В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект занятия по прикладной композиции "Печать гравюры по линолеуму"

Константин Виницин Константин Виницин
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 1749
Краткое описание
Конспект урока разработан по курсу прикладной композиции "Линогравюра" 6 класс 7 ОП для преподавателей ДХШ и художественных отделений школ искусств.

Описание
Тема: Печать гравюры по линолеуму. Цели:
1. Создание условий для развития творческих способностей учащихся; 2. Формирование устойчивого интереса к линогравюре, как одному из видов прикладной графики; 3. Развитие воображения, внимания, самостоятельности анализа действий, графических навыков при работе с ритмичным чередованием черно-белых пятен в гравюре. 4. Воспитание любви к искусству. Задачи:
1. Изучить технологию печати гравюры по линолеуму; 2. Расширить словарный запас учащихся: штихель, матрица, оттиск, гравюра, линогравюра, офорт, ксилография, эстамп; 3. Отработка композиционных навыков учащихся.
Пожаловаться 07 сентября 2013
Файлы
Линогравюра.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

C:\Users\USER\Desktop\Учпортал\логотип 1.gif


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Уренгойская Детская художественная школа»












Конспект занятия

по прикладной композиции:

"Печать гравюры по линолеуму"

6 класс (7ОП ДХШ)













Составитель:

преподаватель ДПК

Виницин Константин Анатольевич









пгт. Уренгой

2012

Занятие: прикладная композиция

Класс: 6 (7 ОП)

Количество учебных часов: 2

Тема: Печать гравюры по линолеуму


Цели:

  1. Создание условий для развития творческих способностей учащихся.

  2. Формирование устойчивого интереса к линогравюре, как одному из видов прикладной графики.

  3. Развитие воображения, внимания, самостоятельности анализа действий, графических навыков при работе с ритмичным чередованием черно-белых пятен в гравюре.

  4. Воспитание любви к искусству.


Задачи:

  1. Изучить технологию печати гравюры по линолеуму.

  2. Расширить словарный запас учащихся: «Штихель», «Матрица», «Оттиск», «Гравюра», «Линогравюра», «Офорт», «Ксилография», «Эстамп».

  3. Отработка композиционных навыков учащихся.


Оборудование:

наглядный ряд:

работы учащихся, выполненные в технике линогравюры; фотографии работ мастеров в технике линогравюры; презентация PowerPoint «Линогравюра»; инструкционная карта «Последовательность работы над изображением в технике линогравюры»; документальный фильм «Линогравюра».


Инструменты и материалы:

кусок  линолеума на текстильной основе формата А3; резцы (штихеля); тушь, типографская черная краска; бумага для печати (обычная писчая или любая другая сухая бумага, ватман); валик для накатки фотографий; небольшой кусок толстого стекла или пластмассовая пластина (самый удобный размер 30х30 или 30х40 см);
копировальная бумага, калька, деревянная дощечка для набивки линолеума, чайная ложечка или старая зубная щетка, заостренная деревянная, палочка или использованный стержень от шариковой ручки, кнопки, маленькие гвоздики.


Структура занятия:

I. Организационный момент (2-3 мин.);

II.Активизация опорных знаний учащихся (3-5 мин.);

III.Сообщение темы и задач занятия (5мин.);

IV. Изложение нового материала (10-15 мин.);

V.Практическая работа (40мин.);

VI. Анализ работ учащихся (2-3 мин.);

VII. Подведение итогов (5 мин.);

VIII. Уборка рабочих мест (5 мин.).

ИТОГО: 80 мин.




ХОД ЗАНЯТИЯ:


  1. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест и материалов к работе.


  1. Активизация опорных знаний учащихся.

Учитель.

Ребята, скажите, что такое «Линогравюра»

Ученики.

Гравюра на линолеуме.

Учитель.

Если рисунок возвышается над фоном, такая гравюра называется…?

Ученики.

Выпуклая.

Учитель.

А какие виды гравюры относятся к выпуклой?

Ученики.

Линогравюра, ксилография.

Учитель.

Но существует гравюра, где наоборот, фон возвышается над рисунком. Назовите её. Ученики.

Углубленная.

Учитель.

Правильно, это углубленная гравюра. Что мы можем отнести к ней?

Ученики.

Офорт.

Учитель.

Назовите инструмент, которым мы прорезаем рисунок на линолеуме?

Ученики.

Штихель.

Учитель.

Хорошо. А сейчас давайте повторим технологический процесс гравюры на линолеуме.

1.Подготавливаем поверхность рабочей доски.

А каким способом? (Полируем наждачной бумагой или пемзой с водой).

2.Переводим рисунок на подготовленную поверхность. Перечислите способы?

3. Прорабатываем рисунок (закрашиваем все, что задумано быть черным).

4. Вырезаем наш рисунок, соблюдая технику безопасности.

Что мы должны помнить при вырезании? (Все что белое - вырезается).

Правильно, молодцы!


  1. Сообщение темы и задач занятия.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение техники «Линогравюра». Задача нашего занятия - познакомится с технологией печати изображения, вырезанного на линолеуме.


  1. Изложение нового материала.

Итак, прежде чем приступить к печати, давайте внимательно посмотрим на наши доски, проанализируем, все ли правильно вырезано, не требуется ли корректировка. Если все в порядке, то приступаем к печати.

Для печати используют несколько видов красящих материалов. Профессионалы часто используют либо черную типографскую краску, либо тушь. Мы же сегодня будем использовать черную масляную краску.

Краску наносим на стекло и раскатываем ее валиком — проводим несколько раз валиком по стеклу.

Это делается для того, чтобы краска легла на валик ровным слоем.

I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02518.JPGI:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02517.JPG











После того как краска равномерно распределилась по всей поверхности валика, легко проводим валиком по линолеуму. Затем еще и еще раз — в разных направлениях.

Но можно сделать проще — нанести краску или тушь на подготовленную поверхность линолеума с помощью тампона из мягкой тряпки. Этот прием подходит для маленькой пластины.

I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02525.JPGI:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02519.JPG









I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02523.JPGI:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02522.JPG










I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02526.JPGI:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02530.JPG










Теперь на поверхность со свеженанесенной краской кладем лист чистой бумаги, прожимаем рукой и протираем ложечкой (протираем круговыми движениями) или прокатываем скалкой (с равномерным нажимом).



I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02527.JPG


I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02528.JPG








Время от времени осторожно приподнимайте бумагу за уголок — проверить, хорошо ли пропечатался рисунок.


Снимаем бумагу. Там, где лист соприкасался с доской, получилось черное изображение. В местах, где протирка выполнена не очень плотно, видны широкие штрихи.



I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02532.JPG

I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02531.JPG















Печатают гравюру не только на белой бумаге, но и на цветной. И краску используют не только черную. Можно, например, попробовать оттиснуть изображение сначала черной краской на белой бумаге, а затем голубой краской на золотой или серебряной бумаге.


Ребята, подумайте, что можно сделать, чтобы изображение отпечаталось ровно на листе? (Ответы учащихся)

Для того чтобы оттиск расположился ровно на листе, необходимо выполнить следующее: берем два листа одинакового формата, один кладем как подложку под линолеум, на котором накатана краска, а другой лист на линолеум, и ориентируем по нижнему листу. Когда все уголки совпадают, аккуратно прижимаем лист.

Изображение, получившееся с помощью прокатки ложкой.I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02540.JPG
















Изображение, получившееся с помощью прокатки скалкой.I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02540.JPG





5. Практическая работа.

Те учащиеся, у кого рисунок переведен на линолеум и вырезан (не требует корректировки) приступают к черно-белой печати оттиска. Впоследствии, им можно предложить сделать оттиски цветной краской на цветном фоне.

Учащиеся, у которых рисунок не вырезан или требует корректировки, дорабатывают его (по инструкционной карте) и приступают к черно-белой печати.

6. Анализ работ учащихся и критерии оценок.

Проводится в течение занятия и выставляется оценка за общую работу учащихся на занятии.

Критерии оценки готового оттиска:

  • четкость оттиска;

  • аккуратность выполнения;

  • расположение изображения на формате.


  1. Подведение итогов.

Сегодня вы изучили последний этап выполнения гравюры на линолеуме – печать разработанных изображений.

Понравилась ли вам работа на занятии?

Как вы думаете, где вам может пригодиться владение техникой линогравюры? (печать композиции иллюстрации книг, печать открыток друзьям и знакомым, агитационных листков, объявлений (афиш) и т.д.)

Скажите, в чем заключаются специфические качества линогравюры? (резкие контрасты черного и белого цветов, сравнительная быстрота изготовления печатных форм, возможность использовать большой размер листа).

Молодцы! Мне очень понравилась ваша слаженная работа, ваши работы получились выразительными и качественными. Их смело можно отправить на нашу школьную выставку. Спасибо Вам!


  1. Уборка рабочих мест.


Источники информации:

1.http://www.atexnik.ru/index/iskusstvo_i_kultura/linogravyura.php

.http://www.printsmuseum.ru/technics/view/3

.http://korallova.ru/sovety/gravyura-na-linoleume-linogravyura

.http://www.xydognik.ru/gravirovanie/linogravyura.html




Приложение 1




ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА


«Последовательность работы над изображением

в технике линогравюры»


I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02503.JPG

Переносим рисунок на кальку с разработанного эскиза. Оставляем по краям по 0,5 см. для рабочей кромки.

I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02504.JPG

Переводим рисунок на линолеум, с помощью метода «копирка» (с оборотной стороны кальки мягким графическим карандашом заштриховываем поверхность, тем самым отпечатывая контур изображения нанесенного ранее).


Вырезаем контур изображения на линолеуме, с помощью резца (штихеля). Всякая проведенная им бороздка будет в отпечатке белой линией, а углубленное место — белым пятном. I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02509.JPG

От рабочей кромки матрицы (пластины линолеума) выполняем выборку фона изображения вертикальным штрихом, с помощью штихеля. Резец надо толкать от себя. Линия изменила направление — поверните дощечку.I:\работа\на печать\уроки конспекты\ппв\DSC02512.JPG


Линогравюра.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru