В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Организация проектной деятельности в начальной школе»

Вирсавия Коровятникова Вирсавия Коровятникова
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 2206
Краткое описание
Обобщить опыт работы педагога по теме «Организация проектной деятельности в начальной школе»
(Из опыта работы).

Описание
«Организация проектной деятельности в начальной школе»(Из опыта работы).

Видеть и делать новое – очень большое удовольствие.
Ф.Вольтер

2010 год президент России Д.А. Медведев объявил годом Учителя. Поздравляя учителей с Международным днём Учителя, он сказал: «Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектно – исследовательской работы? Анализируя свою деятельность, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.С этой целью в прошлом учебном году был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. И постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию. Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. “Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Актуальность метода проектов в наши дни обусловливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования — способность проектировать. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться. Исследовательскую работу я начала в 1 классе. Продолжаю в этом 2011-2012 учебном году снова уже с первоклассниками. Целью своей работы я определила воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов.Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Проекты моих учеников показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социо — культурной среде. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:
· Практико-ориентированный проект
· Исследовательский проект (представлен в уроке по теме «Объекты солнечной системы»)
· Информационный проект
· Творческий проект (представлен в уроке по теме «Красота осенних листьев»)
· Ролевой проект
По продолжительности выполнения проекта: мини-проекты, краткосрочные, недельные и годичные проекты.
По характеру контактов между участниками: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные;
По количеству участников проекта: личностные, парные, групповые

Практико-ориентированный проектнацелен на социальные интересы участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.


Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.Ролевой проект - участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.На этапе определения темы и постановки цели и задач проекта выяснить интересы детей мне помогает опрос-анкета. Вопросы:
1. Какие умения нам понадобятся для выполнения данного проекта? (изготовление газеты по теме: «Водоёмы нашего края»)2. Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данную работу? 3.Какую информацию вам надо получить? 4. К каким источникам информации следует обратиться? (Интернет, справочники, художественная литература, учебники). 5. Какую работу вы хотели бы выполнять, занимаясь данным проектом? (разрабатывать идеи, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, осуществлять поиск информации, выступать перед аудиторией, распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Так как у младших школьников не развиты необходимые качества и умения, чтобы организовать проект, нужна помощь учителя. Нужна заранее продуманная работа над каждым проектом, где расписана роль ученика и учителя на каждом этапе.
Этапы выполнения проекта
Этапы проекта Роль ученика Роль учителя
1. Этап погружения в проект
Определяет цель деятельности; Открывает новые знания; Выбирает пути решения; Помогает определить цель деятельности;
Рекомендует источники получения информации;
Предлагает различные формы работы
2 и 3 этапы
Планирование деятельности
Активен; Объединяется в рабочие группы; Распределяет роли; Создаёт условия для активности школьника;
4.Подготовка к презентации, презентация
Субъект деятельности; Несёт ответственность за свою деятельность
Партнёр ученика;
Помогает оценивать полученный результат, выявляет недостатки, выделяет достоинства;
Так учащимися 2-х классов выполнены творческие проекты по темам “Знакомство”, “Я и моя семья”, “Мой дом”, практико-ориентированный проект по теме “С днем рождения!” “Мой любимый бутерброд”,. Учащиеся 3-х классов выполнили творческие проекты “Динозавры”,“Мои каникулы”, “Мои увлечения” и практико-ориентированный проект по теме “День Святого Валентина”. Учащиеся 4-х классов выполнили творческие проекты по теме “Познакомьтесь с нашими домашними животными”, “Мой распорядок дня”, практико-ориентированный проект “Мой любимый бутерброд”.Из 5 разновидностей проектов в своей работе я использую практико-ориентированный, творческий и ролевой проекты. В своей работе я люблю использовать средне-срочные проекты. В своей практике применяла и мини — проекты: разрабатывала совместно с детьми дидактический материал для уроков русского языка и математики на уроках труда, составляли коллажи из природного материала для школьной выставки «Здравствуй, осень», оформляли выставку рисунков для внеклассного мероприятия «В гостях у дедушки Корнея». Одним из важных средне-срочных проектов в моём классе является работа по теме «Водоёмы нашего края», который являлся внутришкольным, межрегиональным, групповым. В рамках данного проекта в четвёртом классе организована работа по изучению истории родного города Лыткарино, места «где я живу». Предварительно я с классом совершила ряд экскурсий в Лыткаринский краеведческий музей. Класс разделен мною на группы (по месту жительства по приближённости к водоёмам — есть дети, которые живут в д.Мячково). Каждая группа выполняет поисковую и оформительскую работу. В каждой группе есть аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели. В ходе работы над данным проектом дети (по группам): · находили материал об истории ближайших водоёмов (карьер Волкуша, карьер Солдатский, река Москва); · оформляли газету по данной теме;· находили материал об историческом образовании водоёмов;· дети вместе с родителями делали фотографии водоёмов; В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой группой по мере необходимости.Но, чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть: — выбрать тему
— подумать
— спросить у другого человека
— получить информацию из книг
— понаблюдать
— посмотреть по телевизору
— провести эксперимент
— обсудить в группе
— подведение итогов, оформление результатов
Работая с детьми на первом этапе проекта — погружении, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их, чтобы получились полноценные статьи. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.В результате коллективной работы над данным проектом оформлена газета с фотографиями, написаны статьи с интересными историческими фактами о водоёмах нашего города Лыткарино.
В этом же классе, проведя аналогичную исследовательскую работу, проведена работа «Поделки из всякой всячины, т.е. из мусора» выпущено панно «Прогулка в лесу». Конечно, предварительно с найденным информационным материалом учащиеся выступали на уроках окружающего мира по темам «Что такое экология?», «Переработка мусора» уроков труда « Поделки из всякой всячины: скорлупы яиц, обрезков материала и кожи» и на классных часах «Как сохранить чистоту своего двора, дома, школы».
На первом этапе проекта ребята собирали ненужные вещи — мусор. Это были и баночки из-под йогурта, и ватные палочки, и яйца Киндер — сюрприза. Всё это нам пригодилось для изготовления игрушек и просто полезных вещей для дома — стаканчиков для карандашей, коробочек для пуговиц и мелких деталей для шитья.Учащиеся ещё раз сделали выводы, что ненужных вещей не бывает. Каждой безделушке можно подарить «вторую жизнь»
Итак, участвуя в проектной деятельности, учащиеся познакомились с новым для себя видом работы:
  • Узнали, что такое планирование и учились планировать работу;
  • Учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
  • Познакомились с требованиями к работе и предъявляли требования к конечному продукту;
  • Узнали, какими бывают источники информации (книги, словари, энциклопедии, учителя, родители), учились работать с различными источниками;
  • Учились оценивать конечный результат.
Одним из проектов, проводимых мною на уроках литературного чтения с учащимися 1-4 классов, является изучение «Устного народного творчества». Этот проект длительный и осуществляется в течение 4-х лет обучения учащихся в начальной школе.
В первом классе презентацией данного проекта явились книжки-малышки, сделанные руками детей, которые и явились учебным пособием на 4 года обучения литературному чтению. Дети представили найденные с помощью родителей и учителя загадки, пословицы, потешки, считалки, прибаутки, песни, частушки, народные игры.
Во втором классе результатом проектной деятельности явились праздники «В гостях у осени».
В третьем классе проведен конкурс инсценированных русских народных сказок. С целью развития кругозора детей с классом посетили музей русской куклы в Царицыно.
Активно привлекаю к работе родителей учащихся. Они помогают детям:
· ответить на поставленные перед каждой группой детей вопросы; · найти материал по заданной учителем теме; · вместе с учителем помогают выбрать основной и оформить отобранный детьми материал в портфолио проекта.
С помощью родителей оформлены красочные плакаты к праздникам, папки с информацией по теме «Народное творчество русского народа», стенды с рисунками учащихся.
Наряду с положительными момента­ми работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:
· пассивное участие некоторых учащихся в про­ектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некото­рыми учащимися собственных сил:
· не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.

Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация.



Теги: оу, учитель
Пожаловаться 03 августа 2013
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru