Рабочая программа по курсу «Технология»
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа соответствует:
-
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике в образовательных учреждениях;
-
примерной программе начального общего образования по математике (базовый уровень);
-
авторской программе по технологии для четырехлетней начальной школы в системе общего развития Л. В.Занкова, автор Т.Н. Проснякова, 2010 г.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Содержание обучения.
Предмет «Технология» дает технологическую компетентность, которая соответствует возрасту младших школьников.
Программа 4_го года обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен определенной группе материалов: бумага и картон, текстильные материалы, пластилин, природные материалы, комбинированные виды работ из различных материалов.
Отдельно выделены дополнительные задания, которые могут прорабатываться на факультативных занятиях, в рамках дополнительного часа из школьного или регионального компонента, а также могут использоваться по желанию учащихся для домашней работы.
Программа работы с каждым видом материала построена на основе «спирально-концентрического принципа». Дети, постоянно используя и не теряя из поля зрения ранее сформированные умения и приемы работы, постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере.
Решение содержательной задачи каждой основной линии дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.
В систему представлений о материале должны входить: исторические аспекты его возникновения, художественно-прикладные традиции России и других стран в работе с этим материалом, виды художественной обработки, названия технологических приемов обработки, инструменты для работы, современные виды и способы получения этого материала, изменения свойств и качеств в процессе обработки, взаимодействие с другими материалами.
Поскольку технология - составная часть комплекса учебных дисциплин, она оказывает существенное влияние на повышение качества работы ученика на всех остальных уроках.
И, наоборот, связь прикладного творчества с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому на протяжении всего курса программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как литературное чтение (выполнение разными приемами портретов героев изучаемых произведений художественной литературы, изготовление настольного театра для постановки сказок), математика (построение геометрических фигур, разметка с помощью циркуля, линейки и угольника, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Углубляются знания учащихся в области истории, обществоведения (знакомство с историей возникновения ремесел, материалов и инструментов, с художественно-культурными традициями разных стран и народов) и экономики (работа в группах с распределением обязанностей, знакомство с различными профессиями, реклама изделий собственного производства).
Курс «Технология» интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов и дает возможность реализовать их в интеллектуально-практической деятельности учащихся.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа с учебником. Материал в учебниках сгруппирован в соответствии с данной программой.
Раскрытие каждой темы представляет собой различные этапы решения художественно-творческой задачи.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий.
Однако следует помнить, что задача урока _ освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в учебнике. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Поэтому образец, предложенный в учебнике, всего лишь пример использования данной технологии. Дети могут изготавливать изделия либо повторяя образец, внося в него частичные изменения, либо реализуя собственный замысел.
Рекомендуется на каждом уроке создавать в разных формах ситуацию поиска неизвестного. Какой-либо новый технологический прием учитель предлагает детям «открыть» самим, попробовать разные подходы и варианты. Также следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Цели и задачи.
ЦЕЛЬ: раскрытие творческого потенциала ребенка средствами художественного труда.
Задачи:
- совершенствовать ручную умелость;
- развивать мелкую моторику рук в процессе освоения различными технологическими приемами;
- развивать конструкторские способности, техническое мышление, воображение, фантазию, художественный вкус;
- расширять методы познания окружающей действительности;
- формировать культуру личности ребенка во всех проявлениях.
Место предмета.
На изучение курса «Технология» в 4 классе отводится:
всего: 34 часа в учебный год (1 час в неделю)
Результаты.
Обучающиеся должны иметь представление:
-
Об особенностях прикладного творчества разных народов
-
Об эстетических и практических функциях изделий декоративно-прикладного творчества в быту русского народа:
-
О традиционных играх, обрядах и праздниках:
-
О правилах этикета, связанных с приемом гостей, преподнесением подарков;
Обучающиеся должны знать/понимать:
-
Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
-
Способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой;
-
Виды, названия и свойства поделочных материалов, области их применения;
-
Названия и особенности изученных видов прикладных искусств и технологий;
Обучающиеся должны уметь:
-
Самостоятельно планировать и организовывать свой труд.
-
Экономно и рационально расходовать материалы. Самостоятельно выполнять изделия, предложенные программой, по рисунку, эскизу, чертежу, инструкционной карте. А также по описанию и по собственному замыслу;
-
Подбирать возможные материалы для поделки, анализировать их свойства, рассчитывать размеры и количества;
-
Грамотно и бережно заготавливать природные материалы.
-
Решать творческие задачи прикладного характера.
Список учебно-методического обеспечения курса.
1. Проснякова Т.Н. «Технология .Творческая мастерская» Учебник для 4 класса. Самара: издательство «Учебная литература», Издательский дом «Фёдоров», 2008.
2. Технология. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т.Н.Просняковой / авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград, 2007.
В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема урока |
Цель урока |
Вид деятельности |
Оборудование |
Дом.задание |
|
Бумага и картон (3ч) |
|||||||
1 |
|
Вводное занятие. Схемы оригами и основные базовые формы. Изготовление кусудамы. |
Познакомить учащихся с основными направлениями работы на уроках технологии, материалами и оборудованием, проинструктировать учащихся по ТБ, воспитывать интерес к предмету, с историей оригами, схемами и базовыми формами, учить читать схемы оригами, развивать пространственные представления. Расширить знанмия учащихся об изделиях и технике, учить приемам изготовления кусудамы, развивать моторику рук. |
Беседа, инструктаж по ТБ Выполнение упражнений по складыванию базовых форм. Складывание из модулей кусудамы |
Бумага разных видов, клей, ножницы, фольга, карандаши. Образцы базовых форм оригами Образцы кусудамы, образец модуля кусудамы |
Правила ТБ |
|
2 |
|
Изготовление разных вариантов шапочек в технике оригами. |
Расширить знания учащихся о технике оригами, развивать навыки складывания фигур из бумаги, учить приемам изготовления разных вариантов шапочек в технике оригами. |
Складывание из бумаги разных вариантов головных уборов |
Бумага, Образцы головных уборов |
Подготовить рассказ о разных видах головных уборов |
|
3 |
|
Изготовление цветов в технике оригами, поделок (способами складывания по спирали). |
Расширить знания учащихся о базовых формах оригами, выполнять базовую форму бутон, развивать творческое воображение Познакомить учащихся со спиральными конструкциями в окружающем мире, с технологией изготовления поделок способом складывания бумаги по спирали |
Изготовление фигурок цветов из бумаги в технике оригами |
Рисунки цветов, бумага |
Подготовить рассказ о любом цветке |
|
Аппликация и вырезание ( 4 часа) |
|||||||
4 |
|
Построение растительного орнамента в полосе Орнамент в круге |
Познакомить учащихся с историей орнамента, приемам построения, его разновидностями, учить приемам выполнения орнамента в полосе Познакомить учащихся с народным творчеством, способом построения кругового орнамента, учить выполнять орнамент в круге в технике аппликации приемом вращения и приемом многократного складывания относительно центра листа, развивать чувство формы, цвета. |
Выполнение аппликации растительного орнамента в полосе по представлению Выполнение аппликации растительного орнамента в круге по представлению |
Образцы изделий, репродукции, бумага, ножницы, клей |
Найти информацию из истории русского народного орнамента |
|
5 |
|
Геометрический орнамент. Бордюр. |
Расширить представления учащихся об орнаменте, познакомить с понятием бордюра, учить приемам построения геометрического орнамента. |
Выполнение аппликации орнамента по представлению |
Образцы изделий бумага, ножницы |
Подготовить рассказ о разных видах орнамента |
|
6 |
|
Зооморфные мотивы в орнаменте Транспарантное вырезание |
Познакомить с одной из разновидностей орнамента – зооморфным, способами выполнения такого орнамента. Познакомить учащихся с одним из видов аппликации – транспарантным вырезанием, учить приемам выполнения транспарантного вырезания |
Выполнение аппликации орнамента с зооморфными мотивами по представлению Выполнение аппликации в технике транспарантного вырезания по образцу |
Образцы изделий бумага, ножницы |
Подготовить рассказ об одном из животных |
|
7 |
|
Выполнение аппликации по представлению. Приемы изготовления рельефной бумаги и аппликация из нее. |
Познакомить учащихся с историей бумаги, ее основными свойствами, с приемами изготовления бумаги с рельефными узорами, учить приемам придания бумаге рельефного узора и изготовления аппликации из такой бумаги |
Выполнение аппликации по представлению |
Образцы бумаги , |
Найти информацию из истории бумаги |
|
Художественное конструирование из бумаги (7 часов) |
|||||||
8 |
|
Изготовление динамической открытки Изготовление рамок для художественных работ |
Познакомить с историей почтовых открыток, их видами, технологией изготовления динамических открыток Познакомить учащихся с видами рамок, технологией изготовления рамок из бумаги разных видов, учить приемам построения разверток объемных изделий, рамок из бумаги |
Выполнение изделия в технике аппликации по готовому образцу |
Открытки разных видов, ножницы, картон, цв. бумага |
Подобрать разные виды открыток |
|
9 |
|
Изготовление панно в технике складывания по кривой линии |
Познакомить учащихся с техникой складывания бумаги по кривой линии, учить выполнять приемы тиснения бумаги по кривой линии, учить выполнять панно из деталей, выполненных из бумаги в технике складывания по кривой |
Выполнение панно в технике складывания по кривой линии по представлению |
Цв. бумага, ножницы, клей |
Подобрать разные виды бумаги |
|
10 |
|
Изготовление композиции из бумаги |
Повторить свойства бумаги, познакомить с разными приемами работы с бумагой, учить применять работы с бумагой для изготовления разнообразных изделий |
Изготовление композиции из плотной бумаги |
Картон, бумага. Рисунки разных видов деревьев |
Подготовить рассказ о любом дереве |
|
11 |
|
Изготовление макета старинного замка |
Познакомить учащихся с устройством и назначением замковых построек, с конструированием объемных изделий из разверток, учить приемам конструирования из бумаги объемных изделий, имеющих форму цилиндра и параллелепипеда |
Изготовление замка |
Бумага, клей, ножницы |
Нарисовать замок |
|
12 |
|
Приемы работы фольгой и изготовление фигурок животных из фольги. |
Расширить знания учащихся о художественных возможностях фольги, учить приемам изготовления фигурок животных, используя разные способы работы с фольгой |
Выполнение объемной фигуры животного |
Фольга, бумага, клей, ножницы |
Подбор загадок о животных |
|
13 |
|
Приемы работы фольгой и изготовление рамки для фотографии из плотной фольги |
Расширить представления учащихся о художественных возможностях фольги. Познакомить с технологией обработки плотной фольги. Учить приемам работы с плотной фольгой |
Изготовление рамки из плотной фольги |
Фольга, бумага, клей, ножницы |
Придумать рамку для фотографии |
|
14 |
|
Изготовление новогодних поделок |
Познакомить учащихся с традициями новогодних праздников , учить технологии изготовления новогодних сувениров и подарков, составлению новогодних композиций. |
Изготовление елочки |
Цветная бумага, клей, ножницы |
Подготовить рассказ празднование нового года в разных странах |
|
Пластилин (5 часов) |
|||||||
15 |
|
Изготовление многопланового рельефа |
Познакомить учащихся с одним из видов скульптуры, технологией выполнения многопланового рельефа, учить приемам выполнения многопланового рельефа из пластилина |
Лепка из пластилина в технике многопланового рельефа |
Пластилин, доска |
Подобрать рисунки разных скульптур |
|
16 |
|
Изготовление контррельефа Изготовление панно в технике сграффито |
Расширить представления учащихся о разновидностях рельефа, познакомить с технологией изготовления контррельефа, учить приемам выполнения контррельефа Познакомить с историей и технологией выполнения сграффито, учить приемам работы в технике сграффито |
Лепка из пластилина в технике контррельефа Лепка из пластилина в технике сграффито |
Пластилин, доска |
Подобрать рисунки разных скульптур |
|
17 |
|
Изготовление панно в технике горельефа Пластилин на проволочном каркасе |
Расширить представления учащихся о разновидностях рельефа, познакомить с технологией изготовления горельефа, учить приемам горельефа Познакомить учащихся с технологией изготовления скульптур в технике сквозного рельефа, учить приемам работы с проволокой и пластилином в технике сквозного рельефа |
Лепка из пластилина в технике горельефа Лепка из пластилина с использованием проволочного каркаса |
Пластилин, доска |
Найти информацию из истории рельефа |
|
18 |
|
Реалистическая лепка. Композиция из пластилиновой ленты. |
Расширить представления учащихся об образных особенностях работы над изображением в объеме из пластилина, дать понятие реалистического направления в изо, дать представление о пропорциях тела животного, привить навыки изображения животных, учить приемам работы с пластилиновой лентой |
Лепка из пластилина |
Пластилин, доска |
Подобрать материал о свойствах пластилина |
|
19 |
|
Дизайн посуды Дизайн парфюмерных флаконов |
Познакомить учащихся с понятием дизайна и профессией дизайнера, учить проектировать набор посуды, используя все известные приемы работы с пластилином Расширить представление учащихся о профессии дизайнера, учить технологии проектирования изделия, применяя известные приемы работы с пластилином |
Лепка из пластилина |
Пластилин, доска |
Найти информацию о посуде, ее видах Найти информацию о профессии дизайнера |
|
Текстильные материалы (12 часов) |
|||||||
20 |
|
Основные приемы вязания на спицах Основные виды переплетений в вязании на спицах. |
Познакомить учащихся с историей вязания, инструментами и пряжей, учить набору петель начального ряда, приемам вязания спицами основных видов петель, лицевой и изнаночной, закреплению петель последнего ряда |
Выполнение упражнений по вязанию петель на спицах |
Пряжа, спицы |
Найти информацию о профессии текстильщика |
|
21 |
|
Изготовление вязаной игрушки |
Совершенствовать навыки вязания спицами, познакомить со способами изготовления пряжи, учить изготовлению вязаных игрушек. |
Выполнение игрушки в технике вязания на спицах |
Пряжа, спицы |
Подобрать материал из истории игрушки |
|
22 |
|
Основные приемы вязания крючком |
познакомить учащихся с новым видом рукоделия – вязание крючком, инструментами и материалом, используемыми при вязании, учить приемам выполнения основных видов петель |
вязание крючком образцов |
Пряжа, крючок |
Подобрать материал из истории вязания |
|
23 |
|
Аппликация из вязаных деталей |
формировать навыки вязания крючком, учить умению решать композиционные задачи, выполнять аппликацию из вязаных деталей |
выполнение аппликации из вязаных деталей по представлению |
пряжа разных цветов, клей |
Подобрать материал из истории вязания |
|
24 |
|
Аппликация из вязаных деталей |
|||||
25 |
|
Техника вышивания крестом |
познакомить учащихся с историей вышивания, техникой вышивания крестом, учить приемам выполнения вышивки крестом |
выполнение упражнений по вышиванию крестом |
пяльца, вышивальные нитки, иглы, наперсток |
подготовить рассказ об искусстве вышивания |
|
26 |
|
Вышивание узора крестом |
познакомить учащихся с правилами создания рисунков для вышивания, продолжить формирование умений и навыков по выполнению вышивки крестом учить рисованию узоров для вышивания крестом |
выполнение упражнений по вышиванию крестом |
пяльца, вышивальные нитки, иглы, наперсток |
подготовить рассказ об искусстве вышивания |
|
27 |
|
Техника шитья из лоскутов |
познакомить с видами лоскутного шитья, познакомить с инструментами и материалами для лоскутного шитья, техникой шитья, учить приемам раскроя деталей и их сшивания |
выполнение образца лоскутного шитья |
шаблоны,т образцы тканей, иглы, нитки |
подобрать разные виды тканей |
|
28 |
|
Основы ткачества Ручное ткачество |
познакомить учащихся с традиционным видом народного творчества – ткачеством, основными переплетениями нитей в ткани, учить выполнять образцы переплетений нитей |
выполнение образцов переплетений из бумаги |
цветная бумага, ножницы |
найти сведения о ткачестве |
|
29 |
|
Приемы изготовления кукол |
познакомить учащихся с технологией изготовления различных игрушек, учить приемам изготовления различных видов игрушек |
изготовление кукол и одежды для них |
ткани, синтепон, вата, пряжа, пуговицы, ножницы, иглы, булавки |
найти сведения из истории рождения куклы |
|
30 |
|
Выполнение творческого проекта |
продолжить формирование навыков и умений по шитью и вышиванию, изготовлению различных видов кукол |
изготовление кукол |
ткани, синтепон, вата, пряжа, пуговицы, ножницы, иглы, булавки |
найти сведения из истории рождения куклы |
|
31 |
|
Приемы завязывания платков, шарфов, галстуков |
познакомить учащихся с аксессуарами, украшающими костюмы женщин и мужчин, способами завязывания платков, шарфов, галстуков |
выполнение упражнений по завязыванию платков, шарфов, галстуков |
образцы платков, шарфов, галстуков |
найти материал о галстуке |
|
Природные материалы (3 часа) |
|||||||
32 |
|
Поделки из кожи |
познакомить с одним из старинных видов ремесла – художественной обработкой кожи, видами изделий из нее, приемами работы с кожей, учить выполнять простейшие изделия из кожи |
выполнение поделок из кожи |
образцы кожи |
найти материал о свойствах кожи |
|
33 |
|
аппликация из оболочек лука и чеснока |
расширить знания об аппликации, познакомить с новыми видами природных материалов, технологией их обработки. Учить приемам работы с луковой и чесночной оболочкой |
выполнение панно из природных материалов |
лук, чеснок, цветная бумага |
подготовить рассказ о полезных свойствах лука и чеснока |
|
34 |
|
аппликация из ткани и засушенных растений |
расширить знания о природных материалах, учить составлению композиций на определенную тему, правильному выбору пропорций |
выполнение панно из природных материалов и ткани |
образцы ткани, засушенные растения |
|
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Основные правила и способы информирования инвалидов, в том числе граждан, имеющих нарушение функции слуха, зрения, умственного развития, о порядке предоставления услуг на объекте, об их правах и обязанностях при получении услуг»
- Международный вебинар «Интернет-технологии предоставления услуг в сфере туризма»
- Диагностическая работа в образовательной организации в соответствии с ФГОС. Диагностика эмоционально-личностных особенностей детей
- Вебинар «Формирование основ финансовой грамотности и первичных экономических понятий дошкольников в игровой деятельности»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре