Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена с учетом стандартов основного общего образования по технологии, на основе примерной программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд», и авторской программы основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд» Хохловой М.В., Синица Н.В., Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2010. и рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Базовыми для программы являются разделы « Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Программа также включает разделы « Черчение и графика», «Технология ведения дома», «Проектирование и изготовление изделий». Часы раздела «Проектирование и изготовление изделий» (творческий проект) распределяются по другим разделам программы.
Так как помещение, в котором преподается предмет технология не приспособлено для проведения практических работ по разделу «Кулинария», количество часов на данный раздел уменьшено с 18 часов по программе до 16 часов. Высвободившиеся часы добавлены в раздел «Черчение и графика» (4 часа). Распределение часов по разделам:
Раздел программы |
Количество часов |
Из них раздел «Проектирование и изготовление изделий» |
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов |
37 |
10 |
Кулинария |
16 |
2 |
Черчение и графика |
6 |
- |
Технологии ведения дома |
11 |
1 |
Итого |
70 |
13 |
Учебно-методический комплекс, используемый при подготовке программы 7 класса
--- «Технология. 7 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2012гг.
--- «Технология обработки ткани. 7 класс» В. Чернякова, Москва, «Просвещение», 2010г.
--- «Технология. Обслуживающий труд. 7 класс» Кожина О.А., Москва, «Дрофа», 2012
--- Программа «Технология. Обслуживающий труд» 5-9 класс, «Дрофа», 2010
--- «Кулинария. 7-9» В.И. Ермакова, Москва, «Просвещение», 2010
--- Методическая литература, указанная в планах программы.
Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
-
Овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного составления своих жизненных и профессиональных планов, безопасных приёмов труда;
-
Развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
-
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
-
Получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
Основные задачи обучения:
-
Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации, с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
-
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
-
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в условиях ограниченности ресурсов с учётом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
-
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями реализации изготовления продукции.
-
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения практических задач.
-
Подготовка выпускников к профессиональному самоопределению и социальной адаптации.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения:
-
ролевые и деловые игры; обсуждения и дискуссии;
-
работа в группах;
-
создание благоприятной среды для экспериментирования и исследования;
-
обеспечение межпредметных связей;
-
взаимосвязь технологического, экологического, экономического, нравственного и других аспектов образования.
Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии, услуге; интегрировать знания из разных областей; применять их на практике, получая при этом новые знания, идеи, создавая материальные ценности.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по технологии
Учащиеся должны знать /понимать:
• роль комнатных растений и их влияние на микроклимат жилища;
-
виды искусственных волокон и их свойства;
-
стиль одежды, силуэты;
-
виды соединения деталей в узлах машины;
-
принцип получения зигзагообразной строчки;
-
ассортимент женской и мужской одежды;
-
виды плечевых изделий;
-
выбор ткани и технологию изготовления плечевого изделия;
-
общие сведения о полезном и вредном воздействии микроорганизмов на пищевые продукты;
-
общие правила оказания первой помощи при ожогах и отравлениях;
-
виды мясного сырья, правила хранения и обработки, кулинарное использование;
-
виды теста, способы приготовления для различного вида кулинарных изделий;
Учащиеся должны уметь:
-
выращивать, ухаживать и размещать комнатные растения;
-
работать с тканями из искусственных волокон на швейной машине;
-
разбирать и собирать челнок;
-
регулировать машинные строчки по виду;
-
подбирать стили одежды;
-
подбирать ткань и выполнять плечевое изделие;
-
оказывать первую помощь при ожогах, поражениях электрическим током, пищевых
отравлениях;
-
определять качество мяса;
-
готовить простейшие блюда из мяса и теста;
Оценка качества знаний и умений по технологии
Балл «5» ставится, если ученик:
-
С достаточной полнотой знает изученный материал;
-
Опирается в ответе на естественнонаучные знания и обнаруживает ясное понимание учебного теоретического материала;
-
Полученные знания умеет творчески применять в практической работе – лабораторной и производственной, в частности, при проведении лабораторного эксперимента;
-
Практические работы выполняет достаточно быстро и правильно, умеет подготовить рабочее место, средства труда и правильно пользоваться ими в работе с соблюдением правил техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены;
-
Активно участвует в проведении опытов и наблюдений и систематически ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.
Балл «4» ставится, если ученик:
-
Даёт правильные ответы и выполняет практическую и опытную работу, удовлетворяющую требованиям балла «5», но допускает незначительные ошибки в изложении учебного теоретического материала или в выполнении практической работы, которые сам исправил после замечания учителя.
Балл «3» ставится, если ученик:
-
Обнаруживает знания и умения лишь основного и учебного материала;
-
В основном правильно, но недостаточно быстро выполняет практические и лабораторные работы, допуская лишь некоторые погрешности, и пользуется средствами труда ТВ основном правильно;
-
Может объяснить естественнонаучные основы выполняемой работы по наводящим вопросам учителя;
-
Принимает участие в проведении опытов и наблюдений, но недостаточно аккуратно ведёт записи в тетради и в альбоме для чертежей.
Балл «2» ставится, если ученик:
-
Обнаруживает незнание и непонимание большей части учебного материала;
-
Не умеет выполнять практические работы и объяснять их значение и естественнонаучные основы;
-
Не принимает участие в проведение опытов и наблюдений, не ведёт записи в рабочей тетради и альбоме для чертежей.
Балл «1» ставится, если ученик:
-
Проявляет полное незнание учебного материала.
Содержание курса технологии 7 класс
Вводный урок (1 час)
Теоретические сведения. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 7 классе. Содержание предмета. Последовательность его изучения. Санитарно-гигиенические требования при работе в школьных мастерских. Организация учебного процесса.
Практические работы. Знакомство с содержанием и последовательностью изучения предмета «Технология» в 7 классе.
Варианта объектов труда. Учебник «Технология» для 7 класса, библиотечка кабинета. Электронные средства обучения.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов (36 час)
Швейные материалы
Теоретические сведения. Виды, свойства химических волокон и тканей из них. Нетканные материалы. Термоклеевые прокладочные материалы. Выбор материалов для изготовления плечевого изделия с учетом технологических, гигиенических и эксплуатационных требований
Практические работы. Определение сырьевого состава материалов и изучение их свойств.
Варианты объектов труда. Образцы тканей из химических волокон, прокладочных материалов, нетканых материалов
Бытовая швейная машина
Теоретические сведения. Применение зигзагообразной строчки для обметывания срезов и выполнения аппликации. Применение приспособлений к швейной машине: обметывание петель, пришивание пуговиц, подшивание потайным швом, штопка. Выкраивание и стачивание косых беек
Практические работы. Применение приспособлений к швейной машине. Изготовление образцов машинных швов
Варианты объектов труда. Бытовая швейная машина. Приспособления к швейной машине. Образцы зигзагообразной строчки, машинной аппликации, косых беек
Конструирование и моделирование.
Теоретические сведения. Силуэт и стиль в одежде. Экономические требования, предъявляемые к одежде. Виды и характеристика плечевых изделий. Мерки для изготовления плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Правила снятия мерок. Последовательность построения чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом. Способы моделирования плечевого изделия. Подготовка выкройки к раскрою. Способы контроля качества выкройки. Расчет количества ткани для пошива плечевого изделия.
Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки проектного швейного изделия. Моделирование выкройки. Подготовка выкройки к раскрою.
Варианты объектов труда. Чертеж и выкройка плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Раскройные работы
Теоретические сведения. Способы раскладки выкройки плечевого изделия на ткани в зависимости от модели, ширины ткани и направленности рисунка. Припуски на швы. Способы контроля качества разметки. Экономические требования.
Практические работы. Выкраивание деталей кроя для изготовления образцов швов и узлов. Раскладка выкройки проектного изделия на ткани. Выкраивание проектного изделия.
Варианты объектов труда. Ткань, выкройки, клеевой прокладочный материал.
Технология швейных работ
Теоретические сведения. Технология выполнения ручных операций: выметывание деталей, высекание среза деталей. Технология выполнения машинных операций: растрачивание шва; настрачивание шва; обтачивание деталей; окантовывание деталей. Технология выполнения операций влажно-тепловой обработки: дублирование деталей, оттягивание деталей Технология обработки вытачек, плечевых и боковых швов, срезов подкройной обтачкой, косой бейкой, соединение лифа с юбкой. Типовая последовательность изготовления плечевого изделия с проведением примерки. Придание изделию окончательной формы. Способы контроля качества готового изделия. Расчет материальных затрат на изготовление изделия.
Практические работы. Изготовление образцов машинных швов. Выполнение влажно-тепловых работ. Изготовление образцов узлов и деталей швейного изделия. Изготовление проектного изделия по индивидуальному плану. Придание окончательной формы изделию. Расчет материальных затрат на изготовление изделия. Презентация творческого проекта.
Варианты объектов труда. Образцы ручных стежков, строчек и швов, машинных швов, узлов и деталей швейного изделия. Проектное изделие.
Декоративно-прикладное творчество
Теоретические сведения. Материалы и инструменты для вязания крючком. Подготовка к работе материалов, бывших в употреблении. Положение крючка в руке. Основные виды петель и приемы их выполнения. Условные обозначения петель. Схемы для вязания. Применение ПЭВМ для получения схем.
Вязание полотна рядами. Основные способы вывязывания петель. Плотность вязания. Закрепление вязания. Плотное и ажурное вязание по кругу.
Технология создания декоративного вязаного или тканого изделия. Этапы работы над творческим заданием. Способы окончательной обработки декоративного изделия
Практические работы. Освоение приемов вязания крючком. Изготовление схем и рисунков для вязания крючком в ручную и с помощью ПЭВМ. Выполнение эскиза модели авторского декоративного изделия. Изготовление декоративного изделия. Окончательная обработка изделия
Варианты объектов труда. Образцы вязок. Вязанные крючком изделия.
Кулинария (16 часов)
Теоретические сведения. Понятие микроорганизмы. Полезное и вредное воздействие микроорганизмов на пищевые продукты. Первая помощь при пищевых отравлениях. Значение мяса в питании человека. Мясо домашних животных. Виды мяса. Критерии определения качества мясных продуктов. Механическая обработка мяса. Тепловая обработка мяса. Технология приготовления блюд из мяса. Требования к качеству готовых блюд. Подача блюд к столу. Кисломолочные продукты, ассортимент кисломолочных продуктов, сроки хранения. Приготовление творога в домашних условиях. Приготовление блюд из творога. Правила подачи блюд к столу. Посуда и инвентарь для приготовления теста и выпечки. Продукты для приготовления мучных изделий. Виды теста. Особенности приготовления разного вида теста. Значение сладких блюд в питании человека. Продукты для их приготовления. Ассортимент сладких блюд. Технология приготовления желе, мусса, суфле.
Практические работы. Подготовка посуды и инвентаря к приготовлению пищи. Приготовление блюд из мяса, творога, теста, сладких блюд. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Кухонная посуда и инвентарь. Блюда из мяса: борщ, жаркое. Блюда из творога: сырники. Блюда из теста: печенье, пирог. Сладкие блюда: желе, мусс.
Домашние заготовки
Теоретические сведения. Основные технологические процессы при подготовке к консервированию. Приготовление сахарного сиропа. Пастеризация, стерилизация и укупорка консервов. Консервы с сахаром
Творческое задание
Теоретические сведения. Меню сладкого стола. Расчет количества и состав продуктов. Приготовление сладкого стола. Особенности сервировки сладкого стола. Культура поведения за столом. Правила пользования столовыми приборами и салфеткой.
Практические работы. Приготовление сладкого стола. Сервировка стола. Дегустация блюд. Оценка качества.
Варианты объектов труда. Меню сладкого стола. Блюда для сладкого стола.
Черчение и графика (6 часов)
Теоретические сведения. Понятие о системах конструкторской, технологической документации и ГОСТах, видах документации.
Практические работы. Выполнение чертежных и графических работ с использованием чертежных инструментов, простановка размеров деталей на чертеже.
Варианты объектов труда. Эскизы, чертежи швейных изделий. Схемы. Технические рисунки деталей и изделий.
Технология ведения дома (11 часов)
Гигиена девушки
Теоретические сведения. Индивидуальный уход за кожей лица. Выступление учащихся с сообщениями. Уход за глазами.
Практические работы. Приготовление масок для лица из свежих продуктов
Варианты объектов труда. Свежие продукты для масок.
Уход за одеждой и обувью
Теоретические сведения. Уход за одеждой из искусственных и синтетических тканей. Химическая чистка изделий. Значение символов, встречающихся на ярлыках одежды.
Практические работы. Расшифровка символов на ярлыках одежды из химических волокон.
Варианты объектов труда. Ярлыки от одежды из синтетических и искусственных тканей.
Интерьер жилых помещений
Теоретические сведения Роль комнатных растений в жизни человека. Уход за растениями. Разновидности комнатных растений. Комнатные растения в интерьере квартиры.
Практические работы Пересадка растений. Уход за растениями в кабинете технологии, классной комнате, холлах школы.
Варианты объектов труда. Комнатные растения в кабинете технологии, классной комнаты, холлах школы.
Ремонтно-отделочные работы
Теоретические сведения. Основы технологии оклейки помещения обоями. Виды обоев и обойного клея. Виды красок и инструментов. Нанесение рисунков с помощью трафаретов. Организация рабочего места. Основы технологии плиточных работ. Виды плитки и плиточного клея. Правила безопасного труда. Профессии, связанные с ремонтно-отделочными работами.
Практические работы. Изучение видов обоев технологии оклейки ими помещения. Изучение технологии малярных работ. Ознакомление с технологией плиточных работ.
Варианты объектов труда. Обои. Облицовочная плитка.
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Правила дорожного движения для старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»
- Вебинар «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
- Вебинар «Вариативные формы организации музыкально-творческой деятельности детей раннего возраста на музыкальных занятиях в ДОО»