В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок внеклассного чтения «Спешите делать добрые дела» (По сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»).

Тамара Шурхаева Тамара Шурхаева
Тип материала: Урок
просмотров: 2074
Краткое описание
Цель урока:
Расширить кругозор учащихся; продолжить знакомство с творчеством П.П.Бажова;
- содействовать формированию личностной позиции учащихся;

- продолжить работу под умением сопоставлять и выявлять причинно – следственные связи;
- способствовать привитию у учащихся интереса к собственному внутреннему миру, самосознанию и самопознанию.
Воспитание нравственности на образах писателя и его героев, душевности, отзывчивости, человеколюбия.

Описание
Данный урок – составная часть темы: «Сказы Бажова».
При разработке урока я поставила перед собой три единых аспекта урока:
1. образовательный аспект – продолжить знакомство с творчеством Бажова, формирование основных УУД – знание текста и его событий и всех его сторон героев произведения, характеризуя их, посредством поступков и дел.
2. Воспитательный аспект – формирование нравственно-этических качеств – доброты, порядочности, справедливости, взаимовыручки и взаимоподдержки.
3. Развивающий аспект – выработка навыков выразительной речи и чтения, развития речи, обогащение словарного запаса, развития воображения, внимания, интереса и сенсорной сферы.
Эти триединые аспекты я попыталась реализовать и осуществить в процессе урока.
Тип урока – урок – диалог с элементом спектакля.
Пожаловаться 17 сентября 2013
Файлы
Урок внеклассного чтения.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Урок внеклассного чтения

«Спешите делать добрые дела»

(По сказу П.П. Бажова «Серебряное копытце»).












Учитель: Шурхаева Т. А., СОШ №15
















Нерюнгри, 2013

Данный урок – составная часть темы: «Сказы Бажова».

При разработке урока я поставила перед собой три единых аспекта урока:

  1. образовательный аспект – продолжить знакомство с творчеством Бажова, формирование основных УУД – знание текста и его событий и всех его сторон героев произведения, характеризуя их, посредством поступков и дел.

  2. Воспитательный аспект – формирование нравственно-этических качеств – доброты, порядочности, справедливости, взаимовыручки и взаимоподдержки.

  3. Развивающий аспект – выработка навыков выразительной речи и чтения, развития речи, обогащение словарного запаса, развития воображения, внимания, интереса и сенсорной сферы.

Эти триединые аспекты я попыталась реализовать и осуществить в процессе урока.

Тип урока – урок – диалог с элементом спектакля.

Начинаю работу с активизации знаний и умений учащихся прежних уроков, которые непосредственно связаны с темой и задачей данного урока.

Мотивирую интерес к чтению, творчеству Бажова, сборнику «Малахитовая шкатулка».

В чем тайна этой шкатулки? Сможем ли мы ее разгадать?

При подготовке к уроку учитывала этический и нравственный смысл сказов, чтобы пробудить в детях интерес к чтению, поэтому и был выбран данный тип урока, где ведущим приемом является диалог «учитель-ученик, ученик-ученик», основанный на сопоставлении героев и их поступков. Не считая этот методический путь единственно возможным, я полагала, что урок-диалог с элементами беседы, в которой производятся факты из жизни писателя и чтением и комментарием и отрывков из сказа, приоткроют детям живую душу писателя, пробудят интерес к чтению сказов Бажова. В ходе урока содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся, старалась привести в соответствии с уровнем развития учащихся данного класса и выполнить при этом триединые задачи. Класс с пониженной мотивацией обучения, поэтому одной из главных задач урока является развитие творческого отношения к наследию писателя, любознательности и интереса к его личности и творчеству, потребность чтения для повышения умственного кругозора.

В течение всего урока я старалась поддерживать благоприятный психологический климат.

Несмотря на то, что познания Бажова это процесс длительный и сложный, определяется он жизненным читательским опытом, нам, мне и моим учащимся удалось решить триединые задачи, поставленные в начале урока и дать ответ на вопрос: «Чему учит нас Бажов?»

Считаю, что на уроке произошла воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

На уроке использую технологию АСО (адаптированная система обучения).

Дети адаптируются в работе среднего звена, привитие и выявление интереса к урокам литературы, самооценка учебной деятельности.



Цель урока:


Расширить кругозор учащихся; продолжить знакомство с творчеством П.П.Бажова;

- содействовать формированию личностной позиции учащихся;

- продолжить работу под умением сопоставлять и выявлять причинно – следственные связи;


- способствовать привитию у учащихся интереса к собственному внутреннему миру, самосознанию и самопознанию.


Воспитание нравственности на образах писателя и его героев, душевности, отзывчивости, человеколюбия.


Этапы урока:


  1. Знакомство с различными фактами биографии писателя.


  1. Формирование взаимоотношений учащихся друг к другу, учителю.


Мотивировать – приводить доводы, объясняющие, оправдывающие какие – либо действия, проступки, доказывающие какое – либо действие.



  1. Образовательный аспект:


Продолжить знакомство с творчеством Бажова и продолжить формирование основных ЗУН – знание текста, и его событийной стороны героев произведения, характеризовать героев на основании их поступков и дел.


  1. Воспитательный аспект:


Формирование нравственных качеств, доброты, порядочности, взаимовыручки.


  1. Развивающий аспект:


Развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса, развитие воображения, внимания и сенсорной сферы.

Словарная работа:


Гуманизм – отношение к людям, наполненное любовью к людям, заботой о его благе, уважением к человеческому достоинству.


Человеколюбие – любовь к человеку, людям, готовность помочь им, проявить гуманность.


Человечность - человеколюбие, гуманность, внимание, отзывчивость, чуткость.


Шкатулка – небольшой ящичек с крышкой для хранения мелких, обычно ценных вещей.


Гуманный – проникнутый любовью к людям. (Запись выполнена на плакате).



Работа с текстом:


Что такое сказ, его отличия от сказки?

  1. Интересно ли было читать сказ?

  2. Кого вы полюбили и почему?

  3. О чём этот сказ? – (О человечности, гуманности и доброте)

  4. Какие эпизоды сказа вам запомнились? Почему?

  5. Какой эпизод произведения вы читали, а на душе у вас было очень грустно и печально ( Судьба Дарёнки)

  6. Когда ваше настроение изменилось? (Когда к этим людям пришёл Кокованя, чтобы забрать девочку).

  7. А когда вы порадовались за Дарёнку и дедушку искренне? Подтвердите словами текста или выскажите своё предположение.( « Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагрёб. А сколько? Полшапки»).Что мы узнаём о жизни Дарёнки?

  8. Каким, вы думаете, человеком был Кокованя? Почему, решился взять девочку? Попробуйте аргументировать текстом – стр.51.

(«Знал я Григория да и жену его, тоже. Оба весёлые да ловкие были…..

Только пойдёт ли?»)

Почему хотелось дедушке взять в свой дом мальчика? (Хотел обучить своему делу, пособника растить стал)

  1. Почему Кокованя назвал девочку Подарёнкой? ( Судьба подарила её чужим людям).

Как жилось девочке у этих людей?

(Плохо, семья у них была большая, сами не ели досыта).

  1. Почему девочка решила, что дедушка назвал её по имени? (У неё имя – Дарёнка, Дарья) /Инсценирование «Кокованя в доме горюна»/.

  2. Почему девочка решила пойти жить к Коковане? (Заинтересовал её рассказом о козлике. Как звали того козлика? Серебряное копытце).

  3. Как автор описывает этого козлика.(«Рожки у него отменные. У простых козликов на две веточки, а у него на пять веток»)

Чем занимался Кокованя? (Золото промывал, камни искал, а зимой -охотой).

  1. Зачем зимой Кокованя по лесам бегал? ( Чтобы посмотреть Серебряное копытце, в котором месте он правой передней ножкой топнет!)

А Дарёнка какой была? Стр. 52.

Текст …. «В праздничный день пришел .Девочка эту кошку гладит, она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно!»(Кошка полюбила девочку – Дарёнка её спасительница, и свою любовь кошка отдавала только девочке).

  1. Как жилось девочке у Коковани? ( Хорошо, весело им было, каждый был занят своим делом).Каким? /Кокованя с утра на работу ходил, а девочка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, Мурёнка мышей ловила/.

  2. Умел ли дедушка сказы сказывать? /Да./

  3. А где была в это время Мурёнка?(Рядом с девочкой) Что мурлыкала кошка?( Пр - правильно говорит. Пр - правильно!)

  4. О чем просила Даренка рассказать дедушку, когда он заканчивал свои сказки ? (О козлике, о Серебряном копытце).

  5. Почему девочке так захотелось его увидеть? (Наверное потому, что этого хотелось дедушке).

Чтение диалога по ролям (стр. 54.55)

  1. Почему Кокованя решился взять Дарёнку в лес?

Какое решение он принимает? («Сводить разве? Раз побывает, другой раз не запросится» стр. 55)

  1. Как поступили хозяева с кошкой? Стр 56. « Вот и стало их в балагане трое»

  2. Огорчила ли дедушку и Дарёнку появление и пребывание кошки в балагане? ( Нет, им втроём было весело)

  3. Как шли дела у дедушки? (Художественный пересказ эпизода стр. 56)

  4. Как вела себя Дарёнка? Страшно ли ей было оставаться одной? (Да. Но ее успокаивала Мурёнка своим видом, спокойствием.)

Чтение выделенных эпизодов. « Дарёнка в лесу»стр. 56 , « Печальные дни Дарёнки»стр. 57.

  1. Как произошла встреча Дарёнки с Серебряным копытцем ? стр. 56.

  2. Какое настроение было у Дарёнки на третий день отсутствия дедушки? Почему еще больше опечалилась Дарёнка? / Кокованя не возвращался, и Мурёнка пропала?/

  3. Почему Дарёнка выбежала из балагана? ( Мурёнку искать, наверное, жалко было, что погибнет в лесу или замерзнет).

  4. Что же увидела Дарёнка? «Стояли рядом Мурёнка и Серебряное копытце будто бы разговаривали. Потом стали бегать по покосным ложкам».

  5. Почему вернулись они к балагану? (Серебряное копытце хотел вознаградить девочку за её доброту./

«Тут прыгнул» ….. стр. 58

Чтение наизусть.

  1. Что случилось с Муренкой и с Серебряным копытцем? / Они исчезли./ Почему? Наверное, они выполнили свою миссию.

  2. Почему Кокованя послушался Дарёнку и не стал грести камешки?

  3. Находили ли другие люди камешки? Как они называются?

  4. Работа со схемой на доске. Как называется наш урок? Почему так? Как вы поняли эти слова? Почему мы должны спешить делать добрые дела?



Чтение стихотворения Татьяничевой « Что ты сделал хорошего?»


Как я работал на уроке?



На уроке мне было:


  1. Интересно, я работал активно, мог выполнить любое задание;

  2. Неинтересно, я не мог выполнить задание без помощи дополнительной литературы;

  3. Скучно, я сидел и слушал, как говорят другие.


Все задания я выполнил:


  1. Самостоятельно и с группой т. к. имел достаточно знаний;

  2. Затруднялся, нужна была помощь;

  3. Я не мог ответить, нет достаточных знаний по теме.


Что мне больше всего запомнилось из урока?


Составление кластера.
















Кластер:


чувства



любовь жалость,

сострадание

г у м а н н о с т ь

Даренка

Кокованя









Муренка


вознаграждение

встреча с Сер. копытцемопытцем 888888888888888888888888888888888888888

вознаграждение




гуманность гуманность









Быстро проходит урок, наступает время, чтобы подвести его итоги.

Ребята взволнованы, некоторые сдержаны, но в классе нет равнодушных: они поняли, работая сегодня на уроке, что нам всем необходимо в жизни быть просто человеком, обладающим простыми человеческими качествами: гуманностью, человеколюбием, добротой, бескорыстием.

Глядя на кластер, составленный классом, и анкету самоанализа, я убеждена в том что дети прониклись проблемами нашего урока, что им нужны сегодня уроки нравственности, справедливости, духовности, доброты, чтобы остаться Человеком.

Мой урок завершён: он достиг поставленной цели.




Текст: Бажов П.П., Москва «Советская Россия» 1980г.



Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru