В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Хронотоп "Донских рассказов" М.А. Шолохова

Хронотоп "Донских рассказов" М.А. Шолохова

Людмила Белякова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 5489
Краткое описание
Ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).
Описание


Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА
Цель урока:
— ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).
Задачи урока:
— дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»;
— рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»;
— совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка».
Оборудование урока:
— портрет писателя;
Информационная среда урока:
— презентация о быте донских казаков;
— карта России начала XX века.
Урок проводят:
Белякова Л.М., учитель литературы; высшая квалификационная категория, кандидат культурологии
Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Временные рамки урока – 90 мин.
УМК по литературе под редакцией С.А.Зинина
Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. М.Цветаева I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя. О чём же эти рассказы? Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события). Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий. Запись темы в тетрадь II. (Васюхина Ю.К.) Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. Запись эпиграфа в тетрадь III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу. Один из вариантов Кто он, писатель Шолохов, — трагический романтик или суровый реалист? Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения? Сформулировать отношение писателя к войне. IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России. — используется презентация, рассказывающая о быте казаков; — работа с картой и систематизация фактов по теме. Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка». — Прочитайте первый абзац рассказа: На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох. С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается: Стол – анкета – графа «18 лет» — Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе. А) Доказательство, что действие происходит на Дону: Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д. Б) Антитеза: Мирное пространство и военное пространство Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами. Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном. Вывод: Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю. YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.) Оформление «исторической лестницы»: — революция — Гражданская война — политика военного коммунизма — продразвёрстка — бегство армии за границу — голод 1920-1924 годов Вывод: Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца. YII. Изображение художественного времени в романе6 А. Философское время: Прошлое – настоящее – будущее Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет 7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет Б. Календарное время Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти). В. Движение времени Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать. Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени: Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д. Вывод по уроку Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр «Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу, поставленную вами.
Теги: оу, учитель

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Интегр по Шолохову.doc Скачать

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Рыбинска. Белякова Людмила Михайловна, учитель литературы и Васюхина Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания



Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе


ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА


Цель урока:

- ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).

Задачи урока:

- дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»;

- рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»;

- совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка».

Оборудование урока:

- портрет писателя;

Информационная среда урока:

- презентация о быте донских казаков;

- карта России начала XX века.

Урок проводят:

Белякова Л.М., учитель литературы; высшая квалификационная категория, кандидат культурологии

Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория

Временные рамки урока – 90 мин.

УМК по литературе под редакцией С.А.Зинина


Все рядком лежат,

Не развесть межой.

Поглядеть солдат:

Где свой, где чужой?


Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал:

Смерть побелила.

М.Цветаева

I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя.

- О чём же эти рассказы?

Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события).

Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий.

Запись темы в тетрадь

II. (Васюхина Ю.К.)

Все рядком лежат,

Не развесть межой.

Поглядеть солдат:

Где свой, где чужой?


Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал:

Смерть побелила.

Запись эпиграфа в тетрадь

III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу.

Один из вариантов

Кто он, писатель Шолохов, - трагический романтик или суровый реалист?

Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения?

Сформулировать отношение писателя к войне.

IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России.

- используется презентация, рассказывающая о быте казаков;

- работа с картой и систематизация фактов по теме.

Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка».

- Прочитайте первый абзац рассказа:

На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба.

Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох.

С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается:

Стол – анкета – графа «18 лет»

- Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе.

А) Доказательство, что действие происходит на Дону:

Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д.

Б) Антитеза:

Мирное пространство и военное пространство

Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами.

Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном.

Вывод:

Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю.

YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.)

Оформление «исторической лестницы»:

- революция

- Гражданская война

- политика военного коммунизма

- продразвёрстка

- бегство армии за границу

- голод 1920-1924 годов

Вывод:

Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца.

YII. Изображение художественного времени в романе6

А. Философское время:

Прошлое – настоящее – будущее

Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет

7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет

Б. Календарное время

Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти).

В. Движение времени

Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать.

Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени:

Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д.

Вывод по уроку

Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр

«Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо»

Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу, поставленную вами.








Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос