В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по русскому языку и литературе 10-11 класс

Содержание курса.

На рубеже веков.

Введение.

На рубеже столетий. Завершение классического периода русского реализма.

Основные темы и проблемы русской литературы ХХ века. (1час)


А.П.Чехов. Рассказы.

«Студент», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой».

Чехов — враг пошлости, фальши, бездуховности. Мечта о красоте человеческих чувств и отношений, о творческом труде как основе честной и чистой жизни.

«Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. (4 часа)


XX век

Введение. Основные потоки русской литературы XX века после Октябрьской революции: литература, создававшаяся на родине, и литература русского зарубежья. (1час)


Литература первой половины XX века

Поэзия начала века. (Обзор с чтением и разбором набранных стихотворений)

Серебряный век как своеобразный русский ренессанс. Новые понятия: декадентство, символизм, акмеизм, футуризм.

И. Ф. Анненский. «Мучительный сонет», «Бронзовый поэт», «Тоска мимолетности», «Старые эстонки», «Петербург». (1час)

К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Завет бытия», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...», «Безглагольность», «Осенняя радость». (1час)

В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «В неоконченном здании», «Каменщик», «Сонет к форме», «Юному поэту», «Родной язык». (1час)

Андрей Белый. «Веселье на Руси», «Из окна вагона», «Отчаянье», «Родине».

Ф. К. Сологуб. «Я — бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Незнакомка серая...», «Когда я в море бурном плавал...». (1час)

Н. С. Гумилев. «Старый конквистадор», «Капитаны», «Я и вы», «Шестое чувство», «Слово», «Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Жираф». (2 часа)

Игорь Северянин. «Июльский полдень», «Поэза вне абонемента», «Родник», «Увертюра» («Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!..»), «Поэза последней надежды». (2 часа)

А. А. Блок. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Лирика: «Незнакомка», «На поле Куликовом» («Река раскинулась. Течет, грустит лениво...»), «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге». «Мне страшно с тобою встречаться...», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Коршун», стихотворения из цикла «Кармен» (по выбору учителя). Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). Композиция, язык поэмы. (3 часа)

Развитие речи. Сочинение – рассуждение (1час)


И. А. Бунин.

Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Солнечный удар», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Лирика: «Сапсан», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель», «Слово». (3 часа)


А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

«Гранатовый браслет». «Гамбринус». (4 часа)

Максим Горький. Жизнь и творчество

«Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. «На дне».

«Несвоевременные мысли» (обзор). Послереволюционное творчество Горького

(общая характеристика). (5 часов)


В. Маяковский. Жизнь и творчество.

«Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Дешевая рас
продажа», «Лиличка! Вместо письма», «Юбилейное», «Сергею Есенину». «А вы могли бы?», «Адище города», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Сатира Маяковского. Поэтическое новаторство Маяковского. (3 часа)


А. Есенин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

«Не жалею, не зову, не плачу...», «Не бродить, не мять в кустах
багряных...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Русь Советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая...». «Гой ты, Русь, моя родная...», «Мы теперь уходим понемногу...»,«Письмо матери», «Письмо к женщине». Народно-песенная основа лирики.

Цикл «Персидские мотивы», «Анна Снегина». (4часа)


Н. А. Клюев. Лирика. (1 час)

О. Э. Мандельштам. Сведения о жизни и творчестве. Лирика. (1 час)



М. И. Цветаева. Сведения о жизни и творчестве. «Имя твое — птица к руке...» (из цикла «Стихи к Блоку»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по Родине! Давно...». «Вчера еще в глаза глядел...», «Писала я на аспидной доске...», «Поэт — издалека заводит речь...». (2 часа)


А. А. Ахматова. Лирика. «Песня последней встречи».

«Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я не знаю, ты жив или умер...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Клятва», Мужество», «Приморский сонет», «Родная земля». «Реквием». (2 часа)


Л.Андреев. «Иуда Искариот». Библейский масштаб изображаемых событий, евангельские мотивы и образы. (2 часа)


М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«Мастер и Маргарита». Своеобразие булгаковской «дьяволиады» (6 часов)


А. П. Платонов. Жизнь и творчество.

«Котлован» Трагическое и смешное в повести. Самобытность языка. (2 часа)


М. А. Шолохов. Жизнь и творчество. «Тихий Дон» (обзор с чтением и разбором избранных глав и страниц). «Тихий Дон» — роман-эпопея. (5 часов)


Развитие речи. Сочинение – рассуждение. (2 часа)


Литература второй половины XX века. Тема Великой Отечественной войны в литературе.

Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. (1 час)

Поэзия. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Жди меня, и я вернусь...», «Родина»; А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...»; М. В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату...»; М. А. Светлов. «Итальянец»; Я. В. Смеляков. «Милые красавицы России», «Там, где звезды светятся в тумане...»; О. Ф. Берггольц. «Февральский дневник»; М. А. Дудин. «Соловьи»; С. С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; П. Д. Коган. «Нам лечь, где лечь...»; Д. Б. Кедрин. «Красота»; Давид Самойлов. «Сороковые».

Проза.

Л.Быков. «Сотников». В. Л. Кондратьев «Сашка». В. П. Астафьев «Пастух и пастушка». Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне; художественная правда о сражающемся народе, о человеке на войне, о трудной победе. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей. (3 часа)

К. Д. Воробьев. «Убиты под Москвой», В. С. Гроссман. «Жизнь и судьба». (Обзор) (1 час)


Развитие речи. Сочинение – рассуждение (2 часа)


Драматургия. В. С. Розов. «Вечно живые». (2 часа)


Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта.

«Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «На ранних поездах», «Во всем мне хочется дойти...». Стихи из романа «Доктор Живаго»: «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле...»), «Гефсиманский сад». (1 час)


Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного). «Я не ищу гармонии в природе», «Старая актриса», «Некрасивая девочка». (1 час)


А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве. Лирика: «Я знаю, никакой моей вины...», «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери». (2 часа)


В. Т. Шаламов. Сведения о жизни и творчестве. Трагические конфликты эпохи. Противостоянье человека трагическим обстоятельствам в рассказах «Последний бой майора Пугачева» и «Почерк». «Колымские рассказы» — «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов). (3 часа)


А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве (с обобщением изученного).

«Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова.
Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

(3 часа)


Развитие речи. Сочинение – рассуждение. (2 часа)


Литература последних десятилетий XX века

Поэзия.

Л. Н. Мартынов. «Замечали — по городу ходит прохожий?..» ,«Первый снег», «Вода», «След», «Первооткрыватель», «Хочу я, чтоб никто не умирал...», «Успокоился воздух...», «Люди», «Свобода».

Е. А. Евтушенко. «Свадьбы», «Окно выходит в белые деревья...»,«Со мною вот что происходит...», «Граждане, послушайте меня...»,«Шестидесятники», «На смерть абхазского друга». Б. А. Ахмадулина. «Невеста», «Я думала, что ты мой враг...», «Жилось мне весело и шибко...», «По улице моей который год...», «Свеча», «Сон», «Бог», «Заклинание», «Озноб», «Варфоломеевская ночь». (1 час)

А.А.Вознесенский. «Пожар в Архитектурном институте»,«Прощание с Политехническим», «Лобная баллада», «Антимиры» («Живет у нас сосед Букашкин...»), «Тишины!», «Сага», «Сон».

Б. Ш. Окуджава. «Песенка об Арбате», «Молитва Франсуа Вийона», «Надежды маленький оркестрик», «Союз друзей», «Полночный троллейбус», «Мы за ценой не постоим».

В. С. Высоцкий. Авторские песни.

И. А. Бродский. «Стансы», «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам...», «На смерть Жукова», «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря» (из цикла «Часть речи»), «К Урании», «Примечания папоротника». (3 часа)


Проза.


В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Последний поклон».

Д. Довлатов. «Заповедник».

Тема вековых устоев в жизни крестьянина («деревенская проза»). Человек и природа.

Постановка важных социальных и нравственных проблем
изображение глубинных противоречий действительности.
(3 часа)

Ю. О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

В. Г. Распутин. «Последний срок», «Живи и помни». Трагические страницы советской истории в литературе этих лет. (3 часа)


Драматургия. А. В. Вампилов. «Старший сын».

Поэтика драматургии Вампилова – художественное самосознание поколения 60-х.

Своеобразие характера героя Вампилова. (2 часа)

Литература конца XX — начала XXI века


Л.Петрушевская «Свой круг». Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека подлинных нравственных ценностей. (1 час)

Т. Толстая. Рассказы. (1 час)

В.В.Ерофеев. (1 час)

В.Пьяцух «Заколдованная страна». (2 час)

В. О. Пелевин «Красная стрела» (2 час)



Итоговый урок. Основные тенденции современного литературного процесса.

Темы, идеи, проблемы. (2час)






Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров