В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа

Файл прикреплен к материалу: Рабочая программа
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Рабочая программа по курсу «Русский язык»

Пояснительная записка


Статус документа.


Рабочая программа соответствует:

  1. федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по русскому языку в образовательных учреждениях;

  2. примерной программе начального общего образования по русскому языку (базовый уровень);

  3. авторской программе по русскому языку для четырехлетней начальной школы в Образовательной системе «Планета знаний», авторы Л.Я.Желтовская, О.Б.Калинина, Издательство «астрель», 2011 г.



Структура документа.

Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, при­мерное распределение учебных часов по разделам про­граммы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебно­го материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.


Содержание обучения.

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).

Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.

СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (50 ч)

Круг сведений о речи

как основе формирования речевых умений (30 ч)

Речь (6 ч). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем?зачем?при каких условиях?о чём?как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др. Пословицы и поговорки как выразители мудрости и национального характера русского народа, как образцы краткой, образной, точной, живой речи.

Высказывание. Текст (20 ч). Высказывание, текст как продукты говорения и письма. Особенности текста-диалога. Текст-инструкция. Текст-письмо.

Углубление представлений о теме и основной мысли текста. Тексты с двумя-тремя микротемами. Темы узкие и широкие. Наблюдение над способами выражения основной мысли в текстах: выражена в тексте словами, выражена в заголовке, идея прямо не выражена, а домысливается.

Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге) и их композиционных особенностях, средствах связи частей текста и предложений.

Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.

Жанры: зарисовки осеннего леса, грибной охоты, зимней, весенней природы, рецепты, инструкции, отзывы о прочитанной книге, телеграмма, письмо, рассказы-фантазии, ответы-обобщения по материалам таблиц и вопросов учебников.

Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебно-деловая речь, разговорная речь).

Речевой этикет* (4 ч): извинение, совет, оценка, поздравление, переписка.

Виды речевой деятельности

(коммуникативно-речевые умения) (20 ч)

Слушание и чтение (восприятие смысла). Уметь понимать смысл речи, обращённой к ребёнку: устные и письменные высказывания, включающие две-три микротемы (типы и жанры указаны выше):

слушать и слышать интонационный рисунок предложения, фразы; определять значимые по смыслу слова, выделяемые говорящим с помощью логических ударений, повышения тона голоса, повторов; понимать средства выразительности словесных и несловесных средств общения (образные слова, слова с оценочными суффиксами, интонацию, мимику, жесты);

читать осмысленно, плавно (целыми словами, словосочетаниями, фразами), достаточно бегло как вслух, так и про себя (примерная скорость: вслух — до 100 слов, про себя — до 130—140 слов в минуту); выразительно, передавая как замысел автора, так и своё отношение к читаемому; контролировать своё чтение;

выявлять непонятные слова, выражения, образы и уточнять их значения с помощью вопросов, словаря, контекста и других доступных детям источников;

ориентироваться (предугадывать) в содержании текста и его частях по заголовку, пунктам плана, оглавлению;

понимать, как разворачивается сюжет, раскрывается тема с помощью анализа расположения композиционных частей текста, следования слов в предложении (в письменной речи), интонационных средств в устной речи;

определять тему и основную мысль текста по заголовку, по ключевым словам, частям текста, уметь «читать между строк» — догадываться об основной мысли, прямо не выраженной в тексте;

анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.

Говорение и письмо (передача смысла). Создавать (говорить, писать) собственные высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами):

продумывать содержание, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания выбирать тип текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанр, строить высказывание в соответствии с композиционными особенностями (начало, основная часть, концовка) данного типа текста;

понятно, логично доносить до слушателей, читателей основное содержание высказывания, последовательно раскрывая тему, не отвлекаясь от предмета речи;

выражать основную мысль и своё отношение к высказываемому (посредством заголовка, употребления оценочных слов и выражений, использования определённых суффиксов и пр.);

произносить слова чётко, в соответствии с орфоэпическими и акцентологическими нормами, добиваться точной интонации, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

писать разборчиво и грамотно, в соответствии с требованиями каллиграфии и правилами орфографии, пунктуации в целях доступности понимания написанного;

писать плавно, ритмично, достаточно быстро (примерная скорость — до 45 букв в минуту при списывании, до 65—70 букв — при свободном письме) в целях относительно синхронной фиксации мыслей на бумаге;

интерпретировать обобщение содержащейся в тексте информации;

составлять тексты на тему леса (прогулка в лес, описание леса, рассуждение о пользе леса, об особенностях тихой охоты за грибами), пейзажей в разное время года, письма родным и друзьям, тексты телеграмм, тексты-рецепты, инструкции, отзывы о прочитанных книгах, сочинять юмористические истории по рисункам, рассказывать о придуманных историях, устно обобщать материал по таблицам учебника;

вести диалог: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать, рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.

Уместно использовать и правильно строить высказывания этикетного характера: извинение, просьба, благодарность, поздравление, оценка и совет.

Осуществлять самоконтроль, оценивать высказывание, редактировать, давать советы по улучшению речи.

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ (120 ч)

Круг сведений о языке

как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке (4 ч). Углубление представлений о роли языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Отражение в языке истоков нравственных устоев, исторических вех развития культуры русского народа (пословицы, этнокультурная лексика, нравственные понятия, этимологические экскурсы и т.п.).

Русский язык как государственный язык России, язык межнационального общения.

Нормы русского литературного языка. Богатство языка: разнообразие лексики и синтаксических конструкций, синонимия средств языка разных уровней, их стилистическая неоднородность, изобразительно-выразительные (словесные, интонационные, позиционные) средства языка. Представление о развитии родного языка (пополнение новыми словами, заимствование). Ответственность носителей языка за сохранение чистоты и самобытности языка родного народа.

Лингвистика и разделы науки о языке.

Фонетика и орфоэпия*. Звуковые (голосовые) средства языка: интонация, логическое ударение, пауза, тон, темп и др. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ознакомление с нормами ударения (акцентологическими) и орфоэпическими нормами современного русского литературного языка (внимание к тенденции социализации произносительных норм). Фонетический анализ (разбор) слова.

Графика*. Алфавит, его использование при работе со словарями, справочниками, каталогами. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова для решения орфографических задач.

Чистописание*. Совершенствование владением рукописным шрифтом (техникой письма). Упражнения в наращивании плавности, свободы, скорости письма: 1) освоение рациональных соединений; 2) предупреждение уподобления друг другу букв и буквосочетаний типа шм, кх, ля, ны, уц, иее, мле, щиз, ною и т. п.; 3) использование в упражнениях различных связок, расписок, соединяющих буквы; 4) письмо предложений и небольших текстов под счёт и на время.

Лексика (слово и его значение)*. Углубление представлений о свойствах лексических значений слов: однозначные и многозначные слова; слова, употреблённые в переносном значении; слова, близкие по значению (синонимы); слова, противоположные по значению (антонимы). Этимологические экскурсы в поисках истинного значения слов как родных, так и иноязычных. Толкование смысла фразеологизмов.

Обогащение речи наиболее употребительными фразеологизмами, пословицами, поговорками. Работа с толковыми словарями.

Состав слова (морфемика) (6 ч). Углубление представлений о морфемном составе слова (корень, приставка, суффикс, окончание) и роли морфем в словах, об историческом корне слова.

Формы слова. Роль и правописание окончаний в словах разных частей речи (падежные окончания склоняемых частей речи, личные окончания глаголов).

Работа с морфемными, словообразовательными, этимологическими словарями. Разбор слова по составу.

Морфология (слово как часть речи) (46 ч). Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.

Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.

Имя существительное (15 ч). Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).

Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.

Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное (6 ч). Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).

Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.

Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.

Местоимение (5 ч). Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.

Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).

Глагол (16 ч). Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.

Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.

Служебные части речи (4 ч). Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.

Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.

«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.

Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.

Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.

Синтаксис (23 ч). Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении).

Словосочетание (3 ч). Углубление представлений о структуре и значениях словосочетаний: предмет и его признак; действие и предмет, на который оно переходит; действие и предмет, с помощью которого оно совершается; действие и место (время, причина, цель) его совершения (интересная книга, читать книгу, косить траву, рубить топором, ходить по лесу, не пришёл из-за болезни). Наблюдение над лексической и грамматической сочетаемостью слов в словосочетаниях (рассказывать сказку, рассказывать о лете).

Словосочетание как строительный материал предложения. Зависимые слова словосочетаний в роли второстепенных членов предложений.

Предложение (20 ч). Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.

Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия (обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация (37 ч). Правописание падежных окончаний имён существительных в формах единственного и множественного числа.

Употребление большой буквы и кавычек при написании имён собственных — названий книг, газет, журналов, фильмов, картин.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в формах единственного и множественного числа.

Написание предлогов с местоимениями. Использование н в формах косвенных падежей личных местоимений 3 лица. Употребление гласных в корнях личных местоимений в формах косвенных падежей (меня, от тебя, к нему).

Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.

Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.

Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями

Развитие речи*. Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Упражнения по культуре речи:

в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);

в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом;

в выборе и образовании нужных форм частей речи (помидоров, чулок и т.п.).

Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев. Работа с планами текстов.

Воспроизведение (изложение) содержания услышанного, прочитанного (текстов тех же типов, жанров с 2—3 микротемами):

дословно (устно — выразительное чтение вслух, декламирование наизусть, письменно — списывание текста, письмо под диктовку, письмо по памяти);

близко к исходному тексту (устно — пересказ, письменно — изложение с опорой на самостоятельно составленный план, наброски, схемы);

сжато (краткий пересказ);

с элементами собственных высказываний: творческое списывание, свободные диктанты, изложение с элементами сочинения.

Составление текстов указанных выше жанров и тематики.


Цели и задачи.

  • Цель:

  • познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;

  • социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека

Задачи:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.


Место предмета.

На изучение курса «Русский язык» в4 классе отводится:

всего: 136 часов в учебный год (4 часа в неделю)

в том числе: на проведение уроков контрольной работы – 12 часов

(диктант – 9, списывание – 2, изложение – 1)


Результаты.

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;

  • понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

  • внимание к мелодичности народной звучащей речи;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;

  • способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • чувства сопричастности к развитию, сохранению самобытности языка родного народа;

  • эстетических чувств на основе выбора языковых средств при общении.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;

  • различать и называть: а) значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); б) части речи, включая личные местоимения; в) основные типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные, восклицательные;

  • применять при письме правила орфографические (правописание падежных окончаний имён существительных, имён прилагательных, местоимений, личных окончаний глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в предложениях с однородными второстепенными членами предложения);

  • практически использовать знания алфавита при работе со словарём;

  • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

  • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;

  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

  • определять грамматические признаки имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

  • находить в тексте личные местоимения, предлоги, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

  • различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;

  • грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70-90 слов, 75-80 слов), включающие изученные орфограммы и пунктограммы;

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);

  • ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);

  • осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;

  • выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • производить элементарные языковые анализы слов (звуко-буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач, синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;

  • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);

  • проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.);

  • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;

  • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

  • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

  • оценивать уместность и точность использования слов в тексте;

  • определять назначение второстепенных членов предложения: обозначать признак предмета, место, причину, время, образ действия и пр.;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;

  • составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

  • корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;

  • соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие способы связи)

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;

  • планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;

  • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • руководствоваться правилом при создании речевого высказывания;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника).

  • осуществлять само- и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату изучения темы;

  • вносить необходимые коррективы в процесс решения языковых задач, редактировать устные и письменные высказывания.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочных материалах учебника, в детских энциклопедиях);

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения языковых задач;

  • дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);

  • находить, характеризовать, анализировать, сравнивать, классифицировать единицы языка: звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений, текстов);

  • классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице;

  • владеть общим способом проверки орфограмм в словах;

  • выделять существенную информацию из читаемых текстов;

  • строить речевое высказывание с позиций передачи информации, доступной для понимания слушателем.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • владеть диалоговой формой речи;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании;

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Список учебно-методического обеспечения.

Для реализации программного содержания используются:

Учебник «Русский язык» для 4 класса в двух частях /Л. Я. Желтовская, О.Б.Калинина – Издательство «Астрель», 2011.

Рабочие тетради по русскому языку № 1, 2 / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина -

Издательство «Астрель», 2012

Методическое пособие «Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» /Л. Я. Желтовская - Издательство «Астрель», 2011.








































В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.





Дата

Тема урока

Цель урока

Основ. понятия

Слов. слова

Стр. раб. Тетр.

Д/з

Общаемся устно и письменно (6 часов)

1


Вспоминаем качества русской речи

с.6-9

Знать структуру построения учебника «Русский язык»; основные словари русского языка

Знать, что ударение может быть постоянным и подвижным; иногда ударение может переноситься на предлоги. Уметь сочинять свою "рекламу"; записывать стихотворение по памяти; составлять и записывать предложения; различать слова "стрЕлки" - "стрелкИ", "бЕлки - белкИ"; задавать вопросы к словам

Общение

Тема

Главная мысль текста

Дикция

Звукопись

Скороговорка

Громкость

Ритм

Свойства ударения


темп [тэ]

творог и творог

недуг

пациент [цыэ]


с.3 упр.1

с.4 упр.2-3

 Упр11

2.


Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

с.10-12

Уметь определять время глаголов; расставлять ударение в глагольных формах; находить безударные гласные в корне; пользоваться словарями; подбирать проверочные слова; определять части речи

Культура речи —

соблюдение норм,

правильность речи

Орфограмма

Орфографическая задача


важен

важна

важно

важны и важны

начать

Желтый

Багровый

багряный

с.4-5

с.6 упр.1-2

 

 Упр.20

3


Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

с.13-15

Уметь находить изученные орфограммы в словах; правильно писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне; определять род и число имен прилагательных; выполнять разбор предложения; записывать текст по памяти; выписывать из текста имена прилагательные; подбирать синонимы

синонимы

Молочный

Молочник

молочница

с.6 упр.3

 Упр.25

4


Соблюдаем произносительные нормы и правила письма

с.16-19

уметь правильно произносить слова с буквосочетаниями чн, ЧС, находить подлежащее и сказуемое, выписывать из текста имена прилагательные, подбирать синонимы, озаглавливать текст, объяснять изученные орфограммы


дрессировать

яичница,

яичный

шинель

стадион

вдруг дрессировщик

с.7 упр.4

с.8 упр.5

упр.36

5


Входной диктант №1 по теме «Повторение изученного в 3 классе»

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания




словарные слова

6


Работа над ошибками. Обобщение по теме «Общаемся устно и письменно»

с.20-21

Уметь выполнять работу над ошибками, уметь правильно писать слова из словаря с двойными согласными, записывать слова в алфавитном порядке, писать текст под диктовку, работать с деформированным предложением, подчеркивать главные члены предложения.


грипп


с.8 упр.6-7

упр.39

В устной речи интонация, а в письменной пунктуация (17 часов)

7


Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение

с.22-23

Знать, что интонация - звуковое средство языка. Уметь на слух определять количество предложений; выразительно читать вслух; определять тип предложений; находить в тексте глаголы; находить границы предложения; подчеркивать в словах непроверяемые орфограммы; объяснять расстановку знаков препинания в предл.

интонация

пауза


кристалл

кристаллик

кристаллический

с.9 упр.9

упр.44

8


Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение

с.24-27

уметь сравнивать предложения по интонации и по цели высказывания, выписывать предложения по группам по интонации, подчеркивать знаки препинания в конце предложения.

высота голосового тона. Интонация конца предложения

Пауза

Тон

Знаки препинания

Диалог

Реплики


юбилей

юбиляр

юбилейный


упр. 51

9


Уточняем смысл высказывания

с.28-29

Знать о том, что в устной речи в предложении смысловые части отделяются друг от друга смысловой паузой, а на письме - знаком тире или запятой и союзом а, но при противопоставлении. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении

логическое ударение

смысловая пауза

тире

дельфин

воскресенье

интервью [тэ]

досуг

тире [рэ]


упр. 63

10


Уточняем смысл высказывания

с.30-31


упр.68

11


Выделяем этикетные слова и фразы

с.32-33

Знать понятия "этикет", "речевой этикет". Уметь выделять этикетные слова и фразы; подчеркивать и объяснять знаки препинания; выполнять интонационные пометы (паузы, логическое ударение); определять основную мысль текста; составлять словарик из этикетных фраз; читать по ролям

Речевой этикет

Обращение



упр.72

12


Употребляем знаки препинания

с.34-35

Уметь писать под диктовку; объяснять пословицу "Ржаной хлебушко - калачу дедушка"; работать с этимологическим словарем; писать под диктовку; выполнять звукобуквенный разбор слов

однородные члены предложения

досуг


упр.77

13


Обобщение по теме « В устной речи интонация а в письменной пунктуация»

с.36-37


уметь правильно произносить слова, записывать словарные слова, вставляя пропущенные буквы, работать с текстом, находить и объяснять изученные орфограммы, писать по памяти, под диктовку


калач

калачный


упр.86

14


Проверочная работа

с.38

знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении




словарные слова

15


Работа над ошибками

с.39

уметь выполнять работу над ошибками




упр.4

16


Диктант №2 по теме «В устной речи интонация а в письменной пунктуация»


знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания




словарные слова

17


Работа над ошибками.

Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: безударные гласные в корне

с.40 упр.1,2,3

уметь выполнять работу над ошибками, уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи, подбирать проверочные слова к безударным гласным в корне




упр.4 с.40

18


Школа грамотея. Учимся обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи: парные и непроизносимые согласные в корне

с.40-41 упр. 4-7

уметь обнаруживать орфограммы в слове и решать орфографические задачи, подбирать проверочные слова к парным и непроизносимым согласным в корне




с.41 упр.6

19


Употребление мягкого и твердого знаков

с.41-42 упр. 8-9

Знать, что твердый разделительный знак пишется сразу после приставки, а разделительный мягкий знак - в корне. Уметь определять род имен существительных; правильно писать слова с твердым и мягким знаками; делить слова на группы в зависимости от типа орфограммы




с.41 упр.8

20


Употребление гласных в родовых окончаниях

с.42 упр.10-11

Уметь вставлять гласные в родовые окончания имен прилагательных; находить ударные и безударные окончания; определять род имен прилагательных




с.42 упр.11

21


Употребление знаков препинания

с.43

Уметь расставлять знаки препинания в тексте; подчеркивать и объяснять изученные орфограммы




с.43упр.15

22


Мастерская слова. Сочинение «Летние каникулы»

с.44

Уметь письменно пересказывать текст; определять количество смысловых частей в тексте; определять тему текста; озаглавливать текст; объяснять слова автора

создание небольшого текста



словарные слова

23


Мастерская слова. Пишем поздравления. Анализ и редактирование текста.

с.45

Уметь составлять текст поздравления; анализировать тексты-поздравления сверстников


эпистолярный жанр




Анализируем и строим предложения (24 часов)

24


главные и второстепенные члены предложения

с.48-49

Знать о том, что сказуемое может обозначать состояние действующего лица - подлежащего. Уметь находить главные члены предложения; распространять предложение, используя данные словосочетания; производить разбор словосочетаний; производить разбор предложения; уточнять значение словарных слов, состав их значимых частей, значение исторических корней; выписывать предложения, которые выражают основную мысль текста; правильно писать частицу не с глаголами

синтаксис

синтаксические конструкции



упр.91

25


Части речи и члены предложения

с.50-51

Уметь определять части речи; составлять схему предложения; составлять предложения по данным схемам; анализировать строение предложений; определять части речи; озаглавливать текст




упр.97

26


Формы изменения и правописания глаголов. Неопределенная форма глаголов.

с.52-53

Знать признаки глагола; что у каждой части речи есть начальная форма. Уметь находить глаголы в тексте; образовывать неопределенную форму глагола; определять число, время глагола; выделять в глаголах приставки; делить глаголы на группы по вопросам (что делать? что сделать?); составлять словосочетания с данными глаголами




упр.104

27


Времена глаголов. Глаголы в прошедшем времени.

с.54-55

Знать, что глаголы изменяются по временам. Уметь образовывать возможные формы от данных глаголов; приводить примеры глаголов в прошедшем времени; выделять родовые окончания глаголов в прошедшем времени; восстанавливать связь слов в текстах; подчеркивать безударные гласные перед суффиксом -л-; составлять схему предложения

Начальная форма глагола

Глагольные суффиксы

-л-, -а/я/-



упр.109

28


Формы глаголов в настоящем и будущем времени.

с.56-57

Знать, что сложная форма будущего времени состоит из двух частей: форм глагола "быть" и неопределенной формы. Уметь определять разницу в значениях форм глаголов настоящего и будущего времени; образовывать сложную форму будущего времени; отличать сложную форму будущего времени глаголов от сказуемых, в состав которых ходят два слова, одно из которых - неопределенная форма глагола




упр.116

29


спряжение глаголов. 1 2 спряжения

с.58-59

Знать, что изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. Уметь определять спряжение глаголов; выделять личные окончания глаголов; определять лицо и число глагола; сравнивать написание безударных и ударных личных окончаний глаголов; правильно употреблять глаголы "класть" и "положить"

спряжение

личные окончания



упр.122

30


спряжение глаголов. 1 2 спряжения

с.60-61

Уметь правильно писать личные окончания глаголов I и II спряжений в формах будущего времени; делить глаголы на группы по типу спряжения; выделять окончания в глаголах 2-го лица единственного числа; объяснять изученные орфограммы; находить обращения в тексте

спряжение

личные окончания

великан

увеличить

класть

положить


упр.127

31


Диктант №3 по теме «Анализируем и строим предложения»

знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания




словарные слова

32


Работа над ошибками. Мягкий знак после шипящих в глаголах.

с.62-63

уметь выполнять работу над ошибками





упр.132

Знать личные окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Уметь определять формы глаголов; объяснять смысл пословиц; указывать время и тип спряжения; выполнять звукобуквенный разбор и разбор слов по составу; образовывать формы настоящего и будущего времени во 2-м лице единственного числа; выписывать из текста словосочетания; объяснять изученные орфограммы; производить синтаксический разбор предложения; находить чередования согласных при образовании разных форм глаголов; образовывать повелительную форму глагола; анализировать омофоры; работать с деформированным предложением

Повелительная форма глагола

омофоры




33


Мягкий знак после шипящих в глаголах.

с.64-65



упр.140

34


Мягкий знак после шипящих в глаголах.

с.66-67



упр.147

35


Правописание безударных личных окончаний глаголов

с.68-70

Уметь записывать безударные окончания глаголов; определять спряжение глаголов; подбирать пропущенные в тексте глаголы; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы "решать", "решить"; решать орфографическую задачу в правописании личных окончаний глаголов; образовывать от глаголов неопределенной формы 2-е лицо единственное число настоящего и будущего времени; писать под диктовку пословицы, объяснять их смысл; производить орфографический анализ слов; выполнять синтаксический разбор предложения; правильно писать личные окончания глаголов; составлять по рисункам предложения, используя глаголы в форме 3-го лица множественного числа; составлять и записывать словосочетания, называющие действия и орудия этих действий; выделять личные окончания глаголов




упр.152

36



Правописание безударных личных окончаний глаголов

с. 71-73


топор

путешествие

слева

справа

банты


упр.160





37


Правописание безударных личных окончаний глаголов

с.74-75

Уметь записывать слова из словаря в алфавитном порядке; подбирать однокоренные глаголы; указывать спряжение глаголов; составлять словосочетания и предложения с глаголами; спрягать глагол «путешествовать»; подбирать проверочньие слова

Знать глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов; выделять приставки в глаголах; допи- сьивать предложения; спрягать глаголы «гнать», «видеть»; выделять личные окончания; выполнять словообразовательный разбор слов


путешествие

путешествовать

путешественник


упр. 171

38


Правописание безударных личных окончаний глаголов

с.76-78






упр.176

39


Правописание безударных личных окончаний глаголов

с.79-81

Уметь подбирать глаголы-синонимы; находить чередование согласных в корне (ч//г//ж, ч//к); изменять по лицам глаголы «жечь», «течь»; записывать предложения, употребляя в нужном лице глаголы из скобок; объяснять фразеологизмы и пословицы; выделять безударные личные окончания глаголов; подбирать проверочные слова; производить синтаксический разбор; образовывать глаголы с данными приставками


квартал

квартальный

бант


упр.190

40


Выражение сказуемого разными формами времени глагола (обобщение)

с.82-83

Уметь изменять глаголы настоящего, будущего и прошедшего времени; составлять нераспространенные предложения; указывать род имен существительных; выделять родовые окончания глаголов прошедшего времени; подчеркивать главные члены предложения; указывать спряжение глагола; находить возвратные глаголы


хочет

хотим



упр.197

41


Глаголы – сказуемые в побудительных и других предложениях

с.84-85

Уметь определять предложения по цели высказывания; выделять главные члены предложения; вставлять в текст глаголы, подходящие по смыслу; выделять в тексте вежливые (этикетные) слова




упр.203

42


Контрольное списывание.


знать изученные орфограммы. Уметь писать текст в соответствии с изученными нормами правописания




повторить падежи

43


Работа над ошибками. Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения»

с.87

уметь выполнять работу над ошибками, записывать стихотворение по памяти., указывать род, число, лицо, спряжение, производить синтаксический разбор предложения




с. 87 упр.5

44


Проверочная работа.

с.86

знать изученные орфограммы. Уметь вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении




повторить падежи

45


Работа над ошибками. Школа грамотея. Учимся правильно употреблять и писать глаголы в прошедшем времени.

с.88-89

уметь выполнять работу над ошибками. Уметь правильно употреблять и писать личные окончания глаголов настоящего и будущего времени; записывать глаголы, употребляя их в 1-м лице множественного числа; правилыно писать личные окончания глаголов




упр.6 с.89

46


Мастерская слова. Составление текста « На опушке леса».

с.90 упр.1

Уметь письменно пересказывать текст; строить предложения из данных слов; составлять из предложений текст; озаглавливать текст; выделять приставки

создание небольшого текста




47


Мастерская слова. Рассказы о русской природе.

с.90-91 упр.3

Уметь анализировать и редактировать изложение; исправлять речевые и орфографические ошибки




упр.5

Развертываем, распространяем мысли (16 часа)

48


Используем второстепенные члены предложения

с.94-95

уметь различать простые и сложные предложения, находить главные члены предложения




упр.208

49


Падежные формы склоняемых частей речи

с.96-98

уметь правильно склонять разные части речи, что именительный падеж является начальной формой склоняемых частей, что глаголы спрягаются, существительные склоняются

склонение

спряжение




упр.216

50


Падежные формы склоняемых частей речи

с. 99-101



упр.228

51


Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые.

с.102-104

Знать особенности употребления однородных сказуемых и подлежащих в устной речи; что однородные члены предложения в устной речи часто соединяются с помощью перечислительной интонации или союзов "и", "да", "также". Уметь различать простые и сложные предложения; находить главные члены предложения

Однородные члены

предложения

Схема О, О, О

Перечислительная

интонация

Соединительный союз и

Противительные союзы а, но, да

Одиночные и повторяющиеся союзы




упр.233

52


Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие и сказуемые.

с. 105-107

Иметь представление о распространенных предложениях. Уметь писать текст по памяти; составлять предложения с однородными членами по схеме; правильно произносить слова; подбирать проверочные слова; составлять схему предложения с однородными членами

калина

коллекция

коллекционер

хобби


упр.237

53


Однородные второстепенные члены предложения.

с.108-109

Знать, что однородные второстепенные члены предложения могут относиться к другому второстепенному члену. Уметь сравнивать предложения по составу; объяснять постановку занятых в предложении с однородными членами


сирень

сиреневый


упр.249

54


Однородные второстепенные члены предложения.

с.110-111

Уметь писать по памяти; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы; составлять схемы предложения


август

августовский и

августовский

изморозь

изморось

каморка



упр.255

55


Знаки препинания при однородных членах предложения

с.112-115

Знать, что изучает раздел языка «Пунктуация». Уметь работать по памятке; вставлять пропущенные знаки препинания; выполнять синтаксический разбор предложения; подчеркивать главные члены предложения; составлять небольшой текст для диктанта; выделять личные окончания глаголов

простые и сложные предложения

пунктуационная задача

саквояж

корзина

чемодан

чемоданное

искусство

искусственный

искусный


упр.265

56


строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение)

с.116-119

Знать, что тексты отличаются друг от друга по своей речевой задаче (цели высказывания), по основной мысли, по строению.
Уметь обобщать с помощью таблицы; определять, какими основными признаками обладает каждый тип текста:
повествование, описание, рассуждение; выписывать из текста предложения с однородными членами предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; находить в тексте сравнения; сочинять загадку о березе

повествование, описание,

рассуждение

однажды

вдруг

издалека

вблизи

вверх

вниз


упр.270

57


Обобщение по теме «Развертываем, распространяем мысли»

с.121

Уметь выписывать предложения с однородными членами; составлять схему предложения; объяснять изученные орфограммы; записывать текст по памяти; выделять приставки и корни; расставлять знаки препинания




упр.5 с.121

58


Диктант №4 по теме «Развертываем, распространяем мысли»

знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания




словарные слова

59


Работа над ошибками.

уметь выполнять работу над ошибками




р.т.

60


Проверочная работа.

с.120

знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении




повторить правила

61


Работа над ошибками.

Школа грамотея. Учимся отделять друг от друга запятыми однородные члены предложения.

с.122-123

уметь выполнять работу над ошибками

Уметь расставлять занятые с опорой на схему в предложениях с однородными членами; записывать предложения в логической последовательности, расставляя знаки препинания; строить схему предложения




р.т.


62


Мастерская слова. Изложение «Переправа»

с.124

Уметь письменно пересказывать текст; объяснять название текста; отвечать на вопросы по данному тексту; составлять план текста; находить в тексте глаголы; писать изложение

создание небольшого текста



повторить правила

63


Работа над ошибками. Используем средства языка при общении. Проект «Детская энциклопедия «Тайна русских слов»

с.126-127

уметь выполнять работу над ошибками ,уметь составлять статью для проекта, выбирать тему проекта, обсуждать какие разделы могут быть в сборнике.




Проект «Детская энциклопедия «Тайна русских слов»

Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (44 часа)

64


Вспоминаем части речи.

с.6-7 (2 часть)

Знать изученные части речи. Иметь представление об использовании в речи союзов «как», «точно», «словно».
Уметь указывать части речи; выполнять синтаксический разбор предложения; определять время глагола; подбирать синонимы к словам «салазки», «взахлеб»; находить слова из словаря; определять основную тему текста; объяснять изученные орфограммы


искра

искринка и

искринка

искристый и

искристый

искрится и

искрится


упр.4

65


Связь слов в предложениях.

с.8-9

Уметь устанавливать связь слов в предложении; выписывать из текста пары слов, которые сочетаются между собой в форме множественного числа; распространять предложения; указывать части речи и члены предложения; составлять предложения из данных слов

наречие

имя числительное

вокруг


упр.9

66


изменение частей речи по числам и родам.

с.10-13

Знать, что по числам изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Уметь изменять части речи по числам и родам; проверять безударные гласные в корне; подбирать проверочные слова; указывать род, число глаголов прошедшего времени

значение рода имен сущест.

тренеры

шоферы

тюль (м.р.)

нет тюля

шампунь (м.р.)

нет шампуня


упр.16

67


Имеют ли личные местоимения значения рода и числа?

с.14-15

Знать личные местоимения, что значение рода имеют только местоимения 3-го лица единственного числа. Уметь указывать род у местоимений 3-го лица; определять члены предложения; изменять местоимения по числам

склонение личных местоимений

какао, метро, кино –ср.р.

кофе – м.р.

допустимо – ср.р.


упр.29

68


Спряжение и склонение.

с.16-18

Уметь обобщать сведения о глаголе по плану; делить на группы; составлять с глаголами-синонимами предложения, употребив их в форме прошедшего времени множественного числа; объяснять изученные орфограммы

спряжение глаголов



упр.33

69


Спряжение и склонение.

с.19-21

Уметь заканчивать мысли, выраженные в предложении; указывать спряжение глагола; спрягать глаголы; оформлять правильно текст при списывании; указывать члены предложения

склоняемые части речи



упр.44

70


Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.

с.22-23

Знать, что имена существительные в одном и том же падеже могут иметь разные окончания. Уметь определять спряжение глаголов; определять склонение имен существительных; обобщать материал таблицы по вопросам; вставлять пропущенные буквы; выделять окончания




упр.54 с.24

71


Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи. Имена существительные 1-го, 2-го, 3-го склонения.

с.24-25

Знать одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь дополнять таблицу "Родовые окончания имен существительных"; записывать словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании; записывать имена существительные в нужном падеже


кастрюля

акварель


упр.58

72


Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

с.26-29

Уметь склонять существительные единственного числа; выделять окончание; ставить в словах знак ударения; указывать склонение; составлять словосочетания; записывая зависимые слова в творительном падеже; объяснять написание собственных слов


дятел

берлога


упр.66

73


Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе.

с.30-33

Знать, что после твердых шипящих и ц в безударных падежных окончаниях пишется е. Уметь употреблять слова "туфля", "автомобиль", "председатель" в формах Д.п., П.п., Т.п., указывать главные и зависимые слова в словосочетании; выделять окончания имен существительных; объяснять изученные орфограммы; указывать падеж и склонение имен существительных; решать орфографическую задачу


cтепи и степи (Р.п.)

печи и печи



упр.80

74


Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе.

с.34-36

Уметь записывать текст, употребляя слова в нужном падеже; выделять корни в однокоренных словах; образовывать формы творительного и предложного падежей; писать под диктовку, по памяти; расставлять запятые


председатель

председательствовать


упр.86

75


Безударные падежные окончания имен существительных в ед. числе.

с. 37-39

Уметь сопоставлять падежные окончания имен существительных во множественном числе с окончаниями склонения этих существительных в единственном числе; сопоставлять значения слов; объяснять изученные орфограммы


экскурсия

электростанция

расстояние театр

балкон

билет

спектакль


упр. 99

76


Безударные падежные окончания имен существительных во мн. числе.

с.40-43

Уметь дополнять схему; указывать число, падеж имен существительных; подбирать проверочные слова; объяснять пословицы

Уметь склонять существительные в единственном и во множественном числе; пользоваться словарями; вставлять пропущенные буквы; подбирать синонимы к слову "доблесть"; расшифровывать сложносокращенные слова и записывать словосочетания


олимпиада

соревнование

медаль



упр.106

77


Безударные падежные окончания имен существительных во мн. числе.

с.44-45

Уметь склонять существительные в единственном и во множественном числе; пользоваться словарями; вставлять пропущенные буквыупр.


килограммов

тротуар

простынь и простыней


упр. 119

78


Безударные падежные окончания имен существительных во мн. числе.

с. 46-47




упр.126

79


Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

с.48-49

Уметь правильно писать и определять безударные падежные окончания имен существительных


электричество


упр.133

80


Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел.

с.50-51


солдат

командир

командование


упр.139

81


Диктант №5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания




повторить падежи

82


Работа над ошибками. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

с.52-53

уметь выполнять работу над ошибками. Уметь употреблять прилагательные в словосочетаниях в нужном падеже; указывать род и падеж склоняемых частей речи; объяснять устойчивые сочетания; выделять окончания; составлять предложения, используя данные словосочетания





просклонять слова светлый, весеннее

83


Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

с.54-57

Уметь выделять окончания прилагательных; подчеркивать безударные окончания имен прилагательных; находить "лишнее" прилагательное; указывать падеж склоняемых частей речи



герой

героический

геройский


упр.153

84


Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

с.58-61

Знать варианты окончаний имен прилагательных в форме именительного падежа мужского рода (-ой, -ый). Уметь определять разницу в значении однокоренных слов; объединять предложения в текст; составлять и записывать словосочетания с однокоренными прилагательными; определять падеж имен прилагательных; редактировать текст



президент

правительство


упр.166

85


Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

с.62-63

Уметь правильно употреблять и писать падежные окончания имен прилагательных





упр.172

86


Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

с.64-65



мелодия

мелодика


упр.177

87


Употребление и правописание падежных форм личных местоимений.

с.66-67

Уметь правильно употреблять и писать падежные формы личных местоимений





упр.182

88


Употребление и правописание падежных форм личных местоимений.

с.68-69

Уметь правильно употреблять и писать падежные формы личных местоимений





упр.187

89


Правописание падежных форм склоняемых частей речи.

с.70-71

Знать, какие части речи склоняются. Уметь называть падежные формы склоняемых частей речи; использовать таблицу в качестве справочного материала при выборе "конкурирующих" гласных в падежных окончаниях существительных и прилагательных; записывать слова в два столбика (с безударными гласными в корне и с безударными гласными в окончании); объяснять название текста; составлять предложения из набора слов; редактировать текст с речевыми и орфографическими недочетами





упр.194

90


Обобщение по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи»

с.72-73

Уметь списывать текст, вставляя недостающие буквы; указывать части речи; определять главные члены предложения; указывать склонение и падеж имен существительных; выделять безударные падежные окончания; подбирать синонимы; определять значение слова "больно (горячи)"





упр.198

91


Диктант №6 по теме «Формы частей речи, или как изменяются разные части речи»

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания





повторить правила

92


Работа над ошибками.

уметь выполнять работу над ошибками





р.т.

93


Самостоятельные и служебные части речи.

с.74-75

Знать, для чего используются предлоги, союзы, частицы.
Уметь обобщать сведения о служебных частях речи с помощью таблицы; находить служебные части речи в тексте; писать по памяти; указывать разделительный союз "или" , подчинительный союз "чтобы"; производить фонетический разбор слова "пачкать"; выполнять разбор по составу слов " записывать текст с восстановленными названиями самостоятельных частей речи


количественные имена сущ.



упр.207

94


Самостоятельные и служебные части речи.

с.76-77


порядковые числительные

крепок

крепка

крепко

крепки



упр.214

95


Самостоятельные и служебные части речи.

с.78-79


причастие



упр.218

96


Диктант №7 по теме «Самостоятельные и служебные части речи»


Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания





правила

97


Работа над ошибками.


уметь выполнять работу над ошибками





р.т.

98


Самостоятельные и служебные части речи.

с.80-81

Знать, для чего используются предлоги, союзы, частицы.
Уметь обобщать сведения о служебных частях речи с помощью таблицы; находить служебные части речи в тексте; писать по памяти; указывать разделительный союз "или" , подчинительный союз "чтобы"; производить фонетический разбор слова "пачкать"; выполнять разбор по составу слов " записывать текст с восстановленными названиями самостоятельных частей речи


наречие

впереди

вокруг

назад

позади

вправо

влево

сначала


упр.224

99


Самостоятельные и служебные части речи

с.82-83


деепричастие



упр.229

100


Самостоятельные и служебные части речи

с.84-85


частицы



упр.234

101


Самостоятельные и служебные части речи

с.86-87



здравствуй

до свидания

пожалуйста

спасибо

прощай

сегодня


упр.240

102


Проверочная работа.

с.88

знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении






103


Работа над ошибками.

с.89

уметь выполнять работу над ошибками





с.89 упр.5

104


Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а.

с.90-91

уметь выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные а или о, проверять орфограммы в окончаниях имен сущ., прилаг., записывать текст, вставляя недостоющие буквы.





упр.4 с.91

105


Школа грамотея. Учимся выбирать в безударных падежных окончаниях склоняемых частей речи гласные о или а.

с.92-93





с.93 упр.9

106


Мастерская слова. Изложение «Подснежники».

с.94-95

уметь письменно пересказывать текст, отвечать на вопросы, письменно записывать текст.






107


Работа над ошибками.






р.т.

Части речи и их работа в предложении и тексте (29 часов)

108


Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

с.98-99

Углубить представление о частях речи как языковом отражении реальных отношений окружающего мира и как средств выражения в предложениях мыслей и чувств.



язык

речь



упр.245

109


Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

с.100-101

Иметь представление о полных и кратких именах прилагательных. Уметь указывать, каким членом предложения является имя прилагательное в каждом предложении, на какой вопрос отвечает, какой признак определяет; объяснять постановку знаков препинания в конце предложения; определять тему текста; записывать текст, употребляя прилагательные из скобок в нужной форме; составлять схему предложения с однородными членами предложения; составлять словосочетания по схеме прил.+сущ.; составлять свой вариант текста


монолог

диалог



упр.250

110


Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

с.102

Уметь редактировать предложения; записывать предложения, используя формы глаголов "рисовать", "писать", "изображать"; анализировать


лексическое

значение

грамматическое значение



упр.257

111


Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств

с.103

Уметь редактировать предложения; записывать предложения, используя формы глаголов "рисовать", "писать", "изображать"; анализировать





упр.260

112


Изменение и правописание частей речи.

с.104-105

Иметь представление о том, что у действия тоже могут быть признаки (образ, время, место, направление, причина, цель, условие действий). Уметь записывать текст, разбивая его на предложения; расставлять знаки препинания; вставлять пропущенные буквы; выделять части речи и подчеркивать члены предложения; выписывать словосочетания; задавать в слово- сочетании вопрос от главного слова; писать по памяти; различать употребление слов «опять» и «обратно»





упр.упр.266

113


Изменение и правописание частей речи.

с.106-107

Знать, как изменяются слова разных частей речи. Уметь дописывать предложения; указывать формы (падеж, лицо) частей речи, использованных в тексте; составлять из слов предложения; находить прилагательные - антонимы в тексте и указывать их род и падеж





упр.271

114


Изменение и правописание частей речи.

с.108-109

Уметь объяснять употребление мягкого знака; указывать части речи; определять лицо, число глаголов; производить фонетический разбор и по составу слов «сказки», «схватить»; выписывать из текста глаголы с приставками; указывать в предложениях повелительные формы глаголов; объяснять расстановку знаков препинания в предложении; составлять инструкцию по изготовлению из бумаги нарисованной игрушки





упр.274

115


Распространяем предложения.

с.110-111

Уметь записывать слова в указанной последовательности (слова, имеющие корень и окончание; слова, имеющие корень, суффикс, окончание); вставлять недостающие буквы; указывать части речи; составлять словосочетания по схемам прил. +сущ., гл. +сущ.





упр.281

116


Распространяем предложения.

с.112-113

Иметь представление о разделах грамматики (морфология, синтаксис); о второстепенных членах предложения (об определении, дополнении, обстоятельстве). Уметь распространять предложения; подчеркивать члены предложения; стрелками указывать связь главных и второстепенных членов; употреблять мягкий знак на письме


второстепенные члены предложения



упр.285

117


Строим тексты, связывая части и предложения.

с.114-115

Иметь представление о частях текста (вступление, развитие, событие, заключение). Уметь называть разновидности текстов повествовательного типа речи (кулинарный, наблюдение, рассказ о событии); определять тему текста; озаглавливать текст; определять количество частей в тексте; письменно пересказывать текст



парад

День Победы

Красная площадь


упр.293

118


Строим тексты, связывая части и предложения.

с.116-117


композиция

история

рассказ

инструкция

апельсин

сметана


упр.296

119


Строим тексты, связывая части и предложения.

с.118-119

Уметь наблюдать, с помощью каких слов осуществляется смысловая связь между частями текста и предложениями; записывать текст, подчеркивая выделенные слова; определять тип текста; писать по памяти


рассуждение

как будто

собраться

собрался

собралась


упр.301

120


Строим тексты, связывая части и предложения.

с.120-121

Уметь составлять рассказ по рисункам; анализировать текст-описание картины; письменно воспроизводить описание картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели"


описание

пейзаж




121


Обобщение по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»


Уметь списывать безошибочно; подчеркивать строки, в которых выражена основная мысль; указывать части речи





с.124 упр.5

122


Диктант №8 по теме «Части речи и их работа в предложении и тексте»

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания





правила

123


Работа над ошибками.

с.129

Уметь анализировать и редактировать изложение, исправлять речевые и орфографические ошибки





р.т.

124


Язык мой – друг мой.

с.122-123

Уметь находить в тексте слова-антонимы; писать по памяти; записывать основную часть текста; подчеркивать в тексте сравнения и слова, употребленные в переносном значении; определять тему и основную мысль стихотворения





упр.310

125


Контрольное изложение «Правила письма»

с.128

Знать правила написания писем. Уметь письменно рассказывать о любимой книге по плану, письменно пересказывать текст





правила

126


Работа над ошибками.


уметь выполнять работу над ошибками





р.т.

127


Проверочная работа

с.124

знать изученные орфограммы. Уметь ставить тексте логическое ударение; вставлять пропущенные буквы, расставлять знаки препинания в предложении






128


Работа над ошибками.

с.125

уметь выполнять работу над ошибками





упр.8 с.125

129


Обобщение по изученным темам.

с.126-127






упр.12

130


Итоговый контрольный диктант №9

Знать изученные орфограммы. Уметь писать под диктовку текст в соответствии с изученными нормами правописания





правила

131


Работа над ошибками.

уметь выполнять работу над ошибками





р.т

132


Контрольное списывание.

Знать изученные орфограммы. Уметь списывать текст в соответствии с изученными нормами правописания






133


Работа над ошибками. Язык мой – друг мой. Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница»

уметь выполнять работу над ошибками. Уметь выбирать тему проекта из предложенных или придумывать свою; обсуждать, чем будет отличаться справочник от известных сборников пословиц; определять, по каким темам можно распределить материал сборника; выбирать интересную для работы рубрику, направление работы; наблюдать над речью героев литературных произведений, окружающих людей; отбирать интересные примеры для сборника.





Проект «Сборник русских пословиц «Пословица – всем делам помощница»

134


Язык мой – друг мой. Проект «Сборник отзывов «Советуем прочитать»

Уметь называть книги, которые помогли узнать много нового и интересного о мире; составлять список любимых книг; обсуждать, кому будут адресованы ваши советы о чтении книг; определять, о какой прочитанной книге вы можете рассказать и почему именно ее хотите посоветовать прочитать другому; определять, как будете строить свой текст, чтобы заинтересовать других читателей; выбирать рисунки и иллюстрации





Проект «Сборник отзывов «Советуем прочитать»

уметь подбирать проверочные слова, объяснять написание безударных гласных и парных согласных в приставке, корне, окончании






135


Обобщение по теме «Орфография»






136


Обобщение по теме «Синтаксис»

Уметь подбирать проверочные слова; указывать члены предложения; составлять словосочетания; работать с деформированным текстом; различать слова, словосочетания и предложения; расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами







Список дополнительной литературы.


  1. О.В.Узорова. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.

  2. О.В.Узорова. 555 изложений, диктантов и текстов для контрольного списывания.

  3. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. 500 контрольных диктантов по русскому языку.

  4. Е.В.Ветров, Т.В.Ветрова. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку. Издательство «Астрель».

  5. О.В. Узорова, Е.А.Нефедова. Тренинговая тетрадь по русскому языку. Издательство «Астрель».

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос