В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа психологического сопровождения адаптации учащихся 1-ых классов "Здравствуй, моя школа""

Юлия Симахина Юлия Симахина
Тип материала: Программа
Рейтинг: 1  голосов:2    просмотров: 3308
Краткое описание
Формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его структурой, выполнение возрастных задач.

Описание
Пояснительная записка Актуальность:

Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально – стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций. Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой из этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем. Что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. Психологами доказано, что обычные дети в младших классах с вполне способны, если только их правильно обучать, усваивать и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к школе и дома научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательным и усидчивым. Теоретическая основа. Представленная программа «Здравствуй, моя школа!» имеет психокоррекционную и развивающую направленность. За основу программы взяты следующие программы: «Четыре путешествия» Л.М. Новиковой, И.В. Самойловой; «Психологическая азбука» Арджакеева Т.А. В теоретическом аспекте опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает, прежде всего, психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшим проявлениями человеческого духа. (Практическая психология образования / под ред. Дубровиной И.В. – СПб., 2006. – С. 52) По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. (Хухлаева О.В. основы психологического консультирования и психологической коррекции. М., 2011. – С.10) О.В. Хухлаева описала соответствующие уровни развития психологического здоровья, применимые в том числе к младшим школьникам: 1. Креативный уровень (высший) – к нему относятся дети с устойчивой адаптацией к среде, наличием ресурса сил для преодоления стрессовых ситуаций и творческим отношением к действительности. Такие дети не нуждаются в психологической помощи, но, к сожалению, на практике они встречаются редко. 2. Адаптивный уровень – к нему относятся относительно «благополучные» дети, которых большинство: они в целом адаптированы к среде. Но имеют отдельные признаки дезадаптации (повышенную тревожность, например). Что выявляется по результатм диагностических методик. Именно такие дети относятся к «группе риска» и нуждаются в психопрофилактичесих групповых занятиях. 3. Дезадаптивный уровень, или ассимилятивно – аккомодативный (низкий) – сюда относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции (замена) и аккомодации (приспособление), использующие для разрешения своих внутренних конфликтов либо первый, либо второй механизм. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее сложно зафиксировать, поскольку это «удобные» и тихие дети, робкие и прилежные. Но на самом деле у таких детей нередко присутствуют различные страхи. Дети этого уровня нуждаются в психологической коррекционной помощи. Цель программы: Основной целью программы является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соответствии с его трехкомпонентной структурой, выполнение возрастных задач. Задачи программы: 1. Формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; 2. Развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков, 3. Формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребенка, 4. Развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, 5. Расширение пассивного и активного психологического слова. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий – 30-40 минут. Программа рассчитана на целый учебный год. Формы и методы:
· Ролевые игры; · Коммуникативные и командные игры; · Методы, развивающие воображение, · Терапевтические метафоры, · Упражнения, формирующие эмоциональный интеллект, · Групповые дискуссии, · Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность,. · Арттерапевтические приемы Организация психологических занятий: На первых уроках психолог знакомит учащихся с рядом правил: § Конфиденциальность – то, что обсуждается на занятии, не должно выходить за пределы класса; § Безоценочность – на уроках психологии нет отметок и оценок, правильных и неправильных ответов, каждый выражает свое мнение; § «Правило одного микрофона» — когда один человек говорит, другие слушают и не перебивают и т.д. Ожидаемый результат: После завершения программы мы ожидаем получить следующие результаты: 1. Приобретение знания основных терминов и понятий курса; 2. Приобретение коммуникативных умений, способности к рефлексии, саморегуляции; 3. Развитие способности анализировать, рассуждать, планировать; 4. Развитие социальных эмоций; 5. Развитие познавательных процессов (память, мышление, речь, внимание); 6. Повышение уровня адаптации к школе
Учебно – тематический план
Название занятия Количество часов Сроки
1
Адаптационная игра «Здравствуй, школа!»
1
2
Знакомство. Введение в мир психологии
1
3
Я – первоклассник!
1
4
Правила школьной жизни
1
5
Правила и права
1
6
Моя школьная жизнь
1
7
Школа моей мечты
1
8
Игра «Страна слов»
1
9
Занятия по развитию интеллектуальных способностей
3
10
Занятия по развитию памяти
2
11
Занятия по развитию внимания
3
12
Занятия по развитию мышления и речевых навыков
2
13
Игра «Волшебная поляна»
1
14
Мимика и жесты – язык мира Эмоций
1
15
Город радости и веселья
1
16
Остров Страха и его обитатели
1
17
Все что бывает на Острове Страха
1
18
Мы умеем побеждать страх
1
19
Пещера гнева
1
20
Откуда берется гнев?
1
21
Обиженная Деревня
1
22
Прощение растворяет обиды
1
23
Мешок хороших качеств
1
24
«Темные» и «Светлые» качества
1
25
Умение видеть «светлые» качества
1
26
Салют качеств
1
27
Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности
1
28
Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей
1
29
Рефлексия курса
1

Итого по курсу: 29 занятий. 35 часа

Содержание программы: Тема 1. «Здравствуй школа!». 1 час
Профилактическая игра, направленная на адаптацию детей к школе, к новой социальной ситуации, развитие детского коллектива.
Тема 2. Я – школьник. 6 часов
Знакомство с учащимися. Помощь в осознании позиции «Я — ученик». Наблюдения за учащимися по степени адаптации. Знакомство с правилами и приемами.
Тема 3. Учебно – игровые занятия. 11 часов
Профилактическая игра «Страна слов», направленная на развитие навыков чтения и правописания. Математические головоломки. Задания на развитие способности анализировать, систематизировать и обобщать. Задание на развитие памяти, внимания. Упражнения по развитию мышления и речевых навыков.
Тема 4. Мир Эмоций. 10 часов
Профилактическая игра «Волшебная поляна», направленная на изучение особенностей процесса адаптации учащихся. Изучение мимики и жестов. Знакомство с социальными эмоциями. Развитие поведенческих особенностей. Развитие навыков коммуникативного общения.
Тема 5. Мир качеств. 4 часа.
Знакомство с характером. Умение управлять своим эмоциональным состоянием. Умение выходить из трудных ситуаций.
Тема 6. Психологические игры по снятию утомляемости, тревожности. 1 час
Тема 7. Психологические игры по развитию выразительных движений ребенка, его коммуникативных способностей. 1 час

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. В своей работе мы предполагаем использовать следующие методы и приемы:
1. Анализ литературы по теме.
2. Диагностика познавательных процессов, мотивации, степени адаптации
3. Психологические игры
4. Психокоррекционные занятия
5. Развивающие занятия
Использование этих методов позволяет в доступной форме эффективно повысить уровень адаптации первоклассников, создать позицию «Я — ученик». Психокоррекционные упражнения используются для развития различных познавательных процессов. Психологические игры способствуют развитию межличностной сферы учащихся.
Контроль за реализацией программы осуществляется с помощью отчета о проделанной работе, просмотра наглядного материала, наработанного по ходу реализации программы.
Список литературы:
  1. Амонашвили Ш.А, В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Просвещение, 1989.
  3. Битянова М., Азарова Т., Афанасьева Е., Васильева Н. Работа психолога в начальной школе. М.: Совершенство, 1998.
  4. Божович Л.И, Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  5. Вачков И.В, Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось-89, 2002
  6. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.
  7. Психическое развитие младшего школьника, /экспериментальное психологическое исследование под ред. Давыдова В.В,, М., «Педагогика», 1990
  8. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. Дубна: «Феникс»,1998.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999
Пожаловаться 03 сентября 2013
Файлы
программа по коррекции 1 классов лицей.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru