В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Хронотоп "Донских рассказов" М.А. Шолохова

Людмила Белякова Людмила Белякова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 2254
Краткое описание
Ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).

Описание


Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА
Цель урока:
— ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).
Задачи урока:
— дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»;
— рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»;
— совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка».
Оборудование урока:
— портрет писателя;
Информационная среда урока:
— презентация о быте донских казаков;
— карта России начала XX века.
Урок проводят:
Белякова Л.М., учитель литературы; высшая квалификационная категория, кандидат культурологии
Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория
Временные рамки урока – 90 мин.
УМК по литературе под редакцией С.А.Зинина
Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. М.Цветаева I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя. О чём же эти рассказы? Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события). Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий. Запись темы в тетрадь II. (Васюхина Ю.К.) Все рядком лежат, Не развесть межой. Поглядеть солдат: Где свой, где чужой? Белый был – красным стал: Кровь обагрила. Красный был – белым стал: Смерть побелила. Запись эпиграфа в тетрадь III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу. Один из вариантов Кто он, писатель Шолохов, — трагический романтик или суровый реалист? Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения? Сформулировать отношение писателя к войне. IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России. — используется презентация, рассказывающая о быте казаков; — работа с картой и систематизация фактов по теме. Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка». — Прочитайте первый абзац рассказа: На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба. Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох. С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается: Стол – анкета – графа «18 лет» — Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе. А) Доказательство, что действие происходит на Дону: Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д. Б) Антитеза: Мирное пространство и военное пространство Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами. Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном. Вывод: Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю. YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.) Оформление «исторической лестницы»: — революция — Гражданская война — политика военного коммунизма — продразвёрстка — бегство армии за границу — голод 1920-1924 годов Вывод: Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца. YII. Изображение художественного времени в романе6 А. Философское время: Прошлое – настоящее – будущее Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет 7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет Б. Календарное время Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти). В. Движение времени Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать. Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени: Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д. Вывод по уроку Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр «Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо» Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу, поставленную вами.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 14 августа 2013
Файлы
Интегр по Шолохову.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №35 города Рыбинска. Белякова Людмила Михайловна, учитель литературы и Васюхина Юлия Константиновна, учитель истории и обществознания



Интегрированный урок литературы, истории и обществознания в 11 классе


ХРОНОТОП «ДОНСКИХ РАССКАЗОВ» М.А. ШОЛОХОВА


Цель урока:

- ввести обучающихся в художественный мир Шолохова через осмысление времени и пространства (художественного и исторического).

Задачи урока:

- дать характеристику времени, в которое создавались «Донские рассказы»;

- рассмотреть цикл рассказов как пролог к роману-эпопее «Тихий Дон»;

- совершенствовать навыки сопоставительного анализа реальных событий и их художественного изображения на примере рассказа «Родинка».

Оборудование урока:

- портрет писателя;

Информационная среда урока:

- презентация о быте донских казаков;

- карта России начала XX века.

Урок проводят:

Белякова Л.М., учитель литературы; высшая квалификационная категория, кандидат культурологии

Васюхина Ю.К., учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория

Временные рамки урока – 90 мин.

УМК по литературе под редакцией С.А.Зинина


Все рядком лежат,

Не развесть межой.

Поглядеть солдат:

Где свой, где чужой?


Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал:

Смерть побелила.

М.Цветаева

I. (Белякова Л.М.) Михаил Шолохов – фигура в литературе знаковая и значимая. И уже первые произведения «Донские рассказы» становятся прологом не только будущего романа «Тихий Дон», но и прологом всей будущей литературной судьбы писателя.

- О чём же эти рассказы?

Вы правы, лаконично можно сказать, что это произведение о Доне (как географическом пространстве) и про Дон (как месте и времени, где разворачиваются события).

Таким образом, мы предлагаем рассмотреть один из рассказов (он открывает цикл) «Родинку» через осмысление времени и пространства, их роли в изображении и героев, и событий.

Запись темы в тетрадь

II. (Васюхина Ю.К.)

Все рядком лежат,

Не развесть межой.

Поглядеть солдат:

Где свой, где чужой?


Белый был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красный был – белым стал:

Смерть побелила.

Запись эпиграфа в тетрадь

III. (Белякова Л.М.) Сформулируем учебную задачу.

Один из вариантов

Кто он, писатель Шолохов, - трагический романтик или суровый реалист?

Как хронотоп рассказа помогает проникнуть в идею произведения?

Сформулировать отношение писателя к войне.

IY. (Васюхина Ю.К.) Дон как особое историческое пространство в России.

- используется презентация, рассказывающая о быте казаков;

- работа с картой и систематизация фактов по теме.

Y. (Белякова Л.М.) Работа с текстом «Роль художественного пространства в рассказе «Родинка».

- Прочитайте первый абзац рассказа:

На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба.

Вывод: два мира – война и мир, хлеб и порох.

С одной стороны, пространство ограничено (стол), более того, по мере развития действия оно всё больше и больше сужается:

Стол – анкета – графа «18 лет»

- Перечитайте рассказ по диагонали и определите роль художественного пространства в рассказе.

А) Доказательство, что действие происходит на Дону:

Диалектные слова: яр, хата, летник, пышатки, шлях, цыбарка и т.д.

Б) Антитеза:

Мирное пространство и военное пространство

Хозяйка корову доит, телок мычит – лошадь издохла, которая, не передыхая, пакет везла с тремя крестами.

Вызванивает и колышется хлебный колос – а из-под закрома тянут конные ячмень и пшеницу, под ноги коням сыплют и двор устилают золотистым зерном.

Вывод:

Всё пространство протестует против войны, война уничтожает хлеб, дом, землю.

YI. Отражение исторического времени в рассказе. (Васюхина Ю.К.)

Оформление «исторической лестницы»:

- революция

- Гражданская война

- политика военного коммунизма

- продразвёрстка

- бегство армии за границу

- голод 1920-1924 годов

Вывод:

Шолохов правдиво, сурово изображает историю, обращаясь к самым переломным страницам её, когда брат поднялся на брата, отец на сына, сын на отца.

YII. Изображение художественного времени в романе6

А. Философское время:

Прошлое – настоящее – будущее

Детство Миколки – командир эскадрона красных – нет

7 лет не видал атаман родных куреней: плен, Врангель, банда – банда – нет

Б. Календарное время

Осень – созрел хлеб («У ядрёной пшеницы ус чернеет на колосе, будто у семнадцатилетнего парня, а жито дует вверх и норовит человека перерасти).

В. Движение времени

Время изображено статично, лишь, начиная с 6 главки, время стремительно начинает бежать.

Выпишите из текста те глаголы и деепричастия, которые отражают стремительность времени:

Подскакал – вытянул плетью – выскочил – привстав на стременах – распластавшись, скачет и т.д.

Вывод по уроку

Найдите в тексте сюжетный, идейный, композиционный центр

«Дёрнул, злобно выругавшись, с чулком сорвал сапог и на ноге, повыше щиколотки, родинку увидел с голубиное яйцо»

Сформулируйте вывод по уроку, который бы реализовал учебную задачу, поставленную вами.








Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru