В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Психологическое сопровождение учащихся, имеющих низкий познавательный интерес к обучению.

Ксения Лебедева Ксения Лебедева
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 7889    комментариев: 3
Краткое описание
Проблема школьной неуспеваемости и пропусков учебных занятий является очень актуальной, потому что беспокоит всех нас, и педагогов, и родителей. Причём неуспеваемость по учебным занятиям беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться.

Описание
Психологическое сопровождение учащихся, имеющих низкий познавательный интерес к обучению.
Лебедева Ксения Андреевна педагог — психолог МОАУ «СОШ № 71» г. Оренбурга
Проблема школьной неуспеваемости и пропусков учебных занятий является очень актуальной, потому что беспокоит всех нас, и педагогов, и родителей. Причём неуспеваемость по учебным занятиям беспокоит не только взрослых, но и наших детей. Ведь совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребёнка, который бы хотел плохо учиться. Каждый ребёнок, переступая порог школы, хочет учиться, узнавать новое, стать «хорошим» учеником. Когда же мечты об успешном обучении разбиваются о первые двойки, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится «трудным» учеником: грубит учителям, не выполняет заданий, мешает работать одноклассникам. Как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против школы у ребёнка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. Ведь в нашем обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребёнка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже, если на словах он уверяет нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге неуспевающие дети зачастую ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными, жалкими, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых компаниях, в уличных тусовках, тем самым, пополняя ряды «неблагополучных» детей района, города. И тогда уже целая армия взрослых вынуждена бороться с новоиспечёнными «хулиганами», т.е. людьми, ведущими асоциальный образ жизни. Существует множество причин, из-за которых учащиеся пропускают занятия и имеют проблемы с успеваемостью. Основной причиной является нарушение в мотивационном компоненте – низкий познавательный интерес. Сформированность мотивационной сферы играет важнейшую роль для успешности ребенка в учебной деятельности. Наличие мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости. У детей отсутствует интерес к обучению, образовательный процесс очень тяготит учащихся. Неусвоение школьной программы влечет за собой пропуски занятий сначала в единичном порядке, потом прогулы становятся систематическими. Таким образом, проблемы нарастают, как снежный ком. Однако низкая учебная мотивация далеко не единственная причина неуспеваемости учащихся. Рассмотрим более подробно все причины, влекущие за собой проблемы с успеваемостью. 1. Школьная неуспеваемость. Виды, причины, факторы. Под школьной неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения ребёнка не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу). Поэтому критерием для определения неуспеваемости являются неудовлетворительные оценки в конце четверти (за год). Существует несколько типов неуспеваемости: 1.Абсолютная неуспеваемость – выражена оценкой «2» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы. 2.Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся. 3.Фиксированная неуспеваемость – неуспеваемость выражается в пробелах в знаниях. 4.Скрытая неуспеваемость – выражается не только в пробелах в знаниях, но и в отношении учащихся к учению. 5.Общее отставание в учении. 6.Отставание по отдельным предметам. В зависимости от устойчивости отставания выделяют ещё три типа школьной неуспеваемости и причины её возникновения в каждом случае:
Тип неуспеваемости Причины возникновения
1 Общее и глубокое отставание
(по многим или всем предметам длительное время).
-неподготовленность;
-неблагоприятные условия (болезнь, семейные обстоятельства);
-нерадивость, лень;
-недостаточный уровень общего развития.
2 Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость
(по 1-3 наиболее сложным предметам).
-недостатки преподавания;
-пробелы в знаниях за предыдущие классы;
-отсутствие интереса к учёбе, сознательности.
3 Эпизодическая неуспеваемость (то по одному, то по другому предмету).
-недочёты преподавания;
-неаккуратное посещение школы (прогулы).

Для того, чтобы преодолеть школьную неуспеваемость, необходимо, прежде всего, определить вызывающие её причины. Анализ причин и условий, порождающих неуспеваемость, позволяет организовать эффективную помощь и поддержку неуспевающему ребёнку. Принято выделять несколько групп факторов, ведущих к неуспеваемости в школе: 1. Физиологический фактор: физиологические причины:болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций ЦНС, болезни НС. Школа – очень серьёзный и сложный этап в жизни каждого ребёнка. Задача сохранения здоровья ребёнка должна считаться не менее важной, чем погоня за отличной успеваемостью любой ценой. Успешность учёбы должна быть отмечена не только оценками в дневнике, но и сопутствующим хорошим здоровьем. Согласитесь, жаль ребёнка с целым портфелем отличных оценок, если у него плохой сон, он раздражителен, если у него синяки под глазами. А ведь это может быть только началом, первым признаком будущих хронических заболеваний. На сегодняшний день медицинская статистика говорит о том, что лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми. Отмечена чёткая тенденция к ухудшению психического здоровья детей и подростков. Основными формами детской психической патологии являются неврозы, психопатии, девиантное поведение. Эта проблема является очень сложной и неоднозначной. С одной стороны из-за учебных нагрузок ухудшается состояние школьников, а с другой стороны, физическое здоровье ребёнка является одной из возможных причин школьной неуспеваемости. Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые люди (язва желудка, бронхиальная астма), всё чаще встречаются у детей. Увеличилось число детей, подверженных частым простудным заболеваниям, которые ослабляют организм, снижают иммунитет, ведут к образованию хронических заболеваний, таких как тонзиллит, гайморит и т.д. Часто болеющий ребёнок более раздражителен, быстрее утомляется, у него снижен уровень физической и умственной активности, он менее устойчив к разного рода нагрузкам (в частности, учебным), менее работоспособен. Многочисленные пропуски занятий из-за болезни усугубляют картину, ведут к пробелам в знаниях, а затем — к школьной неуспешности. 2. Психологический фактор: психологические причины:особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора. К психологическим причинам неуспеваемости относят, как правило, свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и др. Среди психологических факторов можно выделить несколько сфер, влияющих на обучение: Познавательная сфера. Для успешного овладения школьниками учебными предметами необходимо формировать у них определённые качества познавательных процессов. Существует определённая взаимосвязь между уровнем проявления некоторых особенностей внимания, памяти, мышления и успеваемостью в школе. Так, для успешного освоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти. Поэтому целесообразно обучать детей приёмам запоминания, помогающим структурировать и запоминать материал. Некоторые особенности развития мышления также могут стать причиной неуспеваемости. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике. Недостаточный уровень развития внимания – ещё одна причина трудностей при освоении учебной программы. У младших школьников произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объём внимания невелик, одним и тем же делом они могут заниматься 10-20 минут, подростки – 40-45 минут, старшеклассники – 45-50 минут. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений (СДВГ) или результатом ситуативного психологического состояния ребёнка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, с родителями, сверстниками). Однако результат один – чем больше симптомов нарушения внимания, тем ниже отметки по всем предметам. В последнее время всё чаще среди причин неуспеваемости называют особенности восприятия учебного материала учащимися. Для организации эффективного обучения необходимо учитывать, какой канал восприятия информации используется каждым ребёнком (зрительный, слуховой, кинестетический), в каком виде полученная информация сохраняется в сознании (в виде зрительных, слуховых, кинестетических образов) и каким образом ребёнок проверяет правильность принятого им решения (например, при написании диктанта). Если у ребёнка хорошо развиты и зрительная, и слуховая, и кинестетическая системы, он может свободно переводить информацию из одной системы в другую, обучение ему даётся легко. Если же ребёнок опирается только на одну из систем, обучение должно строиться в соответствии с этой системой. Рекомендуется объяснять материал ребёнку, исходя из ведущего стиля обучения, затем закреплять с опорой на слабую систему и проверять знания на основе предпочитаемого ребёнком стиля. Стиль школьного обучения меняется от класса к классу (начальная школа – кинестетический, средняя – аудиальный, старшая – визуальный), в связи с этим успешным будет тот ребёнок, у которого развиты все три системы. Поэтому, для более успешного обучения необходимо задействовать все три канала восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический. Мотивационная сфера. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности: овладение операциями мышления возможно только при наличии определённых мотивов. Отношение ребёнка к учению, то есть учебная мотивация, играет здесь решающую роль. Выделяют внешнюю и внутреннюю мотивацию. К внешней мотивации относят всё то, что лежит вне самой деятельности: необходимость учиться, т.к. все в этом возрасте учатся; желание получить одобрение окружающих, в частности родителей; внешний контроль; общение со сверстниками и т.п. К внутренней мотивации – получение знаний и сам процесс обучения. Изучение отношения детей к школе, мотивов обучения, познавательных потребностей школьников свидетельствует о том, что уровень учебной мотивации школьников снижается к младшему подростковому возрасту, а также наблюдается переход учебной мотивации во внешнюю. Некоторых, а возможно, даже и многих учащихся лишают мотивации не принимающие их учителя, родители, сверстники, обучающиеся более быстро, и сами учебные материала, ориентированные на другие типы учащихся. Таким образом, причиной неуспеваемости становится причина не психологического, а социально-бытового характера. Педагоги и родители должны формировать у детей мотив достижения, создавать ситуацию успеха, которая связана с мотивационной сферой и определяется психологическими аспектами индивидуальности ребёнка. Эмоционально-волевая сфера. Анализируя каждый индивидуальный случай школьной неуспеваемости необходимо принимать во внимание не только особенности развития, состояние здоровья и пробелы в учебных знаниях, но и эмоциональное состояние ученика, направленность его личных усилий и интересов. Главным фактором продуктивности познавательной сферы является эмоциональная окрашенность учебного процесса. Благоприятные эмоции в процессе обучения активизируют внимание учеников и способствуют осознанному пониманию учебного материала. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям может выступать как причина накопления у детей отрицательных эмоций по отношению к школьной ситуации. У детей с негативным эмоциональным восприятием школы повышается тревожность, появляется страх. Тревожность высокого уровня приводит к нарушению психического здоровья, отклоняющемуся поведению и снижению результативности учебной деятельности. На школьную успешность либо неуспешность влияние оказывает и самооценка школьника. Как правило, дети приходят в школу с желанием учиться, но постепенно нарастающие сложности, проблемы, возникающие в школе у некоторых детей, приводят к формированию отрицательного отношения к учению и снижению самооценки (а ведь самооценка ребёнка основывается на мнении окружающих взрослых, в частности педагогов и родителей). Низкий уровень самооценки создаёт проблемы как в освоении учебного материала («Я всё равно это не пойму», «Мне этого никогда не запомнить»), так и в отношениях с одноклассниками и учителями («Я не буду отвечать у доски, все надо мной смеются», «Не пойду на урок биологии, учительница всё равно считает меня тупицей и выше «двойки» не поставит»). Неадекватно завышенная самооценка также может привести к проблемам как для самого ученика, так и для тех, кто его окружает и взаимодействует с ним. Не так редки конфликтные ситуации между учителем и учеником, когда последний отказывается посещать уроки по предмету, необоснованно считая себя лучше знающим материал учебного курса, чем сам учитель, и как результат, имеет значительные пробелы в освоении материала по предмету. Иногда ребёнок не соглашается со справедливо поставленной оценкой, считая себя правым и не соглашаясь с доводами педагога, который пытается объяснить сущность проблемы и предложить пути её решения. Плохая же успеваемость, как правило, ведёт к ухудшению отношений ребёнка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями и как следствие – к снижению уровня самооценки. Ребёнок становится конфликтным, замкнутым или ищет общения вне школы и семьи. Кроме того, учебные способности связаны с эмоционально-волевыми свойствами личности: эмоциональной стабильностью, сдержанностью, энергичностью, активностью, добросовестностью и ответственностью. Важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль учащихся. Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, организованность и пр., может повлиять на успешность обучения ребёнка. Однако в свою очередь формирование волевых качеств может быть осуществлено лишь при наличии положительного эмоционального отношения ребёнка к обучению. 3. Социальный фактор: педагогические причины:недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс. социально-бытовые причины:неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, уровень материальной обеспеченности семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребёнка. Школьная образовательная средаможет оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребёнка, его поведение, успешность обучения. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет всё более высокие требования к своим членам и, конечно, к школьному образованию. Это обусловливает необходимость усложнения, как теоретического уровня, так и объёма учебных программ, что в свою очередь, становится причиной несоответствия этому уровню многих детей. Со стороны родителей всё чаще можно услышать, что причина школьной неуспеваемости ребёнка – конфликт между учителем и учеником. Безусловно, дети стали труднее, программы – сложнее, родителям некогда заниматься с детьми, а педагоги не всегда умеют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка. Однако недостатки взаимодействия учителя с учеником – это причина, лежащая на поверхности. Она является чаще всего следствием более глубинных проблем. Согласитесь, каждый смотрит на проблему со своей точки зрения. Поэтому выявлять причины и осуществлять помощь неуспевающим ученикам необходимо совместными усилиями квалифицированного учителя, заинтересованных родителей и внимательного врача, поскольку отдельным «узким» специалистам трудно взглянуть на проблему в целом. По данным исследователей, значительное влияние на школьную успешность ребёнка оказывает такой социальный фактор, как семья. Так очень часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни в семье, отсутствие, как контроля, так и помощи в учёбе со стороны взрослых, конфликты в семье, отсутствие режима. Отмечаются такие причины школьной неуспеваемости ребёнка, как разлад в семье или её распад, грубость в отношениях, алкоголизм, антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и их образованию, ошибки в воспитании, неумелая помощь детям. Бесспорно, стиль воспитания в семье влияет на успешность ребёнка в школе. Школьники, испытывающие неприязнь (отвержение) со стороны родителей, имеют низкую школьную неуспеваемость. В данном случае, детско-родительские отношения являются фактором формирования тревожности детей, и как следствие – причиной школьных неудач. Среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, немаловажным является неправильное стимулирование учения детей. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления личности ребёнка как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в школе, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей учёбой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о её качестве (видят только количество – много или мало сидит ребёнок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную самооценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя, отдельные неудачи детей, попрекают их: «Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел хорошо написать работу», «Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня, не то, что другие дети» и т.п. Когда родители видят в своём ребёнке «неудачника», успеваемость в школе будет низкой. Другие, поддерживая завышенную самооценку сына или дочери, всегда готовы согласиться с тем, что в школе его (её) не оценили по достоинству. Не разобрав сути дела, такие родители приходят в школу, только чтобы предъявить претензии учителям. Рассеянность ребёнка, неумение сосредоточиться на учебном процессе могут быть вызваны не только несформированностью процессов произвольной регуляции или недостаточной учебной мотивацией, но и тем, что значимые члены семьи ведут себя именно так: слабо реагируют на новую информацию, не проявляя к ней особого интереса. Ребёнок, особенно в младшей школе, идентифицируя себя со взрослыми, усваивает их манеру поведения или общения и ведёт себя подобным образом. Взаимоотношения в семье, где родные люди относятся друг к другу с пониманием и заботой, учитывают взаимные интересы, часто являются одним из важных гарантов успешной учёбы ребёнка. Интересно отметить, что не только семейные отношения влияют на успешность обучения, но и наоборот: если дети хорошо учатся, как правило, теплеют и семейные отношения. Для успешного обучения детям необходимы эмоциональное принятие, оптимальный Уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребёнка. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к систематическим отношениям с ребёнком, общение с ним, совместное проведение досуга, стремление лучше узнать своего ребёнка и помочь ему в случае необходимости. Немаловажное значение имеет и фактор совпадения ожиданий родителей и педагогов по поводу ребёнка. Для повышения качества знаний учащихся желательно установление тесной связи школы с родителями учеников. На разных возрастных этапах и разных этапах обучения ведущие причины школьной неуспеваемости могут быть различными. В критические периоды (начало обучения в школе, переход в среднее звено обучения, подростковый кризис) будут преобладать физиологические, психофизиологические причины, в остальные периоды более значимыми могут оказаться социальные причины. 2.Этапы работы с неуспевающими детьми. Немаловажным аспектом в работе с учащимися, имеющими проблемы с успеваемостью, является работа с родителями ребенка. Для того чтобы был получен желанный результат, необходимо, чтобы с ребенком постоянно проводилась работа, как в школе, так и дома. Коррекционно-развивающая работа осуществляется педагогом-психологом в образовательном учреждении, но и дома необходимо, чтобы родители выполняли определенные рекомендации, а именно: уделять ребенку больше свободного времени, повышать его самооценку, хвалить за малейшие достижения, выполнять совместно с ребенком домашнее задание, контролировать режим дня и обеспечить ребенку оптимальное питание. Работа с учащимися, имеющими проблемы с успеваемостью, осуществляется следующим образом: 1.Диагностика, сбор информации. На данном этапе составляется так называемый анамнез, собирается вся необходимая информация о ребенке. С этой целью проводится ряд бесед: с родителями ребенка; Выясняются особенности развития ребенка на разных этапах развития: внутриутробный период и течение беременности, роды; период младенчества; дошкольный период. с классным руководителем; Во время беседы выясняется, как ребенок общается со сверстниками, с одноклассниками; какой имеет социометрический статус в классе; как общается с учителями. с социальным педагогом; Выясняется состав семьи ребенка и социально-бытовые условия проживания. Помимо данных бесед проводится диагностика познавательной (см. прилож. 2), эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка (см. прилож. 3,4,5,6,7), с целью выявления основной причины неуспеваемости. На каждого учащегося составляется психолого-педагогическая карта (см. прилож. 1), куда записываются все полученные результаты диагностик. Далее родителям ребенка предоставляется полученная информация вместе с рекомендациями (см. прилож. 11) по дальнейшей работе. Осуществляется выбор коррекционно-развивающей программы. 2. Коррекционно-развивающая работа. Любая коррекционно-развивающая работа длится 30-40 минут, количество занятий 8-10. К каждому ребенку необходимо выработать определенный подход, поэтому и время, и количество занятий, необходимое для проведения работы, рассматривается индивидуально. Каждое занятие содержит в себе беседу и элементы арт-терапии. Работа с цветом, выполнение творческих заданий – все это помогает ребенку выразить свой внутренний мир, выплеснуть свое внутренне напряжение. Коррекционно-развивающая работа может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой в виде игрового тренинга (см. прилож. 8). Для каждой возрастной группы учащихся используются определенные коррекционно-развивающие программы. Например, для учеников начальной школы в работе активно применяется программы: — Хухлаева О.В. «Тропинка к своему «Я»»; — Глазунов О.Д. «Развивающие занятия по психологии». С учащимися среднего звена применяется программа тренинговых занятий «Я и МЫ» (М. Кипнис), с учащимися старшего звена используется в работе профориентационный тренинг «Человек и профессия» (Л.Ф. Анн), направленный на подготовку к выбору будущей профессии и на выработку интереса к «нелюбимым» учебным предметам, по которым из-за низкой учебной мотивации существуют проблемы с успеваемостью. 3.Повторная диагностика. На данном этапе проводится повторная диагностика познавательной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы, с целью определения результативности проведенной коррекционной работы. Аналогично после повторной диагностики полученные результаты сообщаются родителям. 4. Наблюдение. На данном этапе происходит наблюдение за ребенком, путем присутствия на уроках, путем проведения ежедневных индивидуальных бесед с классным руководителем по вопросам успеваемости и поведения на уроках данного ученика с предоставлением рекомендаций по дальнейшей работе (см. прилож. 9, 10) и путем проведения периодических бесед непосредственно с самим учащимся. Прежде всего, в работе с неуспевающими детьми необходимо просто понять ребенка, оценить его личную ситуацию, заглянуть в его внутренний мир, выявить его индивидуальные проблемы. Психологическое сопровождение неуспевающих учащихся — работа очень объемная в виду необходимости выполнения всех этапов коррекционно-развивающей работы, и очень ответственная, т.к. идет коррекция и формирование личностных умений и навыков ребенка. Помимо этого, данная работа осуществляется еще и для того, чтобы направить ребенка в нужном направлении, и для ее выполнения необходима одновременная работа многих людей: педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя, при необходимости – логопеда, и, конечно же, родителей. Родительская поддержка и участие в жизни ребенка – это залог успешности любого ученика.
Приложение 1 Психолого-педагогическая карта ФИО ребенка _________________________________________________ _____________
Класс______________
Дата рождения________________________________
Домашний адрес______________________________
Состав семьи_______________________________ Социально-бытовые условия проживания_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ________________
Характеристика внутриутробного периода_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________
Характеристика родового процесса_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________
Наличие/отсутствие родовых травм_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _____________________
Характеристика младенческого периода_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________
Наличие/отсутствие черепно-мозговых травм в младенческом периоде_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________

Характеристика дошкольного периода_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________
Наличие/отсутствие черепно-мозговых травм в дошкольном периоде_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ___________________

Общение со сверстниками_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ______________
Общение с учителями_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________
Наличие/отсутствие вредных привычек_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ __________________
Дополнительная информация_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________
Диагностика
Дата Исследуемый параметр Применяемые методики Полученный результат
Внимание
Восприятие окружающего мира
Мышление
Память
Эмоционально-волевая сфера
Мотивационная сфера
Коррекционно-развивающая работа
Дата Проведенная работа Роспись ученика Роспись педагога-психолога
Повторная диагностика
Дата Исследуемый параметр Применяемые методики Полученный результат


Внимание





Восприятие окружающего мира




Мышление





Память





Эмоционально-волевая сфера




Мотивационная сфера




Наблюдение_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ ________________
Рекомендации_________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______________
Приложение 2
Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия

(для начального, среднего и старшего звена)


Данная методика используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости, активности внимания. Методика позволяет исследовать процессы памяти, запоминания, сохранения и воспроизведения.
Никакого специального оборудования не требуется. Однако в большей мере, чем при остальных методиках, необходима тишина: при наличии каких-либо разговоров в комнате опыт проводить нецелесообразно. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двухсложных) слов. Слова нужно подобрать простые, разнообразные и не имеющие между собой никакой связи. Обычно каждый экспериментатор привыкает к какому-либо одному ряду слов, но желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами, чтобы испытуемые не могли их друг от друга услышать.
Первое объяснение. «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»
Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор в своем протоколе ставит крестики под этими словами (см. форму протокола). Затем он продолжает инструкцию (второй этап).
Продолжение инструкции. «Сейчас я снова прочту вам те же самые слова, и вы опять должны повторить их — и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили,— все вместе, в любом порядке».
Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые повторил исследуемый. Затем опыт снова повторяется, 3,4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз».
В случае, если исследуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяют, — ставит и под ними крестики.
В случае, если исследуемый пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор останавливает его; никаких разговоров во время этогоопыта допускать нельзя.
После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, спустя 50-60 минут, снова спрашивает у исследуемого эти слова (без напоминания).

В результате протокол опыта принимает следующий вид:

лес хлеб окно стул вода брат конь гриб игла мед
огонь
1 +
+
+ +




2 +
+

+
+

+
3 + +

+ +
+

+
4 + +






+

5 + +

+ +
+ +

Спустя час







Приложение 3 АНКЕТА «Выявление интереса к школе» (Лусканова Н.Г.)
1. Тебе нравится в школе?

— не очень
— нравится
— не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

— не нравится
— бывает по-разному
— нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

— часто
— редко
— не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

— мало
— много
— нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

— нравятся
— не очень
— не нравятся


КЛЮЧ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.
Приложение 4
АНКЕТА
«Изучение отношения учащихся к учебным предметам» (Лусканова Н.С.)
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы
II. Интересные предметы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
6. Этот предмет считают значимым мои родители.
7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
8. Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
3. Интересно выяснять причины событий.
4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов. 11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Приложение 5
АНКЕТА
«Определение доминирующих мотивов учения» (Лусканова Н.С.)
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.
Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.
1. Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
2. Хочу закончить школу и учиться дальше
3. Понимаю, что знания мне нужны для будущего
4. Хочу быть культурным и развитым человеком
5. Хочу получать хорошие отметки
6. Хочу получать одобрение родителей
7. Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
8. Хочу быть лучшим учеником в классе
9. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
10. Хочу занять достойное место среди лучших в классе
11. Мне нравится учиться 12. Люблю узнавать новое 13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности 15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать 16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи
Мотивы обучения:
  • мотив долга и ответственности – № 1;
  • мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
  • мотивы собственного благополучия – № 5–7;
  • мотивы престижности – № 8–10;
  • мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
  • мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.

Приложение 6
АНКЕТА
«Определение мотивации к предметам» (Шамова Н.А.)
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов.

Предмет: 
  • Информатика
  • Астрономия
  • Экология
  • Физкультура
  • ОБЖ
  • Черчение
  • Экономика
  • Общество­знание
  • Математика
Мотивы:
  • Интересное содержание предмета
  • Интересное преподавание
  • Предмет имеет практическое значение
  • Уважаю учителя
  • Хотел бы получать дополнительные знания

Приложение 7 АНКЕТА
«Определение школьной успешности ученика» (Шамова Н.А.) ( с точки зрения ученика и учителя) 1.Степень работоспособности на уроке: (подчеркните нужную цифру).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается не может сконцентрировать внимание.
3.Задания на уроке выполняет: в полном объеме, по желанию, когда задания интересные, когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.
4.Внимательно слушает объяснения учителя.
5.Задает интересные вопросы.
6.В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.
7.С удовольствием выполняет творческие задания.
8.Посещает предметный факультатив.
9. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.
10.В микрогрупповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях.
11.С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.
12.Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.
13.Нравится получать по предмету высокие отметки.
14.Переживает, если учитель недоволен моими школьными успехами.
15.Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.
16.Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.
17.Я люблю решать учебные задания и выполнять их: самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.
18.Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.
19.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента, помощника.
20.Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.
Приложение 8 Игровой тренинг «Активизация познавательной деятельности младших школьников»

Цель: создание условий для развития познавательной деятельности.
Задачи:

  • развитие познавательной сферы младших школьников;
  • развитие навыков коллективной работы;
  • развитие социально-психологических качеств личности;
  • развитие рефлексии.
Вводная часть
Знакомство. Упражнение “Снежный ком”. Для активизации учащихся и поддержания темпа упражнения можно использовать любую игрушку. Участники и ведущий тренинга сидят в кругу. Сидящий слева от ведущего называет свое имя и передает игрушку следующему. Тот повторяет, как зовут первого и называет свое и т.д. Упражнение заканчивает ведущий.
Целевая установка: В жизни много различных ситуаций, когда нам нужно проявить смекалку, выдумку чтобы найти выход из какой-либо ситуации или найти решение какой-либо задачи. Сейчас вам представится такая возможность.
Основная часть
З

адание 1. “Ребус”.
Участникам тренинга раздаются три разрезанные (по количеству участников) картинки. Собрав картинку, участники тренинга делятся на три команды, отгадывают ребус и узнают название своей команды. Команды занимают места за игровыми столами.
Итак, у нас образовалось три команды: “Вишенка”, “Радуга”, “Солнышко”.

Задание 2. “Сочини рассказ”.
Даны слова: ФЛАГ, ВОРОТНИК, ЗИМА, НОС, ОБРУЧ, АНШЛАГ, КЛОУН, АПЛОДИСМЕНТЫ.
Используя эти слова в любом порядке нужно сочинить рассказ.
Команды работают 3-5 минут, затем представляют свои рассказы.
— Трудно было выполнить задание? Почему?
Игра «Тропинка, кочки, копна
». Играем в игру “Тропинка, кочки, копна”. Если я скажу: “Тропинка” — все изображают тропинку: приседают друг за другом, руки кладут на плечи впереди сидящему. Если я скажу: “Кочки” — все приседают и закрывают голову руками. Если я скажу: “Копна” — все собираются в круг и поднимают руки вверх, изображая копну. Все встали, играем.

Задание 3. “Тарабанская грамота”.
BLHСJUGLKIUYUУGЧTVЕGDHGFDSДLЕJHGCDYЬFDSДWQOIUJNNBGVЕFЧGDRCESfWРQALКMNJHUIOUYIRЛMNИVДZЕSQWЛDRFАGYТHUЬLffGFBHNJЕUЧYTREWNVGYTRГDEDRFCVОBNL
Перед вами – “Тарабанская грамота”. Ваша задача – прочесть, что там написано. Время выполнения задания 3 минуты.
— Что получилось? (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)
— Каким образом вы догадались, как нужно выполнить задание?
Задание 4. “Рисуночное письмо”.
Команда «Солнышко» пишет письмо (с помощью рисунков) команде «Вишенка»
«Позвони мне сегодня в 6 часов вечера».
Команда «Вишенка» пишет письмо команде «Радуга».
«Пойдем сегодня после уроков играть в футбол»
Команда «Радуга» пишет письмо команде «Солнышко».
«Приходи в воскресенье ко мне на День рождения в 15 часов».
Когда – то люди не знали букв. Но они могли писать друг другу письма. Каким образом? Они могли рисовать. Напишите с помощью рисунков короткое письмо вашим соперникам. Что помогло вам справиться с заданием?
Заключительная часть
Упражнение “Быстрота реакции”.
Ведущий быстро зачитывает следующие слова: усы, спор, сани, ослик, лист, обруч, поле, узор, запас, протокол, забота, облик, дочка, утка, куртка. А учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова.
Что получилось? Ведущий демонстрирует, что должно получиться у всех участников игры: Спасибо за работу.
Рефлексия занятия
Участники тренинга снова садятся в круг, делятся своими впечатлениями от занятия. Как вы себя чувствовали на занятии? Что понравилось? Кому было трудно?

Приложение 9 Памяткапо оказанию дифференцированной помощи учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед. Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала: · создавать проблемные ситуации; · активизировать самостоятельное мышление; · организовывать сотрудничество учащихся на уроке; · выстраивать позитивные отношения с группой; · проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят. При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: «Ты удовлетворен результатом?»; вместо оценки сказать ему: «Ты сегодня хорошо справился с работой»). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания. Упражнение «Самое главное» Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то «секрет», то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и «секреты». Выбираются самые точные и лучшие ответы. Упражнение «Моментальное фото» Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста. Упражнение «Лучший вопрос» Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным. Упражнение «Пересказ по кругу» Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Приложение 10 Памятка
по оказанию дифференцированной помощи учащимся, не желающим учиться Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения. Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового? Задача педагога в этом случае: · помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний; · развивать ответственность; · поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку. Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся. Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
  • решение проблемных ситуаций;
  • использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
  • связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
  • организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
«Пиктограмма или пляшущие человечки»

Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
  • Веселый праздник
  • Тяжелая работа
  • Развитие
  • Вкусный ужин
  • Смелый поступок
  • Болезнь
  • Счастье
  • Разлука
  • Дружба
  • Темная ночь
  • Печаль.
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Приложение 11 Советы родителям
«Как не отбить у ребёнка желания учиться»
1. Ни в коем случае нельзя стращать ребёнка предстоящей учёбой и трудностями этой учёбы. Не надо говорить о том, что у вас всегда были только пятёрки и всё получалось сразу (подумайте, так ли это было на самом деле?).

2. Не старайтесь подменять собой учителя, требуя от ребёнка больше, чем ему задано (например, написать не одну строчку в прописи, а целую страницу; переписывать по многу раз домашнее задание, пока оно не будет выполнено идеально).

3. В своих ожиданиях надо исходить из реальных возможностей ребёнка. Не требовать долгого напряжения от быстро утомляющегося, неусидчивого школьника. По поводу режима дня вашего ребёнка проконсультируйтесь с психологом.

4. Проявляйте интерес к учебной деятельности ребёнка, например ищите нужные книги в библиотеке или информацию в Интернете. Но не делайте это вместо ребёнка, а вместе с ним. Раз и навсегда откажитесь от привычки писать за школьника рефераты, сочинения и пр.

5. Не надо бояться плохих отметок больше, чем их боится ваш ребёнок. Кроме того, не следует заставлять его во чтобы то ни стало делать всё на «отлично». Ребёнку полезно получить то, что он заслужил.
Пожаловаться 11 августа 2013
Файлы
Обсуждение материала
  • Елена Тихокина
    7 сентября 201317:50
    Елена Тихокина

    Спасибо за материал - вечно актуальный! Очень пригодятся методики Лускановой и Шамовой на отношение к учебным предметам.

  • Valentina Vaseva
    15 сентября 201320:01
    Valentina Vaseva

    Большое спасибо! Полезный материал! Пригодится в работе.

  • Valentina Vaseva
    15 сентября 201320:02
    Valentina Vaseva

    Большое спасибо! Полезный материал! Пригодится в работе.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru