В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Цвет.Основы цветоведения.

Надежда Юнусова Надежда Юнусова
Тип материала: Урок
просмотров: 4122    комментариев: 1
Краткое описание
познакомить учащихся с основами цветоведения.
Пожаловаться 30 сентября 2013
Файлы
Цвет.Основы цветоведения.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Набережные Челны Республики Татарстан

«Лицей-интернат № 84 имени Гали Акыша»







План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: « Цвет. Основы цветоведения»










Выполнила: Юнусова Надежда Владимировна (учитель ИЗО)















г. Набережные Челны

2013 год


Цель: познакомить учащихся с основами цветоведения.

Задачи: 1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополни­тельного цвета.

 2. холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщенности цвета.

3. научить получать новые цвета через смешивание красок.

4. воспитывать художественный вкус.

5. развивать творческую фантазию.

Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, интерактивная доска), презентация, наглядный материал – картинки, картинки на диске, альбомные листы, краски, карандаши, ластик.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнитель­ный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светло­та, насыщенность цвета.

План урока 1. Организационный момент.

2. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

3. Практическая часть.

4. Подведение итогов, обсуждение работ.

5. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные принадлежности), объявление темы и цели урока

  1. Введение в тему, анализ наглядного пособия.

Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнечного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.  

Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в ус­ловиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особен­ностях есть научно обоснованные общие закономерности воспри­ятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, доб­ром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пусто­та, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ноч­ное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

1.Сведения о цветоведении.

- Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Свойства цвета.

- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать дру­гую его часть. Это явление называется избирательным поглощени­ем. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спек­тра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть че­рез красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спек­тре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фио­летовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая («бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или тем­но-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, ха­рактеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - си­не-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отне­сены то к теплым, то к холодным.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой та­кой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным бу­дет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

-  В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к крас­ному), синий и красный - фиолетовый (дополнительный к желто­му), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5.Понятие о цветовом контрасте.

- Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном слу­чае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеле­ному лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического от­тенка на сером) называются контрастными. В цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с до­полнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседст­ве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету до­бавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахромати­ческому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контраст­ное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возника­ет, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на ней­тральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматическо­го цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.

3. Практическая работа.

Задание:выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможно­сти цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изум­рудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золо­того солнца» и др.

 4. Подведение итогов.

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

5.Домашнее задание: прочитать сказки, внимательно рассмот­реть иллюстрации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

 





Список использованной литературы

  1. Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.

  2. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. –М: Просвещение, Учебная литература,1995.

  3. Сокольникова Н.М. Основы Живописи. – Обнинск, Титул, 1996.



Обсуждение материала
  • Татьяна Остапцова
    9 октября 201300:56
    Татьяна Остапцова

    Уважаемая Надежда Владимировна! Разместите, пожалуйста, логотип Портала на документе. Рекомендую Вам внимательно прочитать требования к загружаемым в библиотеку Портала материалам (см. раздел «Справка»). http://www.uchmet.ru/library/rules/types/
    Урок Ваш понравился, было бы хорошо добавить иллюстративный материал к уроку.О повторной загрузке файла сообщите, пожалуйста, в письме. С наилучшими пожеланиями, Татьяна Николаевна Остапцова.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru