В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа психологического сопровождения адаптации учащихся 1-ых классов "Здравствуй, моя школа""

Юлия Симахина Юлия Симахина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1  голосов:2    просмотров: 3184
Краткое описание
Формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его структурой, выполнение возрастных задач.

Описание
Пояснительная записка Актуальность:

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально – стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем. Что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах с вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к школе и дома научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным и усидчивым. Теоретическая основа. Представленная программа «Здравствуй, моя школа!» имеет психокоррекционную и развивающую направленность. За основу программы взяты следующие программы: «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой; «Психологическая азбука» Арджакеева Т.А. В теоретическом аспекте опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает, прежде всего, психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшим проявлениями человеческого духа. (Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. – СПб., 2006. – С. 52) По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. (Хухлаева О.В. основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2011. – С.10) О.В. Хухлаева описала соответствующие уровни развития психологического здоровья, применимые в том числе к младшим школьникам: 1. Креативный уровень (высший) – к нему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием ресурса сил для преодоления стрессовых ситуаций и творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи, но, к сожалению, на практике они встречаются редко. 2. Адаптивный уровень – к нему относятся относительно «благополучные» дети, которых большинство: они в целом адаптированы к среде. Но имеют отдельные признаки дезадаптации (повышенную тревожность, например). Что выявляется по результатм диагностических методик. Именно такие дети относятся к «группе риска» и нуждаются в психопрофилактичесих групповых занятиях. 3. Дезадаптивный уровень, или ассимилятивно – аккомодативный (низкий) – сюда относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции (замена) и аккомодации (приспособление), использующие для разрешения своих внутренних конфликтов либо первый, либо второй механизм. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее сложно зафиксировать, поскольку это «удобные» и тихие дети, робкие и прилежные. Но на самом деле у таких детей нередко присутствуют различные страхи. Дети этого уровня нуждаются в психологической коррекционной помощи. Цель программы: Основной целью программы является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выполнение возрастных задач. Задачи программы: 1. Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; 2. Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков, 3. Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка, 4. Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, 5. Расширение пассивного и активного психологического слова. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Программа рассчитана на целый учебный год. Формы и методы:
· Ролевые игры; · Коммуникативные и командные игры; · Методы, развивающие воображение, · Терапевтические метафоры, · Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект, · Групповые дискуссии, · Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность,. · Арттерапевтические приемы Организация психологических занятий: На первых уроках психолог знакомит учащихся с рядом правил: § Конфиденциальность – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса; § Безоценочность – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый выражает свое мнение; § «Правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и т.д. Ожидаемый результат: После завершения программы мы ожидаем получить следующие результаты: 1. Приобретение знания основных терминов и понятий курса; 2. Приобретение коммуникативных умений, способности к рефлексии, саморегуляции; 3. Развитие способности анализировать, рассуждать, планировать; 4. Развитие социальных эмоций; 5. Развитие познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание); 6. Повышение уровня адаптации к школе
Учебно – тематический план
Название занятия Количество часов Сроки
1
Адаптационная игра «Здравствуй, школа!»
1
2
Знакомство. Введение в мир психологии
1
3
Я – первоклассник!
1
4
Правила школьной жизни
1
5
Правила и права
1
6
Моя школьная жизнь
1
7
Школа моей мечты
1
8
Игра «Страна слов»
1
9
Занятия по развитию интеллектуальных способностей
3
10
Занятия по развитию памяти
2
11
Занятия по развитию внимания
3
12
Занятия по развитию мышления и речевых навыков
2
13
Игра «Волшебная поляна»
1
14
Мимика и жесты – язык мира Эмоций
1
15
Город радости и веселья
1
16
Остров Страха и его обитатели
1
17
Все что бывает на Острове Страха
1
18
Мы умеем побеждать страх
1
19
Пещера гнева
1
20
Откуда берется гнев?
1
21
Обиженная Деревня
1
22
Прощение растворяет обиды
1
23
Мешок хороших качеств
1
24
«Темные» и «Светлые» качества
1
25
Умение видеть «светлые» качества
1
26
Салют качеств
1
27
Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности
1
28
Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей
1
29
Рефлексия курса
1

Итого по курсу: 29 занятий. 35 часа

Содержание программы: Тема 1. «Здравствуй школа!». 1 час
Профилактическая игра, направленная на адаптацию детей к школе, к новой социальной ситуации, развитие детского коллектива.
Тема 2. Я – школьник. 6 часов
Знакомство с учащимися. Помощь в осознании позиции «Я — ученик». Наблюдения за учащимися по степени адаптации. Знакомство с правилами и приемами.
Тема 3. Учебно – игровые занятия. 11 часов
Профилактическая игра «Страна слов», направленная на развитие навыков чтения и правописания. Математические головоломки. Задания на развитие способности анализировать, систематизировать и обобщать. Задание на развитие памяти, внимания. Упражнения по развитию мышления и речевых навыков.
Тема 4. Мир Эмоций. 10 часов
Профилактическая игра «Волшебная поляна», направленная на изучение особенностей процесса адаптации учащихся. Изучение мимики и жестов. Знакомство с социальными эмоциями. Развитие поведенческих особенностей. Развитие навыков коммуникативного общения.
Тема 5. Мир качеств. 4 часа.
Знакомство с характером. Умение управлять своим эмоциональным состоянием. Умение выходить из трудных ситуаций.
Тема 6. Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности. 1 час
Тема 7. Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей. 1 час

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. В своей работе мы предполагаем использовать следующие методы и приемы:
1. Анализ литературы по теме.
2. Диагностика познавательных процессов, мотивации, степени адаптации
3. Психологические игры
4. Психокоррекционные занятия
5. Развивающие занятия
Использование этих методов позволяет в доступной форме эффективно повысить уровень адаптации первоклассников, создать позицию «Я — ученик». Психокоррекционные упражнения используются для развития различных познавательных процессов. Психологические игры способствуют развитию межличностной сферы учащихся.
Контроль за реализацией программы осуществляется с помощью отчета о проделанной работе, просмотра наглядного материала, наработанного по ходу реализации программы.
Список литературы:
  1. Амонашвили Ш.А, В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
  3. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.
  4. Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  5. Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002
  6. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.
  7. Психическое развитие младшего школьника, /экспериментальное психологическое исследование под ред. Давыдова В.В,, М., «Педагогика», 1990
  8. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс»,1998.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999
Пожаловаться 03 сентября 2013
Файлы
программа по коррекции 1 классов лицей.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru