В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова

Светлана Мохнаткина Светлана Мохнаткина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:5    просмотров: 2204
Краткое описание
Цель урока: воспитать нравственно-эстетические  чувства;  приобщить к музыкальным ценностям мировой музыкальной культуры  и способствовать эмоциональной отзывчивости через знакомство с произведениями С.В. Рахманинова.
Пожаловаться 11 октября 2013
Файлы
Методическое сопровождение к презентации .docx
HTML Войдите для скачивания файлов

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\uchmet_120_60.gif

Методическое сопровождение

1.

      • фамилия, имя, отчество автора:

Мохнаткина Светлана Валерьевна

      • место проживания (город), область, край, регион:

г. Тарко-Сале, Пуровский район, ЯНАО

      • название учебного заведения:

МБОУ «СОШ № 2»

      • дисциплина:

Музыка (искусство)

      • тема:

Урок концерт – беседа «Душа русского народа в музыке

С.В. Рахманинова»

      • класс (курс)

4

2.

      • количество слайдов:

13

      • среда (редактор), в которой выполнена презентация:

Microsoft Power Point 2007

      • цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:

      • нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине,

- воспитать нравственно-эстетические чувства: любовь к родной природе, своему народу, Родине;

-познакомить учащихся с выдающимся русским композитором и пианистом - С.В.Рахманиновым;

- приобщить к музыкальным ценностям мировой музыкальной культуры и способствовать эмоциональной отзывчивости через знакомство с произведениями С.В.Рахманинова;

- формировать потребность в общении с музыкой;

- познакомить с новыми музыкальными жанрами;

- разучить «Песню о Родине» В.Локтева.






Слайд 1

Титульный лист

Слайд 2

Картины природы

Слайд 3

Портрет Сергея Васильевича Рахманинова

Слайд 4

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (за роялем С.Рахманинов)

Слайд 5

«Вокализ» С.Рахманинов. Портрет А.В. Неждановой

Слайд 6

Россия – Родина моя. Тема «Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова» (для работы в тетрадях)

Слайд 7

С.В.Рахманинов концерт для фортепиано с оркестром № 3, «Вокализ» (для работы в тетрадях)

Слайд 8

Жанры: концерт, вокализ (для работы в тетрадях)

Слайд 9

«Песня о России» В.Локтев (текст 1-ого куплета)

Слайд 10

«Песня о России» В.Локтев (текст припева)

Слайд 11

Картины природы

Слайд 12

Интернет- ресурсы. Источники

Слайд 13

Заключительный



Справка об использованных источниках:

1.Воспоминания о Рахманинове. Издание пятое, дополненное. Москва «Музыка» 1988

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2002

3. Соколова О.И. Сергей Рахманинов. Второе издание. Москва «Музыка» 1984

4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2000

Интернет источники


сезоны-года.рф/картины%20природы.html http://laronyka.ya.ru/replies.xml?item_no=43

http://to-name.ru/biography/sergej-rahmaninov.htm

http://www.photoclip.ru/index.php?show_aux_page=50



Урок Душа русского народа 4 кл.docx
HTML Войдите для скачивания файлов





Мохнаткина Светлана Валерьевна

г. Тарко-Сале Пуровский район ЯНАО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»





Музыка

Учебник «Музыка» для учащихся 4 класса начальной школы

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина





Раздел: «Вся Россия просится в песню»


Тема: «Душа русского народа в музыке С.В.Рахманинова»



Тип урока: концерт - беседа





4 класс

Продолжительность урока 40 минут







2013 год

Цели: обобщение понятия мелодия; воспитание чувства патриотизма, любви к Родине; знакомство с произведениями С.В.Рахманинова; музыкальными жанрами – «концерт», «вокализ»; разучивание «Песни о России» В.Локтева.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно исполнять песню; будут знать новые музыкальные жанры; узнавать музыку при будущем прослушивании; знать русского композитора С.В.Рахманинова.

Тип урока: концерт – беседа

Музыкальное сопровождение: ученики входят перед началом урока и выходят из кабинета по окончании урока под музыку

Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.

Оборудование: видеопроектор, компьютер, экран, фортепиано, магнитофон.

Разрабатывая и проводя урок, мне хотелось показать детям, что музыка является отражением не только эмоций и переживаний композитора, но и его любви к своей стране и Родине.



Ход урока

Организационный момент

Приложение 1. Слайд 2

- Здрав-ствуй-те де-ти (музыкальное приветствие учителя).

- Здрав-ствуй-те (музыкальное приветствие детей).


Вступительное слово учителя


Мы с вами живем в мире, в котором слышим музыку, она звучит постоянно. Музыка различается по жанрам, стилям, по способу воплощения, исполнению. Говорят, музыка приходит к нам из космоса, а композиторы ее рисуют музыкальными красками. Они создают образы, которые видели, представляли: фантастические и реальные, навеянные литературными или художественными произведениями. Среди множества музыкальных сочинений есть особенно близкие нам, и, слушая их, возникает образ нашей Родины, а это дорого каждому русскому человеку.

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору…»,- эти слова принадлежат великому русскому композитору П.И.Чайковскому. Наверное, каждый композитор желал бы этого.


Музыка становиться близкой и родной лишь тогда, когда находит отклик в душе человека. Это напоминает прорастание зернышка. Услышал музыку -

- зернышко упало в землю, ты запомнил ее - оно пустило корни, напеваешь – зернышко пустило стебелек, ты поделился музыкой с друзьями - оно превратилось в цветок.

- А что, по-вашему, в музыке является зернышком? (Мелодия)


Знакомство с новым материалом


Приложение 1. Слайд 3

Мелодию, которую вы сейчас услышите, написана замечательным русским музыкантом - С.В.Рахманиновым. Сергей Васильевич был воспитанником Московской консерватории, закончив ее по классу фортепиано и композиции. Он был не только великолепным пианистом, композитором, но и дирижером. Те, кому посчастливилось слышать Сергея Васильевича – пианиста и дирижера,- до конца жизни хранят память о вдохновенном искусстве великого музыканта.



В этом году отмечается 140 лет со дня рождения С.В.Рахманинова.

«…Первая тема моего 3-го концерта, ни из народных… ни из церковных источников не заимствована. Просто так написалось! …Я хотел спеть мелодию на фортепиано, как ее поют певцы, и найти подходящее, вернее, не заглушающее это пение сопровождение», - писал С.В.Рахманинов.


Педагог играет мелодию концерта на фортепиано.


- Поэт Александр Блок назвал тему концерта «темой России».

-Давайте послушаем, как звучит концерт в исполнении автора. За роялем Сергей Васильевич Рахманинов.

Приложение 1. Слайд 4

Слушание музыки

Звучит 3-й фортепианный концерт Рахманинова.

Беседа

- Ребята, вы прослушали 1 часть фортепианного концерта, в каком характере звучала музыка? (Характер напевный, спокойный, мелодичный).

- А можно сказать, что музыка нам о чем-то рассказывала, и у нее повествовательный характер? (Мелодия напоминает лирическую русскую народную песню).

«Этой чудесной темой – песней о Родине народно-национальный

«певец на фортепиано» зовет нас не просто любоваться архаичной Русью, а вместе с ним трепетно вдумываться в ее сложные судьбы…»





Знакомство с новым материалом

У Сергия Васильевича Рахманинова много замечательных произведений. Среди них особое место занимает «Вокализ». Это сочинение он написал

для Антонины Васильевны Неждановой - великой русской певице, обладательнице чудесного сопрано.

« Вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами», писал ей в письме Рахманинов.



Слушание музыки

Приложение 1. Слайд 5

Звучит «Вокализ» С.В.Рахманинова.


- Ребята, вы слушали вокальное произведение без слов. Скажите, можно ли это произведение назвать «песней без слов»? (Русская лирическая протяжная песня).

- А какие характерные черты у русской протяжной песни? (Широта мелодии, неторопливость, повествовательность, нет куплетной повторности, мелодия кажется «бесконечной»).


Работа в тетрадях


Приложение 1. Слайд 8 Приложение 1. Слайд 6,7

Тема урока: «Душа русского народа в музыке Сергея Васильевича Рахманинова».

Записываем названия произведений, которые вы сегодня слушали:

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром, «Вокализ».



Музыкальные жанры: концерт – «состязание» - произведение для солиста и оркестра; вокализ - музыкальное произведение для голоса с сопровождением без слов, исполняется на одном гласном звуке; вокальное упражнение.


- Вы сегодня были замечательными слушателями, а теперь настало время стать исполнителями. Для этого нам необходимо подготовить ваши голоса.


Дыхательная зарядка (заменяет физминутку)

Упражнения А.Стрельниковой: «Ладошки», «Обними плечики».


Распевка

Поем песенку «Горошина» по полутонам вверх и вниз.


Разучивание новой песни

- Песня, которую мы с вами разучим, называется «Песня о России», ее автор В.Локтев.

Приложение 1.Слайд 9, 10

Педагог исполняет первый куплет и припев для ознакомления детей с песней.

Учим текст в ритме мелодии (ученики повторяют текст куплета и припева по рядам, всем классом, индивидуально).

Поем по строчкам приемом «эхо» (учитель – ученики).

Дети поют первый куплет и припев сначала в медленном темпе с дублированием мелодии на фортепиано, затем с аккомпанементом.


- Обратите внимание, как движется мелодия (с помощью дирижерских жестов показываю ее направление).

- Вы выучили первый куплет новой «Песни о России», на следующем уроке

мы с вами продолжим ее разучивание.


Итог урока

Слайд 11


- Мы сегодня с вами познакомились с русским композитором Сергеем Васильевичем Рахманиновым и его сочинениями.

- В каких жанрах написана музыка, которая звучала на уроке (инструментальная, вокальная).

- Как вы думаете, о чем рассказал автор? (О России, ее природе, о любви к своей Родине).

- Композитор, который чувствует принадлежность к Отчизне, будет прославлять ее в своих творениях, а мы с вами научимся узнавать музыку русских композиторов и отличать ее от зарубежных авторов.

Надеюсь, каждый из вас почувствовал себя частью нашей великой страны.

- Ребята, вы молодцы, внимательно слушали, хорошо пели, грамотно отвечали на вопросы. Вам понравился урок?

Призы активным учащимся. (Солнышки)

















Литература


1.Воспоминания о Рахманинове. Издание пятое, дополненное. Москва «Музыка» 1988

2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. Учебник для учащихся 4 класса начальной школы. Москва «Просвещение» 2002

3. Соколова О.И. Сергей Рахманинов. Второе издание. Москва «Музыка» 1984

4. Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 кл.: Пособие для учителя / Сост.: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2000

Интернет – ресурсы:

сезоны-года.рф/картины%20природы.html http://laronyka.ya.ru/replies.xml?item_no=43

http://to-name.ru/biography/sergej-rahmaninov.htm

http://www.photoclip.ru/index.php?show_aux_page=50

Мохнаткина.rar
Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru