В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

А.С.Пушкин. Сказка о царе Салтане

Любовь  Астунина Любовь Астунина
Тип материала: Урок
просмотров: 4584    комментариев: 1
Краткое описание
Закрепить основные признаки литературных жанров, в частности, сказки; совершенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения; развивать умение прогнозировать, анализировать, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать материал.
Пожаловаться 16 августа 2013
Файлы
Урок чтения 4 класс.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Астунина Любовь Васильевна, учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34

г.Волгоград

Методическая разработка урока литературного чтения по книге Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «В океане света» 4 класс. Программа «Школа 2100»


А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»

Цели урока:

  • закрепить основные признаки литературных жанров, в частности, сказки;

  • совершенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения, работать над выразительностью речи;

  • развивать умение прогнозировать, анализировать, выделять главную мысль, сравнивать, обобщать;

  • прививать интерес к устному творчеству, развивать воображение, творческое мышление.

Оборудование: наглядный материал с изображением героев различных народных сказок, таблички с названиями сказок А.С.Пушкина, детские сочинения на тему «Мой любимый писатель», портрет А.С.Пушкина, выставка его произведений.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Пожелаем сегодня на уроке друг другу успехов и хорошего настроения

Подготовительная работа к изучению нового материала

- В начале года, вспомните, мы с вами писали сочинение о любимом писателе. Звучали фамилии многих авторов, и в том числе, есть несколько сочинений, которые мне бы хотелось вам зачитать, не называя имя автора. Попробуйте догадаться, о ком и о каких произведениях в своих сочинениях писали ребята. (Учитель читает выдержки из сочинений)

  • «С этим писателем я познакомилась однажды на уроке чтения и полюбила всей душой его весёлые и поучительные произведения. Я советую своим друзьям прочитать хотя бы одно произведение этого писателя, уверена, им понравится.»

  • «Я люблю его произведения за то, что они добрые и интересные, всегда хорошо заканчиваются, а зло, если и наказывается, то всегда справедливо. Мой любимый герой – старик, потому что он добрый и отзывчивый.»

  • «Он пишет стихи и сказки для детей и взрослых. Первая встреча с его произведениями произошла в детском садике. Мне запомнился весёлый работник Балда. Я люблю книги этого автора, потому что их интересно и легко читать. Моё знакомство продолжается в школе. Я посоветовал бы своим друзьям прочитать все сказки этого автора.»

  • «Его произведения учат нас быть добрыми, честными, трудолюбивыми. Мой любимый герой – золотая рыбка. За доброту старика она отплатила добром, но и проучила старуху – та хотела стать владычицей мира. Но жадная старуха осталась у разбитого корыта. А ещё я рекомендую друзьям прочитать его «Сказку о царе Салтане».

(Обращение к портрету А.С.Пушкина, биографические данные дополняются высказываниями детей)

- Мы знаем А.С.Пушкина как большого любителя и ценителя сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его бабушка и няня – Арина Родионовна, с которыми маленький А.С. был очень дружен. За свою короткую жизнь (38 лет) он написал много стихов о любви, о жизни, природе и, конечно, сказок. (Просмотр подобранных произведений А.С.Пушкина на выставке книг, рекомендации по их прочтению)

Работа с текстом до чтения

- Откройте учебники, прочтите название. Вспомните какие-либо сказки и давайте сравним названия сказок А.С.Пушкина с названиями других сказок. (Запись ответов детей или угадывание сказок по наглядному материалу, выставление табличек с названиями сказок А.С.Пушкина)

- Зачем Пушкин лишний раз подчёркивает, что это – сказка? И мало того, сразу уточняет всех его героев? (Хочет привлечь внимание ребят, чтобы они познакомились с этим произведением)

- Сказка, как литературный жанр, имеет свои отличительные признаки. Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты ещё в сказки веришь?» или «Ты рассказываешь сказки» - о каком признаке сказки идёт речь? (О том, что сказка сама по себе – вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения)

- Какие ещё признаки вы можете выделить? (Победа добра над злом – именно сказки учат нас быть добрыми, открытыми – лучшими; повторы событий, а также зачин и концовка)

- Приведите примеры, ведь именно по зачину можно легко определить, сказка это или нет. (Дети приводят примеры сказок, акцентируя внимание на зачине). По ходу чтения мы будем находить эти признаки в сказке А.С.Пушкина.

- Перелистайте странички. Посмотрите, какая это большая сказка, и заметьте, она написана не сплошным текстом, а как бы поделена на маленькие части – абзацы. Как вы думаете, для чего так сделал автор? (Возможно, каждый абзац – это маленький эпизод, маленькое действие)

- Это удобно? Пронумеруйте их, так нам легче будет ориентироваться в тексте.

Работа с текстом во время чтения

- Прочтите 1 абзац. (Ученик – вслух). Где зачин? О чём говорит его отсутствие? (О том, что действия происходят где-то рядом, события реальные, и , возможно, «сказка» в названии специально для того, чтобы у нас не было сомнений, сказка ли это).

- Какие слова непонятны? Как бы вы охарактеризовали этих девушек? (1 – любит готовить и вкусно поесть, 2 – любит шить и модно одеваться, 3 – любит детей и мечтает о семье)

- Попробуйте догадаться, кто из них на иллюстрации.

- Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.

- Какие средства выразительности можно использовать при чтении? (Разные голоса и интонации для каждой героини)

- Читаем 2 абзац. (Читают про себя). Не показался ли вам царь Салтан немного необычным?.. Почему он подслушивает? Почему женится тут же? Он легкомысленный и беспечный? (Возможно, его царское окружение только льстит царю, придворные лишь восхваляют его, не говоря правды, боясь царя раздосадовать, и зная это, он подслушивает в надежде, что таким образом ему удастся услышать правду и именно это подтолкнуло царя к скоропостижной женитьбе, что, конечно же, очень необычно)

- Какова основная мысль этого абзаца? Подчеркнём и дадим ему название.

- Как передать присутствие царя? (уверенным голосом, неторопливым темпом речи)

- 3 абзац. (Ученик – вслух). Как ведут себя сестрицы? Почему? Можно ли говорить об их искренних чувствах к своей сестрице? Что из выразительных средств здесь можно использовать? (тихое чтение, чтобы показать злой замысел сестриц)

- 4 абзац. (Ученик – вслух). Похоже, в царстве Салтана никакого порядка. Почему он сам поехал на войну? Почему он поверил, что жена родила ему неведомую зверюшку?

- 5 – 6 абзац. (Читают про себя). Почему такой приказ не смутил бояр? (видно, привыкли к странностям царя. Наверное, он не был однозначно хорошим или плохим – то доверчивый и добрый, то злой и несправедливый)

- 7 – 8 абзац. (Читают по себя). Чудеса и волшебство – основные признаки сказок. А здесь какие?

Работа с текстом после чтения

- В каждом произведении есть свои положительные и отрицательные герои. Можно уже предположить, кто какие?

- Какой эпизод взволновал больше всего, заставил переживать?

- Перечитайте начало сказки и докажите, что у Пушкина есть и пейзаж, и разговор, и чувства, и действия. (Каждый вывод дети подтверждают цитатами из текста)

- Как относится к своим героям автор? (Отношение доброе)

Подведение итогов

- Кто ни разу не смотрел мультфильма, не читал это произведение – как вы думаете, каков финал этой сказки? Как обычно заканчиваются волшебные фольклорные сказки?

Домашнее задание. Самостоятельное выразительное чтение нескольких частей. Иллюстрации к понравившейся части текста. Выбор героя и прослеживание его развития на протяжении всей сказки.

Обсуждение материала
  • Елена Гликман
    29 августа 201320:19
    Елена Гликман

    Уважаемая Любовь Васильевна! На Ваш почтовый ящик высланы рекомендации по доработке этого загруженного материала. Срок перезагрузки - до 05.09.2013. Надеюсь на понимание.

Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru