букву
Шила шу _ ку –

Сшила ю _ ку,

Шила ша _ ку –


Сшила та _ ку!
Хороша швея Наташа!

шапочка

 

юбочка

 

шуба

 

тапок

 

Вставь пропущенную букву. — Проверь себя, сколько слов ты сможешь восстановить за 3 минуты.  Тест. Обведи парные согласные: З Н С Ч Б Обведи слова с парной согласной на конце: Кот дом рак луг нос Подчеркни слова, которые являются проверочными: Сапожек погодка грибы виноград глазок лебеди Вставь букву: Д У. З У. М О Р О. А Р Б У. Л Е Д Н И. С У . 9. Рефлексия учебной деятельности. Молодцы ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Я очень рада, вы и хорошо размышляли, анализировали. — Вернёмся к целям нашего урока. Какие цели мы ставили перед собой? — Достигли ли мы этих целей? — Что нам помогло? — Молодцы! А теперь оцените свою активность на уроке.

( Дети по руке показывают высоту своей активности на уроке.) Учитель согласовывая с учащимися ставит оценки за урок — А теперь, ребята, открыли дневники и запишем домашнее задание. Выбрать из любого текста 10 слов с парной согласной в середине слова и записать проверочные слова; учить правило с. 60. — Урок окончен. Спасибо за работу. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Игра « Доскажи словечко» 1. Чтобы в цель попасть не раз, зоркий требуется … ( глаз). 2. Всё перетрут терпение и … ( труд). 3. Как прекрасно всё вокруг, если рядом лучший … ( друг). 4. Что за чудо – синий дом! Ребятишек много в нём. Носит обувь из резины И питается бензином! ( Автобус). Тест. 1. Обведи парные согласные: З Н С Ч Б 2. Обведи слова с парной согласной на конце: Кот дом рак луг нос 3. Подчеркни слова, которые являются проверочными: Сапожек погодка грибы виноград глазок лебеди 4. Вставь букву: Д У. З У. М О Р О. А Р Б У. Л Е Д Н И. С У .
Пожаловаться 18 октября 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru