В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок литературного чтения в 1 классе "В. Бианки. Лис и Мышонок"

Урок литературного чтения в 1 классе "В. Бианки. Лис и Мышонок"

Маргарита Дмитриева
Тип материала: Урок
просмотров: 13134 комментариев: 6
Краткое описание
Помощь в организации и проведение урока литературного чтения в 1 классе по программе "Начальная школа 21 века".
Описание
Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №2» г. Осташкова Тверской области Урок Литературное чтение 1 класс Тема:В. Бианки. Лис и Мышонок Программа: Начальная школа 21 века Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс Продолжительность урока 35 мин. Урок с ИКТ (презентация) Автор: М.Е.Дмитриева, учитель начальных классов высшей категории МБОУ «Гимназия №2» г. Осташкова Тверской области

22.03.2013
Тема:В. Бианки. Лис и Мышонок
Задачи:
Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.

Закрепить знания: значение термина «сказка», на какие группы делятся сказки.
Продолжать учиться читать по ролям.

Сравнить сказки В. Сутеева и В. Бианки.

Развивать мышление и речь.

Воспитывать бережное отношение к лесам.

Методическое оснащение урока:презентация с этапами урока, раздаточный материал: набор карточек для работы в парах, набор стикеров для экспресс – диагностики; картинка с изображением берега реки для фона к экспресс – диагностике; шапочки Лиса и Мышонка для чтения по ролям; конфеты для всех ребят; учебник и рабочая тетрадь «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина, издательство «Вентана – Граф», 2011г., для тренинга: Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Практическое пособие для обучения детей чтению», любое издание.
Ход урока
1. Оргмомент СЛАЙД 1 МУЗ. ЗАСТАВКА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
— Встали ровно, подтянулись,
Все друг другу улыбнулись,
Друг на друга посмотрели,
И на место тихо сели.
— Сегодня 21 марта – всемирный день леса. Этот день посвящён значению лесов и лесного хозяйства в жизни общества. Мы учимся беречь лес и заботиться о нём.
Сегодня на уроке мы отправляемся на прогулку в сказочный лес. Как надо вести себя в лесу? (Тихо, осторожно, наблюдать за красотой вокруг).
2. Дыхательная гимнастика СЛАЙД 2

Упр. «Шум листвы», «Порхание бабочки».

3. Речевая зарядка СЛАЙД 3
Посмотрите — болотце. Угадайте, кто сидит рядом с ним?

— Живёт в норке, грызёт корки,
Коротенькие ножки, боится кошки. (Мышь)

— Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)

— Поздоровайтесь с лесными жителями. Мышка и лягушка предлагают прочитать скороговорку.
У мышки — мышонок,
У лягушки – лягушонок.
— Какой звук часто встречается? (Ш)
Читаем 3 раза: тихо, погромче, громко.

— Попрощались с мышкой и лягушкой. Идём на берег озера. Присели на бережок. Тихо открыли тренинг. Читаем до команды «стоп».

4. Проверка домашнего задания:
повторение сказок Владимира Сутеева СЛАЙД 4
— Продолжаем нашу прогулку по сказочному лесу. Зайдём в лесную школу. Кем работает медведь в лесной школе? (Учителем). Поздоровайтесь с медведем.

Сутеев
?
— Помогите ученикам лесной школы дополнить модель обложки. Они забыли, какую сказку читали вчера. (Кораблик). О ком сказка? (О животных).
— Что такое сказка?
— На какие группы делятся сказки?
-Молодцы, ребята. Попрощайтесь с Медведем. Мы продолжаем прогулку.
5. Изучение нового материала. Тема и задачи урока.
— Посмотрите, на тропинке слова. Догадайтесь, как их прочитать? (Справа – налево: ЛИС, МЫШОНОК). СЛАЙД 5
— Они идут к нам на урок. Как вы думаете, зачем? (Мы будем о них читать).
— Прочитайте, какая тема сегодняшнего урока. Задачи урока. СЛАЙД 6
РЕБЯТА ЧИТАЮТ С ДОСКИ:
Тема:В. Бианки. Лис и Мышонок
Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.

Вспомнить, что такое сказка.

Не забыть, на какие группы делятся сказки.

Продолжать учиться читать по ролям.

Учиться любить лес и сохранять его богатства.

СЛАЙД 7
— Рассмотрите выставку книг Виталия Бианки. О чём и о ком он писал?
(О природе, о животных).
6. Речевая разминка СЛАЙД 8
— Мы сделаем привал (отдохнём) на красивой полянке и почитаем. (Дети читают трудные слова из сказки).
7. Работа с учебником
— Открываем с. 10 в учебнике. Найдите произведение, которое будем читать.
1. Чтение учителем, дети следят по тексту.
— Пока я буду читать, определите, кто главные герои произведения.
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:
— Понравилось произведение? Что больше всего понравилось?
— Кто главные герои произведения?
— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что такое отно'рочек? (Запасной выход из норки).
МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ СЛАЙД 9
— Назовите фамилию автора произведения. Где разместим её на обложке? (Бианки. Разместим вверху обложки.)
— Определите жанр произведения. Какой фигурой обозначим жанр? Что такое сказка? (Сказка. Обозначим кружком. Сказка – это жанр литературного творчества).
— О ком сказка? Каким цветом обозначим тему сказки? (Сказка о животных. Обозначим коричневым цветом).
— Как называется сказка? Где разместим название? (Сказка называется «Лис и Мышонок». Разместим название сказки внизу обложки).
2. Чтение «цепочкой».
ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
— Что прочитали? (Сказку).
— Что такое сказка? (Жанр литературного творчества)
— К какой группе относится эта сказка? (Авторская).
— Как по- другому называется авторская сказка? (Литературная).
— Почему Лис и Мышонок написаны с большой буквы? (Такое бывает только в сказках. Это имена героев этой сказки).
— Каким вы представляете Лиса? Мышонка?
8. Работа в парах СЛАЙД 10
— Лис и мышонок приготовили вам задание. Вы работаете в парах. Возьмите набор карточек. Разложите карточки на две группы, чтобы ответить на вопрос «какой»?
9. Подготовка к выразительному чтению — ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
СЛАЙД 11
— Покажите эмоции. Покажите пантомиму: как ведёт себя Лис, Мышонок.
10. Работа в парах: чтение по ролям.
— Будем учиться читать по ролям выразительно. Вспомните подходящие к роли эмоции. Выберите силу голоса, интонацию.
— Первый вариант читает за Мышонка, второй вариант читает за Лиса. (Самостоятельное чтение).
Одна пара после подготовки выходит читать к доске. (Надевают шапочки).
Обсуждаем, получилось ли выразительное чтение?
11. Домашнее задание
Дома вы почитаете сказку ещё раз, но за другого героя.
12. Работа в тетрадях
— Открываем тетради с. 7 №3. Читайте и выполняйте задание самостоятельно.
Проверка задания.
— Почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Ф. и.о. пишутся с большой буквы).
13. Обобщение по теме СЛАЙД 12
Сравните моделей обложек сказки Сутеева «Кораблик» и Бианки «Лис и мышонок».
Вывод: это литературные (авторские) сказки. В. Бианки и В. Сутеев писали сказки о животных.
14. Итог урока СЛАЙД 13
— Мы отправляемся домой по ромашковому полю. Нарвём цветочков? Нет. Полевые цветы быстро завянут. Пусть радуют всех своей красотой. А мы подведём итог урока.
— Все ли задачи урока выполнены? (Дети перечитывают и отмечают выполнены ли задачи урока).
СЛАЙД 14

15. Экспресс – диагностика
— Чтобы бережно расходовать лесные богатства, люди сажают в лесах новые деревья. Мы сейчас посадим лес своего настроения.
Дерево зелёное – настроение замечательное, на уроке всё получилось, вы собою довольны.
Дерево жёлтое – настроение хорошее, но получалось на уроке не всё.
Дерево красное – настроение плохое, ничего не получалось.

— Жители сказочного леса и я благодарим вас за урок. Они прислали вам лесное угощение! (Раздать конфеты с орешками).
Дополнительные сведения
Интеграция с уроками — искусство, окружающий мир.
Техническое оснащение урока – интерактивная доска «Смарт».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Карточки для работы в парах.docx Скачать


Карточки для работы в парах

Примечание: копируем и разрезаем на 6 полосок для одной пары обучающихся.





маленький

умный

рыжий

серенький

хитрый

злой



маленький

умный

рыжий

серенький

хитрый

злой



маленький

умный

рыжий

серенький

хитрый

злой



Методические рекомендации к презентации.docx Скачать


Методические рекомендации по использованию презентации к уроку

Литературное чтение. 1 класс. В. Бианки. Лис и Мышонок

Количество слайдов - 16

Среда (редактор), в которой выполнена презентация- Microsoft PowerPoint

Цель использования презентации и задачи, решение которых реализуется с помощью презентации:

- активизация и удержание внимания обучающихся,

- поэтапность урока,

- погружение в мир сказки,

- развитие фантазии и воображения обучающихся,

- воспитание эстетических чувств.

слайда

Название слайда

1

Титульный слайд. 21 марта - всемирный день лесов. Музыкальное вступление «В гостях у сказки» (Слова: Юлий Ким. Музыка: Владимир Дашкевич. Поет Оля Рождественская)

2

Дыхательная гимнастика.

3

Речевая зарядка.

4

Заставка к тренингу со звуковым отсчётом времени (1 минута). Звук тикающих часов:

5

Схема обложки сказки В. Сутеева (Повторение пройденного).

6

Игра «Путаница» (Восстанови слова).

7

Тема и задачи урока.

8

Портрет В. Бианки.

9

Речевая разминка.

10

Схема обложки сказки В. Бианки (закрепление нового материала).

11

Какой? Характеристики героев сказки.

12

Эмоции.

13

Сравните обложки книг.

14

Итог урока.

15

Молодцы. Спасибо за внимание.

16

Использованы ресурсы.

Примечание: к слайдам № 7, 10, 11 рекомендую применить анимацию. В данной работе анимация убрана для облегчения просмотра.

План-конспект урока.docx Скачать


Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №2» г. Осташкова Тверской области















Урок Литературное чтение

1 класс

Тема: В. Бианки. Лис и Мышонок

Программа: Начальная школа 21 века

Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1 класс

Продолжительность урока 35 мин.

Урок с ИКТ (презентация)

Автор: М.Е.Дмитриева,

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ «Гимназия №2»

г. Осташкова Тверской области









22.03.2013



Тема: В. Бианки. Лис и Мышонок

Задачи:

  • Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.

  • Закрепить знания: значение термина «сказка», на какие группы делятся сказки.

  • Продолжать учиться читать по ролям.

  • Сравнить сказки В. Сутеева и В. Бианки.

  • Развивать мышление и речь.

  • Воспитывать бережное отношение к лесам.

Методическое оснащение урока: презентация с этапами урока, раздаточный материал: набор карточек для работы в парах, набор стикеров для экспресс – диагностики; картинка с изображением берега реки для фона к экспресс – диагностике; шапочки Лиса и Мышонка для чтения по ролям; конфеты для всех ребят; учебник и рабочая тетрадь «Литературное чтение», автор Л. А. Ефросинина, издательство «Вентана – Граф», 2011г., для тренинга: Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Практическое пособие для обучения детей чтению», любое издание.

Ход урока

1. Оргмомент СЛАЙД 1 МУЗ. ЗАСТАВКА «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»

- Встали ровно, подтянулись,

Все друг другу улыбнулись,

Друг на друга посмотрели,

И на место тихо сели.

- Сегодня 21 марта – всемирный день леса. Этот день посвящён значению лесов и лесного хозяйства в жизни общества. Мы учимся беречь лес и заботиться о нём.

Сегодня на уроке мы отправляемся на прогулку в сказочный лес. Как надо вести себя в лесу? (Тихо, осторожно, наблюдать за красотой вокруг).

2. Дыхательная гимнастика СЛАЙД 2

Упр. «Шум листвы», «Порхание бабочки».



3. Речевая зарядка СЛАЙД 3

- Посмотрите - болотце. Угадайте, кто сидит рядом с ним?



- Живёт в норке, грызёт корки,

Коротенькие ножки, боится кошки. (Мышь)



- Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка)



- Поздоровайтесь с лесными жителями. Мышка и лягушка предлагают прочитать скороговорку.

У мышки - мышонок,

У лягушки – лягушонок.

- Какой звук часто встречается? (Ш)

Читаем 3 раза: тихо, погромче, громко.



- Попрощались с мышкой и лягушкой. Идём на берег озера. Присели на бережок. Тихо открыли тренинг. Читаем до команды «стоп».



4. Проверка домашнего задания:

повторение сказок Владимира Сутеева СЛАЙД 4

- Продолжаем нашу прогулку по сказочному лесу. Зайдём в лесную школу. Кем работает медведь в лесной школе? (Учителем). Поздоровайтесь с медведем.

Сутеев







?

- Помогите ученикам лесной школы дополнить модель обложки. Они забыли, какую сказку читали вчера. (Кораблик). О ком сказка? (О животных).











- Что такое сказка?

- На какие группы делятся сказки?

-Молодцы, ребята. Попрощайтесь с Медведем. Мы продолжаем прогулку.

5. Изучение нового материала. Тема и задачи урока.

- Посмотрите, на тропинке слова. Догадайтесь, как их прочитать? (Справа – налево: ЛИС, МЫШОНОК). СЛАЙД 5

- Они идут к нам на урок. Как вы думаете, зачем? (Мы будем о них читать).

- Прочитайте, какая тема сегодняшнего урока. Задачи урока. СЛАЙД 6

РЕБЯТА ЧИТАЮТ С ДОСКИ:

Тема: В. Бианки. Лис и Мышонок

  • Продолжить знакомство с творчеством Виталия Бианки.

  • Вспомнить, что такое сказка.

  • Не забыть, на какие группы делятся сказки.

  • Продолжать учиться читать по ролям.

  • Учиться любить лес и сохранять его богатства.

СЛАЙД 7

- Рассмотрите выставку книг Виталия Бианки. О чём и о ком он писал?

(О природе, о животных).

6. Речевая разминка СЛАЙД 8

- Мы сделаем привал (отдохнём) на красивой полянке и почитаем. (Дети читают трудные слова из сказки).

7. Работа с учебником

- Открываем с. 10 в учебнике. Найдите произведение, которое будем читать.

1. Чтение учителем, дети следят по тексту.

- Пока я буду читать, определите, кто главные герои произведения.

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ:

- Понравилось произведение? Что больше всего понравилось?

- Кто главные герои произведения?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что такое отно'рочек? (Запасной выход из норки).

МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ СЛАЙД 9

- Назовите фамилию автора произведения. Где разместим её на обложке? (Бианки. Разместим вверху обложки.)

- Определите жанр произведения. Какой фигурой обозначим жанр? Что такое сказка? (Сказка. Обозначим кружком. Сказка – это жанр литературного творчества).

- О ком сказка? Каким цветом обозначим тему сказки? (Сказка о животных. Обозначим коричневым цветом).

- Как называется сказка? Где разместим название? (Сказка называется «Лис и Мышонок». Разместим название сказки внизу обложки).

2. Чтение «цепочкой».

ВТОРИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

- Что прочитали? (Сказку).

- Что такое сказка? (Жанр литературного творчества)

- К какой группе относится эта сказка? (Авторская).

- Как по- другому называется авторская сказка? (Литературная).

- Почему Лис и Мышонок написаны с большой буквы? (Такое бывает только в сказках. Это имена героев этой сказки).

- Каким вы представляете Лиса? Мышонка?

8. Работа в парах СЛАЙД 10

- Лис и мышонок приготовили вам задание. Вы работаете в парах. Возьмите набор карточек. Разложите карточки на две группы, чтобы ответить на вопрос «какой»?

9. Подготовка к выразительному чтению - ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

СЛАЙД 11

- Покажите эмоции. Покажите пантомиму: как ведёт себя Лис, Мышонок.

10. Работа в парах: чтение по ролям.

- Будем учиться читать по ролям выразительно. Вспомните подходящие к роли эмоции. Выберите силу голоса, интонацию.

- Первый вариант читает за Мышонка, второй вариант читает за Лиса. (Самостоятельное чтение).

Одна пара после подготовки выходит читать к доске. (Надевают шапочки).

Обсуждаем, получилось ли выразительное чтение?

11. Домашнее задание

Дома вы почитаете сказку ещё раз, но за другого героя.

12. Работа в тетрадях

- Открываем тетради с. 7 №3. Читайте и выполняйте задание самостоятельно.

Проверка задания.

- Почему некоторые слова написаны с большой буквы? (Ф. и.о. пишутся с большой буквы).

13. Обобщение по теме СЛАЙД 12

Сравните моделей обложек сказки Сутеева «Кораблик» и Бианки «Лис и мышонок».

Вывод: это литературные (авторские) сказки. В. Бианки и В. Сутеев писали сказки о животных.

14. Итог урока СЛАЙД 13

- Мы отправляемся домой по ромашковому полю. Нарвём цветочков? Нет. Полевые цветы быстро завянут. Пусть радуют всех своей красотой. А мы подведём итог урока.

- Все ли задачи урока выполнены? (Дети перечитывают и отмечают выполнены ли задачи урока).

СЛАЙД 14

15. Экспресс – диагностика

- Чтобы бережно расходовать лесные богатства, люди сажают в лесах новые деревья. Мы сейчас посадим лес своего настроения.

Дерево зелёное – настроение замечательное, на уроке всё получилось, вы собою довольны.

Дерево жёлтое – настроение хорошее, но получалось на уроке не всё.

Дерево красное – настроение плохое, ничего не получалось.



- Жители сказочного леса и я благодарим вас за урок. Они прислали вам лесное угощение! (Раздать конфеты с орешками).

Дополнительные сведения

Интеграция с уроками - искусство, окружающий мир.

Техническое оснащение урока – интерактивная доска «Смарт».




В.БИАНКИ. ЛИС И МЫШОНОК.pptx Скачать
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ.mp3 Скачать
ТИКАНЬЕ ЧАСОВ.mp3 Скачать
Обсуждение материала
Елена Гликман
22.09.2013 21:06
Уважаемая Маргарита Евгеньевна! Вы разместили интересный материал, но он пока требует доработки для его полного размещения на портале. Свои рекомендации я Вам выслала в личную почту. Срок перезагрузки - 06.10. Жду обязательно. Не отказывайтесь от доработки.
Маргарита Дмитриева
22.09.2013 23:08
Спасибо. Обязательно доработаю.
Елена Гликман
26.09.2013 22:00
Уважаемая, Маргарита Евгеньевна! Ваша разработка готова к публикации. Успехов Вам. Жду Ваших работ на портале.
Маргарита Дмитриева
13.10.2013 19:18
Спасибо. Будет ли сертификат?
Надежда Биглова
27.02.2015 18:29
Большое  спасибо!:D
Екатерина Шпак
3.04.2016 22:59
В разработке очень много интересных идей.Спасибо за размещённый материал!
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос