В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Стихотворения в прозе" (по творчеству И.С.ТУргенева)

Алёна Чернакова Алёна Чернакова
Тип материала: Урок
просмотров: 3775
Краткое описание
Формирование понятие условного термина (стихотворения в прозе), введенного в поэтику И.С.Тургеневым

Описание
Стихотворения в прозе (по творчеству И.С. Тургенева) Автор: Чернакова Алёна Сергеевна
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 4» Кемеровской обл., г.Мыски
Предмет: Литература
Класс: 7
Название темы: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе
Роль и место данной темы в курсе: Урок внеклассного чтения после темы «И.С.Тургенев. Бежин луг» Продолжительность урока: 45 мин. Цель и задачи урока: образовательные: Сформировать понятие условного термина, введенного в поэтику И.С.Тургеневым; развивающие: Способствовать формированию информационной, коммуникативной и культуроведческой компетенций через элементы проблемного обучения; воспитательные: Формировать ценностное отношение к литературному наследию; учебно-методическое обеспечение: Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова; Оборудование урока: Мультимедийный проектор; Средства обучения: Схемы, карточки с заданиями.
План урока
Этапы урока
Временная реализация

I Повторение ранее сформированных понятий
5 мин
II Создание проблемной ситуации. Формулировка задачи урока по новому понятию
3 мин
III Поиск решения задачи, обсуждение найденной информации и предложенных схем
10 мин
IV Групповая практическая работа по реализации найденного решения
Индивидуальная творческая работа
15 мин
3 мин
V Домашнее задание. Оценка результатов деятельности на уроке
4 мин


Ход урока <place w:st=«on»>I. На доску проектируются два текста:
  • Из сотен разных языков
Я выбираю русский.
Красив он, звучен и здоров,
Приветливый, не тусклый.

Как золотое полотно,
Сияет, отливаясь,
Живет язык уже давно,
Писателями славясь …
О.Барсукова, гуманитарно-экологическая школа-интернат им.
А.С.Пушкина, г.Шимкент

  • Русский язык богат, образен, точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К.Г.Паустовский
Учитель предлагает сопоставить тексты, выявить общее и различие. Обучающиеся определяют общую тему – русский язык, общую главную мысль – его богатство. Вывод: Различаются тексты своей формой. Работаем по вариантам (одни – с поэтическим текстом, другие – с высказыванием в прозе) и составляем сравнительную таблицу.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ


ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ
рифма -
метр, ритм -
параллельные ряды -
строфы сплошной текст
многозначность слов однозначность
краткость мысли развернутость
нельзя пересказать можно пересказать

ЗАДАЧА


ПЕРЕДАТЬ ЧУВСТВА ПЕРЕСКАЗАТЬ СЮЖЕТ

Вывод:  Первый отрывок – из стихотворения, второй – из прозы.

II. Продолжаем знакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Вспомним, какие произведения можно найти в его творческой мастерской. Ребята вспоминают рассказы из сборника «Записки охотника», называют романы. Чтобы убедиться в многогранности таланта этого русского писателя, давайте прочитаем миниатюру, помещенную в нашей хрестоматии. Она тоже посвящена русскому языку. Прочитаем все вместе, хором, прислушиваясь друг к другу и не торопясь. Итак, И.С.Тургенев «Русский язык». Текст читается наизусть всем классом или группой учащихся, получивших индивидуальное задание. Молодцы! Замечательное, очень проникновенное исполнение! А кто может с уверенностью сказать, что это не что иное, как  стихи? Обучающиеся перечисляют признаки поэтического текста.
А у кого другая точка зрения? Тогда докажите, что это проза?
Учащиеся перечисляют признаки прозаического текста.
Выходит, каждый из вас в чем-то прав, а И.С.Тургенев создал для русской литературы какой-то новый жанр  произведений. Как сам писатель его называет? Сформулируем задачу сегодняшнего урока. Ребята предлагают формулировку темы урока и записывают на доске и в тетрадях. Что такое стихотворение в прозе? Каковы особенности этого жанра? III. Итак, вопросы мы определили. С чего начать поиски ответов? Согласна, сведения об авторе, история создания произведения о многом могут нам рассказать.
  • Сообщение о последнем этапе творчества И.С.Тургенева: создание 83 миниатюр под названием “Senilia” («Старческое») – «целая поэма о пройденном жизненном пути». Сам автор назвал их «Стихотворения в прозе».
В учебнике-хрестоматии определения термину «стихотворение в прозе» нет. Но у нас есть замечательные источники информации, которые, как «Скорая помощь», быстро приходят на выручку. Поработаем со словарями.
  • Информация из «Школьного поэтического словаря» А.П.Квятковского.
  • Информация из «Толкового словаря» В.Даля.
Ребята, обратите внимание на экран. Это работы двух учеников, которым было предложено индивидуальное задание: составить схему к литературоведческому понятию «стихотворение в прозе». Слово авторам этих схем. ВЫВОД: «Стихотворение в прозе» — это произведение лирическое  по содержанию  и прозаическое по форме.
IV. Сейчас предлагаю в практической работе подтвердить правильность нашего вывода. Обратите внимание на следующие вопросы: Какая мысль заключена в миниатюре?
Какое чувство стремится передать автор?
Что поразило автора в описанном им эпизоде?
Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?
Для групповой работы предлагаются помещенные в хрестоматии «Два богача», «Близнецы», а также миниатюры по своему выбору. Работа в группах по 4 человека по карточкам с заданием анализа текста стихотворения в прозе. Пришло время обменяться итогами своей работы. Помните, что выступающие от группы должны прямо ответить на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока. Думаю, лучше действовать по следующему плану (Приложение 1). Выступления от группы После завершения работы над анализом «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева предлагается послушать ученика, заранее получившего индивидуальное задание «Проба пера»: сочинить собственное стихотворение в прозе. Удалось ли ребятам написать сочинение в жанре стихотворения в прозе? V. Заканчивая урок, я прочитаю вам предисловие И.С.Тургенева к первому изданию его «Стихотворений в прозе». Оно обращено не только к современникам, но и к нам тоже. «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Домашнее задание (на выбор)
  1. Отзыв в форме письма на самостоятельно прочитанное стихотворение в прозе И.С.Тургенева
  2. Сочинение собственного стихотворения в прозе.
Комментарий оценок: — за чтение наизусть — за информационную компетентность — за работу в группе — за индивидуальную работу.
Приложение 1

Карточки для работы в группе


№ 1 И.С.Тургенев
Близнецы

1. Прочитайте выразительно наизусть

2. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза

3. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение

4. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ


№ 2 И.С.Тургенев
Два богача
1. Прочитайте выразительно наизусть

2. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза

3. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение

4. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

Список литературы 1.Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. Новый комплект уроков [Текст] /И.В.Золотарева. – 2-е изд… – М.: Вако, 2004. 2. Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь [Текст] /А.П.Квятковский. – М.: Дрофа, 2000. 3. Коровина, В.Я. Литература, 7 класс [Текст]: учебник-хрестоматия /В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2008. 4. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т.8. Повести и рассказы. 1870-1883. Стихотворения в прозе. [Текст] /И.С.Тургенев. – М.: Худож. лит., 1978. твое время истекло.
Пожаловаться 30 сентября 2013
Файлы
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе..doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Стихотворения в прозе (по творчеству И.С. Тургенева)


Автор: Чернакова Алёна Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 4» Кемеровской обл., г.Мыски

Предмет: Литература

Класс: 7

Название темы: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

Роль и место данной темы в курсе: Урок внеклассного чтения после темы «И.С.Тургенев. Бежин луг»

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель и задачи урока:

образовательные: Сформировать понятие условного термина, введенного в поэтику И.С.Тургеневым;

развивающие: Способствовать формированию информационной, коммуникативной и культуроведческой компетенций через элементы проблемного обучения;

воспитательные: Формировать ценностное отношение к литературному наследию;

учебно-методическое обеспечение: Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова;

Оборудование урока: Мультимедийный проектор;

Средства обучения: Схемы, карточки с заданиями.


План урока



Этапы урока

Временная реализация


I Повторение ранее сформированных понятий

5 мин

II Создание проблемной ситуации. Формулировка задачи урока по новому понятию

3 мин

III Поиск решения задачи, обсуждение найденной информации и предложенных схем

10 мин

IV Групповая практическая работа по реализации найденного решения

Индивидуальная творческая работа

15 мин

3 мин

V Домашнее задание. Оценка результатов деятельности на уроке

4 мин



Ход урока


I. На доску проектируются два текста:

  • Из сотен разных языков

Я выбираю русский.

Красив он, звучен и здоров,

Приветливый, не тусклый.


Как золотое полотно,

Сияет, отливаясь,

Живет язык уже давно,

Писателями славясь …

О.Барсукова, гуманитарно-экологическая школа-интернат им.

А.С.Пушкина, г.Шимкент


  • Русский язык богат, образен, точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К.Г.Паустовский


Учитель предлагает сопоставить тексты, выявить общее и различие.

Обучающиеся определяют общую тему – русский язык, общую главную мысль – его богатство. Вывод: Различаются тексты своей формой.

Работаем по вариантам (одни – с поэтическим текстом, другие – с высказыванием в прозе) и составляем сравнительную таблицу.


ПРОИЗВЕДЕНИЕ


ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ

рифма -

метр, ритм -

параллельные ряды -

строфы сплошной текст

многозначность слов однозначность

краткость мысли развернутость

нельзя пересказать можно пересказать


ЗАДАЧА


ПЕРЕДАТЬ ЧУВСТВА ПЕРЕСКАЗАТЬ СЮЖЕТ


Вывод: Первый отрывок – из стихотворения, второй – из прозы.


II. Продолжаем знакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Вспомним, какие произведения можно найти в его творческой мастерской.

Ребята вспоминают рассказы из сборника «Записки охотника», называют романы.

Чтобы убедиться в многогранности таланта этого русского писателя, давайте прочитаем миниатюру, помещенную в нашей хрестоматии. Она тоже посвящена русскому языку. Прочитаем все вместе, хором, прислушиваясь друг к другу и не торопясь. Итак, И.С.Тургенев «Русский язык».

Текст читается наизусть всем классом или группой учащихся, получивших индивидуальное задание.

Молодцы! Замечательное, очень проникновенное исполнение! А кто может с уверенностью сказать, что это не что иное, как стихи?

Обучающиеся перечисляют признаки поэтического текста.

А у кого другая точка зрения? Тогда докажите, что это проза?

Учащиеся перечисляют признаки прозаического текста.

Выходит, каждый из вас в чем-то прав, а И.С.Тургенев создал для русской литературы какой-то новый жанр произведений. Как сам писатель его называет? Сформулируем задачу сегодняшнего урока.

Ребята предлагают формулировку темы урока и записывают на доске и в тетрадях.

Что такое стихотворение в прозе? Каковы особенности этого жанра?


III. Итак, вопросы мы определили. С чего начать поиски ответов? Согласна, сведения об авторе, история создания произведения о многом могут нам рассказать.

  • Сообщение о последнем этапе творчества И.С.Тургенева: создание 83 миниатюр под названием “Senilia” («Старческое») – «целая поэма о пройденном жизненном пути». Сам автор назвал их «Стихотворения в прозе».

В учебнике-хрестоматии определения термину «стихотворение в прозе» нет. Но у нас есть замечательные источники информации, которые, как «Скорая помощь», быстро приходят на выручку. Поработаем со словарями.

  • Информация из «Школьного поэтического словаря» А.П.Квятковского.

  • Информация из «Толкового словаря» В.Даля.

Ребята, обратите внимание на экран. Это работы двух учеников, которым было предложено индивидуальное задание: составить схему к литературоведческому понятию «стихотворение в прозе». Слово авторам этих схем.

ВЫВОД: «Стихотворение в прозе» - это произведение лирическое по содержанию и прозаическое по форме.

IV. Сейчас предлагаю в практической работе подтвердить правильность нашего вывода. Обратите внимание на следующие вопросы:

Какая мысль заключена в миниатюре?

Какое чувство стремится передать автор?

Что поразило автора в описанном им эпизоде?

Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

Для групповой работы предлагаются помещенные в хрестоматии «Два богача», «Близнецы», а также миниатюры по своему выбору.

Работа в группах по 4 человека по карточкам с заданием анализа текста стихотворения в прозе.

Пришло время обменяться итогами своей работы. Помните, что выступающие от группы должны прямо ответить на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока.

Думаю, лучше действовать по следующему плану (Приложение 1).

Выступления от группы

После завершения работы над анализом «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева предлагается послушать ученика, заранее получившего индивидуальное задание «Проба пера»: сочинить собственное стихотворение в прозе.

Удалось ли ребятам написать сочинение в жанре стихотворения в прозе?


V. Заканчивая урок, я прочитаю вам предисловие И.С.Тургенева к первому изданию его «Стихотворений в прозе». Оно обращено не только к современникам, но и к нам тоже.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно станет

– и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Домашнее задание (на выбор)

  1. Отзыв в форме письма на самостоятельно прочитанное стихотворение в прозе И.С.Тургенева

  2. Сочинение собственного стихотворения в прозе.


Комментарий оценок:

- за чтение наизусть

- за информационную компетентность

- за работу в группе

- за индивидуальную работу.


















Приложение 1


Карточки для работы в группе




№ 1 И.С.Тургенев



Близнецы

  1. Прочитайте выразительно наизусть


  1. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза


  1. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение


  1. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ











№ 2 И.С.Тургенев




Два богача



  1. Прочитайте выразительно наизусть


  1. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза


  1. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение


  1. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ











Список литературы


1.Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. Новый комплект уроков [Текст] /И.В.Золотарева. – 2-е изд.. – М.:Вако, 2004.

2. Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь [Текст] /А.П.Квятковский. – М.: Дрофа, 2000.

3. Коровина, В.Я. Литература, 7 класс [Текст] : учебник-хрестоматия /В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2008.

4. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т.8. Повести и рассказы. 1870-1883. Стихотворения в прозе. [Текст] /И.С.Тургенев. – М.: Худож. лит., 1978.

твое время истекло.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru