В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Овладение навыками игры легато и координации в начальном периоде обучения.

Овладение навыками игры легато и координации в начальном периоде обучения.

Татьяна Шанина-Винокурова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 2875
Краткое описание
Методическая разработка урока с использованием современных педагогических технологий.
Описание
Цель урока — в игровой форме, на доступном для ребёнка репертуаре познакомиться с первоначальными навыками игры легато. Мы разучим несколько пьес, в которых надо будет связно исполнить:
1) мелодию;
2) аккомпанемент.
Мы выполним творческие задания:
1) подберём аккомпанемент ко 2-й части песни «Утёнок»,
2) поиграем эту песню и от других нот (т.е. странспонируем).
Ученик прослушает в исполнении педагога несколько пьес кантиленного характера. Вместе мы проанализируем, каким образом игра легато влияет на создание образов нежных, ласковых, «сонливых» и других в перечисленных пьесах.
Основная часть.
В давние времена в канун Нового года дети в деревне ходили из дома в дом, играли в игры и пели новогодние песни-таусени. Вот одна из них:

Разучиваем песню со словами, поём вместе, затем ученик поёт самостоятельно.
Педагог: Ты слышишь, какие мы распеваем слоги? ( «на горуу-шечке, в черепу-шечке»).
В партии левой руки знак, который тебе знаком.Это лига.
Если лига соединяет две одинаковые ноты, то вторая не поётся и не играется, а становится более долгой (Вспомни песню «Зайка»). Ученик играет знакомую песню.
Если же лига поставлена над разными нотами, их надо спеть и сыграть связно, легато.
В песне «Таусеньки, таусень» надо связно и распевно сыграть и спеть «на гору-шее-чке», « в черепу-ше-чке».А остальные звуки не связывай друг с другом.
Ученик исполняет.
Ты ещё не прочёл музыку песни, но догадываешься: песня про Дрёму будет сонливой, медленной. Но в ней и насмешка над ленивой Дрёмой.


Какие звуки надо сыграть связно, легато? А какие несвязно?
Какую часть песенки сыграть «с ленцой», будто позёвывая и потягиваясь после сна, а какую насмешливо?
Попробуй исполнить.
А теперь мы с тобой вспомним знакомую песню «Здравствуй, утёнок». Пропой её:



Попробуй проаккомпанировать себе и спеть:


Новый знак «р» (пиано ) указывает: играть надо тихо. Играй аккомпанемент легато и плавно. Чуть-чуть выдели первые ноты под лигами, «присядь», «обопрись» на них: они помогут тебе произнести выразительно слова песенки и сделать нужные ударения:
«Здраа- вствуй, утё-нок,
Чей ты ребё-нок?
Аккомпанемент к продолжению песни (к ответу утёнка) подбери сам. Он должен быть таким же ласковым и спокойным, состоять из таких же интервалов, но на других клавишах.
На каких? ( соль--ми-бемоль, соль –си бемоль)
А сейчас спой эту песню от «соль» и подбери аккомпанемент ко всей песне.
Ученик транспонирует песню на б.3 вверх.
В песне «Мамочка, мама» лиги помогут тебе ласково «пропеть» на фортепиано эту мелодию и отделить совсем маленькие мелодические группки нот (мотивы) друг от друга.

Песня состоит из двух больших частей. Где кончается первая и начинается вторая? (в 7 такте).
А теперь я сыграю тебе несколько отрывков из произведений Чайковского «Детский альбом», а ты определи, где звучит легато в мелодии, а где в аккомпанементе ( В исполнении педагога звучат пьесы Чайковского «Болезнь куклы», «Сладкая грёза»).
Какой характер в этих пьесах?
Итак, мы познакомились с новым приёмом игры «легато»-- исполнение, при котором ноты плавно « перетекают одна в другую». Это очень важный приём, овладев которым, ты сможешь сыграть много интересной музыки.
Заключение.
Уже на первых порах музыкальных занятий, при разучивании одноголосных песенок двумя руками поочерёдно возникают задачи, связанные с координацией (включающей мышление, слух и игровые движения).Чтобы чередование рук было плавным, надо уметь распределять внимание между руками, не прерывая игрового процесса. Движения не должны быть порывистыми (в последний момент), а заранее подготовленными: каждая рука перед своим вступлением как бы «берёт дыхание» и в то же время продолжает общую мелодию.Надо развивать у ученика способность представлять увиденное раньше, чем пальцы успеют это сыграть (как бы «думать вперёд»).
Список использованной литературы:
1. Л. Баренбойм. Путь к музыке.
2. Е. Тимакин. Навыки координации в развитии пианиста.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Навыки игры легато и координации в начальном периоде обучения.docx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос