В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Рабочая программа по русскому языку и литературе 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лянторская средняя общеобразовательная школа №7»





















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по учебному предмету «Русский язык»



для 10 класса











Составитель: Евтеева Елена Николаевна, учитель русского

языка и литературы



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа «Русский язык 10 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом. Составлена из расчета 2 часа в неделю (базовый уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.

Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.

Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.

Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».

В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.

Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.

Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.

Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.

Цели обучения русскому языку

Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;

  • углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года»










Используемый учебно-методический комплект:


  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.

  2. Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2007.

  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2007.



Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

    • функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;

    • системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

    • понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;

    • компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;

    • основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь

    • проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

    • разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

    • проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;

    • оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

    • объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение

    • использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

    • владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо

    • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;

    • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;

    • применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

    • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

    • углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

    • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

    • увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

    • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

    • удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

    • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.



Учебно-тематический план





п/п



Наименование темы


Общее

кол-во часов

В том числе

Контрольные работы, практикумы

Развитие речи

1

Введение.

1

-

-

2

Лексика, фразеология, лексикография

14

2

3

3

Фонетика, графика, орфоэпия

3

1



4

Морфемика и словообразование

4




1

5

Морфология и орфография.

12

2



6

Части речи. Имя существительное

4

1


7

Имя прилагательное

4





8

Имя числительное

2





9

Местоимение

3

1



10

Глагол. Причастие. Деепричастие

5



11

Наречие.

3

1



12

Слова категории состояния

1





13

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы. Междометия

7



14

Повторение и обобщение

5

4



15


Резервные уроки

2




Всего часов

70



12


4















Содержание курса



ВВЕДЕНИЕ (1 час)

Русский язык в современном мире. Взаимосвязь языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык как высшая форма существования национального языка. Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.



ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ (3 часа)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения





ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ (14 часов)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.

Лексикография.



МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (4 часа)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования.

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.

Основные способы формообразования в современном русском языке.



Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия. См. также раздел «Культура речи».













МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ (12 часов)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Принципы русской орфографии.

Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц.

Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Гласные И и Ы после приставок.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.



ЧАСТИ РЕЧИ (19 ЧАСОВ)

Имя существительное (4 часа)

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных.

Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода.

Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры.

Число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.



Имя прилагательное (4 часа)

Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой.

Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.







Имя числительное (2 часа)

Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.

Морфологический разбор числительных. Склонение имен числительных. Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.

Особенности употребления собирательных числительных.



Местоимение (3 часа)

Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.



Глагол (5 часов)

Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.

Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.

Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Категория времени глагола.

Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола.

Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.

Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий.

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.





Наречие (3 часа)

Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую.

Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.



Слова категории состояния (1 час)

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния.

Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч.

Морфологический разбор слов категории состояния.



Служебные части речи (6 часов)







Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.



Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.



Частицы

Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.



Междометие

Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления

междометий.



ПОВТОРЕНИЕ (7 часов)





























































Контроль уровня обученности

В качестве контрольно-измерительных материалов используются тесты, вопросы и задания для комплексного анализа текста и диктанты из книг:

1. Александрова В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2003.

2. Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008

3. Сидорова Т.Л. Культура речи: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов на Дону, 2004.





Литература:

    1. Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд, 2003.

    2. Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2005.

    3. Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.: Просвещение, 1987.

    4. Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.

    5. Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2000..

    6. Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2001.

    7. Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. : Экзамен, 2005.

    8. Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологического профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2001.

    9. Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий центр,2002.

    10. Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис, 1996.

    11. Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова 10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2004.

    12. Сенькова, М. А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10 -11 кл.»/ М. А. Сенькова, О. Г. Шадрина, Н. А. Паюсова. – Курган, 2004.

    13. Солганик, Г. Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учебное пособие/ Г. Я. Солганик, Т. С. Дроняева. - М., 2002..

    14. Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2005.

    15. Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 1998.




Календарно-тематическое планирование



урока



Тема урока



Тип урока



Элементы содержания урока



Требования к уровню подготовки учащихся


Дата проведения



Примечания

План

Факт


1

Слово о русском языке.

Слово и его значение.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

РЛЯ, государственный язык, язык межнационального общения. Функциональные стили, норма литературного языка, русский язык среди языков мира.

Слово. Лексическое значение. Толковый словарь. (Упр. 3)

Составление плана текста, виды планов, эпиграфы

Работа с толковым словарём




2

Однозначность и многозначность слов

Урок комплексного применения знаний

Однозначные слова. Многозначные слова. (Упр. 5)

Работа с толковым словарём




3

Изобразительно-выразительные средства

Урок комплексного применения знаний

Тропы, метафора, сравнение. (Упр. 11)

Анализ лексических средств выразительности в тексте.




4

Омонимы и их употребление. Работа со словарём омонимов.

Урок комплексного применения знаний

Омонимы: омографы, омофоны, омоформы. (Упр. 14)

Работа со словарём.




5

Паронимы, их употребление. Словари паронимов.

Урок комплексного применения знаний

Паронимы.

Повторение орфографии и пунктуации.

(Упр. 19)

Работа со словарём.




6

Синонимы. Их употребление. Словари синонимов.

Антонимы. Их употребление.

Урок комплексного применения знаний

Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд.

Антонимы. Типы антонимов. Антитеза. Повторение орфографии и пунктуации. (Упр. 29)

Работа со словарями синонимов. Анализ текста.

Работа со словарём антонимов. Анализ текста.





7.

Происхождение лексики СРЯ

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика. Попутное повторение орфографии и пунктуации. (Упр. 36)

Работа со словарём иностранных слов и этимологическим словарём.




8.

Входной контроль

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.







9-10

Р/Р

Изложение с творческим заданием. Анализ лексических особенностей текста.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.


Тема, главная мысль, микротема, ключевые слова. Соблюдение правописных норм при создании связного высказывания.

Составление плана текста.




11.

Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Устаревшая лексика и неологизмы.

Урок комплексного применения знаний

Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы.

Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы. Индивидуально-авторские неологизмы. Попутное повторение орфографии. (Упр. 41)

Определение лексических особенностей текста.

Анализ художественного текста (Н.В.Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин)




12

Р/Р

Лингвистический анализ текста

А. С. Пушкина «Пророк»

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема, главная мысль. Выявление лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста, звукописи




13


Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Готовимся к ЕГЭ

Тест.


Урок комплексного применения знаний

Фразеологизм, источники появления фразеологизмов.

Попутное повторение орфографии и пунктуации. (Упр. 47)

Работа с тестом. Проверка правописных и орфографических умений и навыков.

Работа со словарём фразеологизмов





Закрепить навыки правописания





14

Обобщающий урок:

«Лексика. Фразеология. Лексикография».

Уроки обобщения и систематизации знаний

Энциклопедические и лингвистические словари. Толковые словари и словари аспектные (специальные).

Попутное повторение орфографии и пунктуации. (Вопросы и задания

стр. 32)


Работа с вопросами и заданиями для повторения.




15

Диктант

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверка усвоения основных знаний по русскому языку.

Закрепить навыки правописания




16-17

Звуки и буквы. Фонетический разбор слова. Чередование звуков.

Орфоэпия.

Урок комплексного применения знаний

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Звук. Буква. Звуки гласные и согласные. Согласные звуки: сонорные, звонкие, глухие; твёрдые, мягкие; парные, непарные. Гласные: ударные. Безударные.

Ударение. Орфоэпические нормы. Повторение написаний, опирающихся на фонетические принципы орфографии. (Упр. 52, 53; вопросы и задания стр.40)

Фонетический анализ слова.

Знакомство с орфоэпическими вариантами.




18

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Уроки обобщения и систематизации знаний

Работа с тестами. Тест на правописную грамотность.

Соотношение количества букв и звуков в слове. Произносительные нормы.




19

Состав слова. Морфемы. Морфемный анализ слова.

Урок комплексного применения знаний

Корневая морфема, аффиксальные морфемы. Основа слова. Производная – непроизводная основа; простые, сложные, производящие основы. Правописание морфем.

(Вопросы и задания стр. 47, 49)

Морфемный анализ слов.




20

Словообразование. Словообразовательные модели. Словообразовательный разбор слова.

Урок комплексного применения знаний

Словообразование. Однокоренные слова. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Морфологический принцип правописания. (Упр. 78, 79)

Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор.




21

Формообразование. Понятие парадигмы.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Формообразующий аффикс. Супплетивизм основы. Правописание окончаний различных частей речи.

(Вопросы и задания стр. 58)

Работа с грамматико-орфографическим словарём.




22

Р/Р

Изложение с творческим заданием.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Тема. Главная мысль. Ключевые слова.






23

Принципы русской орфографии.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Морфология. Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм.

(Вопросы и задания стр. 61)

Соотнесение конкретного правописного затруднения с принципами орфографии.




24

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Урок комплексного применения знаний

Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением.

Безударные гласные в корне слова.

(Упр. 94, 96)

Закрепление навыков решения орфографических задач. Работа по алгоритму.




25

Чередующиеся гласные в корне слова.

Урок комплексного применения знаний

Безударные чередующиеся гласные в слове. Безударные гласные в корне слова.

(Упр. 106)

Морфемный анализ слова.




26

Обобщающие упражнения. Тест.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.


Орфограмма.

Закрепление навыков решения орфографических задач.




27

Употребление гласных после шипящих.

Урок комплексного применения знаний

Безударные гласные, ударение.

Правописание гласных после шипящих и Ц в разных частях слова.

(Упр.112)

Работа по алгоритму. Фонетический разбор слова. Морфемный анализ слова.




28

Употребление гласных после Ц.

Урок комплексного применения знаний

Орфограмма. Гласные и согласные звуки, звук и буква.

(Упр. 116)

Морфемный анализ слова. Решение орфографических задач по алгоритму.




29

Диктант

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверка усвоения основных знаний по русскому языку.





30

Правописание звонких и глухих согласных, правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Урок комплексного применения знаний

Орфограмма, звук и буква. Согласные звуки, звонкие и глухие согласные.

Правописание согласных в слове.

(Упр. 120, 123)

Морфемный разбор слова. Фонетический разбор слова.




31

Правописание двойных согласных.

Урок комплексного применения знаний

Орфограмма, правила правописания.

Правописание двойных согласных.

(Упр. 128)_

Орфографический анализ слова.




32

33


Правописание гласных и согласных в приставках.

Приставки ПРЕ-, ПРИ-.

Гласные Ы – И после приставок.

Урок комплексного применения знаний

Орфограмма, правила правописания, приставка.

Принципы орфографии.

Правописание приставок.

Фонетические написания.

(Упр. 143, Упр. 152)

Орфографический разбор слова.

Значение приставок, связь с правописанием.

Орфографический

анализ слова.




34


Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.

Урок комплексного применения знаний

Орфограмма, роль букв Ъ и Ь в слове.

Графика и орфография, строчная и приписная буква.

Слог, деление слова на слоги.

Правописание Ъ и Ь.

Написание строчных и прописных букв.

Правила переноса слов. (Упр. 159

Вопросы и задания стр. 104)

Роль Ъ и Ь.

Орфографический анализ слова.

Морфемный разбор, фонетический разбор слова.



II полугодие

35

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков.

Проверка теоретических знаний и практических умений и навыков.




36

Имя существительное как часть речи.

Урок комплексного применения знаний

Морфология: часть речи, имя существительное, лексико-грамматические разряды имён существительных. Обобщение и повторение орфографии. (Упр. 169)

Морфологический разбор имён существительных.




37

Правописание падежных окончаний имён существительных.

Гласные в суффиксах имён существительных.

Урок комплексного применения знаний

Имя существительное, падеж, число, окончание, склонение.

Падеж, тип склонения.

Падежные окончания существительных.

Гласные в суффиксах имён существительных. (Упр.192)

Определение типа склонения, числа и падежа существительных.

Решение орфографических задач по алгоритму.




38

Правописание сложных имён существительных.

Урок комплексного применения знаний

Имя существительное. Слитные и дефисные написания.

Слитные и дефисные написания.

(Упр. 194)

Орфографический анализ слов.




39

Контрольный диктант.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверка знаний, умений и навыков по теме.

(Упр. 199)





40

Имя прилагательное как часть речи.

Урок комплексного применения знаний

Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды прилагательных.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Морфологический разбор имён прилагательных.




41

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

Урок комплексного применения знаний

Имя прилагательное. Суффиксы. Окончание.

Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных.

(Упр. 212)

Написание суффиксов:

-к-/-ск-; -ев-/-ив-; -чив-/-лив-; -ов-/-оват-/-овит-; -инск-; -оньк-/-еньк-.




42

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

Урок комплексного применения знаний

Орфограмма. Имя прилагательное, суффикс.

Правописание Н и НН в суффиксах имён прилагательных.

(Упр. 216)

Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных.




43

Правописание сложных имён прилагательных.

Урок комплексного применения знаний

Орфограмма. Сложное прилагательное, слитное и дефисное написание.

Правописание сложных имён прилагательных.

(Упр. 220)

Образование сложных имён прилагательных.




44-45

Имя числительное как часть речи

Урок комплексного применения знаний

Имя числительное, количественные, порядковые, собирательные числительные; простые, сложные числительные.

Правописание числительных; слитные, дефисные и раздельные написания; падежные окончания числительных.

(Упр. 222, 225, 230; вопросы и задания стр. 151)

Морфологический разбор числительных.




46-47

Местоимение как часть речи.

Урок комплексного применения знаний

Местоимения. Разряды местоимений.

Правописание местоимений.

(Упр. 234)

Морфологический разбор местоимений.




48

Диктант

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверка знаний, умений и навыков.




49-50

Глагол как часть речи.

Урок комплексного применения знаний

Глагол, морфологические признаки глагола, две основы глаголов.

Правописание глаголов.

(Упр. 241, 258)

Морфологический разбор глагола, образование разных форм глагола.




51-52

Причастие как часть речи.

Урок комплексного применения знаний

Причастие. Морфологические признаки причастия, категория времени.

Правописание суффиксов причастий

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.

(Упр. 262, 270)

Морфологический разбор причастий, образование причастий.




53

Деепричастие как часть речи.

Урок комплексного применения знаний

Деепричастие: признаки глагола и наречия. Категория вида.

Правописание деепричастий.

(Упр.275)

Морфологический разбор деепричастий, образование деепричастий.




54-55

Наречие как часть речи. Правописание наречий.

Урок комплексного применения знаний

Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий.

Правописание наречий.

(Упр. 279, 286)

Морфологический разбор наречий.




56

Диктант.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Проверка знаний, умений и навыков по теме.





57

Слова категории состояния.

Урок комплексного применения знаний

Слова категории состояния.

Попутное повторение орфографии.

(Упр.291)

Морфологический разбор слов категории состояния.




58

Служебные части речи. Предлог.

Урок комплексного применения знаний

Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные.

Правописание предлогов.

(Упр. 296. 301)

Морфологический разбор предлогов.




59

Союз как служебная часть речи.

Урок комплексного применения знаний

Союз как служебная часть речи. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова.

Правописание союзов.

(Упр. 304, 306)

Морфологический разбор союзов.




60-61

Частицы.

Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление.

Урок комплексного применения знаний

Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц.

Правописание частиц. НЕ и НИ с различными частями речи.

(Упр. 308, Упр. 309)

Морфологический разбор частиц.

Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ.




62

Слитное и раздельное написание частиц с разными частями речи.

Урок комплексного применения знаний

Служебные части речи. Частицы. Отрицательные частицы. Морфемика: приставки.

(Упр. 315, 318)

Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ.




63

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Урок комплексного применения знаний

Междометия. Звукоподражательные слова.

Правописание междометий и звукоподражательных слов.

(Упр. 320)

Морфологический разбор междометий.




64, 65

Повторение и обобщение пройденного.

Урок обобщения и систематизации знаний


Повторение и обобщение основных тем и разделов курса. (Упр. 323, 326)




66, 67, 68

Готовимся к ЕГЭ.

Итоговый тест.

Урок проверки, оценки и коррекции знаний.

Орфография. Лексика. Фонетика. Морфемика. Морфология. Элементы анализа текста.




69

Работа над ошибками.

Урок обобщения и систематизации знаний


Анализ ошибок и затруднений.




70

Итоговый урок

Урок обобщения и систематизации знаний
















15


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос