В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

тетрадь-помощница

Людмила Цыплякова Людмила Цыплякова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2657
Краткое описание
помочь учащимся разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 08 октября 2013
Файлы
Творческий отчёт учителя.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Тетрадь-помощница «Русский язык в рисунках и схемах»

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывает у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Школьники совершенно единодушны во мнении: когда интересно учиться – легко учиться, хочется учиться.

Я задумалась над тем, как пробудить у детей интерес к изучению русского языка, как повысить грамотность письма. Перечитала много методической литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к изучению русского языка можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика, и всё это ежедневно внедрять в урок. С этой целью была разработана и апробирована тетрадь-помощница «Русский язык в рисунках и схемах».

Материал в тетради - помощнице «Русский язык в рисунках и схемах» предназначен для учащихся начального и среднего звена общеобразовательного учреждения, обучающихся по предмету «Русский язык». Собранный материал позволяет формировать у учащихся теоретические и практические навыки по русскому языку, орфографическую зоркость, прививает интерес к грамматике русского языка.

Представленный материал составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Тетрадь-помощница включает восемь разделов, содержание которых охватывает основные вопросы теории и практики предмета русского языка. Теоретические вопросы отражены в листах взаимо - и самоконтроля, алгоритмах (см приложение).

Цель пособия: помочь учащимся разобраться в трудностях русской орфографии, грамматики и пунктуации.

Задачи пособия.

  • Изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике русского языка.

  • Усвоение теоретических и практических знаний по орфографии, фонетике, морфологии, синтаксису, словообразованию, пунктуации.

  • Формирование систем научных понятий по языку, основываясь на принципах наглядности, доступности, посильности и научности, сознательности и активности учащихся в познавательном процессе.

  • Приобретение навыков самоанализа и самоконтроля.

  • Воспитание интереса и любви к русскому языку как языку великого русского народа.


Требования к уровню усвоения материала по русскому языку.

Учащиеся в результате оформления тетради - помощницы и практической деятельности к концу 4 класса должны:

-знать основные понятия, термины и их определения по разделам курса «Русский язык», классификацию слов, морфологические признаки частей речи, правила правописания изученных орфограмм, правила пунктуации.

-уметь производить фонетический, морфологический, словообразовательный разборы слов, синтаксический разбор предложений, распознавать части речи, применять правила орфографии и пунктуации.


1 раздел – «Фонетика»

Раздел разделён на три части: гласные, согласные, фонетический разбор.

Гласные и согласные звуки и буквы представлены в рисунках и схемах. Вначале даны основные принципы характеристики звука. Учащийся, прочитав основные принципы, учится строить предложения, выражать свои мысли и доказывать, почему данный звук относится к этой категории звуков. По рисунку, изображающего лицо человека, дети понимают отличие звука от буквы, запоминают гласные звуки. Веточка рябины помогает воспроизвести гласные буквы первого и второго ряда. Схематичные рисунки йотированных гласных помогают запомнить, какую роль играют эти буквы в русском языке. По рисунку «гриб-боровик» уясняют, что гласные бывают ударные и безударные, что ё – всегда ударная (на что указывает молоточек), что чаще всего сомнительными гласными выступают : е, а, о, и, я.

Согласные звуки и буквы располагаются на симметричной фигуре бабочки. Учащиеся очень быстро запоминают группировку согласных звуков. Работая в паре, дети закрывают то одно крыло бабочки, то другое, выясняя, какие звуки относятся к парным или непарным, звонким или глухим.

Вопросы взаимоконтроля по разделу «Фонетика» рассматриваются сначала фронтально на уроке, потом в парах. Детям нравится выступать в роли учителя, тем самым они становятся активными участниками учебного процесса.

Позитивные результаты: Эти схемы-рисунки помогают учащимся производить фонетический разбор слова безошибочно. В 4 классе с фонетическим разбором справляются все: и сильные, и слабые учащиеся.


2 раздел – «Орфография»

Изучаемые темы по орфографии представлены в стихотворной форме, в виде схем, рисунков, таблиц, алгоритмов, сравнительного анализа, практических упражнений.

Формы работы со стихотворениями разнообразны: сначала незамысловатые рифмовки включаются как элементы речевой гимнастики, далее дети выполняют задания: выпишите слова на данное правило, запишите по памяти, под диктовку, спишите, распределите на слух слова по правилам (например, напиши слова с гласными после шипящих в три столбика), кто больше запомнил слов на данное правило, по аналогии добавь свои слова и т.д.

Сравнительный анализ написания предлогов и приставок, разделительных Ъ и Ь знаков помогает учащимся рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.

Алгоритмы «Написание Ъ и Ь разделительного знака», «Проверка написания безударных гласных» учат последовательному рассуждению, безошибочному решению орфографических задач. Алгоритмы способствуют закреплению знаний по словообразованию. Учащийся может работать по алгоритму самостоятельно, а может в паре. Работа строится таким образом: один ставит перед другим проблему правильного написания слова, задаёт вопросы по алгоритму. Другой, анализируя слово, отвечает на вопросы и приходит к правильному решению проблемы. В паре работают «сильный и слабый» ученики. Сильный учащийся быстро осваивает алгоритм, а вот слабому - алгоритм долго ещё будет служить опорой и надёжным спутником в орфографии. Работу по алгоритму в паре, дети воспринимают как игру. Такие упражнения им нравятся, они это приветствуют.

На уроках во время повторения пройденного материала по орфографии, учащиеся открывают раздел, находят нужную тему и отвечают на вопрос учителя, выполняют практическое задание. Любая тема по орфографии всегда под рукой. Тетрадь-помощница- верный спутник ребят.

Изучение темы «Правописание падежных окончаний имён существительных» начинается с изучения падежей. Падежи – это «состав поезда». «Паровоз»- это именительный падеж, «вагончики»- косвенные падежи. На каждом вагончике пишется вопрос, предлоги данного падежа, окончания в 1, 2, 3 склонениях и синтаксическая роль в предложении. Оперируя этими карточками, заглядывая в них, учащиеся ещё в 3 классе быстро и непроизвольно запоминают вопросы, предлоги падежей.

Вопросы взаимопроверки (теоретические вопросы) по темам «Непроизносимые согласные», «Мягкий и разделительные знаки», «Приставка и предлог» рассматриваются сначала на уроке фронтально, потом отвечают только те, кто знает полный ответ, а потом формируются пары, и далее вопросы отрабатываются в парах.

Позитивные результаты: Ответы на теоретические вопросы к окончанию начальной школы знают все учащиеся. Дети учатся задавать вопросы, оценивать ответ своего товарища. Могут оценивать и свой ответ. Все формы работы способствуют повышению грамотности учащихся, развитию орфографической зоркости, способствуют сохранению в памяти основных тем по орфографии. Раздел «Орфография» - это хорошая база для индивидуальной, самостоятельной работы учащихся.


3 раздел – «Орфографический словарь»

Идея создания орфографического словаря возникла после прослушивания лекций учителя начальных классов г. Москва С. Лысенковой.

Орфографический словарь разбит на 30 групп. Начиная с 1 класса, вводятся словарные слова, в последующих классах каждая группа пополняется более сложными по написанию словами. Учащиеся знакомятся на уроке не с одним словом, а с группой слов, связанных определённой темой. Например: «Школа» (ученик, ученица, учительница, класс, пенал, дежурный, карандаш). Слова вводятся в активный словарь ребёнка в начале недели и отрабатывается ежедневно. Сначала слова проговариваются с указанием орфограммы (например, «посуда» запомню букву «о»), затем отрабатывается их написание в игровой ситуации «Вставь букву», «Покажи букву», «Найди ошибку», заполни перфокарту. Перфокарты выполнены в виде фигурок, каких-то предметов. По теме «Овощи» - это помидор, по теме «Школа» - фигурка человечка или карандаш.

В конце недели дети пишут словарный диктант по данной группе. В течение последующих недель учащиеся не только знакомятся с новой группой слов, но и отрабатываются и ранее изученные. Особое внимание уделяется тем словам, в которых во время словарного диктанта были допущены ошибки. (Это показывает мониторинг). В 3-4 классах учащиеся ежедневно записывают в домашней работе ту или иную словарную группу, выделяя сомнительные буквы и ставя ударение. А в конце недели в 4 классе дети учатся писать мини-сочинение по теме словаря. Например: тема «Родина». «Моя Родина- Россия. Столица – город Москва. Главная площадь страны – Красная площадь. Красная площадь находится у стен Кремля. В Кремле работает правительство.»

Позитивные результаты: 100% учащихся справляются с словарными диктантами, качество знаний составляет 85-90%. Дети комфортно чувствуют себя во время проведения словарного диктанта, уверены в своих знаниях. Формы работы с орфографическим словарём повышают орфографическую зоркость и грамотность, а главное – интерес к русскому языку.

4 раздел – «Родственные (однокоренные) слова» или «Словарь корней»

Этот раздел заполняется, когда начинается изучение темы «Родственные слова». Дети получают на уроках понятие «корень» и учатся подбирать к данному корню родственные (однокоренные слова). Подбор слов осуществляется на уроке, продолжается дома. Дети работают со словарём, количество слов неограниченно. Важно, правильно записать слово, выделить корень и знать его лексическое значение.

Формы работы по этому разделу: проговаривание отдельных групп, слов, называя корень слова; орфографические минутки (комментированное письмо, диктанты под копирку, какографическое письмо, письмо под диктовку с предварительной подготовкой, письмо с «окошком», орфографическое лото, сигнальное письмо или письмо с секретом («телетайпная лента» из опыта работы учителя из Липецкой области), работа по алгоритму, взаимоконтроль, самоконтроль, заполнение перфокарт.

Позитивные результаты: Учащиеся расширяют словарный запас, умеют работать с разными видами словарей, быстро находят корень слова в родственных словах, знают правила правописания изученных орфограмм, умеют их применять. Работа по этому разделу способствует развитию орфографической зоркости, повышает грамотность учеников, содержит большой материал для индивидуальной и самостоятельной работы.

5 раздел - «Словообразование»

Раздел открывается рисунком-схемой: корень дерева, ветка, скворечники, травянистое растение. По этой схеме дети чётко понимают, что главное в слове корень, что новые слова образуются при помощи приставок и суффиксов, т к. «ветка» и «скворечники» связаны с деревом по смыслу, дополняют его. Окончание выступает в этой схеме немного обособленной, тем самым помогает понять детям её формообразующую роль.

Лист взаимного контроля отрабатывает теоретические знания учащихся.

Позитивные результаты: 97% учащихся отличают родственные слова от формы слова. 95% учащихся справляются с словообразовательным разбором. 100% учащихся знают теорию по теме «Состав слова»

6 раздел – «Морфология»

Морфология – наука о частях речи. Каждая часть речи «поселяется» в избушке. В «избушке» вся информация о какой-то части речи. На крыше избушке пишется название части речи, что обозначает. На трубе – на какие вопросы отвечает данная часть речи. Если часть речи (предлоги, союзы, частицы) не имеют вопросов, то избушка выполняется без трубы. Стена избушки, состоящая из брёвен, несёт полную информацию о грамматических особенностях данной части речи, т.е. указываются постоянные и непостоянные признаки. Избушка имеет «ножки». На ножках записывается, как изменяется эта часть речи. Если «Имя существительное» изменяется по числам и падежам, то избушка имеет две ножки. А вот «Имя прилагательное» изменяется по числам, родам, падежам, тогда у избушки три ножки. Избушка неизменяемой части речи (наречие) не имеет ножек. На обратной стороне избушки – порядок морфологического разбора, изменение части речи по вопросам, т.е. склонение или спряжение.

Сведения о части речи на избушке записывается постепенно из урока в урок по мере прохождения темы. Вопросы взаимоконтроля отрабатываются с первого урока.

Позитивные результаты: Избушки помогают запомнить всю информацию о части речи: классификацию, морфологические признаки; используются на уроках-аукционах, на которых ученики показывают высокий уровень ЗУН в теоретических и практических упражнениях: умеют выполнять морфологический разбор, распознавать части речи.

Учащиеся во время учебного процесса, забыв ту или иную информацию о части речи, быстро открывают нужный раздел, находят избушку и восстанавливают в памяти утраченное. Такая маленькая подсказка даёт уверенность слабым учащимся, повышает мотивацию их учебной деятельности.


7 раздел – «Синтаксис»

В этом разделе учащиеся знакомятся с членами предложения: главными и второстепенными. Вводится понятие «грамматическая основа предложения». Предложение - это «медвежья семья»: подлежащее – «мама-медведица», сказуемое – «папа-медведь»; к ним примыкают их «дети»: дополнение, определение, обстоятельство. На каждом «герое» указано, на какие вопросы отвечает этот член предложения, что обозначает, как подчеркивается в предложении. В этом разделе дети записывают основные характеристики предложения по составу, по цели высказывания, по интонации, даётся порядок синтаксического разбора предложения.

Позитивные результаты: 99% учащихся к концу 4 класса знают грамматическую основу предложения, без труда находят её, определяют второстепенные члены, умеют составлять словосочетания, производить синтаксический разбор. Термины (названия второстепенных членов) учащиеся самостоятельно вводят в активный словарь.


8 раздел – «Пунктуация»

В первом классе учащиеся знакомятся со знаками препинания в конце предложения. Сразу же оформляются эти сведения в тетрадь-помощницу. Каждый знак – важная персона, удостоен портрета, вставляется в рамку, и поясняется его значение в русском языке.

Ненавязчиво в 3 классе вводится «запятая» и указывается постановка «запятой» перед союзами: А, НО, ДА (в значении НО). В 4 классе вводится понятие «однородные члены» предложения. Детям даётся рисунок-схема («утки») с однородными членами и объясняется постановка запятой в предложении.

По рисунку или схеме учащиеся вспоминают правило постановки запятой между однородными членами предложения, учатся правильно выражать свои мысли.

Позитивные результаты: Ученики умеют применять правила пунктуации, анализировать предложение, составлять схему. 96% учащихся прочно усваивают правила пунктуации.

Выводы: Весь трудно запоминаемый материал изучается с опорой на тетрадь-помощницу. Сначала учащиеся обращаются к ней чаще, затем реже, вскоре решают ту или иную грамматическую и орфографическую задачу по памяти.

Тетрадь-помощница помогает, во-первых, осуществить результативность обучения русскому языку; во-вторых, - учащиеся успешно осваивают знания по основным разделам русского языка, овладевают навыками самоконтроля и самообразования.




Учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» г.Подольска

Людмила Ивановна Цыплякова

ludmila.59.ru@mail.ru









5


алгоритмы.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

(в имени прилагательном)

Правописание безударных гласных А, О, И, Е, Я

  1. Определи часть речи. Это слово имя прилагательное?



да нет


Смотри приложение

  1. Определи, в какой части слова находится безударная гласная.



в приставке? в корне? в суффиксе? в окончании?


да да да да


В: вспоминаю

правописание

приставок

В: вспоминаю

правописание

безударной гласной в

корне: подбираю проверочное слово с ударной гласной в корне

В: вспоминаю

правописание

суффиксов

3. Найди им.сущ., с которым оно связано,

задай вопрос от им.сущ. к им.прил.

Это им.прил.отвечает на вопрос какой?



нет да


В: по окончанию вопроса 4. Определи род

определи окончание им.сущ., с ко-

имени прилагательного торым связано

какого? ого-его данное им.прил.

какому? ому-ему

каким? ым-им

о каком? ом-ем м.р. ж.р.

какую? ую-юю с.р.

какие? ие-ые

каких? их-ых В: ой В: ой

какими? ими-ыми ый ей

ий


(в глаголе)

Правописание безударных гласных А, О, И, Е, Я

  1. Определи часть речи. Это слово глагол?



да нет


Смотри приложение

  1. Определи, в какой части слова находится безударная гласная.



в приставке? в корне? в суффиксе? в окончании?


да да да да


В: вспоминаю

правописание

приставок

В: подбираю

проверочное слово

с ударной гласной в

корне

3. Гласная буква перед Л


да нет

4. Поставь глагол в н.ф.,

определи суффикс н.ф.



В: если – ять, то ял

если - ить, то ил

если – еть, то ел

если – ать, то ал

если - оть, то ол

если - уть, то ул

3. Поставь клагол в неопределенную

форму. Определи, на что оканчи-вается н.ф.



ить ать

еть

уть

ыть

ять

Это глагол- Это глагол-исключение:

исключение: гнать, держать,

стелить, брить смотреть, видеть,

дышать, слышать,

ненавидеть, обидеть,

терпеть, зависеть,

вертеть (11 глаг.)

да нет да нет


В: I спр. В: II спр. В: II спр. В: I спр.

е и и е

ут-ют ат-ят ат-ят ут-ют





АЛГОРИТМ

ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКЛОНЕНИЯ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО


1 шаг. Поставь имя существительное в именительный падеж единственного числа

2 шаг. Выдели окончание.

3 шаг. Определи склонение.

Если окончание А или Я


Вывод (В): 1 скл. Вывод: 2 скл. 4 шаг. Определи род




м.р. ж.р.

В: 2 скл. В: 3 скл.
















АЛГОРИТМ
«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ А, О, И, Е, Я»

1. Определи часть речи. Это слово существительное?




ДА Нет



2. Определи в какой части слова находится безударная гласная? Смотри приложение (им.прилаг., глагол)





В приставке? нет В корне? нет В суффиксе? нет В окончании?


да да да да

В: вспоминаю правописание приставок:

с А: на-, за-, над-, рас-, раз-;

с О: о-, по-, под-, от-, до-, со-, про-, подо-, ото-, воз-, вос-;

и другие:

пре-, при-;

из-, нис-, низ-;

без-, бес-


В: подбираю родственное однокоренное слово с ударной гласной в корне слова

В: вспоминаю правописание суффиксов:

-очк-, -ечк;

-ост-, -ость-;

-ова-, -оват-;

-ниц-, -чик-, -щик-,

-тель-, -онк-, --онок-. –ёнок-,

-ик-, -ок-, -ник-.


3. Определи склонение


1 скл. 2 скл. 3 скл.


4. Определи

падеж.


Р.п.?


Да Нет




В:И Е В: Е В: И























морфология.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

МОРФОЛОГИЯ


ЧАСТИ РЕЧИ


Имя

существительное






Глагол



Предлоги


Имя

прилагательное






Наречие



Союзы


Имя

числительное






Частицы



Междометия







ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает? Приведи примеры.

  3. Назови начальную форму (И.п., ед.ч.).

  4. Назови постоянные грамматические признаки имени существительного, дай им характеристику.

(собственные и нарицательные)

(одушевленные и неодушевленные)

(род)

(склонение)

  1. Назови непостоянные грамматические признаки (число, падеж).

  2. Назови падежи (вопросы, предлоги, окончания).

  3. Как определить падеж имени существительного в предложении?

    1. найти слово, к которому относится имя существительное;

2. поставить вопрос от этого слова к имени существительному;

3. по вопросу, предлогу, окончанию, синтаксической роли

определить падеж.)

  1. В каких случаях в окончании им.сущ. пишутся гласная И, Е.

– если имя сущ. 3 склонения,

если имя сущ. стоит в родительном падеже.

Е – остальные случаи.)

9. Как различить имя существительное в родительном падеже от винительного падежа? (подставить слово «лиса», по окончанию в им.п. от вин.п.)

(им.сущ. в именительном падеже – подлежащее,

им.сущ. в винительном падеже – дополнение, обстоятельство)

  1. Синтаксическая роль имени существительного.

Каким членом предложения является имя существительное?

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

  1. Назови, что обозначает имя прилагательное?

  2. На какие вопросы отвечает? Приведи примеры.

  3. Назови начальную форму (И.п., ед.ч., муж.р.).

  4. Как изменяется имя прилагательное (непостоянные грамматические признаки)?

(по падежам, по родам в ед.ч., по числам)

  1. Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

  2. Как проверить окончание имени прилагательного?

  3. Назови вопросы и окончания (просклоняй имя прилагательное мужского или среднего рода, имя прилагательное женского рода).

  4. Назови вопросы и окончания имени прилагательного во множественном числе.

  5. Синтаксическая роль имени прилагательного.

Каким членом предложения является имя прилагательное?

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ГЛАГОЛ

  1. Что обозначает?

  2. На какие вопросы отвечает глагол? Приведи примеры.

  3. Назови грамматические признаки глагола. (Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?)

(число, лицо, время)

  1. Что такое спряжение?

  2. Назови виды спряжений.

Как определить спряжение глагола?

  1. Какие личные окончания у глаголов I и II спряжений?

  2. Назови глаголы – исключения (11 глаголов – II спряжения,

2 глагола – I спряжения).

  1. Как проверить безударные личные окончания глагола?

  1. поставить глагол в н.ф.;

  2. определить спряжение;

  3. вспомнить окончания глагола в I, II спряжении).

  1. Назови вопросы прошедшего времени.

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

(по числам, по родам в ед.ч.)

  1. Назови окончания глаголов прошедшего времени.

  2. Вспомни правописание суффикса (гласной буквы) перед суффиксом Л в глаголах прошедшего времени?

ЗАПОМНИ! Таять, сеять, веять, лаять, клеить.

12. Назови синтаксическую роль глагола.

(Каким членом предложения является?)






орфограф.словарь.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
орфография 1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
пунктуация.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ПУНКТУАЦИЯ

? !

. ; ,

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ




Для неё главное конец предложения.




!


Он очень не любит скуку.





?


Он всегда спрашивает.





,


Она всегда за равноправие.



ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

не ставится:


ЕСЛИ ДВА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНА СОЕДИНЕНЫ СОЮЗАМИ

И ИЛИ ДА (В ЗНАЧЕНИИ «И»)




и Мороз щипал уши и лицо.




да (и) Кругом всей поляны стояли высокие

сосны да густые ели.



ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

ставится:


  1. ПРИ ОТСУТСТВИИ СОЮЗОВ


, , ,


В большом лесу во время бури деревья стонут, трещат, ломаются.


2. ЕСЛИ СОЕДИНЕНЫ СОЮЗАМИ


, а ; , но ;



, да (но)


И возик свой мы не свезём, а скатим.

Солнце светит, но не греет.

Солнце светит, да не греет.

  1. ЕСЛИ СОЕДИНЕНЫ ПОВТОРЯЮЩИМСЯ СОЮЗОМ



, и , и


Радостно, молодо было на небе, и на земле, и в сердце человека.


4. ЕСЛИ СОЕДИНЕНЫ СОЮЗАМИ ПОПАРНО



и , и , и


На прилавке лежали кучками яблоки и груши, вишни и сливы, смородина и черника.





родственные слова.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

РОДСТВЕННЫЕ

СЛОВА









и т.д.

синтаксис.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

СИНТАКСИС

? !

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  1. Что такое предложение?

  2. Из чего состоит предложение?

  3. Как в устной речи одно предложение отделить от другого?

(при помощи паузы)

  1. Какие виды предложений по цели высказывания ты знаешь?

(повествовательные, вопросительные, побудительные)

  1. Расскажи о повествовательном, вопросительном, побудительном предложениях. Приведи примеры.

  2. Какие виды предложений по интонации ты знаешь?

(восклицательные, невосклицательные)

  1. Как в устной речи определить вид предложения?

(по интонации голоса)

  1. Что такое грамматическая основа предложения?

(подлежащее и сказуемое)

9. Что обозначает подлежащее? Сказуемое?

  1. Что такое словосочетание?

определение

Расскажи о второстепенных членах предложения дополнение

обстоятельство

  1. Что Вы знаете об однородных членах предложения?

Приведите пример.

  1. Какими знаками препинания и в каких случаях однородные члены

предложения отделяются друг от друга?


I. Предложения по цели высказывания:

1. повествовательное

2. вопросительное ?

3. побудительное !

II. Предложения по интонации:

1. восклицательное !

2. невосклицательное ?

III. Простое и сложное

1. одна основа [ ]

2. две и более основ [ , ]

IV. Распространенное [ ]

нераспространенное [ ], [ ], [ ]

ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ



ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Подлежащее Сказуемое


О КОМ или О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ ЧТО ГОВОРИТСЯ О ПОДЛЕЖАЩЕМ

В ПРЕДЛОЖЕНИИ

КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ?

ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?



ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ

словообразование.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

лист взаимного контроля


  1. Дай определение корня слова. Расскажи, как правильно найти корень в слове.

  2. Дай определение окончанию. Как правильно найти окончание?

  3. Дай определение приставки.

  4. Дай определение суффиксов.

  5. Что такое основа? Какую основу мы называем производной. Какую – непроизводной?

  6. Какие части слова ты знаешь?

  7. Назови изменяемую часть слова?

  8. Назови неизменяемые части слова?

фонетика.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

ГЛАСНЫЕ

1.Назови признаки гласных звуков?

2. Сколько гласных букв в алфавите?

3. Какие гласные буквы указывают на твердость согласного?

4. Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного?

5. Сколько гласных звуков в русском языке? Назови их.

6. Что ты знаешь о гласных буквах е, ё, я, ю?

7. Какие гласные называют ударными, какие – безударными?

8. Сколько ударных гласных может быть в слове?

9. Какая гласная всегда находится под ударением?

10. Как проверить безударную гласную в слове?

11. Как быть, если безударную гласную проверить нельзя?

(Обратиться к словарю)

ЛИСТ ВЗАИМНОГО КОНТРОЛЯ

СОГЛАСНЫЕ

1.Назови признаки согласных звуков?

2. Сколько согласных букв в русском языке?

3. Какие звуки может обозначать согласная буква?

(твердые и мягкие)

4. Перед какими гласными согласный звучит твёрдо?

Исключение?

5. Перед какими гласными согласный звучит мягко?

Исключение?

6. Какие согласные буквы всегда обозначают твердый звук?

7. Какие согласные буквы всегда обозначают мягкий звук?

8. На какие две группы делятся согласные звуки?

(парные, непарные) (звонкие, глухие)

9. Назови парные согласные.

Какие из них звонкие, какие глухие?

Почему они звонкие, почему глухие?

10. Назови непарные звонкие.

11. Назови непарные глухие.

12. Как проверить написание парных согласных на конце и в середине слова?

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

  1. Напиши слово, поставь ударение.

  2. Определи количество слогов.

  3. Дай характеристику каждому звуку:


СОГЛАСНЫЙ или ГЛАСНЫЙ

твердый мягкий ударный безударный

звонкий глухой

парный непарный

  1. Подсчитай количество букв и звуков, запиши.

О Б Р А З Е Ц

юнга - - [й у н г а]

ю – [й′] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;

[у] - гласный, ударный;

н - [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный;

г - [г] - согласный, твердый, звонкий, парный;

а - [а] - гласный, безударный.

__________________

4 буквы, 5 звуков



тетрадь-помощница.rar
Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru