В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

Юлия Козменкина Юлия Козменкина
Тип материала: Урок
просмотров: 4069
Краткое описание
познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Описание


Тема урока: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.
Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
как эти низкоорганизованные существа.
Дарвин Ч.(1881)
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
  1. Образовательные:
  • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
  • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;
    • формирование критического мышления;
  • Воспитательная:
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
    Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний
    Форма проведения: урок — практикум.  Образовательные технологии, реализуемые на уроке: — информационно-коммуникационные; — развивающие; -исследовательские; - личностно-ориентированные.
    Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация презентации, таблиц),  практические (работа с натуральными живыми объектами), проблемный (постановка проблемных вопросов), рефлексивные методы (самооценка и взаимопроверка) Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.
    Метапредметные связи: информатика и ИКТ, экология.
    Методическое оснащение урока: рисунки изученных животных из типов Простейшие, Кишечнополостные, Плоские и Круглые черви; таблица «Кольчатые черви»; лабораторное оборудование для работы: живые дождевые черви, лупы, иголки, вода, бумага, почва, лук, пинцет, салфетки, лист плотной бумаги, видео фильм «Приключение дождевого червячка»; презентация к уроку; Техническое оснащение урока: компьютер, проектор. Ход урока I.Организационный этап урока Проверка готовности к уроку.
    II. Актуализация знаний. Введение в тему.
    Вступительное слово учителя, мотивация к изучению темы:
    Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов принадлежащих к Типу Кольчатых червей. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они — наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.(слайд2)
    Каких животных вы видите на экране?
    Кто из вас видел их в природе?
    Где они обитают?
    Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?
    (Ответы учеников.)
    Учитель:
    Давайте сформулируем тему урока!
    • озвучивает тему урока (демонстрация слайд № 3)
    • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)
    • подводит к цели урока (ребята предположительно формулируют цели урока), постановка целей урока (слайд 4)
    Каких животных вы видите на рисунках, на доске. Назовите их (по рисункам на доске). К каким Типам животных они относятся? Еще недавно почти все представленные животные вам были неизвестны, кроме одного — дождевого червя, в толковом словаре Ожегова дождевой червь получил следующее описание: «Бескостное ползающее животное с вытянутым телом». Дождевой червь — обычное животное нашей местности. Так стоит ли его изучать? (проблемный вопрос) Итак, мы отправляемся в гости к дождевому червю (слайд 5) Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить во время урока? III Изучение нового материала. 1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.
    К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки (слайд №6)
    Систематика дождевого червя (слайд №7)
    Тип Кольчатые черви — Annelida
    Подтип Поясковые — Clitellata
    Класс Малощетинковые – Oligochaeta
    Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha
    Семейство Люмбрициды — Lumbricidae
    Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris
    Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8)
    2. Происхождение малощетинковых.
    От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.
    Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от <metricconverter productid=«0,5 мм» w:st=«on»>0,5 мм до <metricconverter productid=«3 м» w:st=«on»>3 м.
    3. Образ жизни
    Дождевые черви — существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?
    Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).
    Дождевые черви — типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до <metricconverter productid=«2 метров» w:st=«on»>2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.
    4. Внешнее строение.
    Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу группами.
    Лабораторная работа№2: «Внешнее строение дождевого червя: передвижение, раздражимость» (работа по рабочим тетрадям(задание 1) стр.59 и учебнику стр.89)(слайд 9)
    Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают с рабочими тетрадями и учебниками.
    Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве
    Изучив внешнее строение червя можем ли мы ответить на вопрос: Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)
    Давайте выясним его внутреннее строение.
    5.Внутреннее строение
    А) Пищеварительная система (слайд 10)органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба — вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.
    В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки
    Б) Выделительная: (слайд 11) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.
    В) Кровеносная: (слайд 12) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – «сердца», расположенные в 7-13 сегментах).
    В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.
    Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.
    Д) Нервная система: (слайд 13)
    Е) Половая система: (слайд 14)
    В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.
    Роль дождевых червей в природе и для человека.
    Оплодотворение: у малощетинковых червей перекрестное.
    Учитель. Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)
    Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).
    Выяснить признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией поможет нам выполнение лабораторной работы: «Внутреннее строение дождевого червя».
    (по учебнику, используя рабочие тетради на стр. 60)
    IV Закрепление знаний
    Демонстрация видео фильма «Путешествие дождевого червячка»
    Что нового и полезного вы узнали о дождевом черве?
    Какую роль выполняют дождевые черви в природе и жизни человека?
    V. Первичная проверка усвоения знаний
    Проверочная работа в форме графического диктанта (выполняется в инструктивных картах, проверяется по экрану) (слайд15(да-нет ) (взаимопроверкой)) 1) тело сегментировано; 2) дыхательная система отсутствует; 3) питаются плодородной почвой; 4) обладают раздражимостью; 5) тело густо покрыто щетинками; 6) самка откладывает яйца в почву; 7) имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация; 8) нервная система хорошо развита; 9) оказывают большое влияние на урожайность растений.
    VI. Рефлексивно-оценочный этап.
    Закончите предложение: «: Я не знал - теперь я знаю…», «теперь я могу….»; «у меня получилось..».
    Выставление оценок. VII. Домашнее задание. (слайд 16) Параграф 19, стр87-90 Рабочие тетради задание1 и 3 стр59-60, материал о пиявках подготовить самостоятельно. Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Вы молодцы! На примере дождевого червя изучили образ жизни и строение Кольчатых червей, поработали с различными источниками информации, показали навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы, работы в группах, а также умения адекватно оценивать себя. Приложение Карточка для взаимопроверки. «Да-нетка» 10) тело сегментировано; 11) дыхательная система отсутствует; 12) питаются плодородной почвой; 13) обладают раздражимостью; 14) тело густо покрыто щетинками; 15) самка откладывает яйца в почву; 16) имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация; 17) нервная система хорошо развита; 18) оказывают большое влияние на урожайность растений. Нет ошибок- оценка «5», 1 неверный ответ- оценка «4», 2- оценка «3», 3 и более ошибок – оценка «2»

    Карточка для взаимопроверки.
    «Да-нетка» 1) тело сегментировано; 2) дыхательная система отсутствует; 3) питаются плодородной почвой; 4) обладают раздражимостью; 5) тело густо покрыто щетинками; 6) самка откладывает яйца в почву; 7) имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация; 8) нервная система хорошо развита; 9) оказывают большое влияние на урожайность растений. Нет ошибок- оценка «5», 1 неверный ответ- оценка «4», 2- оценка «3», 3 и более ошибок – оценка «2»
    Презентация Презентация- 16 слайдов
    PowerPoint
    Цель и задачи презентации:
    — активизировать познавательную деятельность учащихся,
    -расширить кругозор учащихся;
    -продолжить формирование экологической грамотности обучающихся;
    -способствовать формированию навыков самостоятельной работы обучающихся;
    -инициировать поиск информации в дополнительных источниках(Internet)

    Презентация используется согласно поурочному плану.
    Пожаловаться 03 октября 2013
    Файлы
    Козменкина Юлия Александровна.doc
    HTML Войдите для скачивания файлов


    Козменкина Юлия Александровна

    Высшая квалификационная категория

    Курская область, поселок Тим, улица Кирова, дом 69

    МКОУ «Тимская средняя общеобразовательная школа»

    Биология

    Учебник В.М. Константинова, В.Г.Бабенко, B.C. Кучменко «Биология -7 класс»

    Тема урока: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви

    7 класс

    45 минут

    Информационно-коммуникационные технологии







































    Тема урока: Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые черви.

    Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные,
    которые сыграли бы столь важную роль в истории мира,
    как эти низкоорганизованные существа.
    Дарвин Ч.(1881)

    Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:

      • рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;

      • расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;

    2. Развивающие:

      • продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать на компьютере;

      • формирование критического мышления;

    3. Воспитательная:

      • воспитывать бережное отношение к природе;

      • ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

    Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Форма проведения: урок - практикум.


    Образовательные технологии, реализуемые на уроке:

    - информационно-коммуникационные;

    - развивающие;

    -исследовательские; - личностно-ориентированные.



    Методы обучения: словесные (беседа, объяснение),

    наглядные (демонстрация презентации, таблиц),

    практические (работа с натуральными живыми объектами),

    проблемный (постановка проблемных вопросов),

    рефлексивные методы (самооценка и взаимопроверка)

    Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

    Метапредметные связи: информатика и ИКТ, экология.

    Методическое оснащение урока: рисунки изученных животных из типов Простейшие, Кишечнополостные, Плоские и Круглые черви; таблица «Кольчатые черви»; лабораторное оборудование для работы: живые дождевые черви, лупы, иголки, вода, бумага, почва, лук, пинцет, салфетки, лист плотной бумаги, видео фильм «Приключение дождевого червячка»; презентация к уроку;

    Техническое оснащение урока: компьютер, проектор.

    Ход урока

    I.Организационный этап урока

    Проверка готовности к уроку.

    II. Актуализация знаний. Введение в тему.

    Вступительное слово учителя, мотивация к изучению темы:

    Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов принадлежащих к Типу Кольчатых червей. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы. (слайд2)

    Каких животных вы видите на экране?

    Кто из вас видел их в природе?

    Где они обитают?

    Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

    (Ответы учеников.)

    Учитель:

    Давайте сформулируем тему урока!

    • озвучивает тему урока (демонстрация слайд № 3)

    • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (На доске эпиграф и портрет Ч.Дарвина)

    • подводит к цели урока (ребята предположительно формулируют цели урока), постановка целей урока (слайд 4)

    Каких животных вы видите на рисунках, на доске. Назовите их (по рисункам на доске). К каким Типам животных они относятся?

    Еще недавно почти все представленные животные вам были неизвестны, кроме одного - дождевого червя, в толковом словаре Ожегова дождевой червь получил следующее описание: «Бескостное ползающее животное с вытянутым телом». Дождевой червь - обычное животное нашей местности. Так стоит ли его изучать? (проблемный вопрос)

    Итак, мы отправляемся в гости к дождевому червю (слайд 5)

    Ответы на какие вопросы вы хотели бы получить во время урока?

    III Изучение нового материала.

    1. Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.

    К типу Кольчатые черви относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки (слайд №6)

    Систематика дождевого червя (слайд №7)

    Тип Кольчатые черви - Annelida

    Подтип Поясковые - Clitellata

    Класс Малощетинковые – Oligochaeta

    Отряд Высшие олигохеты – Lumbricomorpha

    Семейство Люмбрициды - Lumbricidae

    Вид Дождевой червь – Lumbricus terrestris

    Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви» слайд №8)

    2. Происхождение малощетинковых.

    От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.

    Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.

    3. Образ жизни

    Дождевые черви - существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?

    Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).

    Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

    4. Внешнее строение.

    Мы выяснили образ жизни дождевого червя, а теперь обратим внимание на решение проблемы, действительно ли дождевые черви низкоорганизованные существа. Для решения этого вопроса ученики выполняют лабораторную работу группами.

    Лабораторная работа№2: «Внешнее строение дождевого червя: передвижение, раздражимость» (работа по рабочим тетрадям(задание 1) стр.59 и учебнику стр.89)(слайд 9)

    Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята работают с рабочими тетрадями и учебниками.

    Проверка выполнения лабораторной работы, учитель просит учеников перечислить особенности внешнего строения дождевого червя, связанные с жизнью в почве

    Изучив внешнее строение червя можем ли мы ответить на вопрос: Прав ли Ч. Дарвин? (Ответы учеников.)

    Давайте выясним его внутреннее строение.

    5.Внутреннее строение

    А) Пищеварительная система (слайд 10)органы расположены в определенной последовательности, связаны между собой. У дождевого червя пищеварительная система состоит из хорошо выраженных отделов – глотки, пищевода, зоба - вместилище для пищи, мускульного желудка, средней и задней кишок.

    В пищевод впадают протоки известковых желез, секрет которых служит для нейтрализации находящихся в почве кислот. Спинная стенка средней кишки образует впячивание, увеличивающее всасывательную поверхность кишки. Питаются дождевые черви гниющими растительными остатками, в том числе и опавшими листьями, которые затаскивают в свои норки

    Б) Выделительная: (слайд 11) вредные вещества поступают в целомическую жидкость и оттуда удаляются через метанефридии. В каждом сегменте их пара.

    В) Кровеносная: (слайд 12) у малощетинковых и многощетинковых червей по строению сходны (замкнутая кровеносная система дождевых червей отличается тем, что содержит способные к сокращению мускульные кольцевые сосуды – "сердца", расположенные в 7-13 сегментах).

    В отличие от всех рассмотренных ранее животных у дождевого червя есть кровеносная система, состоящая из кровеносных сосудов, по которым движется кровь.

    Г) Дыхание: Газообмен у малощетинковых червей осуществляется всей поверхностью тела. Кожа покрыта слизью и обеспечивает газообмен.

    Д) Нервная система: (слайд 13)

    Е) Половая система: (слайд 14)

    В отличие от многощетинковых червей малощетинковые – гермафродиты. Половая система их расположена в нескольких сегментах передней части тела. Семенники лежат впереди яичников.

    Роль дождевых червей в природе и для человека.

    Оплодотворение: у малощетинковых червей перекрестное.

    Учитель. Что такое регенерация? Какое значение она играет в жизни дождевого червя? (Восстанавливает утраченные или поврежденные части тела, защитное значение, размножение.)

    Системы органов равномерно расположены в каждом членике полости тела дождевого червя, поэтому при перерезке тела пополам он не погибнет, так как в каждой половинке сохраняются почти все жизненно важные органы (сегментация мышц, органы выделения, нервные узлы).

    Выяснить признаки усложнения внутренней организации дождевого червя по сравнению с планарией поможет нам выполнение лабораторной работы: «Внутреннее строение дождевого червя».

    (по учебнику, используя рабочие тетради на стр. 60)

    IV Закрепление знаний

    Демонстрация видео фильма «Путешествие дождевого червячка»

    Что нового и полезного вы узнали о дождевом черве?

    Какую роль выполняют дождевые черви в природе и жизни человека?

    V. Первичная проверка усвоения знаний

    Проверочная работа в форме графического диктанта (выполняется в инструктивных картах, проверяется по экрану) (слайд15(да-нет ) (взаимопроверкой))

    1. тело сегментировано;

    2. дыхательная система отсутствует;

    3. питаются плодородной почвой;

    4. обладают раздражимостью;

    5. тело густо покрыто щетинками;

    6. самка откладывает яйца в почву;

    7. имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация;

    8. нервная система хорошо развита;

    9. оказывают большое влияние на урожайность растений.





    VI. Рефлексивно-оценочный этап.

    Закончите предложение: «:Я не знал - теперь я знаю…», «теперь я могу….»; «у меня получилось..».

    Выставление оценок.

    VII. Домашнее задание. (слайд 16)

    Параграф 19, стр87-90

    Рабочие тетради задание1 и 3 стр59-60, материал о пиявках подготовить самостоятельно.

    Сегодня на уроке вы проделали большую работу. Вы молодцы! На примере дождевого червя изучили образ жизни и строение Кольчатых червей, поработали с различными источниками информации, показали навыки исследовательской деятельности, самостоятельной работы, работы в группах, а также умения адекватно оценивать себя.



































    Приложение

    Карточка для взаимопроверки.

    «Да-нетка»

    1. тело сегментировано;

    2. дыхательная система отсутствует;

    3. питаются плодородной почвой;

    4. обладают раздражимостью;

    5. тело густо покрыто щетинками;

    6. самка откладывает яйца в почву;

    7. имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация;

    8. нервная система хорошо развита;

    9. оказывают большое влияние на урожайность растений.

    Нет ошибок- оценка «5», 1 неверный ответ- оценка «4», 2- оценка «3», 3 и более ошибок – оценка «2»


    Карточка для взаимопроверки.

    «Да-нетка»

    1. тело сегментировано;

    2. дыхательная система отсутствует;

    3. питаются плодородной почвой;

    4. обладают раздражимостью;

    5. тело густо покрыто щетинками;

    6. самка откладывает яйца в почву;

    7. имеются ротовое и анальное отверстие; характерна регенерация;

    8. нервная система хорошо развита;

    9. оказывают большое влияние на урожайность растений.

    Нет ошибок- оценка «5», 1 неверный ответ- оценка «4», 2- оценка «3», 3 и более ошибок – оценка «2»

















    Презентация



    Презентация- 16 слайдов

    PowerPoint

    Цель и задачи презентации:

    - активизировать познавательную деятельность учащихся,

    -расширить кругозор учащихся;

    -продолжить формирование экологической грамотности обучающихся;

    -способствовать формированию навыков самостоятельной работы обучающихся;

    -инициировать поиск информации в дополнительных источниках(Internet)



    Презентация используется согласно поурочному плану.















    Архив WinRAR.rar
    Войдите для скачивания файлов

    Отправка ошибки

    Текст ошибки:
    Комментарий:
    Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
    Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
    @mail.ru