В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Проектная деятельность на уроках в начальном звене

Ирина Крылова Ирина Крылова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 745
Краткое описание
Тема моего мастер-класса «Формирование навыков проектной деятельности на уроках в начальной школе».

Описание
МАСТЕР-КЛАСС Тема моего мастер-класса «Формирование навыков проектной деятельности на уроках в начальной школе». Средь суматохи будни дней, уроков, Мы слышим от детей такое множество вопросов: «Когда и как? Зачем и почему? Вновь объясните мне. Я ничего тут не пойму!» И снова вечер в книгах, в Интернете, Ну а потом тетради, ужин и конспекты, Новации, проекты, ИКТэ, Покой лишь только снится мне. А завтра снова на уроки, И снова почемучкины вопросы, Ну что ж, друзья, знать суждено Искать и находить. Другого не дано. Искать и находить. Приходя в школу, каждый ребёнок готов искать и находить, он интересуется многим, задавая свои многочисленные вопросы, его легко увлечь. И мы учителя начальных классов можем научить детей искать и находить ответы на эти вопросы. Этому может способствовать одно из направлений деятельностного подхода – метод проектов. Проекты в младших классах – это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. И начинать обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов можно уже на уроках. Рассмотрю основные особенности таких уроков. Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся с конкретной деятельностью на данном уроке. Второй этап направлен на выявление проблемы, формирование темы и целей деятельности. Третий этап является подготовительным. В ходе его подготавливается общий план деятельности по разработке проекта и поиск информации. Четвёртый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта, проговаривание новых знаний, т.е. продукт проекта. Работа проводится в группах. Пятый этап – это практическое применение разработанного проекта, презентация. Шестой этап представляет собой самоанализ проектной деятельности. Седьмой этап заключается в подведении итогов всей работы в целом. Основные этапы проектной деятельности я покажу на уроке литературного чтения по теме «Согласные звуки[в], [в’]. Буквы В в». Хочу отметить, что этот урок проходит в конце второго месяца обучения детей в школе. Конечно, мы не сообщаем детям, что сейчас мы будем заниматься проектной деятельностью, всё происходит в игровой форме. А теперь попробуйте представить себя только что пришедшими в школу первоклашками. Начну с этапа выявление проблемы. — Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Вот такой волшебный сундучок. А в нём что-то лежит. Сундучок у нас волшебный, и содержимое его проектируется на экран. Что это? (предложение) — Что такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу) — Почему вы решили, что это предложение? (Написано, как предложение, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения стоит восклицательный знак) — Прочитайте предложение. (Не можем прочитать, так как не хватает букв) — Наверное, тут должна стоять какая-то буква, но какая? У меня есть очень хороший знакомый профессор, давайте свяжемся с ней по Интернету и попросим помощи у нашего профессора Всезнайкиной, может она нам что-то подскажет. На экране появляется профессор. — Слышу, слышу. Конечно, подскажу, но не просто так, а загадками, отгадаете и сами всё поймёте. Итак, загадка первая. Плещет тёплая вода в берега из чугуна, Отгадайте, вспомните, что за море в комнате? (ванна) — Всезнайкина оставила нам подсказку. (Проверка по гиперссылке) Отгадали? Молодцы! Тогда слушайте вторую загадку. Хохотнул Егорка, взялся за уборку, В пляс по комнате пошёл, оглянулся: чистый пол. Проверка по гиперссылке. — Чем похожи все отгадки? (начинаются со звуков (в) или (в’). — Назовите тему нашего урока. (Звуки (в) и (в’), буквы Вв.) — Что нужно узнать нам о новых звуках? Какие же задачи стоят перед нами на уроке?
В беседе с учителем конкретизируются задачи урока (они фиксируются на доске меловыми рисунками):
- Давать характеристику новым звукам.

В в

 

— Узнать какой буквой обозначаются новые звуки. Читать слова с этой буквой.
— Выразительно читать текст с новыми буквами. (Эту задачу сообщает сам учитель.) Очень важно для формирования навыка чтения и в дальнейшем грамотного письма, а стало быть и развитой речи является звуко-буквенный разбор, и эту нудную работу я провожу опять же в форме игры. Применяется алгоритм. IV. «Открытие нового знания».
Звуко-буквенный анализ слов-отгадок ванна и веник: игра «Живые буквы».
– Правила игры. Вы будете «живыми» звуками слова «ванна».Сколько человек я должна вызвать для проведения игры? Остальные дети строят схемы в тетрадях.
– Оля будет первым звуком. Назовите его – [в]. (Ребёнок даёт характеристику звуку: согласный, твёрдый и берёт синий квадрат)
– Серёжа – вторым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Катя – третьим звуком. Назови его – [н]. (Характеристика)
– Петя – четвёртым звуком. Назови его – [а]. (Характеристика)
– Шаг вперёд первый гласный звук в слове! Хором назовём его. Встань на место.
– Шаг вперёд второй гласный звук!
– Шаг вперёд первый согласный твёрдый звук! Хором назовём его.
– Шаг вперёд второй твёрдый согласный звук. Хором назовём его.
Дети прикрепляют на доску схему слова «ванна». Можно сказать о том, что звук Н долгий, и поэтому он будет обозначен двумя буквами.
— А вот со словом «веник» составьте схему сами, работая в парах.
Схеме выставляется на доске. Называются все звуки этого слова.
— Назовём ещё раз первые звуки в этих словах. Какими буквами обозначим эти звуки? У меня нет никаких букв. В сундучке только вот этот шарик. (Учитель достаёт из мешочка шарик) Ой, смотрите, на нём что-то написано.
Учитель надувает немного шарик, дети видят букву в, затем шарик надувается побольше и строчная буква превращается в заглавную.
— Для чего нужна заглавная буква?
Учитель прикрепляет шарик с буквой на палочку на столе.
— Давайте вставим новые буквы под схемами. (Читающий ученик пишет её под схемами) Чтобы запомнить новую букву, дети пишут новую букву на ладошке, на спинке друг у друга.

Продукт.Вывод о букве В ещё раз повторяется по алгоритму (сначала кто-то один, а потом все хором): буква Вв обозначает согласные твёрдый (в) и мягкий (в’), парные звонкие звуки.
Практическое применение. Учитель на доске переворачивает плакат на доске с буквами Вв. – Найдите букву на рисунке. (Дети обводят маркером букву на экране, остальные в «Азбуке» зачёркивают букву на стр. 72) — А теперь девочки называют слова с новыми звуками женского рода, а мальчики – мужского рода. (Дети используют картинки на слайде, в учебнике, придумывают свои.) Современные дети не очень любят читать и особенно сложно привлечь таких детей, которые плохо читают или не читаю совсем. И опять помогают игры, соревнование. — Продолжаем соревнование между девочками и мальчиками. В какую игру играют герои мультфильмов на страницах нашей «Азбуки»? (Футбол) Вот и мы сейчас поиграем в эту игру. Слайд 12. Сначала «забивают голы» девочки (читают слоги), потом мальчики. Если слоги прочитаны правильно и дружно, звучит фонограмма «Гол». VI. Самоанализ деятельности.
Слоги прочитаны, теперь необходимо заинтересовать в чтении слов и предложений. Для этого действительно в классе проходил конкурс рисунков. Дети заинтересованы, так как рассказ о них самих. Детям раздаются листочки с текстом. (Приложение 3)
КОНКУРС РИСУНКОВ! Скоро конкурс рисунков. Мы рисовали картины. Вот три рисунка.
Никита нарисовал тракториста и трактор.
А эта ворона и лиса – рисунок Кати. У лисы сыр. Ворона сидит на суку сосны.
Как красиво нарисовала Арина капусту, лук, тыкву!

Чтение текста «про себя», а потом вслух по предложениям. Слайд 15 .
— Что такое конкурс?
— Что вы рисовали? (Дети отвечают отрывками из текста)
— Что нарисовал Никита?
На дополнительной доске открывается выставка рисунков детей класса.
— Найдите рисунок Никиты. (Проверка по гиперссылке каждого рисунка, правильно ли дети нашли рисунок) (Слайды 14-16)
— Что рисовала Катя? Найдите её рисунок. — Что рисовала Арина? — Как нарисовала Арина капусту, лук и тыкву? (красиво) Найдите рисунок Арины. VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа в группах. II группа. Найдите заблудившуюся букву. (Приложение 2) 1. Мы собрали васильки На головах у нас щенки. 2. Пуганая корона куста боится. IIIгруппа. (Приложение 2) 1. Не зная брода, не суйся в моду. 2. На пожелтевшую листву Бросает лев свою листву. I группа работает на компьютере. Отгадать и вставить слова с новой буквой. (Слайд 17) Проверка по слайдам 18-20. VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). Слайд 21. Пройтись по целям урока. Погладили себя по головке. — Какая же буква была пропущена в предложении, которое мы не смогли прочесть в начале урока? (Убирается цветочки, которые заслоняли буквы в предложении.) — Теперь мы сможем его прочитать? (Дети читают) — Что это? (пословица) — Как вы её понимаете? На экране появляется эффект «аплодисменты». В условиях классно-урочной системы занятий метод проектов наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения психологии и частных методик;  этот метод обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, критическое мышление; проекты сплачивают детей, развивают умение работать в команде.
Пожаловаться 06 октября 2013
Файлы
Другие материалы автора
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru