В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочие программы по ОПК для 5-7 классов

Файл прикреплен к материалу: Рабочие программы по ОПК для 5-7 классов
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березорядская основная общеобразовательная школа»

Бологовского района Тверской области







Согласовано: Утверждена приказом

Заместитель директора по УВР директора школы:

__________________________ __________________

«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.









Рабочая программа факультативного курса

«Основы православной культуры»

«Церковнославянский язык»

5 класс, базовый уровень

на 2013-2014 учебный год


34 часа (1 час в неделю)








Разработала

Сорока Л. Н.,

учитель истории первой

квалификационной категории












с. Березовский Рядок


2013 год


Пояснительная записка

к рабочей программе по ОПК «Церковнославянский язык» в 5 классе

34 часа (1 час в неделю)

2013-2014 уч. г.

Рабочая программа составлена на основе Примерной Программы по основам православной культуры Бородиной А. и УМК Архиповой И.Г. Данная программа рассчитана на 34 часа на основе использования программы и пособия для учителя с разработками уроков по церковнославянскому языку Программа ориентирована на учебник И.Г.Архиповой «Церковнославянский язык: учебное пособие для 5 класса, М., издательство «Основы православной культуры». Курс рассчитан на один год обучения. Церковнославянский язык имеет тесную связь с такими общеобразовательными предметами как русский язык, литература, история, ИЗО.

После изучения в начальной школе первой части курса ОПК «Роль религиозной культуры в жизни человека» с пятого класса начинается вторая часть курса – «Православная культура и история христианства» - с изучения церковнославянского языка. Здесь мы используем также культурологический подход. Школьники знакомятся с историей создания славянской азбуки, с подвигом равноапостольных просветителей словенских Кирилла и Мефодия, очень легко овладевают чтением и толкованием текстов на церковнославянском языке. Теперь содержание, знакомое детям с начальной школы в адаптированном пересказе и русском переводе, становится доступным на церковнославянском языке. Это очень важно освоить именно в пятом классе, потому что к этому времени уже завершено изучение основ грамматики, и дети не будут путать написание современных грамматических норм написания с церковнославянскими. Кроме того, в пятом и шестом классе школьники начинают изучать древнерусскую литературу, но, не понимая особенностей ее стиля и духовного наполнения, дети воспринимают ее тяжело (либо вообще не воспринимают), не вникая в суть и не чувствую духовной и стилевой красоты этого пласта родной литературы. Благодаря своевременному изучению церковнославянского языка отечественная культура понимается более полно во всем ее духовном и эстетическом наполнении и взаимосвязи, становится знакомой по истории, близкой по духу и родной по языку. Изучение церковнославянского языка (лексика, грамматические конструкции, стиль) и в дальнейшем помогает школьнику изучать русскую литературу, делает понятным высокий стиль и поэтические образы М. Ломоносова, А. Пушкина, поэтов серебряного века.


Цели курса: активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении церковнославянского языка, повышение интереса к изучению русского языка и литературы, совершенствование речи и дополнения знаний в области литературы, русского языка, культуры, истории

Задачи курса:

- формировать у обучающихся представление о языке как развивающемся явлении;

- формировать понимание исторической взаимосвязи церковнославянского языка с современным русским языком;

- формировать навыки чтения по-церковнославянски и перевода церковнославянских текстов и устной речи;

- способствовать повышению грамотности обучающихся;

- помочь обучающимся в осмыслении православных и русских национальных ценностей;

- воспитывать любовь к родному языку и культуре русского народа;

- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.






УМК для учителя:

  1. Церковнославянский язык: учебное пособие для 5-го класса/ Архипова И.Г.- Издание 2-е испр.-М. Основы православной культуры.2007г

  2. Пособие для учителя: Церковнославянский язык, 5 кл,, Архипова И.Г. М.ОПК, 2007

  3. Рабочая тетрадь, 5кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008



Учебные пособия для обучающихся :

  1. Церковнославянский язык: учебное пособие для 5-го класса/ Архипова И.Г.- Издание 2-е испр.-М. Основы православной культуры.2007г

  2. Рабочая тетрадь, 5кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008



В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

- сети Интернет,

- сайты ОПК,

- презентации по курсу «Церковнославянский язык».



Тематический план курса «Церковнославянский язык»


п/п

Темы

Количество часов

1

Введение

1

2

История создания письменного языка славян

3

3

Церковнославянская грамота

7

4

Надстрочные знаки

3

5

Особенности чтения и письма по-церковнославянски

2

6

Церковнославянские слова в русском языке

2

7

Знаки препинания в церковнославянском языке

1

8

Изображение чисел в церковнославянском языке

3+1

9

Работа с церковнославянскими текстами

10+1


Итого:

34







Содержание курса «Основы православной культуры»

по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры»

Архипова И.Г. Церковнославянский язык


Введение (1 ч.)


Что такое церковнославянский язык и как мы его изучаем (1ч).

«Церковнославянский язык – язык богослужения православных славян». Язык – как развивающее явление. Церковнославянский язык – основа русского литературного языка, важный источник его красоты и духовного богатства. А.С.Шишков о церковнославянском языке.


Церковнославянская азбука и история ее создания ( 1ч)

История возникновения славянской письменности. Деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 863 год – появление письменности славян. Кириллица. Глаголица.


Церковнославянский алфавит. (1ч)

Связь церковнославянской азбуки с современной русской азбукой. Фонетическая и орфографическая эволюция языка: церковнославянская азбука – гражданская азбука – современная русская азбука. Азбука. Алфавит.


Первые книги на Руси.(1ч)

История развития письменности на Руси. Рукописная книга Древней Руси. Начало книгопечатания на Руси. Основные художественные и содержательные особенности древних книг. Диакон Иван Фёдоров – основатель книгопечатания на Руси (16 век).Книжные миниатюры, буквицы, драгоценные оклады.


Буквы «ер» и «ерь» (1ч).

Функции букв «ер» и «ерь» в церковнославянском языке. Сравнение с функциями твёрдого и мягкого языка.


Буквы «есть», «ять». Буквы «иже» и «и» (1ч)

Случаи употребления в церковнославянском языке букв «ять», «есть», «иже», «и». Дуплетные буквы, передающие звуки (и), (йэ).


Буквы «юс малый», «я», «он» и «омега» (1ч)

Дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (йа), (о). Их особенности, случаи употребления. Чтение буквы «он», «омега».


Буквы «зело», «земля», «ферт» и «фита». (1ч)

Употребление церковнославянских букв «зело», «земля», «ферт» и «фита». Дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (з), (ф). Правила употребления этих букв.


Буквы «ук» и «ижица» (1ч).

Употребление церковнославянских букв «ук» и «ижица». Особенности написания и произношения этих букв. «Ижица» - особая буква. Её употребление в иностранных словах. Буква «ук» в начале, в середине и в конце слова.


Буквы «кси», «пси», «от» (1ч).

Употребление церковнославянских букв «кси», «пси», «от». Особенности написания и произношения этих букв, правила употребления. Буквы «кси», «пси», «от» передают сразу два звука (кс), (пс), (от), но пишутся при помощи одного знака. Чтение по слогам. Обобщение знаний (1 ч.).


Ударения в церковнославянском языке (1ч)

Знак ударения – ударный слог в слове. Важность ударения для правильного прочтения и произнесения слов. Три вида ударений в церковнославянском языке: острое, тяжёлое, облечённое. Острое ударение – в начале и середине слова., тяжёлое – над конечной гласной слова. Облечённое – над словом во множественном числе, если оно созвучно со словом в единственном числе.


Титло простое (1ч)

Титло – это знак сокращения слов. Слова под титлом читаются полностью. Титло в церковнославянском языке бывает простое и буквенное. Когда пропущенные буквы восстановить просто, ставится простое титло.


Титло буквенное (1ч).

Буквенное титло содержит в себе ту букву, которая пропущена в слове. По имени этой буквы оно и называется. Ерок – надстрочный знак.


Правила чтения (1ч).

Знакомство с правилами чтения на церковнославянском языке. Церковнославянский язык – язык особый. Это книжный язык. На церковнославянском языке молятся, ведут богослужения, читают, поют. В церковнославянском языке нет буквы «ё».


Употребление прописных букв (1ч).

Правила употребления прописных букв в русском языке. Особенности употребления Прописных букв в церковнославянском языке. Сравнение правил написания имён и географических названий в русском и церковнославянском языке.


Написание и употребление знаков препинания в церковнославянском языке (1ч).

Понятие «знаки препинания». Роль знаков препинания в русском языке. Сходство и различия знаков препинания в церковнославянском и русских языках. Определение типов предложений по цели высказывания в церковнославянских текстах.


Правила употребления надстрочных знаков (типы ударений, титла), знаков препинания и прописных букв в церковнославянском языке. Церковнославянизмы в русском языке (3 ч.)


Числа в церковнославянском языке. Буквы, обозначающие цифры (3 ч.).


Чтение церковнославянских текстов (10 ч.)


День славянской письменности и культуры. Урок повторения и систематизации знаний по церковнославянскому языку (1ч).

п/п

Дата

план/факт

Тема урока

Цели и задачи урока

Новые слова

Оборудование

Тип урока

Д/З

§, стр.,

зад. в ТПО

Введение ( 1 час)

1

2-6.09

Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем.

Дать представление о церковнославянском языке, его историческом и культурном значении. Формировать понятие «Церковнославянский язык-язык богослужения православных славян». Формировать представление о языке как явлении развивающемся.

Церковнославянский язык.

Богослужение.

Славянские народы.

Аудиозапись православного богослужения (отрывок, включающий в себя церковное пение и чтение).

Карта «Территория проживания славян: русских, украинцев, белорусов, сербов.

Изучение нового материала

1,

Р.т. стр.3

1-3


1 часть

История создания письменного языка славян ( 3 часа)


2

9-13.09

Церковнославянская азбука и история её создания»

Познакомить обучающихся с историей возникновения славянской письменности, с деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Пополнить знания детей об истории русского языка. Рассказать о просветительской деятельности святых Кирилла и Мефодия. Воспитывать любовь к родному языку .Развивать у уч-ся память. Речь.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки.

863 год – появление письменности славян.

Кириллица.

Глаголица.

Икона Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Изучение нового материала

2,

Р.т. стр.4,

1-3


3

16-20.09

Церковнославянский алфавит.

Познакомить обучающихся с церковнославянской азбукой и выявить связь с современной русской азбукой. Рассказать о фонетической и орфографической эволюции языка. Развивать память, мышление, речь.

Азбука

Алфавит

Церковнославянская азбука

Гражданская азбука.

Современная азбука русского языка.


Плакаты с церковнославянской и русской азбукой, иллюстрации революционных книг.

Комбинирован-ный

3,

Р.т.стр.5-7

1-3


4

23-27.09

Первые книги на Руси

Познакомить обучающихся с историей развития письменности на Руси. Рассказать о начале книгопечатанья на Руси. Указать основные особенности древних книг.

Древняя рукописная книга.

Печатная книга.

Иван Фёдоров-основатель книгопечатанья на Руси (16 век)


Иллюстрации древних книг, буквиц.

Комбинирован-ный

4, р.т. стр.7-9

1-3


Церковнославянская грамота ( 7 часов)


5

30.09-4.10

Буквы «ер» и «ерь».

Познакомить уч-ся с функциями букв «ер» и «ерь». Выявить имеющиеся знания по русскому языку относительно употребления букв «твёрдый» и «мягкий» знаки. Сравнить эти буквы с церковнославянскими буквами «ер» и «ерь».


Буквы «ер»,

«ерь»

Компьютер,

Проектор, экран

Изучение нового материала

5,

Р.т. стр.9-11,

1-4


6

7-11.10

Буквы «есть», «ять».

Буквы «иже» и «и».

Рассмотреть случаи употребления в церковнославянском языке букв «ять», «есть», «иже», «и». Рассмотреть дуплетные буквы, передающие звуки (и) и (йэ). Рассказать об их функциях и правилах употребления в церковнославянском языке.





Буквы «ять»,

«есть»,

«иже»,

«и».

Компьютер,

Проектор, экран

Комбинированный

6,

Р.т. стр. 11-12,

1-6.


7

14-18.10

Буквы «юс малый», «я», «он», «омега».

Познакомить обучающихся с употреблением в церковнославянском языке букв «юс малый», «я», «омега», «он». Рассмотреть дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (йа) и (о). Рассказать об их особенностях, рассмотреть случаи употребления этих букв. Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.






Буквы «юс малый»,

«я»,

«он»,

«омега».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

7,

Р.т. стр.12-14,

1-5


8

21-25.10

Буквы «зело», «земля», «ферт» и «фита».

Познакомить обучающихся с употреблением в церковнославянском языке букв «зело», «земля»,

«ферт», «фита». Рассказать о дуплетных буквах церковнославянского языка, передающих звуки (з), (ф). Сообщить правила употребления этих букв. Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.

Буквы «зело»,

«земля»,

«ферт»,

«фита».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

8,

Р.т. стр.15-17,

1-6


9

28.10-1.11

Буквы «ук» и «ижица»

Рассмотреть употребление церковнославянских букв «ук» и «ижица». Рассказать об особенностях написания и произношения этих букв. Формировать умение определять по написанию буквы «ижица» её произношение.

Буквы

«УК»,

«ижица».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

9,

Р.т. стр.17-20,

1-5


10

11-15.11

Буквы «кси», «пси», «от».

Познакомить детей с употреблением букв «кси», «пси», «от» в церковнославянском языке. Указать особенности произношения и написания данных букв. Рассмотреть правила употребления в церковнославянском языке. Закрепить эти правила на конкретных примерах.


Буквы

«кси»,

«пси»,

«от».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

10,

Р.т. стр.20-22,

1-6


11

18-22.11

Урок-обобщение

Повторить изученный материал, закрепить полученные знания, восполнить типичные пробелы в знаниях и умениях учащихся.



Контроль знаний

Письменная контрольная работа

-


Надстрочные знаки (3 часа)


12

25-29.11

Ударения в церковнославянском языке

Познакомить учащихся с надстрочными знаками церковнославянского языка: придыханием и ударениями. Сообщить учащимся общие сведения о надстрочных знаках. Рассказать о значении и роли надстрочных знаков в церковнославянском языке. Познакомить учащихся с видами ударений церковнославянского языка и правилами употребления каждого из них.

Придыхание.

Ударение.

Острое ударение.

Тяжёлое ударение.

Компьютер, проектор, экран

Изучение нового материала

11,

Р.т.стр.22-23,

1-3.


13

2-6.12

Титла. Титло простое

Познакомить обучающихся с простым титлом церковнославянского языка. Рассказать о назначении знака титла в церковнославянском языке. Указать случаи употребления простого титла. Сообщить слова, наиболее часто встречающиеся под знаком простого титла. Научить самостоятельно сокращать слова с помощью простого титла.

Титла. Титло простое.

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

12, стр.44


Р.т. стр.25-26,

1-4


14

9-13.12

Титло буквенное.

Рассмотреть с учащимися виды буквенного титла. Познакомить со способами сокращения церковнославянских слов с помощью буквенного титла. Осваивать с учащимися чтение слов, сокращённых буквенным титлом, и записывать такие слова полностью. Развивать память, мышление, речь, мышление.


Титла. Титло обыкновенное.

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

12, стр.44-46


Р.т. стр.27-28

1-4


Особенности чтения и письма по-церковнославянски (2 часа)


15

16-20.12

Правила чтения по-церковнославянски.

Познакомить обучающихся с правилами чтения на церковнославянском языке. Рассмотреть правила чтения по-церковнославянски. Учить пониманию церковнославянского языка на слух. Формировать навык чтения по-церковнославянски в соответствии с правилами. Осуществлять духовно-нравственное воспитание путём церковнославянского чтения. Воспитывать любовь к учёбе, трудолюбие. Развивать память, речь, мышление.


Правила чтения.

Изучение нового материала

13, стр.47

Р.Т. стр.29,

1,2


16

23-27.12

Употребление прописных (заглавных) букв.

Познакомить обучающихся с особенностями употребления в церковнославянском языке прописных букв. Рассказать об употреблении прописных букв в церковнославянском языке.Провести сравнение правил написания имён и географических названий в русском и церковнославянском языках. Воспитывать любовь к учёбе.


Бог

Господь

Богородица

Царь

Спаситель

Церковь

Правила чтения

Комбинированный

13,

стр.48-49


Р.Т. стр.30,31,

1,2,3.


Церковнославянские слова в русском языке (2 ч)


17

13-17.01

Церковнославянизмы в русском литературном языке.

Рассмотреть признаки церковнославянизмов. Научить выявлять церковнославянские слова в литературных текстах. Раскрыть роль употребления церковнославянизмов в литературных произведениях. Формировать понятие о высоком литературном стиле. Установить связь между церковнославянским и русским языками. Пополнить словарный запас учащихся.



Компьютер

Проектор

экран

Изучение нового материала

14,

Р.т. стр.31-32,

1,2.


18

20-24.01

Церковнославянские слова в русском языке. Урок закрепления.

Закрепить учебный материал предыдущего урока: закрепить сведения о признаках церковнославянизмов. Научить выявлять церковнославянские слова в литературных текстах. Пополнить словарный запас учащихся. Развивать память, мышление, речь.


Работа с учебником

Стр.52-54,

Упр.1-9.


Комбинированный

-


Р.т. стр.33,

3


Знаки препинания в церковнославянском языке (1 час)


19

27-31.01

Написание и употребление знаков препинания в церковнославянском языке.

Рассмотреть понятие «знаки препинания». Показать сходство и различие знаков препинания в церковнославянском и русском языках. Сравнить церковн.и русские знаки препинания. Научить детей определять тип предложений по цели высказывания в церковн.текстах и правильно понимать текст прочитанного.


Компьютер, проектор, экран

Изучение нового материала

15


Р.т. стр.33-35,

1-3


Изображение чисел в церковнославянском языке (3 часа)

3-7.02

20

3-7.02

Обозначение чисел от 1 до 19 (единицы и числа второго десятка).

Рассмотреть понятия «число», «цифра». Помочь учащимся вспомнить, каким образом записываются числа в русском языке.Рассказать о буквенной записи числа в церковн. Языке. Сообщить буквы, обозначающие единицы, и правило записи чисел второго десятка с помощью церковн.букв.


Компьютер, проектор, экран

Изучение нового материала

16,

Р.т. стр.3537,

1-5


21

10-14.02

Буквы, обозначающие десятки.

Рассмотреть запись чисел от 20 до 99 с помощью церковн.языка. Сообщить и закрепить правило записи чисел от 20 до 99. Сравить способ передачи этих чисел со способом записи чисел второго десятка.

«ковчег» - корабль,

«елика заповеда» - как повелел

Компьютер, проектор, экран

Комбинирован

ный

17,

Р.т. стр.37-39,

1-4


22

17-21.02

Буквы, обозначающие сотни и тысячи.

Рассмотреть особенности записи чисел с помощью букв от 100 до 1000000 в церковн.языке. Рассмотреть особенность и правила записи чисел от 100 и далее. Рассказать о способе обозначения тысяч в церковн.языке


«инок» - монах

Компьютер, проектор, экран

Комбинирован

ный

18


Р.т. стр.39-41


Повторение (1 час)


23

24-28.02

Урок-обобщение.

Систематизировать изученный материал. Вспомнить правила употребления надстрочных знаков (типы ударений, титла), знаков препинания и прописных букв в церковнославянском и русском языке.



Работа с учебником :

Стр.64-65,

1-5

Комбинирован-ный

-


Р.т. стр.41-42,

1-3.


2 часть

Работа с церковнославянскими текстами (10 ч)


24

3-7.03

Молитва. Тропарь.


Формировать умения у обучающихся в чтении церковн.текста. Учить правильно переводить.



Сущий, внимательно слушать, высшие ангельские чины.

Текст «Молитва Святому Духу».

Тропарь святым Кириллу и Мефодию.

Изучение нового материала

Символ веры.,

Читать и ответить на вопросы на стр.70



25

10-14.03

Заповеди Ветхого Завета.


Учить детей воспринимать текст на слух (текст читает учитель). Перессказ текста учениками.

Заповеди Ветхого Завета

И.А.Бунин «Закон»

Комбиниро-

ванный

Читать: Заповеди Блаженств.

Вопросы на стр.72



26

17-21.03

Притча о сеятеле.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.

«сторицею» - в сто раз больше

Текст на церковносл.языке «Притча о сеятеле»

Комбиниро-

ванный

Читать: Притча о мытаре и фарисее.

Вопросы на стр.80



27

1-4.04

Притча о заблудшей овце.

Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.

Напоминать обучающимся о правилах чтения по-церковнославянски, следить за правильным произношением.


«на рамъ свои» - на плечи свои

Текст «Притча о сеятеле»

Комбиниро-

ванный



28

7-11.04

Псалтырь.


Формировать умения у обучающихся в чтении церковн.текста. Учить правильно переводить.


«лик» - хор

«в лиц»- хором

«персты»- пальцы

Псалом 150

Псалом 151

Комбиниро-

ванный

Покаянный псалом.


29

14-18.04

Алфавит духовный св.Димитрия Ростовского.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.


«естество Адамле»- природа Адама

«стеза»- путь

Алфавит Дм.Ростовского

Комбиниро-

ванный

Читать алфавит


30

21-25.04

Рождество Пресвятой Богородицы.

Введение Богородицы во храм.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.


21 сентября – Праздник Пресвятой Богородицы

Компьютер, проектор, экран

Комбиниро-

ванный

Благовеще-ние Пресвятой Богородицы.


31

28.04-8.05

Рождество Христово.

Сретенье Господне.

Крещение Господне.


Учить детей воспринимать текст на слух (текст читает учитель). Перессказ текста учениками.


7 января – Рождество Христово.

«Кесарь»-император,

«храмина» - дом»ясли» - кормушка для домашних животных


Компьютер, проектор, экран

Презентация «Рождество христово»

Комбиниро-

ванный

Преображение Господне.


32

12-16.05

Вход Господень во Иерусалим.

Воскресение Господне – Праздник праздников, Пасха Христова


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.

Перессказ текста учениками.

«воста»- воскрес

«ми»-мне


Компьютер, проектор, экран.

Презентация «Пасха»

Комбиниро-

ванный

. Вознесение Господне.


33

19-23.05

Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.



«внезап»- неожиданно, внезапно

Компьютер, проектор, экран.

Презентация

«Успение Пресвятой Богородицы»

Комбиниро-

ванный

Воздвижение Честного Креста Господня.


День славянской письменности (1 час)


34

26-30.05

Урок-повторения и систематизации знаний по церковнославянскому языку




Урок -Праздник

-




Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос