Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березорядская основная общеобразовательная школа»
Бологовского района Тверской области
Согласовано: Утверждена приказом
Заместитель директора по УВР директора школы:
__________________________ __________________
«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.
Рабочая программа факультативного курса
«Основы православной культуры»
(раннее христианство)
7 класс, базовый уровень
на 2013-2014 учебный год
34 часа (1 час в неделю)
Разработала
Сорока Л. Н.,
учитель истории первой
квалификационной категории
с. Березовский Рядок
2013 год
Пояснительная записка к рабочей программе
по ОПК (раннее христианство), 7 класс, 34 часа
Рабочая программа курса по основам православной культуры для 7 класса разработана на основе 7 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год. 7 раздел программы носит название «Раннее христианство» и предназначен для основной общей школы в 7 классе. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения в 8 классе с использованием базовой программы А.В. Бородиной. Учебник содержит основные понятия курса.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 7 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.
Данный курс является одним из шести модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.Данная программа рассчитана на основе использования учебника:
Основы православной культуры: Раннее христианство, 7 класс. Учебное пособие/ А.В.Бородина,- М., ОПК ,2009
Рабочая программа обеспечивает изучение курса основы православной культуры в 8 классе. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования. Изучение данного курса раскрывает перед учащимися основные категории православной культуры и формирует у них толерантное отношение к различным вероисповеданиям и способствует пониманию межэтнических проблем.
Используемая учебно-методическая литература:
Для учащихся:
1.Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2009.
Для учителей:
2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Раннее христианство. Пособие для учителя. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2008.
Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.
Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.
Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.
Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.
Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.
Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.
Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.
Цель курса:
Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении мира накануне Рождества Христова, начале христианства;
- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;
Задачи курса:
-
Сформировать знания обучающихся о мире накануне Рождества Христова и начале христианства.
-
Дать понятие о начале раннехристианской Церкви и Церкви государственной.
-
Познакомить с раннехристианским церковным искусством.
-
Воспитание патриотизма;
-
Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.
-
Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.
-
Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.
Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса
знать/уметь:
термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;
сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;
объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;
называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).
Тематический план курса в 7 классе по ОПК (раннее христианство)
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
1 |
О понимании истории |
3 |
2 |
Мир накануне Рождества Христова |
5 |
3 |
Новая эра и Рождество Христово |
3 |
4 |
Как пришло в мир христианство |
6 |
5 |
Начало раннехристианской Церкви |
2 |
6 |
Проповедь истины |
11 |
7 |
Церковь государственная |
1 |
8 |
Раннехристианское церковное искусство |
2 |
9 |
Итоговое повторение |
1 |
|
Итого: |
34 |
Календарное планирование курса «Основы православной культуры (раннее христианство)» в 7 классе
Составлено на основе учебника:
Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2009.
№ п/п |
Разделы темы |
Рабочая программа (кол-во часов) |
Дата |
|
План |
Факт |
|||
Тема 1: О понимании истории (3 ч) |
|
|
||
1 |
Наша роль в истории |
1ч |
2-6.09 |
|
2 |
Человек и Бог навстречу друг другу |
1 ч |
9-13.09 |
|
3 |
О рациональном понимании миссии Христа в истории |
1 ч |
16-20.09 |
|
Тема 2: Мир накануне Рождества Христова (5 ч) |
|
|
||
4 |
Политическое устроение Римской империи во II-I вв. до Р.Х. |
1 ч |
23-27.09 |
|
5 |
Древняя Палестина накануне Рождества Христова |
1 ч |
30.09-4-10 |
|
6 |
Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени |
1 ч |
7-11.10 |
|
7 |
В ожидании миссии. |
1 ч |
14-18.10 |
|
8 |
Сокровища Мёртвого моря |
1 ч |
21-25.10 |
|
Тема 3: Новая эра и Рождество Христово (3 ч) |
|
|
||
9 |
Ожидая спасения |
1 ч |
28.10-1.11 |
|
10. |
Историчность событий |
1 ч |
11-15.11 |
|
11. |
Новая эра и Рождество Христово |
1 ч |
18-22.11 |
|
Тема 4: Как пришло в мир христианство (6 ч) |
|
|
||
12 |
Начало христианства |
1ч |
25-29.11 |
|
13 |
Для всех и для одного-единственного |
1ч |
2-6.12 |
|
14 |
Язык Благовестия |
1ч |
9-13.12 |
|
15 |
О чём говорят притчи Иисуса Христа? |
1ч |
16-20.12 |
|
16 |
Притча о блудном сыне |
1ч |
23-27.12 |
|
17 |
Апостолы |
1ч |
13-17.01 |
|
Тема 5: Начало раннехристианской Церкви (2ч) |
|
|
||
18 |
Рождение Церкви |
1ч |
20-24.01 |
|
19 |
Жизнь первых христиан |
1ч |
27-31.01 |
|
Тема 6: Проповедь истины (11ч) |
|
|
||
20 |
Деяния Апостолов из 12-ти |
1ч |
3-7.02 |
|
21 |
Деяния святого Апостола Петра |
1ч |
10-14.02 |
|
22 |
Деяния святого Апостола Павла |
1ч |
17-21.02 |
|
23 |
Труды Апостолов из 70-ти |
1ч |
24-28.02 |
|
24 |
Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа |
1ч |
3-7.03 |
|
25 |
Апостольский собор |
1ч |
10-14.03 |
|
26 |
Книги Нового Завета 1часть |
1ч |
17-21.03 |
|
27 |
Гонения на Церковь |
1ч |
1-4.04 |
|
28 |
Святые мученики первых веков |
1ч |
7-11.04 |
|
29 |
Святые мученицы раннехристианской Церкви |
1ч |
14-18.04 |
|
30 |
Апологеты |
1ч |
21-25.04 |
|
Тема 7: Церковь государственная(1ч) |
|
|
||
31 |
Святой равноапостольный Константин Великий |
1ч |
28.04-8.05 |
|
Тема 8: Раннехристианское церковное искусство (2ч) |
|
|
||
32 |
Начало церковного искусства |
1ч |
12-16.05 |
|
33 |
Символы, образы, сюжеты. |
1ч |
19-23.05 |
|
Итоговое повторение |
|
|
||
34 |
Урок – обобщение за курс ОПК (раннее христианство). |
1ч |
|
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование основ финансовой грамотности и первичных экономических понятий дошкольников в игровой деятельности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре