В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Влияние коллектива развитие личности младшего школьника

Татьяна Лебедева Татьяна Лебедева
Тип материала: другое
просмотров: 2915
Краткое описание
Цель работы -  анализ и изучение процесса воспитательного влияния коллектива на развитие личности ребенка.

Описание
Влияние коллектива развитие личности младшего школьника Многие ученые, как у нас, так и за рубежом, считают, что воспитание — особая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обучению и образованию. Представление воспитания как части структуры образования принижает его роль и не соответствует реалиям социальной практики духовной жизни. Задачи обучения и образования не могут быть эффективно решены без выхода педагога в сферу воспитания. В этой связи современная педагогическая система воспитания личности ребенка рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Современная педагогическая система воспитания личности ребенка — целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей, осваивающих культуру общества. Эта цель реализуется на всех этапах функционирования педагогической системы воспитания личности ребенка, в ее дидактической и воспитательной подсистемах, а также в сфере профессионального и свободного общения всех участников образовательного процесса. Принципиальное отличие отечественной теории и практики организации педагогического процесса от зарубежных, преимущественно индивидуалистических, концепций — в его подлинно коллективистских основах. Источник развития ребенка — его социокультурная среда, которая содержит в себе, как указывает Д.Б. Эльконин, идеальные формы (общественные задачи, средства и т.д.), направляющие реальное развитие ребенка. Актуальность темы связана с тем, что проблема соотношения понятий индивидуального и коллективного субъекта деятельности – одна из центральных в теории развивающего обучения. Развитие ребенка и присвоение им достижений культуры – это единый процесс, он реализуется путем общения ребенка с другими людьми, через воспроизводящую деятельность, которая первоначально осуществляется ребенком совместно со сверстником. Присвоение, осуществляемое в совместной деятельности ребенка, можно назвать его обучением и воспитанием. Бесперспективными, с точки зрения понимания психологических закономерностей, являются исследования развития психики или тем более личности ребенка вне и помимо развития коллективного субъекта деятельности. Цель работы — анализ и изучение процесса воспитательного влияния коллектива на развитие личности ребенка. Детский коллектив — основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорганизованных внешкольных условиях, через средства массовой информации, чтение книг и другие источники. Однако только в коллективе его освоение специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других и прежде всего классного коллектива он становится в силу определенных условий. Как член общества и коллектива воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому, или иному коллективу. Он не может их игнорировать или пренебрегать ими уже потому, что хочет быть принятым коллективом, занять в нем удовлетворяющее его положение и эффективно осуществлять свою деятельность. Это вовсе не означает, что школьник пассивно должен приспосабливаться к сложившимся или складывающимся отношениям. Если он убежден в своей правоте, он должен занять активную позицию и не только высказывать свою точку зрения, противоположную мнению большинства, но и отстаивать ее перед коллективом. Таким образом, коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях подчинения, активного противопоставления и руководства. В конечном итоге это должно привести к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Проявляя социальную активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности. Воспитательный коллектив, по определению И.Ф.Козлова, специально исследовавшего творчество А. С. Макаренко, — это научно организованная система воспитывающей детской жизни. Организация коллективной учебно-познавательной, ценностно-ориентационной деятельности и общения создает условия для формирования и упражнений в проявлении интеллектуальной и нравственной свободы. Только в коллективной жизнедеятельности формируются интеллектуально-нравственные ориентации личности, ее гражданская позиция и целый ряд общественно значимых умений и навыков. Ничем не заменима роль коллектива в организации трудовой деятельности детей. В условиях коллектива она стимулирует проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощи. Через участие в трудовых делах воспитанники включаются в экономические отношения и становятся их активными участниками. Школьники узнают об экономических проблемах предприятий, арендных и подрядных коллективов. Познание практической экономики, соединенное с участием в труде на предприятиях, в трудовых коллективах, обеспечивает воспитание у детей коллективизма и творческого отношения к труду. Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества. Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности. Вне общения с взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснил ранее, при наделении его слишком большими полномочиями, властью над личностью, а также при недостаточно высоко уровне собственного развития ребенка может препятствовать дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка. Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко, тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии использовать возможность для разностороннего личностного развития. Значит, остается один выход: сделать ребенка активным участником с нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста. Это не есть единственно возможное и оптимальное решение проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социального окружения не всегда находится нужное количество разнообразных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе двух, максимум — трех детских коллективов, каждый из которых, в свою очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого вида, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от его собственных способностей и склонностей.

Список использованной литературы 1. Аникеева Н.П. Воспитание детей. — М., 2001. 2. Бабанский Ю.К., Победоносцев Г.А. Комплексный подход к воспитанию учащихся (в вопросах и ответах). — Киев, 2005. 3. Бодалев А.А., Шорохова Е.В. Психологические проблемы формирования нового человека // Психологический журнал. — 2003. — № 6. 4. Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. — Минск, 2003. 5. Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). — М., 2004. 6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М.: Издательство «Прогресс», 2002. 7. Липкина А.И. Самооценка школьника. — М., 2005. 8. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. — М., 1978 9. Немов Р.С. Практическая психология. — М.: Гуманитарный издательский дом «ВЛАДОС», 2004. 10. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. — М.: Просвещение, 2000. 11. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. Г.Н. Филонова. — М.: Педагогика, 2003. 12. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.: Просвещение, 2004. 13. Шилина З.М. Формирование общественной направленности личности школьника. — М., 2002. 14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 2001. — № 4.
Пожаловаться 03 октября 2013
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru