В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Рабочие программы по ОПК для 5-7 классов

Рабочие программы по ОПК для 5-7 классов

Любовь Сорока
Тип материала: Планирование
просмотров: 12114
Краткое описание
Рабочие программы по ОПК к учебнику Архиповой "Церковнославянский язык" 5 класс, Основы православной культуры 6 и 7 классы к учебнику А. В. Бородиной помогут учителям, преподающим этот предмет, при планировании работы.
Описание
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
рабочая программа по ОПК 5 класс 2013 14.doc Скачать


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березорядская основная общеобразовательная школа»

Бологовского района Тверской области







Согласовано: Утверждена приказом

Заместитель директора по УВР директора школы:

__________________________ __________________

«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.









Рабочая программа факультативного курса

«Основы православной культуры»

«Церковнославянский язык»

5 класс, базовый уровень

на 2013-2014 учебный год


34 часа (1 час в неделю)








Разработала

Сорока Л. Н.,

учитель истории первой

квалификационной категории












с. Березовский Рядок


2013 год


Пояснительная записка

к рабочей программе по ОПК «Церковнославянский язык» в 5 классе

34 часа (1 час в неделю)

2013-2014 уч. г.

Рабочая программа составлена на основе Примерной Программы по основам православной культуры Бородиной А. и УМК Архиповой И.Г. Данная программа рассчитана на 34 часа на основе использования программы и пособия для учителя с разработками уроков по церковнославянскому языку Программа ориентирована на учебник И.Г.Архиповой «Церковнославянский язык: учебное пособие для 5 класса, М., издательство «Основы православной культуры». Курс рассчитан на один год обучения. Церковнославянский язык имеет тесную связь с такими общеобразовательными предметами как русский язык, литература, история, ИЗО.

После изучения в начальной школе первой части курса ОПК «Роль религиозной культуры в жизни человека» с пятого класса начинается вторая часть курса – «Православная культура и история христианства» - с изучения церковнославянского языка. Здесь мы используем также культурологический подход. Школьники знакомятся с историей создания славянской азбуки, с подвигом равноапостольных просветителей словенских Кирилла и Мефодия, очень легко овладевают чтением и толкованием текстов на церковнославянском языке. Теперь содержание, знакомое детям с начальной школы в адаптированном пересказе и русском переводе, становится доступным на церковнославянском языке. Это очень важно освоить именно в пятом классе, потому что к этому времени уже завершено изучение основ грамматики, и дети не будут путать написание современных грамматических норм написания с церковнославянскими. Кроме того, в пятом и шестом классе школьники начинают изучать древнерусскую литературу, но, не понимая особенностей ее стиля и духовного наполнения, дети воспринимают ее тяжело (либо вообще не воспринимают), не вникая в суть и не чувствую духовной и стилевой красоты этого пласта родной литературы. Благодаря своевременному изучению церковнославянского языка отечественная культура понимается более полно во всем ее духовном и эстетическом наполнении и взаимосвязи, становится знакомой по истории, близкой по духу и родной по языку. Изучение церковнославянского языка (лексика, грамматические конструкции, стиль) и в дальнейшем помогает школьнику изучать русскую литературу, делает понятным высокий стиль и поэтические образы М. Ломоносова, А. Пушкина, поэтов серебряного века.


Цели курса: активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении церковнославянского языка, повышение интереса к изучению русского языка и литературы, совершенствование речи и дополнения знаний в области литературы, русского языка, культуры, истории

Задачи курса:

- формировать у обучающихся представление о языке как развивающемся явлении;

- формировать понимание исторической взаимосвязи церковнославянского языка с современным русским языком;

- формировать навыки чтения по-церковнославянски и перевода церковнославянских текстов и устной речи;

- способствовать повышению грамотности обучающихся;

- помочь обучающимся в осмыслении православных и русских национальных ценностей;

- воспитывать любовь к родному языку и культуре русского народа;

- способствовать развитию творческих способностей обучающихся.






УМК для учителя:

  1. Церковнославянский язык: учебное пособие для 5-го класса/ Архипова И.Г.- Издание 2-е испр.-М. Основы православной культуры.2007г

  2. Пособие для учителя: Церковнославянский язык, 5 кл,, Архипова И.Г. М.ОПК, 2007

  3. Рабочая тетрадь, 5кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008



Учебные пособия для обучающихся :

  1. Церковнославянский язык: учебное пособие для 5-го класса/ Архипова И.Г.- Издание 2-е испр.-М. Основы православной культуры.2007г

  2. Рабочая тетрадь, 5кл: Церковнославянский язык, Архипова И.Г., М.,ОПК,2008



В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

- сети Интернет,

- сайты ОПК,

- презентации по курсу «Церковнославянский язык».



Тематический план курса «Церковнославянский язык»


п/п

Темы

Количество часов

1

Введение

1

2

История создания письменного языка славян

3

3

Церковнославянская грамота

7

4

Надстрочные знаки

3

5

Особенности чтения и письма по-церковнославянски

2

6

Церковнославянские слова в русском языке

2

7

Знаки препинания в церковнославянском языке

1

8

Изображение чисел в церковнославянском языке

3+1

9

Работа с церковнославянскими текстами

10+1


Итого:

34







Содержание курса «Основы православной культуры»

по программе А.В. Бородиной «История религиозной культуры»

Архипова И.Г. Церковнославянский язык


Введение (1 ч.)


Что такое церковнославянский язык и как мы его изучаем (1ч).

«Церковнославянский язык – язык богослужения православных славян». Язык – как развивающее явление. Церковнославянский язык – основа русского литературного языка, важный источник его красоты и духовного богатства. А.С.Шишков о церковнославянском языке.


Церковнославянская азбука и история ее создания ( 1ч)

История возникновения славянской письменности. Деятельность святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. 863 год – появление письменности славян. Кириллица. Глаголица.


Церковнославянский алфавит. (1ч)

Связь церковнославянской азбуки с современной русской азбукой. Фонетическая и орфографическая эволюция языка: церковнославянская азбука – гражданская азбука – современная русская азбука. Азбука. Алфавит.


Первые книги на Руси.(1ч)

История развития письменности на Руси. Рукописная книга Древней Руси. Начало книгопечатания на Руси. Основные художественные и содержательные особенности древних книг. Диакон Иван Фёдоров – основатель книгопечатания на Руси (16 век).Книжные миниатюры, буквицы, драгоценные оклады.


Буквы «ер» и «ерь» (1ч).

Функции букв «ер» и «ерь» в церковнославянском языке. Сравнение с функциями твёрдого и мягкого языка.


Буквы «есть», «ять». Буквы «иже» и «и» (1ч)

Случаи употребления в церковнославянском языке букв «ять», «есть», «иже», «и». Дуплетные буквы, передающие звуки (и), (йэ).


Буквы «юс малый», «я», «он» и «омега» (1ч)

Дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (йа), (о). Их особенности, случаи употребления. Чтение буквы «он», «омега».


Буквы «зело», «земля», «ферт» и «фита». (1ч)

Употребление церковнославянских букв «зело», «земля», «ферт» и «фита». Дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (з), (ф). Правила употребления этих букв.


Буквы «ук» и «ижица» (1ч).

Употребление церковнославянских букв «ук» и «ижица». Особенности написания и произношения этих букв. «Ижица» - особая буква. Её употребление в иностранных словах. Буква «ук» в начале, в середине и в конце слова.


Буквы «кси», «пси», «от» (1ч).

Употребление церковнославянских букв «кси», «пси», «от». Особенности написания и произношения этих букв, правила употребления. Буквы «кси», «пси», «от» передают сразу два звука (кс), (пс), (от), но пишутся при помощи одного знака. Чтение по слогам. Обобщение знаний (1 ч.).


Ударения в церковнославянском языке (1ч)

Знак ударения – ударный слог в слове. Важность ударения для правильного прочтения и произнесения слов. Три вида ударений в церковнославянском языке: острое, тяжёлое, облечённое. Острое ударение – в начале и середине слова., тяжёлое – над конечной гласной слова. Облечённое – над словом во множественном числе, если оно созвучно со словом в единственном числе.


Титло простое (1ч)

Титло – это знак сокращения слов. Слова под титлом читаются полностью. Титло в церковнославянском языке бывает простое и буквенное. Когда пропущенные буквы восстановить просто, ставится простое титло.


Титло буквенное (1ч).

Буквенное титло содержит в себе ту букву, которая пропущена в слове. По имени этой буквы оно и называется. Ерок – надстрочный знак.


Правила чтения (1ч).

Знакомство с правилами чтения на церковнославянском языке. Церковнославянский язык – язык особый. Это книжный язык. На церковнославянском языке молятся, ведут богослужения, читают, поют. В церковнославянском языке нет буквы «ё».


Употребление прописных букв (1ч).

Правила употребления прописных букв в русском языке. Особенности употребления Прописных букв в церковнославянском языке. Сравнение правил написания имён и географических названий в русском и церковнославянском языке.


Написание и употребление знаков препинания в церковнославянском языке (1ч).

Понятие «знаки препинания». Роль знаков препинания в русском языке. Сходство и различия знаков препинания в церковнославянском и русских языках. Определение типов предложений по цели высказывания в церковнославянских текстах.


Правила употребления надстрочных знаков (типы ударений, титла), знаков препинания и прописных букв в церковнославянском языке. Церковнославянизмы в русском языке (3 ч.)


Числа в церковнославянском языке. Буквы, обозначающие цифры (3 ч.).


Чтение церковнославянских текстов (10 ч.)


День славянской письменности и культуры. Урок повторения и систематизации знаний по церковнославянскому языку (1ч).

п/п

Дата

план/факт

Тема урока

Цели и задачи урока

Новые слова

Оборудование

Тип урока

Д/З

§, стр.,

зад. в ТПО

Введение ( 1 час)

1

2-6.09

Что такое церковнославянский язык и почему мы его изучаем.

Дать представление о церковнославянском языке, его историческом и культурном значении. Формировать понятие «Церковнославянский язык-язык богослужения православных славян». Формировать представление о языке как явлении развивающемся.

Церковнославянский язык.

Богослужение.

Славянские народы.

Аудиозапись православного богослужения (отрывок, включающий в себя церковное пение и чтение).

Карта «Территория проживания славян: русских, украинцев, белорусов, сербов.

Изучение нового материала

1,

Р.т. стр.3

1-3


1 часть

История создания письменного языка славян ( 3 часа)


2

9-13.09

Церковнославянская азбука и история её создания»

Познакомить обучающихся с историей возникновения славянской письменности, с деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей словенских. Пополнить знания детей об истории русского языка. Рассказать о просветительской деятельности святых Кирилла и Мефодия. Воспитывать любовь к родному языку .Развивать у уч-ся память. Речь.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели первой славянской азбуки.

863 год – появление письменности славян.

Кириллица.

Глаголица.

Икона Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Изучение нового материала

2,

Р.т. стр.4,

1-3


3

16-20.09

Церковнославянский алфавит.

Познакомить обучающихся с церковнославянской азбукой и выявить связь с современной русской азбукой. Рассказать о фонетической и орфографической эволюции языка. Развивать память, мышление, речь.

Азбука

Алфавит

Церковнославянская азбука

Гражданская азбука.

Современная азбука русского языка.


Плакаты с церковнославянской и русской азбукой, иллюстрации революционных книг.

Комбинирован-ный

3,

Р.т.стр.5-7

1-3


4

23-27.09

Первые книги на Руси

Познакомить обучающихся с историей развития письменности на Руси. Рассказать о начале книгопечатанья на Руси. Указать основные особенности древних книг.

Древняя рукописная книга.

Печатная книга.

Иван Фёдоров-основатель книгопечатанья на Руси (16 век)


Иллюстрации древних книг, буквиц.

Комбинирован-ный

4, р.т. стр.7-9

1-3


Церковнославянская грамота ( 7 часов)


5

30.09-4.10

Буквы «ер» и «ерь».

Познакомить уч-ся с функциями букв «ер» и «ерь». Выявить имеющиеся знания по русскому языку относительно употребления букв «твёрдый» и «мягкий» знаки. Сравнить эти буквы с церковнославянскими буквами «ер» и «ерь».


Буквы «ер»,

«ерь»

Компьютер,

Проектор, экран

Изучение нового материала

5,

Р.т. стр.9-11,

1-4


6

7-11.10

Буквы «есть», «ять».

Буквы «иже» и «и».

Рассмотреть случаи употребления в церковнославянском языке букв «ять», «есть», «иже», «и». Рассмотреть дуплетные буквы, передающие звуки (и) и (йэ). Рассказать об их функциях и правилах употребления в церковнославянском языке.





Буквы «ять»,

«есть»,

«иже»,

«и».

Компьютер,

Проектор, экран

Комбинированный

6,

Р.т. стр. 11-12,

1-6.


7

14-18.10

Буквы «юс малый», «я», «он», «омега».

Познакомить обучающихся с употреблением в церковнославянском языке букв «юс малый», «я», «омега», «он». Рассмотреть дуплетные буквы церковнославянского языка, передающие звуки (йа) и (о). Рассказать об их особенностях, рассмотреть случаи употребления этих букв. Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.






Буквы «юс малый»,

«я»,

«он»,

«омега».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

7,

Р.т. стр.12-14,

1-5


8

21-25.10

Буквы «зело», «земля», «ферт» и «фита».

Познакомить обучающихся с употреблением в церковнославянском языке букв «зело», «земля»,

«ферт», «фита». Рассказать о дуплетных буквах церковнославянского языка, передающих звуки (з), (ф). Сообщить правила употребления этих букв. Развивать логическое мышление, память, речь, внимание.

Буквы «зело»,

«земля»,

«ферт»,

«фита».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

8,

Р.т. стр.15-17,

1-6


9

28.10-1.11

Буквы «ук» и «ижица»

Рассмотреть употребление церковнославянских букв «ук» и «ижица». Рассказать об особенностях написания и произношения этих букв. Формировать умение определять по написанию буквы «ижица» её произношение.

Буквы

«УК»,

«ижица».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

9,

Р.т. стр.17-20,

1-5


10

11-15.11

Буквы «кси», «пси», «от».

Познакомить детей с употреблением букв «кси», «пси», «от» в церковнославянском языке. Указать особенности произношения и написания данных букв. Рассмотреть правила употребления в церковнославянском языке. Закрепить эти правила на конкретных примерах.


Буквы

«кси»,

«пси»,

«от».

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

10,

Р.т. стр.20-22,

1-6


11

18-22.11

Урок-обобщение

Повторить изученный материал, закрепить полученные знания, восполнить типичные пробелы в знаниях и умениях учащихся.



Контроль знаний

Письменная контрольная работа

-


Надстрочные знаки (3 часа)


12

25-29.11

Ударения в церковнославянском языке

Познакомить учащихся с надстрочными знаками церковнославянского языка: придыханием и ударениями. Сообщить учащимся общие сведения о надстрочных знаках. Рассказать о значении и роли надстрочных знаков в церковнославянском языке. Познакомить учащихся с видами ударений церковнославянского языка и правилами употребления каждого из них.

Придыхание.

Ударение.

Острое ударение.

Тяжёлое ударение.

Компьютер, проектор, экран

Изучение нового материала

11,

Р.т.стр.22-23,

1-3.


13

2-6.12

Титла. Титло простое

Познакомить обучающихся с простым титлом церковнославянского языка. Рассказать о назначении знака титла в церковнославянском языке. Указать случаи употребления простого титла. Сообщить слова, наиболее часто встречающиеся под знаком простого титла. Научить самостоятельно сокращать слова с помощью простого титла.

Титла. Титло простое.

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

12, стр.44


Р.т. стр.25-26,

1-4


14

9-13.12

Титло буквенное.

Рассмотреть с учащимися виды буквенного титла. Познакомить со способами сокращения церковнославянских слов с помощью буквенного титла. Осваивать с учащимися чтение слов, сокращённых буквенным титлом, и записывать такие слова полностью. Развивать память, мышление, речь, мышление.


Титла. Титло обыкновенное.

Компьютер, проектор, экран

Комбинированный

12, стр.44-46


Р.т. стр.27-28

1-4


Особенности чтения и письма по-церковнославянски (2 часа)


15

16-20.12

Правила чтения по-церковнославянски.

Познакомить обучающихся с правилами чтения на церковнославянском языке. Рассмотреть правила чтения по-церковнославянски. Учить пониманию церковнославянского языка на слух. Формировать навык чтения по-церковнославянски в соответствии с правилами. Осуществлять духовно-нравственное воспитание путём церковнославянского чтения. Воспитывать любовь к учёбе, трудолюбие. Развивать память, речь, мышление.


Правила чтения.

Изучение нового материала

13, стр.47

Р.Т. стр.29,

1,2


16

23-27.12

Употребление прописных (заглавных) букв.

Познакомить обучающихся с особенностями употребления в церковнославянском языке прописных букв. Рассказать об употреблении прописных букв в церковнославянском языке.Провести сравнение правил написания имён и географических названий в русском и церковнославянском языках. Воспитывать любовь к учёбе.


Бог

Господь

Богородица

Царь

Спаситель

Церковь

Правила чтения

Комбинированный

13,

стр.48-49


Р.Т. стр.30,31,

1,2,3.


Церковнославянские слова в русском языке (2 ч)


17

13-17.01

Церковнославянизмы в русском литературном языке.

Рассмотреть признаки церковнославянизмов. Научить выявлять церковнославянские слова в литературных текстах. Раскрыть роль употребления церковнославянизмов в литературных произведениях. Формировать понятие о высоком литературном стиле. Установить связь между церковнославянским и русским языками. Пополнить словарный запас учащихся.



Компьютер

Проектор

экран

Изучение нового материала

14,

Р.т. стр.31-32,

1,2.


18

20-24.01

Церковнославянские слова в русском языке. Урок закрепления.

Закрепить учебный материал предыдущего урока: закрепить сведения о признаках церковнославянизмов. Научить выявлять церковнославянские слова в литературных текстах. Пополнить словарный запас учащихся. Развивать память, мышление, речь.


Работа с учебником

Стр.52-54,

Упр.1-9.


Комбинированный

-


Р.т. стр.33,

3


Знаки препинания в церковнославянском языке (1 час)


19

27-31.01

Написание и употребление знаков препинания в церковнославянском языке.

Рассмотреть понятие «знаки препинания». Показать сходство и различие знаков препинания в церковнославянском и русском языках. Сравнить церковн.и русские знаки препинания. Научить детей определять тип предложений по цели высказывания в церковн.текстах и правильно понимать текст прочитанного.


Компьютер, проектор, экран

Изучение нового материала

15


Р.т. стр.33-35,

1-3


Изображение чисел в церковнославянском языке (3 часа)

3-7.02

20

3-7.02

Обозначение чисел от 1 до 19 (единицы и числа второго десятка).

Рассмотреть понятия «число», «цифра». Помочь учащимся вспомнить, каким образом записываются числа в русском языке.Рассказать о буквенной записи числа в церковн. Языке. Сообщить буквы, обозначающие единицы, и правило записи чисел второго десятка с помощью церковн.букв.


Компьютер, проектор, экран

Изучение нового материала

16,

Р.т. стр.3537,

1-5


21

10-14.02

Буквы, обозначающие десятки.

Рассмотреть запись чисел от 20 до 99 с помощью церковн.языка. Сообщить и закрепить правило записи чисел от 20 до 99. Сравить способ передачи этих чисел со способом записи чисел второго десятка.

«ковчег» - корабль,

«елика заповеда» - как повелел

Компьютер, проектор, экран

Комбинирован

ный

17,

Р.т. стр.37-39,

1-4


22

17-21.02

Буквы, обозначающие сотни и тысячи.

Рассмотреть особенности записи чисел с помощью букв от 100 до 1000000 в церковн.языке. Рассмотреть особенность и правила записи чисел от 100 и далее. Рассказать о способе обозначения тысяч в церковн.языке


«инок» - монах

Компьютер, проектор, экран

Комбинирован

ный

18


Р.т. стр.39-41


Повторение (1 час)


23

24-28.02

Урок-обобщение.

Систематизировать изученный материал. Вспомнить правила употребления надстрочных знаков (типы ударений, титла), знаков препинания и прописных букв в церковнославянском и русском языке.



Работа с учебником :

Стр.64-65,

1-5

Комбинирован-ный

-


Р.т. стр.41-42,

1-3.


2 часть

Работа с церковнославянскими текстами (10 ч)


24

3-7.03

Молитва. Тропарь.


Формировать умения у обучающихся в чтении церковн.текста. Учить правильно переводить.



Сущий, внимательно слушать, высшие ангельские чины.

Текст «Молитва Святому Духу».

Тропарь святым Кириллу и Мефодию.

Изучение нового материала

Символ веры.,

Читать и ответить на вопросы на стр.70



25

10-14.03

Заповеди Ветхого Завета.


Учить детей воспринимать текст на слух (текст читает учитель). Перессказ текста учениками.

Заповеди Ветхого Завета

И.А.Бунин «Закон»

Комбиниро-

ванный

Читать: Заповеди Блаженств.

Вопросы на стр.72



26

17-21.03

Притча о сеятеле.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.

«сторицею» - в сто раз больше

Текст на церковносл.языке «Притча о сеятеле»

Комбиниро-

ванный

Читать: Притча о мытаре и фарисее.

Вопросы на стр.80



27

1-4.04

Притча о заблудшей овце.

Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.

Напоминать обучающимся о правилах чтения по-церковнославянски, следить за правильным произношением.


«на рамъ свои» - на плечи свои

Текст «Притча о сеятеле»

Комбиниро-

ванный



28

7-11.04

Псалтырь.


Формировать умения у обучающихся в чтении церковн.текста. Учить правильно переводить.


«лик» - хор

«в лиц»- хором

«персты»- пальцы

Псалом 150

Псалом 151

Комбиниро-

ванный

Покаянный псалом.


29

14-18.04

Алфавит духовный св.Димитрия Ростовского.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.


«естество Адамле»- природа Адама

«стеза»- путь

Алфавит Дм.Ростовского

Комбиниро-

ванный

Читать алфавит


30

21-25.04

Рождество Пресвятой Богородицы.

Введение Богородицы во храм.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.


21 сентября – Праздник Пресвятой Богородицы

Компьютер, проектор, экран

Комбиниро-

ванный

Благовеще-ние Пресвятой Богородицы.


31

28.04-8.05

Рождество Христово.

Сретенье Господне.

Крещение Господне.


Учить детей воспринимать текст на слух (текст читает учитель). Перессказ текста учениками.


7 января – Рождество Христово.

«Кесарь»-император,

«храмина» - дом»ясли» - кормушка для домашних животных


Компьютер, проектор, экран

Презентация «Рождество христово»

Комбиниро-

ванный

Преображение Господне.


32

12-16.05

Вход Господень во Иерусалим.

Воскресение Господне – Праздник праздников, Пасха Христова


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.

Перессказ текста учениками.

«воста»- воскрес

«ми»-мне


Компьютер, проектор, экран.

Презентация «Пасха»

Комбиниро-

ванный

. Вознесение Господне.


33

19-23.05

Пятидесятница. Успение Пресвятой Богородицы.


Продолжить формировать навыки чтения у обучающихся текстов по-церковнославянски.



«внезап»- неожиданно, внезапно

Компьютер, проектор, экран.

Презентация

«Успение Пресвятой Богородицы»

Комбиниро-

ванный

Воздвижение Честного Креста Господня.


День славянской письменности (1 час)


34

26-30.05

Урок-повторения и систематизации знаний по церковнославянскому языку




Урок -Праздник

-




рабочая программа по ОПК 6 класс 2013.docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березорядская основная общеобразовательная школа»

Бологовского района Тверской области







Согласовано: Утверждена приказом

Заместитель директора по УВР директора школы:

__________________________ __________________

«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.









Рабочая программа факультативного курса

«Основы православной культуры»

6 класс, базовый уровень

на 2013-2014 учебный год


34 часа (1 час в неделю)








Разработала

Сорока Л. Н.,

учитель истории первой

квалификационной категории












с. Березовский Рядок


2013 год

Пояснительная записка

к рабочей программе по ОПК,

6 класс , 34 часа

Рабочая программа курса по основам православной культуры для 6 класса разработана на основе:

- 6 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год.

- УМК Бородиной А.В.

Объем учебной информации в параграфах большой, рабочая программа рассчитана на год: 6 класс с использованием базовой программы А.В. Бородиной. Учебник содержит основные понятия курса ОПК.

Программа рассчитана по 34 часа в 6 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.

Данный курс является одним из шести модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.

Рабочая программа обеспечивает изучение курса основы православной культуры в 6 классе. Программы соответствуют обязательному минимуму содержания основного общего образования. Изучение данного курса раскрывает перед учащимися основные категории православной культуры и формирует у них толерантное отношение к различным вероисповеданиям и способствует пониманию межэтнических проблем.


Список используемой учебно-методической литературы.

Для учащихся:

1.Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебное пособие. 6 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2006.

Для учителей:

2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Пособие для учителя. 6 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2006.


Цели курса:

- Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении православной религиозной традиции, истории христианства, агиографии и религиозного искусства;

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;


Задачи курса:

- сформировать знания обучающихся о православии и Священном Писании;

- познакомить с содержанием Евангелия и с основными сюжетами Ветхого Завета;

- воспитание патриотизма;

- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

- творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.

Курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю. Содержание курса включает знаниевый и иллюстративный материал о православной культуре России и святынях мира. История православия в России рассматривается в единстве. Для успешного изучения курса необходимо строго соблюдать цели, задачи, методы и приёмы обучения.


Методы обучения:

- иллюстрированный рассказ с последующим обсуждением наиболее сложных вопросов темы;

- беседа с закреплением материала в творческих работах;

- короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;

- чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением;

- анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания;

- работа с текстами, картами, составление кроссвордов.


В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- знать основные этапы и ключевые события православной истории в контексте истории России и мира;

- знать содержание и значение православной этики в контексте социальных норм, регулирующих общественные отношения;

- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий, отразивших этапы становления православной культуры России;

- использовать тексты исторических, в том числе православных, источников для решения учебных задач;

- уметь выделять особенности русской православной культуры;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории православия, определять их влияние на отечественную и мировую культуру.

Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса


знать/уметь:

термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).


Тематическое план курса ОПК в 6 классе


п/п

Разделы, темы

Рабочая программа

(кол-во часов)

1.

Введение. Предмет истории религиозной культуры


1

2

Тема 1. Что мы знаем о Православии


6

3

Тема 2. Священное писание


8

4

Тема 3. Храм – дом Божий


7

5

Тема 4. Религиозное искусство


10

6

Тема 5. Агиография


2



Итого

34 часа






























Краткое   содержание курса

  Программа  курса  разбита  на  отдельные  темы.  В  начале  изучения  курса  проводится 

вводный  урок, где  дается  научное  и  религиозное  объяснение  мира,  вводятся  такие  новые  понятия,  как  атеизм,  теология – 1 час.

  Тема  1.  «Что  мы  знаем  о  православии?» - 6 6часов.  Роль  православия  в  жизни  российского  общества,  возникновение  Православной  церкви,  истоки  и  традиции  православного  вероучения,  источники  знаний  о  Боге,  появление  первых  христиан, крещение  Руси.

  Тема  2.  «Священное  Писание»- 8  часов. Сюжеты  Ветхого  и  Нового  завета.

  Тема  3.  «Храм – дом  Божий» - 7  часов. Для  чего  строят  храмы,  откуда  взят  образ  храма,  древнее  культовое  зодчество  на  Руси,  внутреннее  устроение  храма.  Храмы –

святыни  православного  мира.  Храмы  Московского  Кремля.

  Тема  4.  «Религиозное  искусство» - 10  часов.  Религиозная  тематика  в  искусстве. Церковное  искусство. Иконопись  на  Руси.  Иконография  образа  Богоматери. Мону-

ментальная  живопись,  символы  православного  искусства.

  Тема  5.  «Агиография» -  2  часа. Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского.

Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского.



ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Основы православной культуры»

34 часа, 1 час в неделю.


Планирование составлено по учебнику «Основы православной культуры».

А. В. Бородина. Изд. «ОПК». М., 2006 г. 6 класс

Дата

урока

№ по теме

Т Е М А У Р О К А

Параграфа

план

факт

2-6.09


1

1

Вводный урок: Предмет истории религиозной культуры

1





Тема 1. Что мы знаем о православии? (6 часов)


9-13.09


2

1

Роль православия в жизни российского общества

1.1

16-20.09


3

2

Возникновение христианства и Православной церкви

1.2

23-27.09


4

3

Истоки и традиции православного вероучения

1.3

30.09-4.10


5

4

Источники знаний о Боге

1.4

7-11.10


6

5

Появление первых христиан на Руси

1.5

14-18.10


7

6

Крещение Руси

1.6





Тема 2. Священное писание (8 часов)


21-25.10


8

1

О Библии

2.1

28.10-1.11


9

2

Сюжеты Ветхого Завета: сотворение мира, сотворение человека, грехопадение

2.2

11-15.11


10

3

Сюжеты Ветхого Завета: первое братоубийство, всемирный потоп, явление Аврааму Святой Троицы, испытание Авраама

2.3

18-22.11


11

4

Ветхозаветные пророки

2.4

25-29.11


12

5

Сюжеты Нового Завета: рождение, детство и крещение Иисуса Христа

2.5

2-6.12


13

6

Чудеса и проповедь Иисуса Христа

2.6

9-13.12


14

7

Страдание, смерть и Воскресение Иисуса Христа

2.7

16-20.12


15

8

Евангельские события после Воскресения Спасителя

2.8





Тема 3. Храм – дом Божий (7 часов)


23-27.12


16

1

Для чего строят храмы?

3.1

13-17.01


17

2

Откуда взят образ храма?

3.2

20-24.01


18

3

Древнее культовое зодчество на Руси

3.3

27-31.01


19

4

Внутреннее устроение храма

3.4

3-7.02


20

5

Святыни-храмы православного мира

3.5

10-14.02


21

6

Сорок сороков московских храмов

3.6

17-21.02


22

7

Храмы Московского Кремля

3.7





Тема 4. Религиозное искусство (10 часов)


24-28.02


23

1

Религиозная тематика в искусстве

4.1

3-7.03


24

2

Церковное искусство

4.2

10-14.03


25

3

Иконопись на Руси

4.3

17-21.03


26

4

Иконография образа Пресвятой Богородицы

4.4

1-4.04


27

5

Чудотворная Владимирская икона Богоматери

4.5

7-11.04


28

6

Казанская и Донская чудотворные иконы Пресвятой Богородицы

4.6

14-18.04


29

7

Чудотворные иконы «Знамение»

4.7

21-25.04


30

8

Почаевская и Державная иконы Божией Матери

4.8

28.04-8.05


31

9

Монументальная живопись в православном храме

4.9

12-16.05


32

10

Символы православного искусства

4.10





Тема 5. Агиография (2 часа)


19-23.05


33

1

Жития святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского

5.1

26-30.05


34

2

Жития преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского и святого праведного Иоанна Кронштадтского

5.2



рабочая программа по ОПК 7 класс 2013.docx Скачать

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Березорядская основная общеобразовательная школа»

Бологовского района Тверской области







Согласовано: Утверждена приказом

Заместитель директора по УВР директора школы:

__________________________ __________________

«_____» ______________ 2013 г. № ___от _____2013 г.









Рабочая программа факультативного курса

«Основы православной культуры»

(раннее христианство)

7 класс, базовый уровень

на 2013-2014 учебный год


34 часа (1 час в неделю)








Разработала

Сорока Л. Н.,

учитель истории первой

квалификационной категории











с. Березовский Рядок


2013 год

Пояснительная записка к рабочей программе

по ОПК (раннее христианство), 7 класс, 34 часа

Рабочая программа курса по основам православной культуры для 7 класса разработана на основе 7 раздела программы А.В. Бородиной «История религиозной культуры» учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Издательство «Основы православной культуры». Москва, 2006 год. 7 раздел программы носит название «Раннее христианство» и предназначен для основной общей школы в 7 классе. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения в 8 классе с использованием базовой программы А.В. Бородиной. Учебник содержит основные понятия курса.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в 7 классе. Специфика предмета заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов православной культуры.

Данный курс является одним из шести модулей изучения духовно – нравственных дисциплин, предложенных в концепции «Духовно – нравственное воспитание личности», на основе которой разрабатывается федеральный государственный стандарт новой духовно – нравственной образовательной области.Данная программа рассчитана на основе использования учебника:

Основы православной культуры: Раннее христианство, 7 класс. Учебное пособие/ А.В.Бородина,- М., ОПК ,2009

Рабочая программа обеспечивает изучение курса основы православной культуры в 8 классе. Рабочая программа соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования. Изучение данного курса раскрывает перед учащимися основные категории православной культуры и формирует у них толерантное отношение к различным вероисповеданиям и способствует пониманию межэтнических проблем.

Используемая учебно-методическая литература:

Для учащихся:

1.Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2009.

Для учителей:

2. Бородина А.В. Основы православной культуры. Раннее христианство. Пособие для учителя. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2008.


Наше время - время крайних противоречий. С одной стороны, во многих областях человечество достигло поистине фантастических успехов, однако, с другой, - буквально на наших глазах успехи превращаются в бедствия. В этой ситуации все чаще звучит мысль о том, что без изменения самого человека, его сознания и отношения к миру, нельзя решить ни одной глобальной проблемы, поэтому такое заметное внимание во многих странах мира уделяется вопросам образования.

Его ухудшение признается всеми. И особенно тревожит духовно-нравственное состояние детей и молодежи.

Поэтому оптимальной линией в развитии мирового образования, видимо, должна быть линия сохранения и обогащения национальных культур.

Православие сыграло исключительную роль в жизнеустройстве нашего государства и общества, семьи и человека, нашей духовности и нравственности, нашей культуры и воспитания. Это обстоятельство может кому-то не нравиться, но не считаться с ним нельзя. Современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или абсолютно равнодушен к религии, со всеми своими достижениями или недостатками остается номинально православным человеком по своему менталитету. Не учитывать это в процессе воспитания и обучения (равно как и в процессе государственного, культурного, экономического строительства) нельзя. История Православия, а следовательно и православной культуры, насчитывает две тысячи лет.

Изучение православной культуры в современной школе открывает доступ и к этому воистину сказочному духовному богатству, которое, к сожалению, мало востребовано русскими людьми и русской школой последних десятилетий.

Невозможно понять нравственное учение Церкви не познакомившись с историей Ветхого и Нового Завета, его нравственными и социальными нормами, с историей земной жизни и учения Иисуса Христа.

Главное, принципиальное отличие изучения православной культуры как учебной дисциплины от религиозного воспитания состоит в том, что уроки православной культуры предполагают приобретение некоторой суммы знаний о Православии, тогда как религиозное, православное воспитание предполагает конкретное участие в церковной жизни. И в этом главное разделение между православной культурой как учебной дисциплиной и религией как областью самоопределения личности в рамках свободы совести, гарантированной нашей Конституцией.


Цель курса:

Активизация познавательной деятельности обучающихся в изучении мира накануне Рождества Христова, начале христианства;

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;



Задачи курса:

    • Сформировать знания обучающихся о мире накануне Рождества Христова и начале христианства.

    • Дать понятие о начале раннехристианской Церкви и Церкви государственной.

    • Познакомить с раннехристианским церковным искусством.

    • Воспитание патриотизма;

    • Формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и о важности сохранения культурно-национального единства страны.

    • Духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    • Творческое развитие обучающихся на основе знаний об отечественной культуры.







    Требования к уровню подготовки обучающихся 7 класса


    знать/уметь:

    термины, перечислять , указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия;

    сопоставлять и сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их соотношение, общее и существенные различия;

    объяснять и раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры;

    называть, характеризовать (термины, события, явления, понятия).



    Тематический план курса в 7 классе по ОПК (раннее христианство)


    № п/п

    Темы

    Количество часов

    1

    О понимании истории

    3

    2

    Мир накануне Рождества Христова

    5

    3

    Новая эра и Рождество Христово

    3

    4

    Как пришло в мир христианство

    6

    5

    Начало раннехристианской Церкви

    2

    6

    Проповедь истины

    11

    7

    Церковь государственная

    1

    8

    Раннехристианское церковное искусство

    2

    9

    Итоговое повторение

    1


    Итого:

    34

















    Календарное планирование курса «Основы православной культуры (раннее христианство)» в 7 классе

    Составлено на основе учебника:

    Бородина А.В. Основы православной культуры: Раннее христианство. Учебное пособие. 7 класс. М.: издательство «Основы православной культуры», 2009.

    п/п

    Разделы темы

    Рабочая программа

    (кол-во часов)


    Дата

    План

    Факт

    Тема 1: О понимании истории (3 ч)



    1

    Наша роль в истории


    2-6.09


    2

    Человек и Бог навстречу друг другу


    1 ч

    9-13.09


    3

    О рациональном понимании миссии Христа в истории


    1 ч

    16-20.09


    Тема 2: Мир накануне Рождества Христова (5 ч)



    4

    Политическое устроение Римской империи во II-I вв. до Р.Х.

    1 ч

    23-27.09


    5

    Древняя Палестина накануне Рождества Христова

    1 ч

    30.09-4-10


    6

    Культура и религиозные верования в Римской империи переломного времени

    1 ч

    7-11.10


    7

    В ожидании миссии.


    1 ч

    14-18.10


    8

    Сокровища Мёртвого моря


    1 ч

    21-25.10


    Тема 3: Новая эра и Рождество Христово (3 ч)



    9

    Ожидая спасения


    1 ч

    28.10-1.11


    10.

    Историчность событий


    1 ч

    11-15.11


    11.

    Новая эра и Рождество Христово


    1 ч

    18-22.11



    Тема 4: Как пришло в мир христианство (6 ч)





    12

    Начало христианства


    25-29.11


    13

    Для всех и для одного-единственного


    2-6.12


    14

    Язык Благовестия


    9-13.12


    15

    О чём говорят притчи Иисуса Христа?


    16-20.12


    16

    Притча о блудном сыне


    23-27.12


    17

    Апостолы


    13-17.01



    Тема 5: Начало раннехристианской Церкви (2ч)





    18

    Рождение Церкви


    20-24.01


    19

    Жизнь первых христиан


    27-31.01



    Тема 6: Проповедь истины (11ч)





    20

    Деяния Апостолов из 12-ти


    3-7.02


    21

    Деяния святого Апостола Петра


    10-14.02


    22

    Деяния святого Апостола Павла


    17-21.02


    23

    Труды Апостолов из 70-ти


    24-28.02


    24

    Жизнь Божией Матери после Вознесения Иисуса Христа

    3-7.03


    25

    Апостольский собор


    10-14.03


    26

    Книги Нового Завета 1часть


    17-21.03


    27

    Гонения на Церковь


    1-4.04


    28

    Святые мученики первых веков


    7-11.04


    29

    Святые мученицы раннехристианской Церкви

    14-18.04


    30

    Апологеты


    21-25.04



    Тема 7: Церковь государственная(1ч)





    31

    Святой равноапостольный Константин Великий


    28.04-8.05



    Тема 8: Раннехристианское церковное искусство (2ч)





    32

    Начало церковного искусства


    12-16.05


    33

    Символы, образы, сюжеты.


    19-23.05



    Итоговое повторение





    34

    Урок – обобщение за курс ОПК (раннее христианство).

    26-30.05






    Рабочие программы по ОПК для 5-7 классов.zip Скачать
    Обсуждение материала
    Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
    Подписаться на новые Расписание вебинаров