В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок развития речи.

Вера Дик Вера Дик
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 1040
Краткое описание
Учить узнавать, называть и  подбирать синонимы в речи.

Описание
Урок развития речи.

Тема:Слова, близкие по смыслу (синонимы).

Тип урока: Урок закрепления.

Класс:3 а.

Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.

Обучение ведется по учебнику:Русский язык, 3 класс для слабослышащих.

Программа:«Программы (коррекционных) образовательных учреждений IIвида». Москва, «Просвещение, 2006».

Продолжительность урока– 40 минут.

Использование информационных технологий:компьютер.

Цель урока:учить называть, подбирать синонимы.

Задачи:

1) Отрабатывать умение использовать синонимы в речи.

2) Развивать наблюдательность, внимание.

3) Активизировать мыслительную деятельность.

4) Развивать творческие способности.

5) Воспитывать интерес к уроку.

6) Воспитывать бережное отношение к животным и птицам на материале урока.

Оборудование:компьютер, мультимедийная презентация к уроку, таблички со словами, тексты рассказа «Дятел», плакаты с пословицей и загадкой.

Пожаловаться 29 сентября 2013
Файлы
Урок развития речи (синонимы).doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Дик Вера Николаевна,

учитель начальных классов

КОУ Омской области

«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-

интернат № 15 II вида»

Урок развития речи.

Тема: Слова, близкие по смыслу (синонимы).

Тип урока: Урок закрепления.

Класс: 3 а.

Особенности класса: учащиеся имеют нарушение слуховой функции.

Обучение ведется по учебнику: Русский язык, 3 класс для слабослышащих.

Программа: «Программы (коррекционных) образовательных учреждений II вида». Москва, «Просвещение, 2006».

Продолжительность урока – 40 минут.

Использование информационных технологий: компьютер.

Цель урока: учить называть, подбирать синонимы.

Задачи:

  1. Отрабатывать умение использовать синонимы в речи.

  2. Развивать наблюдательность, внимание.

  3. Активизировать мыслительную деятельность.

  4. Развивать творческие способности.

  5. Воспитывать интерес к уроку.

  6. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам на материале урока.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, таблички со словами, тексты рассказа «Дятел», плакаты с пословицей и загадкой.


Ход урока

  1. Организационный момент. Проверка работы аппаратов.

Беседа о погоде.

Учитель (У). Какое время года?

Дети (Д). Время года весна (сейчас весна).

У. Какие признаки весны можно наблюдать на улице?

Д. Солнце светит и греет.

Д. На крышах висят сосульки.

Д. Снег потемнел, стал грязный.

У. Назовите весенние месяцы.

Д. Март, апрель, май – это весенние месяцы.

У. Какой идет месяц?

Д. Идет месяц март.

У. Прочитайте пословицу. Как ее понимаете?

Март зиму кончает, весну начитает.

Д. Март – весенний месяц, но еще бывает холодно.

Д. Зима как будто продолжается, но постепенно наступает весна.

II. Работа над новым материалом.

1. У. Угадайте, что это?

Д. Читают загадку на плакате.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без парусов плывут.

Д. Это облака.

У. Почему облака?

Д. Они летят, бегут и плывут по небу. Слайд № 1.

У. Летят, бегут, плывут. Какие это слова?

Д. Эти слова, близкие по смыслу.

У. Как называют слова?

Д. Это синонимы.

У. Какой частью речи являются эти слова?

Д. Это глаголы. Отвечают на вопрос то делают?

2. У. Сегодня на уроке будем учиться находить синонимы., составлять с ними предложения.

Послушайте еще загадку.

Доброе, хорошее, на всех людей глядит,

А людям глядеть не велит.

Что это?

Д. Это солнце.

У. Почему солнце не дает на себя глядеть?

Д. Солнце яркое, ослепительное.

У. Еще можно назвать лучезарное (слайд № 2). Какой частью речи являются эти слова?

Д. Это имена прилагательные. Они отвечают на вопрос какое?

У. Будем играть «Назови синонимы».

Слайд № 3

Д. Автомобиль, машина – синонимы, они заменяют друг, друга.

Слайд № 4.

Д. Моряки. Матросы.

Слайд № 5.

Д. Врач. Доктор.

Слайд № 6.

Д. Собака. Пес.

У. Составьте предложения со словами собака, пес.

Д. Собака сидит в конуре.

Д. Во дворе живет злой пес.

Слайд № 7.

Д. Лошадь. Конь.

У. Составьте предложения со словами лошадь, конь.

Д. Лошадь быстро бежит по траве.

Д. Я еду на коне.

Слайд № 8.

У. Серый разбойник.

Д. Волк.

Слайд № 9.

У. Лежебока, косолапый.

Д. Медведь.

Слайд № 10.

Д. Заяц, косой.

Слайд № 11

У. Сохатый, рогатый, лесной красавец.

Д. Лось.

Слайд № 12.

У. Плутовка, разбойница, рыжая красавица, кума, кумушка.

Д. Это лиса.

У. Что называли? Как узнавали животных?

Д. По синонимам.

У. Где встречаются эти слова?

Д. В сказках, в рассказах о животных.

Физминутка.

У. Прочитайте предложения на доске. Дополни предложения синонимами (на табличках)

Ранней зимой залегает в берлоге ….

Всю зиму спит ….

Д. Берут табличку медведь, лежебока.

У. Почему медведь лежебока?

Д. Медведь долго спит, с боку на бок переворачивается. Лежит на боку.

Д. Читают предложения.

лечится ядовитыми грибами.

Для … это лекарство.

Д. Берут таблички со словами лось, сохатый.

У. В предложении написано для кого?

Д. Для сохатого.

У. Какими грибами лечится лось?

Д. Лось лечится мухоморами.

У. Почитайте следующие предложения.

Д. Читают.

бегает по лесу и ловит мышей.

хитрая да ловкая.

Хорошо ….. принаряжена.

Д. Таблички со словами лиса, рыжая плутовка, кума.

У. Как кума приняряжена?

Д. У лисы пушистый хвост; шуба рыжая, яркая; ушки на макушке.

У. Прочитайте.

грызет у деревьев кору.

длинные уши и короткий хвост.

У. Дополнить предложения словами заяц, косой.

У. Когда грызет кору заяц?

Д. Зимой заяц грызет кору.

Д. Зайцам зимой нет еды.

У. Прочитайте рассказ про зайца на доске.

Д. Читают текст.

Нет более трусливого животного чем заяц. Даже при слабом шуме, он пугается и бежит. Только поздним вечером или ночью трусливый зверек выходит из своего убежища. Днем он прячется в укромном уголке. Много врагов у трусливого зайчика. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб и охотники.

У. О ком читали рассказ?

Д. Читали про зайца?

У. Какой заяц?

Д. Трусливый.

У. Назовите синонимы к слову трусливый.

Д. Пугливый.

Д. Боязливый.

Д. Робкий.

У. Замените в рассказе синонимами слово трусливый.

Д. Прикрепляют таблички со словами боязливый, робкий.

У. Угадайте, кто еще к нам пожаловал.

Я по дереву стучу

Червяков добыть хочу:

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

У. Кто это?

Д. Это дятел?

Слайд № 13.

У. Прочитайте рассказ «Дятел» (карточка у каждого). Приложение № 2.

Подчеркните синонимы.

Д. Подчеркивают синонимы в рассказе.

У. Что делает дятел?

Д. Колотит, долбит, стучит.

У. Можно еще сказать барабанит.

У. Какая это часть речи?

Д. Это глагол.

У. Послушайте, как барабанит дятел.

У. Какой клюв?

Д. Крепкий, прочный.

У. Назовите еще синонимы.

Д. Точат, портят.

Д. Вредители, жуки.

Д. Дятел, лесной доктор.

У. Почему лесной доктор?

Д. Доктор, потому что лечит, обстукивает, ослушивает деревья.

У. Что вы называли?

Д. Мы называли слова синонимы.

У. Зачем нужны синонимы?

Д. С помощью синонимов можно говорить по-разному об одном предмете.

Д. Чтобы не повторять одни и те же слова в рассказе.

У. Какой частью речи могут быть синонимы?

Д. Синонимами могут быть имена существительные, имена прилагательные, глаголы и другие части речи.

Итог урока.

У. Чему учились на уроке?

Д. Учились узнавать и называть синонимы.

Д. Дополняли предложения синонимами.

У. Что понравилось на уроке?

Д. Понравилось находить синонимы.

У. Домашнее задание (карточка). Приложение № 3.

Записать рассказ, используя синонимы.

У. Кто сегодня хорошо думал, отвечал, говорил?

Д. Хорошо отвечал ….

У. Кто был внимательный?

Д. Внимательный …

У. Кто старался на уроке?

Д. Старались …

У. Молодцы! Вы старались на уроке хорошо работать!

У. Урок окончен. Спасибо за работу.










Приложение № 1.

Физминутка.


На горе мы видим дом.

Много зелени кругом.

Вот деревья, вот кусты,

Вот душистые цветы.

Окружает все забор.

За забором чистый двор.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем.

В дверь стучимся тук-тук-тук.

Кто-то к нам идет на стук.

В гости к другу мы пришли

И подарок принесли.

У. Как можно назвать по-другому подарок?

Д. Подарок, гостинец.





























Приложение № 2.


Дятел


Уселся дятел прямо на ствол, зацепился за него острыми коготками, опёрся на жёсткий хвост и давай колотить по стволу дерева своим крепким клювом. Стучит, старается, ищет в древесине личинку или жука, которые деревья точат, лес портят. Раздолбит дятел дерево, достанет вредителя и съест. Не зря дятла лесным доктором называют, ведь он больные деревья лечит, обстукивает, ослушивает, а потом вредителей из-под коры достаёт.


Г. Скребицкий


































Список используемой литература


  1. Виноградова О.Н., Дидактический материал по развитию речи в начальных классах. Киев, 1990г.

  2. Нестандартные и интегрированные уроки в начальной школе. Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, ВАКО,2004г.

  3. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку: 2-4 классы. М.: ВАКО. 2009.

  4. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.

  5. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002г.

  6. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления. М., 2001.


Урок синонимы.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru