В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по курсу "Художественная обработка древесины".

C:\Users\ДХШ\Desktop\uchmet_88_31_1.gifC:\Users\ДХШ\Desktop\uchmet_88_31_1.gif

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Уренгойская Детская художественная школа»







Рабочая программа по курсу «Художественная обработка древесины»

4/5 классы ДХШ 5ОП















Составитель:

преподаватель ДПК

Виницин Константин Анатольевич.












пгт. Уренгой, Пуровский район, ЯНАО.

2012 г.


Пояснительная записка


Образовательная дополнительная программа «Художественная обработка древесины» - художественно - эстетического направления рассчитана на 2 года, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены элементы технологии выпиливания лобзиком, резьбы по дереву начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.

Образовательная программа модифицирована, так как внесены изменения в ранее существующую программу Министерства образования, 1983 года.

Разработана на основе программы Симоненко В.Д., Неменского Б.М.:

Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и декоративно - прикладного искусства 1-8 классы;

Технология для 5-9 классов.

Декоративно-прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.

Программы «Живое дерево».

Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно - прикладном творчестве.

Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы «Художественная обработка древесины»:

1-й год обучения

Обучающие

Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;

Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;

Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;

Изучить технологию работы лобзиком;

Научить работать различными инструментами, приспособлениями;

Развивающие:

Развивать художественно – творческие способности учащихся;

Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;

Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Воспитывающие:

Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;

Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;

Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;

2-й год обучения

Обучающие:

Возрождать старинные виды декоративно – прикладного творчества;

Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для резьбы, способы хранения древесины;

Изучить технологию геометрической резьбы;

Изучить технологию изготовления предметов быта, с последующей отделкой геометрической резьбой.

Развивающие:

Формировать творческую индивидуальность в различных направлениях декоративно – прикладного творчества;

Овладеть различными специальными терминами в разговорной речи;

Сформировать представление о народном мастере как творческой личности;

Сформировать у детей мировоззрение, открытое российским национальным традициям, проникнутое любовью к природе и народной культуре.

Воспитывающие:

Приобрести знания основ культуры и искусства наших предков.

Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;

В реализации программы участвуют

Дети в возрасте 11-13 лет.

Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена

Срок реализации программы

2 года.

Форма и режим занятий:

Первый год обучения рассчитан на детей 11-12 лет 68 часов в год (2 часа в неделю)

Второй год обучения рассчитан на детей 12-13 лет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Форма занятий:

Беседы

Объяснения

Лабораторные практикумы

Практические работы

Выставки

Творческие отчеты

Характеристика ожидаемых результатов 1-го года обучения

В результате прохождения данной программы дети

должны знать:

принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

способы разметки по шаблону и чертежу;

принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

назначение и устройство станков и электрооборудования (электродрели, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера, электрошлифовальной машины);

иметь понятие о конструировании и моделировании;

способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

технологический процесс изготовления изделий выпиливанием лобзиком;

Должны уметь:

Рационально организовывать рабочее место; соблюдать правила Техники безопасности;

уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

выполнять простейшие столярные операции;

производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

самостоятельно разрабатывать композиции для выпиливания и воплощать их в материале;

экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Характеристика ожидаемых результатов 2-го года обучения

Должны знать:

основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

основные приёмы выполнения геометрической резьбы в разных вариациях;

технологический процесс изготовления изделий и декорирование их геометрической резьбой;

способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:

выполнять геометрическую резьбу по дереву;

затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;

выполнять элементы и мотивы орнаментов в различных техниках геометрической резьбы;

проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;

бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

владения основными ручными инструментами по обработке, выпиливанию и резьбе по дереву;

выполнения операции сверления, выпиливания, резьбы;

владения основными элементами графической грамотности;

выполнения плоскостной разметки;

разработки и составление композиции для выпиливания, различных видов резьбы;

выполнение декорирования изделий - различными видами геометрической резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

Групповая.

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

теоретический уровень знаний;

степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

применение полученных знаний на практике;

соблюдение технических и технологических требований;

качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

изготовление изделия в установленные нормы времени;

соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

экономия материалов;

желание трудиться;

познавательная активность и творческий подход;

самостоятельность;

партнёрские отношения при совместной работе.

Методы обучения

Словесные: рассказ, беседа, объяснение;

Наглядные: иллюстрации, демонстрации;

Практические: практические занятия, лабораторные практикумы;

Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование

Эвристический: продумывание будущей работы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Выставки детского творчества

Участие детей в районных, областных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.

Итоговая аттестация.




























Тематический план

к курсу «Художественная обработка древесины»

4 класс

(5-летняя образовательная программа)



задания

Наименование темы

Кол-во учебных часов на тему

Из них теоретических

Вводное занятие. Инструменты и материалы для выпиливания. Изучение способов переноса рисунка на заготовку.

2

2

Строение и свойства древесины. Виды и свойства фанеры, ДВП. Лабораторный практикум «Определение пород древесины по представленным образцам».

2

1

Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание прямых и волнистых линий.

4

1

Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание по внешнему краю с разомкнутым контуром (по шаблонам).

4

1

Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание острых углов. Упражнение «Елочка»/«Звездочка» (по шаблонам).

4

1

Правила выпиливания лобзиком. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Упражнение «Цифра».

4

1

Изучение и отработка приемов обработки кромки и лицевой части раннее изготовленных изделий.

4

1

Контрольная работа. Урок – деловая игра: "Творческая мастерская". Итоговый просмотр.

2

1

Виды соединений деталей. Изготовление подставки под бумажный блок способом соединения «шип-гнездо».

4

1

Коллективный проект. Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Выбор сюжета и построение.

4

1

Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Перенос эскиза на выбранную основу. Выпиливание деталей.

8

1

Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Шлифование и грунтовка деталей.

4

0,3

Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Роспись деталей.

4

1

Изготовление простейших игрушек (фигур и силуэтов) на подставке. Объемно-пространственная композиция «День оленевода». Сборка и лакирование изделия. Итоговый просмотр.

4

0,3

Чертеж как основной документ производства изделия. Чтение чертежей. Разработка чертежа изделия «Скворечник».

2

1

Перенос чертежа изделия «Скворечник» на выбранные основы. Выпиливание деталей.

8

1

Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов. Сборка и отделка изделия «Скворечник».

2

1

Занятие-праздник «День птиц». Итоговый просмотр.

2

2


ИТОГО:

68

18,6


































Тематический план

к курсу «Художественная обработка древесины»

5 класс

(5-летняя образовательная программа)




задания

Наименование темы

Кол-во учебных часов на тему

Из них теоретических

Вводное занятие. Материалы и инструменты резчика.

2

2

Древесина: виды и свойства. Лабораторный практикум «Определение пород древесины по представленным образцам».

2

1

Технология выполнения прямых двугранных выемок. Упражнение «Шашечки».

4

0.3

Технология резьбы трехгранных выемок. Резьба орнамента в полосе с образца.

4

0,3

Технология резьбы трехгранных выемок. Резьба орнамента в круге с образца.

4

0,3

Составление геометрического орнамента с применением ранее изученных элементов.

4

0,3

Резьба геометрического орнамента на предложенной основе (разделочная доска).

8

1

Отделка изделий. Итоговый просмотр.

2

1

Понятие «Технологическая карта». Составление технологической карты на изделие «Письменный набор» с отделкой геометрической резьбой.

4

1

Разработка чертежа изделия «Письменный набор». Перенос чертежа на выбранные основы. Выпиливание деталей.

6

1

Соединение деталей изделия. Подготовка поверхностей к отделке.

6

1

Составление геометрического орнамента. Перенос на изделие.

4

0,3

Выполнение геометрической резьбы.

12

1

Окончательная отделка изделия.

4

0,3

Итоговый просмотр. Подведение итогов года.

2

2


ИТОГО:

68

12,8











Методическое обеспечение рабочей программы


В процессе подготовки и преподавания курса используются следующие программы:

  • Adobe Photoshop

  • Microsoft Office Power Point

  • Microsoft Office Word

  • Media Player Classic


Материально-техническое обеспечение:

  • Ноутбук – 1 шт.

  • Сканер – 1 шт.

  • Фотоаппарат цифровой – 1 шт.

  • Натурный фонд

  • Осветительные приборы

  • Инструменты:

  1. Пилы продольные.

  2. Пилы поперечные.

  3. Пилы лучковые.

  4. Лобзики.

  5. Рубанки.

  6. Фуганок.

  7. Напильники.

  8. Наборы надфилей.

  9. Набор стамесок.

  10. Набор ручных столярных инструментов.

  11. Молотки.

  12. Киянки.

  13. Стусла.

  14. Струбцины.

  15. Отвертки.

  16. Угольники деревянные.

  17. Линейки металлические 30, 50 и 100 см.

  18. Угольники пластмассовые.

  19. Чертежные принадлежности.

  20. Заточные камни.

  • Станочное и прочее оборудование:

  1. Станок сверлильный.

  2. Электропила.

  3. Электрорубанок.

  4. Верстаки столярные.

  5. Приспособление для замены пилок лобзика.

  6. Выпиловочные столики.

  7. Электроточило.

Перечень расходных материалов

  1. Дерево разных пород.

  2. Фанера 3-10 мм.

  3. Шпон.

  4. Пилки для лобзиков.

  5. Наждачная бумага.

  6. Различные виды клея.

  7. Нитролак.

  8. Растворитель 646.

  9. Масляный лак.

  10. Разбавитель.

  11. Краски, тушь, фломастеры, карандаши.

  12. Копировальная бумага.








Список источников информации

Для преподавателей:

Абросимова А. А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б., Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М., Высшая школа, 1984.

Амалицкий В.В., Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. - М., Академия, 2002.

Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. - М., Профтехобразование, 1990.

Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. - М., 1974.

Барташевич А.А, Антонов В.П. Технология производства мебели и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 2001.

Бобров В.А. Справочник по деревообработке. - М., Феникс, 2003.

Браун Джереми. Энциклопедия методов обработки дерева. - М., Астрель, 2005.

Гарбер Н.Б. Декоративное шлифование и полирование. - М., Профтехобразование, 1978.

Завершинский В.В. Практика резьбы по дереву. - М., Народное творчество, 2005.

Кириллов А.Н. Производство фанеры. - М., Профтехобразование, 1985.

Колчин Б.А. Новгородские древности: резное дерево. - М., 1984.

Коршевер Н. Столярные и плотничьи работы. - М., Вече, 2005.

Крейндлин Л.Н. Столярные работы. - М., Высшая школа, 1982.

Куксов В.А. Столярное дело - М., Трудрезервиздат, 1958.

Кулебакин Г.И. Столярное дело. Издание 2. - М., 1987.

Кустов Б.С. Справочник домашнего столяра-плотника. - М., ВЛАСТА, 1996.

Луковский А.М. Окраска. Советы домашнему мастеру. - Л., Лениздат, 1986.

Маркин А. Изготовление мебели. - М., Феникс, 2001.

Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М., Высшая школа, 1989.

Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу - М., Профтехобразование, 1978.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта, - М., Просвещение, 1986.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся, - М., Просвещение, 1988.

Рыкунин С., Кандалина Л. Технология деревообработки. - М., Академия, 2006.

Сафроненко В. М. Инструменты и приспособления для работы с древесиной. - М., Хэлтон, 1999.

Скубренко Н.Б. Резьба по дереву. - М., 1966.

Стендинг Энди. Изделия из дерева. - М., Мой мир, 2007.

Фридман И.М. Деревообработка: руководство. Издание 4. - М., Профи-информ, 2006.

Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. - М., Просвещение, 1985.

Для учащихся и родителей:

Леонтьев Т.А. Сделай сам. - Л., Детская литература, 1978.

Лямин И.В. Художественные работы по дереву. - М., 1972.

Степанов Н.С. Резьбы очарованье. - Л., Лениздат, 1991.

Тусарчук Д.И. Триста ответов любителям работ по дереву. - М., 1985.

Федорова И.В. Триста полезных советов по домоводству. - Л., Лениздат, 1985.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос