В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

План-конспект логопедического группового занятия по коррекции нарушений письменной речи 6 класс

Оксана Родина Оксана Родина
Тип материала: Урок
просмотров: 1559
Краткое описание
закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде

Описание
ТЕМА : Существительное и прилагательное.

ЦЕЛЬ: закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде
ЗАДАЧИ :
1. наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного;
2. закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи;
3. развитие словообразовательных навыков, активизация внимания и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов;
4. совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты, компьютер.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ I. Организационный момент. II. Артикуляторная гимнастика. 1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9). 2. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт(1-9). 3. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот, Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9). 4. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении (1-7). 5. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким. III. Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы. — Какое сейчас время года? (Зима.) — Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое. Запись на доске словосочетаний. Погода (какая?) холодная, зимняя. Небо (какое?) серое, зимнее. День (какой) морозный, зимний. — какой день стоят сильные морозы? (второй.) Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний. — Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются. — Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой) — Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?) -Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.) — Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.
Единственное число М.р. День Какой? -ой -ый -ий второй морозный зимний
Ж.р. Погода Какая? -ая -яя холодная зимняя
С.р. Небо Какое? — ое -ее голубое зимнее
 - Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? (вопросы.) — Назовите эти вопросы. (Для слов женского рода – какая?, мужского рода – какой?, среднего рода – какое?). IV. Упражнения в подборе прилагательных к существительным женского, мужского и среднего рода. Работа по таблице.
Единственное число М.р. Какой? — ой -ый -ий
Ж.р. Какая? -ая -яя
Ср.р. Какое? -ое -ее
Задания (коллективная работа): 1) Назвать предметную картинку, определить род существительного, найти место картинки в таблице; 2) Подобрать признаки изображенного предмета, уточняя окончания прилагательных по таблице; 3) Записать прилагательные в таблице (в шестом столбике). Предметные картинки (примерный перечень признаков): Футболист ловкий, крепкий, сильный, быстрый, молодой. Дорога широкая, трудная, дальняя, зимняя.
Платье домашнее, шерстяное, красивое.
Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное. V. Динамическая пауза. VI. Дифференциация звуков с иш. 1. Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия. Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая 2. Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова. Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня. VII. Составление словосочетаний. Задания: а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика; б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания; в) определите род прилагательных. Образец: Пастушок (какой?) веселый. Пастушок популярный Шоссе синяя Косынка интересное Писатель летнее путешествие высокая башня смешной (Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.) Проверка. — Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных? — Составьте предложение с любым из словосочетаний. VIII. Самостоятельная работа по перфокартам. Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного. 1. Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел…. 2. В зимн… холод каждый молод. Ранн… пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк… ложь. Ласков… слово лучше мягкого пирога. 3. На чуж… роток не накинешь платок.  Маленьк… лень до большой дорастет. Сереньк… утро – красненьк… денек. Человек живет век, а добр… дело – два. 4. Сонлив… кошка мышей не ловит. Добр… слово всякому приятно. Трудолюбив… человек за что не возьмется - все заблестит. Лучше маленьк… дело, чем больш… безделье. Проверка. — Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания. — Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок. IX. Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).
Пожаловаться 30 сентября 2013
Файлы
конспеккт на УЧМЕТ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Нижневартовская коррекционная общеобразовательная школа VIII вида












План-конспект логопедического группового занятия

по коррекции нарушений письменной речи 6 класс

«Существительное и прилагательное»







Подготовила:

учитель-логопед

Родина О.Г.











Ъ






Нижневартовск, 2013


ТЕМА : Существительное и прилагательное.


ЦЕЛЬ: закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде

ЗАДАЧИ :

  1. наглядный показ учащимся алгоритма изменения имён прилагательных в зависимости от существительного;

  2. закрепление дифференциации звуков (с) и (ш) в устной и письменной речи;

  3. развитие словообразовательных навыков, активизация внимания и наблюдательности учащихся при определении признаков предметов;

  4. совершенствование умения использовать усвоенную терминологию в связных высказываниях по ходу выполнения учебных действий.


ОБОРУДОВАНИЕ : таблица, предметные картинки, карточки с буквами (с)и (ш), плакат со словами для словосочетаний, перфокарты, компьютер.


СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  2. Артикуляторная гимнастика.

  1. «Улыбка». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны

передние нижние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт (1-9).

  1. «Трубочка». Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой.

Удерживать в таком положении под счёт(1-9).

  1. «Наказать непослушный язычок» Немного приоткрыть рот ,

Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звук «пя-пя-пя-пя-пя».(1-9).

  1. «Лопатка».Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий

Передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком

положении (1-7).

  1. «Иголочка». Открыть рот (губы округлены), сделать язык узким.

  1. Беседа с учащимися. Соотнесение вопросов и родовых окончаний прилагательных. Составление таблицы.

- Какое сейчас время года? (Зима.)

- Как называется погода, когда холодно? (Холодная погода). Расскажите о погоде. (Сегодня светит солнце, ветер не дует, сильный мороз.) как называется день, когда светит солнце? (солнечный). А когда нет ветра? (безветренный.) А когда сильный мороз? (морозный.) Какое небо? Небо голубое.

Запись на доске словосочетаний.

Погода (какая?) холодная, зимняя.

Небо (какое?) серое, зимнее.

День (какой) морозный, зимний.

- какой день стоят сильные морозы? (второй.)

Чтение с акцентом на окончания вопросов и прилагательных, выяснение закономерности соотнесенности этих окончаний.

- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными. Рассмотрим, в чем именно они согласуются.

- Какого рода слово день? (Мужского рода.) Признаки морозный, второй, зимний? (мужского рода.) Как узнали? (По вопросу, какой)

- Какого рода слово погода? (женского рода.) А признаки холодная, зимняя? (женского рода.) Как вы узнали? (по вопросу какая?)

-Какого рода слово небо? (Среднего рода.) Какого рода признаки серое, зимнее? (среднего рода.)

- Вывод. Прилагательные согласуются с существительными в роде. Род прилагательного зависит от существительного, которое к этому прилагательному относится.

Единственное число

М.р.

День

Какой?

-ой

-ый

-ий

второй

морозный

зимний

Ж.р.

Погода

Какая?

-ая

-яя

холодная

зимняя

С.р.

Небо

Какое?

- ое

-ее

голубое

зимнее


- Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? (вопросы.)

- Назовите эти вопросы. (Для слов женского рода – какая?, мужского рода – какой?, среднего рода – какое?).







  1. Упражнения в подборе прилагательных к существительным женского, мужского и среднего рода. Работа по таблице.

Единственное число

М.р.


Какой?

- ой

-ый

-ий


Ж.р.



Какая?

-ая

-яя


Ср.р.


Какое?

-ое

-ее


Задания (коллективная работа):

  1. Назвать предметную картинку, определить род существительного, найти место картинки в таблице;

  2. Подобрать признаки изображенного предмета, уточняя окончания прилагательных по таблице;

  3. Записать прилагательные в таблице (в шестом столбике).

Предметные картинки (примерный перечень признаков):

Футболист ловкий, крепкий, сильный, быстрый, молодой.

Дорога широкая, трудная, дальняя, зимняя.

Платье домашнее, шерстяное, красивое.

Пирожное, сладкое, свежее, шоколадное.

  1. Динамическая пауза.

  2. Дифференциация звуков с и ш.

  1. Сравнение артикуляции и произношения звуков с – ш, выявление различия.

Губы: с – растянуты в улыбке, ш – вытянуты вперед

Кончик языка: с – узкая, холодная, ш – широкая, теплая

  1. Закрепление дифференциации звуков с и ш в словах. Учащиеся читают слова с пропущенными буквами, определяют наличие звука с или ш, показывают соответствующую букву. Один из учащихся работает у доски, вставляя пропущенные буквы в слова.

Пасту_ок, _оссе, ко_ынка, пи_атель, путе_ествие, ба_ня.

  1. Составление словосочетаний.

Задания:

а) подберите к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика;

б) поставьте вопросы к прилагательным, выделите окончания;

в) определите род прилагательных.

Образец: Пастушок (какой?) веселый.

Пастушок популярный

Шоссе синяя

Косынка интересное

Писатель летнее

путешествие высокая

башня смешной

(Каждый из учащихся поочередно записывает по одному словосочетанию на доске, остальные в это время работают в тетрадях.)

Проверка.

- Прочитайте прилагательные среднего (женского мужского рода) рода. Что вам помогло определить род прилагательных?

- Составьте предложение с любым из словосочетаний.

  1. Самостоятельная работа по перфокартам.

Задание. Прочитайте пословицы и поговорки. Допишите пропущенные окончания прилагательных. Устно от выделенного существительного поставьте вопрос к прилагательному. Определите род прилагательного.

  1. Добр… слава дороже богатства. На хорош… цветочек и пчелка летит. Всяк… дело человеком славится. Земля черн…, а хлеб родит бел.. .

  2. В зимн… холод каждый молод. Ранн.. пташка носок прочищает, а поздняя – глаза продирает. Лучше горьк… правда, чем слалк.. ложь. Ласков.. слово лучше мягкого пирога.

  3. На чуж… роток не накинешь платок. Маленьк.. лень до большой дорастет. Сереньк.. утро – красненьк.. денек. Человек живет век, а добр.. дело – два.

  4. Сонлив.. кошка мышей не ловит. Добр.. слово всякому приятно. Трудолюбив.. человек за что не возьмется - все заблестит. Лучше маленьк.. дело, чем больш.. безделье.

Проверка.

- Прочитайте прилагательные женского (мужского среднего) рода. Назовите окончания.

- Объясните, как вы понимаете пословицу (поговорку?) Каждый учащийся объясняет смысл одной из написанных на его карточке поговорок.

  1. Подведение итогов занятия. Как прилагательные согласуются с существительными? В чем именно согласуются прилагательные с существительными? Что помогает нам узнать в прилагательных окончания? Назовите вопросы. (Какая? Какой? Какое?).





Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru