В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

"Стихотворения в прозе" (по творчеству И.С.ТУргенева)

Алёна Чернакова Алёна Чернакова
Тип материала: Урок
просмотров: 3562
Краткое описание
Формирование понятие условного термина (стихотворения в прозе), введенного в поэтику И.С.Тургеневым

Описание
Стихотворения в прозе (по творчеству И.С. Тургенева) Автор: Чернакова Алёна Сергеевна
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 4» Кемеровской обл., г.Мыски
Предмет: Литература
Класс: 7
Название темы: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе
Роль и место данной темы в курсе: Урок внеклассного чтения после темы «И.С.Тургенев. Бежин луг» Продолжительность урока: 45 мин. Цель и задачи урока: образовательные: Сформировать понятие условного термина, введенного в поэтику И.С.Тургеневым; развивающие: Способствовать формированию информационной, коммуникативной и культуроведческой компетенций через элементы проблемного обучения; воспитательные: Формировать ценностное отношение к литературному наследию; учебно-методическое обеспечение: Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова; Оборудование урока: Мультимедийный проектор; Средства обучения: Схемы, карточки с заданиями.
План урока
Этапы урока
Временная реализация

I Повторение ранее сформированных понятий
5 мин
II Создание проблемной ситуации. Формулировка задачи урока по новому понятию
3 мин
III Поиск решения задачи, обсуждение найденной информации и предложенных схем
10 мин
IV Групповая практическая работа по реализации найденного решения
Индивидуальная творческая работа
15 мин
3 мин
V Домашнее задание. Оценка результатов деятельности на уроке
4 мин


Ход урока <place w:st=«on»>I. На доску проектируются два текста:
  • Из сотен разных языков
Я выбираю русский.
Красив он, звучен и здоров,
Приветливый, не тусклый.

Как золотое полотно,
Сияет, отливаясь,
Живет язык уже давно,
Писателями славясь …
О.Барсукова, гуманитарно-экологическая школа-интернат им.
А.С.Пушкина, г.Шимкент

  • Русский язык богат, образен, точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К.Г.Паустовский
Учитель предлагает сопоставить тексты, выявить общее и различие. Обучающиеся определяют общую тему – русский язык, общую главную мысль – его богатство. Вывод: Различаются тексты своей формой. Работаем по вариантам (одни – с поэтическим текстом, другие – с высказыванием в прозе) и составляем сравнительную таблицу.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ


ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ
рифма -
метр, ритм -
параллельные ряды -
строфы сплошной текст
многозначность слов однозначность
краткость мысли развернутость
нельзя пересказать можно пересказать

ЗАДАЧА


ПЕРЕДАТЬ ЧУВСТВА ПЕРЕСКАЗАТЬ СЮЖЕТ

Вывод:  Первый отрывок – из стихотворения, второй – из прозы.

II. Продолжаем знакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Вспомним, какие произведения можно найти в его творческой мастерской. Ребята вспоминают рассказы из сборника «Записки охотника», называют романы. Чтобы убедиться в многогранности таланта этого русского писателя, давайте прочитаем миниатюру, помещенную в нашей хрестоматии. Она тоже посвящена русскому языку. Прочитаем все вместе, хором, прислушиваясь друг к другу и не торопясь. Итак, И.С.Тургенев «Русский язык». Текст читается наизусть всем классом или группой учащихся, получивших индивидуальное задание. Молодцы! Замечательное, очень проникновенное исполнение! А кто может с уверенностью сказать, что это не что иное, как  стихи? Обучающиеся перечисляют признаки поэтического текста.
А у кого другая точка зрения? Тогда докажите, что это проза?
Учащиеся перечисляют признаки прозаического текста.
Выходит, каждый из вас в чем-то прав, а И.С.Тургенев создал для русской литературы какой-то новый жанр  произведений. Как сам писатель его называет? Сформулируем задачу сегодняшнего урока. Ребята предлагают формулировку темы урока и записывают на доске и в тетрадях. Что такое стихотворение в прозе? Каковы особенности этого жанра? III. Итак, вопросы мы определили. С чего начать поиски ответов? Согласна, сведения об авторе, история создания произведения о многом могут нам рассказать.
  • Сообщение о последнем этапе творчества И.С.Тургенева: создание 83 миниатюр под названием “Senilia” («Старческое») – «целая поэма о пройденном жизненном пути». Сам автор назвал их «Стихотворения в прозе».
В учебнике-хрестоматии определения термину «стихотворение в прозе» нет. Но у нас есть замечательные источники информации, которые, как «Скорая помощь», быстро приходят на выручку. Поработаем со словарями.
  • Информация из «Школьного поэтического словаря» А.П.Квятковского.
  • Информация из «Толкового словаря» В.Даля.
Ребята, обратите внимание на экран. Это работы двух учеников, которым было предложено индивидуальное задание: составить схему к литературоведческому понятию «стихотворение в прозе». Слово авторам этих схем. ВЫВОД: «Стихотворение в прозе» — это произведение лирическое  по содержанию  и прозаическое по форме.
IV. Сейчас предлагаю в практической работе подтвердить правильность нашего вывода. Обратите внимание на следующие вопросы: Какая мысль заключена в миниатюре?
Какое чувство стремится передать автор?
Что поразило автора в описанном им эпизоде?
Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?
Для групповой работы предлагаются помещенные в хрестоматии «Два богача», «Близнецы», а также миниатюры по своему выбору. Работа в группах по 4 человека по карточкам с заданием анализа текста стихотворения в прозе. Пришло время обменяться итогами своей работы. Помните, что выступающие от группы должны прямо ответить на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока. Думаю, лучше действовать по следующему плану (Приложение 1). Выступления от группы После завершения работы над анализом «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева предлагается послушать ученика, заранее получившего индивидуальное задание «Проба пера»: сочинить собственное стихотворение в прозе. Удалось ли ребятам написать сочинение в жанре стихотворения в прозе? V. Заканчивая урок, я прочитаю вам предисловие И.С.Тургенева к первому изданию его «Стихотворений в прозе». Оно обращено не только к современникам, но и к нам тоже. «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». Домашнее задание (на выбор)
  1. Отзыв в форме письма на самостоятельно прочитанное стихотворение в прозе И.С.Тургенева
  2. Сочинение собственного стихотворения в прозе.
Комментарий оценок: — за чтение наизусть — за информационную компетентность — за работу в группе — за индивидуальную работу.
Приложение 1

Карточки для работы в группе


№ 1 И.С.Тургенев
Близнецы

1. Прочитайте выразительно наизусть

2. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза

3. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение

4. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ


№ 2 И.С.Тургенев
Два богача
1. Прочитайте выразительно наизусть

2. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза

3. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение

4. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ

Список литературы 1.Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. Новый комплект уроков [Текст] /И.В.Золотарева. – 2-е изд… – М.: Вако, 2004. 2. Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь [Текст] /А.П.Квятковский. – М.: Дрофа, 2000. 3. Коровина, В.Я. Литература, 7 класс [Текст]: учебник-хрестоматия /В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2008. 4. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т.8. Повести и рассказы. 1870-1883. Стихотворения в прозе. [Текст] /И.С.Тургенев. – М.: Худож. лит., 1978. твое время истекло.
Пожаловаться 30 сентября 2013
Файлы
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе..doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Стихотворения в прозе (по творчеству И.С. Тургенева)


Автор: Чернакова Алёна Сергеевна

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ № 4» Кемеровской обл., г.Мыски

Предмет: Литература

Класс: 7

Название темы: И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе

Роль и место данной темы в курсе: Урок внеклассного чтения после темы «И.С.Тургенев. Бежин луг»

Продолжительность урока: 45 мин.

Цель и задачи урока:

образовательные: Сформировать понятие условного термина, введенного в поэтику И.С.Тургеневым;

развивающие: Способствовать формированию информационной, коммуникативной и культуроведческой компетенций через элементы проблемного обучения;

воспитательные: Формировать ценностное отношение к литературному наследию;

учебно-методическое обеспечение: Программно-методические материалы. Литература, 5-11 классы. Составитель Т.А.Калганова;

Оборудование урока: Мультимедийный проектор;

Средства обучения: Схемы, карточки с заданиями.


План урока



Этапы урока

Временная реализация


I Повторение ранее сформированных понятий

5 мин

II Создание проблемной ситуации. Формулировка задачи урока по новому понятию

3 мин

III Поиск решения задачи, обсуждение найденной информации и предложенных схем

10 мин

IV Групповая практическая работа по реализации найденного решения

Индивидуальная творческая работа

15 мин

3 мин

V Домашнее задание. Оценка результатов деятельности на уроке

4 мин



Ход урока


I. На доску проектируются два текста:

  • Из сотен разных языков

Я выбираю русский.

Красив он, звучен и здоров,

Приветливый, не тусклый.


Как золотое полотно,

Сияет, отливаясь,

Живет язык уже давно,

Писателями славясь …

О.Барсукова, гуманитарно-экологическая школа-интернат им.

А.С.Пушкина, г.Шимкент


  • Русский язык богат, образен, точен. Нет такой самой сложной мысли и самого сложного человеческого состояния, которое нельзя было бы с полной ясностью передать на русском языке. К.Г.Паустовский


Учитель предлагает сопоставить тексты, выявить общее и различие.

Обучающиеся определяют общую тему – русский язык, общую главную мысль – его богатство. Вывод: Различаются тексты своей формой.

Работаем по вариантам (одни – с поэтическим текстом, другие – с высказыванием в прозе) и составляем сравнительную таблицу.


ПРОИЗВЕДЕНИЕ


ПОЭТИЧЕСКОЕ ПРОЗАИЧЕСКОЕ

рифма -

метр, ритм -

параллельные ряды -

строфы сплошной текст

многозначность слов однозначность

краткость мысли развернутость

нельзя пересказать можно пересказать


ЗАДАЧА


ПЕРЕДАТЬ ЧУВСТВА ПЕРЕСКАЗАТЬ СЮЖЕТ


Вывод: Первый отрывок – из стихотворения, второй – из прозы.


II. Продолжаем знакомиться с творчеством И.С.Тургенева. Вспомним, какие произведения можно найти в его творческой мастерской.

Ребята вспоминают рассказы из сборника «Записки охотника», называют романы.

Чтобы убедиться в многогранности таланта этого русского писателя, давайте прочитаем миниатюру, помещенную в нашей хрестоматии. Она тоже посвящена русскому языку. Прочитаем все вместе, хором, прислушиваясь друг к другу и не торопясь. Итак, И.С.Тургенев «Русский язык».

Текст читается наизусть всем классом или группой учащихся, получивших индивидуальное задание.

Молодцы! Замечательное, очень проникновенное исполнение! А кто может с уверенностью сказать, что это не что иное, как стихи?

Обучающиеся перечисляют признаки поэтического текста.

А у кого другая точка зрения? Тогда докажите, что это проза?

Учащиеся перечисляют признаки прозаического текста.

Выходит, каждый из вас в чем-то прав, а И.С.Тургенев создал для русской литературы какой-то новый жанр произведений. Как сам писатель его называет? Сформулируем задачу сегодняшнего урока.

Ребята предлагают формулировку темы урока и записывают на доске и в тетрадях.

Что такое стихотворение в прозе? Каковы особенности этого жанра?


III. Итак, вопросы мы определили. С чего начать поиски ответов? Согласна, сведения об авторе, история создания произведения о многом могут нам рассказать.

  • Сообщение о последнем этапе творчества И.С.Тургенева: создание 83 миниатюр под названием “Senilia” («Старческое») – «целая поэма о пройденном жизненном пути». Сам автор назвал их «Стихотворения в прозе».

В учебнике-хрестоматии определения термину «стихотворение в прозе» нет. Но у нас есть замечательные источники информации, которые, как «Скорая помощь», быстро приходят на выручку. Поработаем со словарями.

  • Информация из «Школьного поэтического словаря» А.П.Квятковского.

  • Информация из «Толкового словаря» В.Даля.

Ребята, обратите внимание на экран. Это работы двух учеников, которым было предложено индивидуальное задание: составить схему к литературоведческому понятию «стихотворение в прозе». Слово авторам этих схем.

ВЫВОД: «Стихотворение в прозе» - это произведение лирическое по содержанию и прозаическое по форме.

IV. Сейчас предлагаю в практической работе подтвердить правильность нашего вывода. Обратите внимание на следующие вопросы:

Какая мысль заключена в миниатюре?

Какое чувство стремится передать автор?

Что поразило автора в описанном им эпизоде?

Какие изобразительно-выразительные средства использовал автор?

Для групповой работы предлагаются помещенные в хрестоматии «Два богача», «Близнецы», а также миниатюры по своему выбору.

Работа в группах по 4 человека по карточкам с заданием анализа текста стихотворения в прозе.

Пришло время обменяться итогами своей работы. Помните, что выступающие от группы должны прямо ответить на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока.

Думаю, лучше действовать по следующему плану (Приложение 1).

Выступления от группы

После завершения работы над анализом «Стихотворений в прозе» И.С.Тургенева предлагается послушать ученика, заранее получившего индивидуальное задание «Проба пера»: сочинить собственное стихотворение в прозе.

Удалось ли ребятам написать сочинение в жанре стихотворения в прозе?


V. Заканчивая урок, я прочитаю вам предисловие И.С.Тургенева к первому изданию его «Стихотворений в прозе». Оно обращено не только к современникам, но и к нам тоже.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно скучно станет

– и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Домашнее задание (на выбор)

  1. Отзыв в форме письма на самостоятельно прочитанное стихотворение в прозе И.С.Тургенева

  2. Сочинение собственного стихотворения в прозе.


Комментарий оценок:

- за чтение наизусть

- за информационную компетентность

- за работу в группе

- за индивидуальную работу.


















Приложение 1


Карточки для работы в группе




№ 1 И.С.Тургенев



Близнецы

  1. Прочитайте выразительно наизусть


  1. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза


  1. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение


  1. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ











№ 2 И.С.Тургенев




Два богача



  1. Прочитайте выразительно наизусть


  1. Докажите, что по форме эта миниатюра - проза


  1. Докажите, что по содержанию эта миниатюра - стихотворение


  1. Дайте определение литературоведческого термина СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ











Список литературы


1.Золотарева, И.В. В помощь школьному учителю. Новый комплект уроков [Текст] /И.В.Золотарева. – 2-е изд.. – М.:Вако, 2004.

2. Квятковский, А.П. Школьный поэтический словарь [Текст] /А.П.Квятковский. – М.: Дрофа, 2000.

3. Коровина, В.Я. Литература, 7 класс [Текст] : учебник-хрестоматия /В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2008.

4. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 12-ти тт. Т.8. Повести и рассказы. 1870-1883. Стихотворения в прозе. [Текст] /И.С.Тургенев. – М.: Худож. лит., 1978.

твое время истекло.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru