Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Статус документа.
Рабочая программа соответствует:
-
федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по окружающему миру в образовательных учреждениях;
-
примерной программе начального общего образования по окружающему миру (базовый уровень);
-
авторской программе по окружающему миру для четырехлетней начальной школы в Образовательной системе «Планета знаний» авторы Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (1 часть),Е.В.Саплина, А.И.Саплин (2 часть) , «Издательство Астрель», 2011 г.
-
авторской программе по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-транспортного травматизма в 1-11 классах, авторы Р.С. Койбаев, М.С. Сидоренко, Н.В. Пресс.
Структура документа.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки учащихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся и учителя.
Содержание обучения.
При отборе содержания курса «Окружающий мир» учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы развития, гуманитаризации, целостности образа мира, культуросообразности, вариативности.
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности. Усвоение учащимися знаний и умений рассматривается как средство развития, а не самоцель.
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа, интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Наш край (22 ч)
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей.
Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды.
Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт.
Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород.
Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган.
Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека.
Почвы нашего края, их виды. Охрана почв.
Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля (12 ч)
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны.
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле.
Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия.
Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России.
Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне.
Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации.
Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины (34 ч)
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте.
История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства.
Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства.
Российское государство в XIII—XVII вв.
Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский.
Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV.
Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв.
Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи.
Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета.
Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в.
Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2-й половине XX века.
Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни.
Ближние и дальние соседи России.
Целью данного курса является
формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
- формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Место предмета.
На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе отводится:
всего: на 68 часов в учебный год (2 часа в неделю)
в том числе: на проведение экскурсий – 4 часа.
проведение занятий по ПДД – 10 часов.
Результаты.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
• осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
• способность к самооценке;
• осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие;
• знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
• понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
• чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
• понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье; могут быть сформированы:
• устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
• умение оценивать трудность предлагаемого задания;
• адекватная самооценка;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
• установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
• осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
• осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
• основы экологической культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа Учащиеся научатся:
• проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений родных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Учащиеся научатся:
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. - образование государства у восточных славян; 988 г. - крещение Руси; 1380 г. - Куликовская битва; 1613 г. - изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. - основание Санкт-Петербурга; XVIII в. - создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. - открытие Московского университета; 1812 г. - изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. - отмена крепостного права; февраль 1917 г. - падение династии Романовых; октябрь 1917 г. - революция; 1922 г. - образование СССР; 1941-1945 гг. - Великая Отечественная война; апрель 1961 г*""~ полёт в космос Гагарина; 1991 г. - распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату с "лентой времени";
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
Учащиеся получат возможность научиться:
описывать государственное устройство Российской Федерации, основные положения Конституции;
сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Ми-хайлович, император Пётр I, Екатерина II, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М.В. Ломоносов, М.И. Кутузов, Александр II, Николай II, В.И. Ленин, И.В. Сталин, маршал Г.К. Жуков, действующий Президент РФ);
характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль; Учащиеся могут научиться:
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Учащиеся могут научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Учащиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано ковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Список учебно-методического обеспечения курса.
-
Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов (1 часть), Е.В.Саплина, А.И.Саплин (2 часть) Окружающий мир: учебник для 4 кл. нач. шк, 1,2 части. –«Издательство Астрель», 2011.
-
Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов (1 часть), Е.В.Саплина, А.И.Саплин (2 часть) Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса «Окружающий мир»,1,2 часть - М.: Астрель, 2012.
-
Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Обучение в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» - М.:АСТ: Астрель, 2010.
В соответствии с рабочей программой разработано календарно-тематическое планирование.
№ |
Дата |
Тема урока |
Цель урока |
Основные понятия |
Стр. рабочей тетр. |
Д/з |
Наш край (22 часа) |
||||||
1. |
|
Что такое погода С. 3—9 |
Сформировать у учащихся элементарные научные представления о погоде и ее явлениях (изменение температуры воздуха, облачности, осадках). Учить детей наблюдать и делать выводы, фиксировать результаты наблюдений. Организовать наблюдение за изменением высоты Солнца на небосклоне |
Предсказание погоды. Метеорология. |
С. 3-5 |
С. 6-9 Отвечать на вопросы |
2. |
|
Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы С. 9—14 |
Активизировать знания учащихся об образовании ветра, полученные в 3 классе; показать зависимость погоды от ветра. Раскрыть значение таких явлений природы, как гроза, смерч, гололед в жизни людей |
Флюгер |
С.6-11 |
С. 9—14 Отвечать на вопросы |
3. |
|
Предсказание погоды С. 14—17 |
Раскрыть значение прогноза погоды в жизни человека. Познакомить с некоторыми народными приметами. Повторить и обобщить знания по теме «Погода» |
Предсказание погоды. |
С.11 |
С. 14—17 Отвечать на вопросы |
4. |
|
Наша местность на плане и карте План местности С. 18—25 |
Познакомить учащихся со значением планов и карт в жизни человека. Активизировать знания и умения по ориентированию в пространстве, полученные на уроках в 3 классе. Развивать пространственные представления учащихся и их воображение. Закрепить знания учащихся о масштабе; познакомить учащихся с планом местности; формировать умение читать план местности; учить видеть в условных знаках реальные предметы. Развивать воображение и память учащихся |
Масштаб |
С.12-14 |
С. 18—25 Отвечать на вопросы |
5. |
|
ПДД. Остановочный и тормозной путь автомобиля. |
Познакомить учащихся с понятием остановочный и тормозной путь автомобиля. |
|
- |
повторить правила для водителя |
6. |
|
Географическая карта С. 25—29 |
Сформировать представление о карте; научить понимать и читать карту. Формировать представление о красоте и богатстве родной страны |
География и картография |
С.15 |
С. 25—29 Отвечать на вопросы |
7. |
|
Равнины. Горы С. 29—36 |
Развивать у детей наблюдательность, мышление, восприятие красоты окружающей природы. Закрепить представления о горизонте, линии горизонта Продолжить формирование представлений о формах поверхности. Обучать детей сравнению, формулированию выводов. Формировать восприятие красоты окружающего мира |
Вулкан, кратер вулкана. Магма. Лава. |
С.16-17 |
С. 29—36 Отвечать на вопросы |
8. |
|
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши С. 36—41 |
Формировать у младших школьников представления об изменениях поверхности суши под воздействием солнца, ветра, воды |
Сталагмиты. Сталактиты. Эоловый город. |
|
С. 36—41 Отвечать на вопросы |
9. |
|
ПДД. Дорожная разметка. |
Познакомить учащихся с видами дорожной разметки. |
|
|
выучить дорожную разметку |
10. |
|
Как деятельность человека изменяет поверхность суши С. 41—45 |
Показать характер воздействия деятельности людей на формы поверхности. Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по естественным причинам. Формировать ответственное отношение к окружающей среде. На материале темы урока обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы «Формы поверхности суши» |
Находки в кургане |
|
С. 41—45 Отвечать на вопросы |
11. |
|
Богатства недр С. 45—49 |
Показать значение добычи и использования полезных ископаемых в хозяйственной деятельности людей. Расширить и углубить знания учащихся о свойствах важнейших полезных ископаемых (нефти, природного газа, железных и цветных руд и др.). Учить сравнивать, обобщать, делать выводы |
Поваренная соль |
С.18-20 |
С. 45—49 Отвечать на вопросы |
12. |
|
Разнообразие почв С. 50—52 |
Познакомить учащихся с разнообразием почв. Повторить тему «Состав и свойства почвы», познакомить со способами повышения плодородия почвы. Учить детей видеть взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы |
Почва, ее значение для жизни |
С.21 |
С. 50—52 Отвечать на вопросы |
13. |
|
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу С. 53—58 Р.К. Экскурсия на луг. |
Сформировать у учащихся общее представление о природном сообществе. Дать представление о луге как природном сообществе. Познакомить с растениями луга, показать их приспособленность к условиям жизни Познакомить учащихся с растениями и животными луга. Показать приспособленность обитателей луга к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать влияние деятельности человека на луг |
Экологическая пирамида. Круговорот веществ в природе. |
С.22-24 |
С. 53—58 Отвечать на вопросы |
14. |
|
ПДД. Виды транспорта. Опознавательные знаки транспортных средств. |
Познакомить учащихся с видами транспорта, с опознавательными знаками на транспортных средствах. |
|
|
нарисовать опознавательные знаки |
15. |
|
Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека С. 59—64 |
Познакомить учащихся с животными луга. Показать признаки приспособленности животных к условиям жизни на лугу. Дать примеры связей животных друг с другом и с другими обитателями луга. Показать необходимость бережного отношения к обитателям луга, рационального использования и охраны лугов |
|
С.25-26 |
С. 59—64 Отвечать на вопросы |
16. |
|
Экскурсия в смешанный лес |
Показать красоту и разнообразие растений смешанного леса. Познакомить с некоторыми животными смешанного леса. Показать приспособленность обитателей леса к условиям жизни и их связи друг с другом. Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на лес, познакомить с мероприятиями по его охране |
|
|
Отвечать на вопросы |
17. |
|
Какие растения растут в лесу Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека С. 64—73 |
Уточнить представления учащихся об условиях жизни в лесу. Продолжить знакомство с особенностями растений леса, учить различать эти растения; показать приспособленность растений леса к совместной жизни. Расширить и уточнить знания учащихся о животных смешанного леса; показать приспособленность животных смешанного леса к условиям жизни; выявить связи между обитателями смешанного леса. Убедить учащихся в необходимости бережного отношения к обитателям леса и их охраны |
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. |
С.27-28 |
С. 64—73 Отвечать на вопросы |
18. |
|
Водоём С. 74—80 Р.К. Экскурсия к водоёму |
Уточнить представления учащихся об условиях жизни в пресных водоемах; расширить знания о растениях и животных пресного водоема, их приспособленности к условиям жизни; выявить связи между обитателями пресного водоема. Показать необходимость бережного отношения к обитателям водоема и их охраны |
|
С.29-31 |
С. 74—80 Отвечать на вопросы |
19. |
|
ПДД Что надо знать о перекрестках? |
Познакомить учащихся с видами перекрестков, с правилами перехода на перекрестках. |
|
|
выучить виды перекрестков |
20. |
|
Искусственные сообщества. Поле С. 81—87 |
Сформировать у учащихся общее представление об искусственном сообществе. Расширить знания о культурных растениях. Познакомить с особенностями внешнего вида, выращивания и использования картофеля, наиболее распространенных зерновых, овощных и технических культур своего края |
|
С.31-34 |
С. 81—87 Отвечать на вопросы |
21. |
|
Р.К. Сад. С.88-93 |
Расширить знания учащихся о культурных растениях сада; научить различать наиболее распространенные в данной местности плодовые деревья и кустарники. Познакомить с животными, обитающими в садах. Показать связи животных сада с растениями и друг с другом |
|
С.34 |
С.88-93 Отвечать на вопросы |
22. |
|
Проверочная работа по теме «Наш край» С92-93 |
Проверить знания учащихся по теме «Наш край». |
|
С.36-37 |
Отвечать на вопросы |
Наша Родина на планете Земля (12 ч) |
||||||
23. |
|
Какую форму имеет Земля С. 98—100 |
Углубить знания учащихся о форме Земли, продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира |
|
|
С. 98—100 Отвечать на вопросы |
24. |
|
Карта полушарий С. 100—105 |
Повторить знание о глобусе как модели Земли; познакомить с картой полушарий. Продолжить работу по формированию информационной грамотности. Учить детей умению работать с географической картой, диаграммами |
|
С.40-42 |
С. 100—105 Отвечать на вопросы |
25. |
|
Движение Земли. Тепловые пояса. С. 106—109 |
Сформировать у учащихся представления о суточном и годовом движении Земли. Продолжить формирование представления о научных методах познания окружающего мира. Развивать пространственное воображение учащихся |
Тепловые пояса земли |
С.43-44 |
С. 106—109 Отвечать на вопросы |
26 |
|
В пустынях Африки С. 110—113 |
Познакомить учащихся с природными условиями Сахары, ее растительным и животным миром. Показать приспособленность организмов к условиям жизни в пустынях и их взаимосвязи. Познакомить с занятиями населения Сахары |
|
С.44-45 |
С. 110—113 Отвечать на вопросы |
27. |
|
Экваториальные леса Южной Америки С. 114—117 |
Познакомить учащихся с условиями жизни в экваториальных лесах Южной Америки. Показать особенности растительного и животного мира экваториальных лесов. Показать значение экваториальных лесов для планеты и необходимость их охраны |
|
С.46-47 |
С. 114—117 Отвечать на вопросы |
28. |
|
Антарктида. Австралия. Евразия С. 117—123 |
Познакомить учащихся с особенностями природы Антарктиды и Австралии. Дать общую характеристику Евразии |
|
|
С. 117—123 Отвечать на вопросы |
29. |
|
Карта России С. 123—128 |
Повторить и обобщить знания о планах и картах; продолжить формирование умения работать с географическими картами. Дать представление о некоторых географических объектах на территории России. Учить понимать красоту окружающего мира |
Природные сообщества родного края. Устье реки Волга. Озеро Байкал |
С.48-51 |
С. 123—128 Отвечать на вопросы |
30. |
|
Зона арктических пустынь. Тундра С. 129—139 |
Дать учащимся общее представление о природных зонах, показать причины последовательной смены природных зон России в направлении с севера на юг. Познакомить с природными условиями зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей зоны арктических пустынь к условиям жизни, выявить связи между ними. Показать влияние деятельности человека на природу зоны арктических пустынь, познакомить с мероприятиями по ее охране. Познакомить учащихся с природой тундры в сравнении с природой зоны арктических пустынь; показать приспособленность обитателей тундры к условиям жизни; выявить связи, сложившиеся между обитателями тундры. Познакомить учащихся с занятиями населения тундры, показать их связь с природными условиями; показать влияние деятельности человека на природу тундры и необходимость ее охраны |
Лишайники |
С.51-54 |
С. 129—139 Отвечать на вопросы |
31. |
|
ПДД Когда ты становишься водителем. |
Познакомить учащихся с понятием водитель, правила для водителя |
|
|
правила для водителя |
32. |
|
Зона лесов С. 139—145 |
Познакомить учащихся с природными условиями лесной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Расширить и углубить знания о растениях и животных леса, их приспособленности к условиям жизни и взаимосвязях. Углубить знания о связях между высотой солнца над горизонтом и температурой воздуха, количеством осадков и растениями, растениями и животными. Показать влияние деятельности человека на зону лесов и необходимость ее охраны |
|
С.54-56 |
С. 139—145 Отвечать на вопросы |
33. |
|
Степи С. 145—150 |
Познакомить учащихся с природными условиями степной зоны на основе сравнения с природными условиями тундры. Познакомить с растительным и животным миром зоны степей. Выявить признаки приспособленности растений и животных степной зоны к условиям жизни; показать связи между обитателями степей. Показать влияние деятельности человека на зону степей и необходимость ее охраны |
|
С.56-57 |
С. 145—150 Отвечать на вопросы |
34. |
|
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Проверочная работа по теме «Наша Родина на планете Земля» С. 150—155 |
Расширить и углубить знания учащихся об экологических проблемах России. Показать некоторые пути решения экологических проблем. Познакомить с международным сотрудничеством по охране природы;показать ответственность людей за будущее планеты Земля |
|
С.58-60 |
С. 150—155 Отвечать на вопросы |
Наши верные помощники (1 ч) |
||||||
35. |
|
Историяна карте. Исторические источникиЧасть 2С. 6—11 |
Познакомить учащихся с понятием «историческая карта», показать ее отличие от географической, познакомить с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте.Познакомить учащихся с историческими источниками (вещественными, письменными, устными) |
Летопись. Былины. Письмо на бересте |
С.3-5 |
С. 6—11 Отвечать на вопросы |
Древняя Русь (5 ч) |
||||||
Древнерусское государство (3 ч) |
|
|
|
|||
36. |
|
ПДДДорожные знаки, относящиеся к велосипедистам |
Познакомить учащихся с правилами езды велосипедиста, с дорожными знаками для велосипедистов. |
|
|
выучить знаки |
37. |
|
Первые русские князьяКнязь Владимир. Крещение РусиС. 12—21 |
Познакомить учащихся с деятельностью первых русских князей. Познакомить учащихся с деятельностью князя Владимира и основными положениями христианства — религии, которую приняла Русь |
Вооружение славянских воинов Верование древних славян |
С.6-10 |
С. 12—21 Отвечать на вопросы |
38. |
|
КультураДревней РусиС. 21—24 |
Сформировать представление о культуре Древней Руси |
Памятники культуры |
С.11-12 |
С. 21—24 Отвечать на вопросы |
Монгольское завоевание (2 ч) |
|
|
|
|||
39. |
|
Борьба с иноземными захватчиками. Александр НевскийС. 25—29 |
Рассказать учащимся о борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками |
Евпатий Коловрат. Ледовое побоище. Война со шведами. Татаро-монгольское иго. |
С.13-14 |
С. 25—29 Отвечать на вопросы |
40. |
|
Куликовская битва. Дмитрий ДонскойС. 30—33 |
Познакомить учащихся с деятельностью князя Дмитрия Донского |
Сергий Радонежский |
С.15-16 |
С. 30—33 Отвечать на вопросы |
Московское царство (6 ч) |
||||||
Московское государство (2 ч) |
|
|
|
|||
41. |
|
Первый русский царь. Преобразованияв государствеС. 34—40 |
Познакомить учащихся с развитием государства в XVI веке |
|
С.16-17 |
С. 34—40 Отвечать на вопросы |
42. |
|
Как жили люди на Русив XIV—XVI векахС. 41—44 |
Познакомить учеников с бытовой жизнью русских людей XIV—XVI веков |
Домострой |
С.18-24 |
С. 41—44 Отвечать на вопросы |
Россия в XVII в. (4 ч) |
|
|
|
|||
43. |
|
ПДДГосударственная инспекция безопасности дорожного движения (ГБДД) |
Познакомить учащихся с понятием государственная инспекция безопасности дорожного движения |
ГБДД |
|
правила по пддд |
44. |
|
Смутное время. К. Минин и Д. ПожарскийС. 44—47 |
Познакомить детей с основными событиями смутного времени |
Казанский собор в Москве |
С.24-25 |
С. 44—47 Отвечать на вопросы |
45. |
|
Русское государство при первых РомановыхС. 47—50 |
Познакомить учащихся с основными событиями России XVII века; рассказать о преобразованиях первых Романовых |
Домашняя жизнь царя. |
С.26 |
С. 47—50 Отвечать на вопросы |
46. |
|
Расширение границ России в XVII векеПроверочная работа по теме «Московское царство»С. 51—55 |
Показать процесс освоения земель Сибири и Дальнего Востока; познакомить учащихся с именами первых землепроходцев. Повторить и обобщить пройденный материал |
|
С.27 |
С. 51—53 Отвечать на вопросы |
Российская империя (9 ч) |
||||||
Эпоха преобразований (1 ч) |
|
|
|
|||
47. |
|
Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразованияв культуре, науке, бытуС. 60—65 |
Познакомить учащихся с деятельностью царя-реформатора Петра I |
|
С.30-33 |
С. 60—65 Отвечать на вопросы |
Век Екатерины (2 ч) |
|
|
|
|||
48. |
|
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина IIС.66—69 |
Рассказать учащимся об изменениях в государстве при Екатерине II. Познакомить учащихся с именами великих военачальников А.В. Суворовым и Ф.Ф. Ушаковым |
Дворянская усадьба |
С.34-35 |
С.66—69 Отвечать на вопросы |
49. |
|
Образование и наукав XVIII векеС. 69—73 |
Рассказать учащимся о развитии образования и науки в XVIII веке. Познакомить учащихся с именами известного ученого М.В. Ломоносова и изобретателя И.П. Кулибина |
|
с.36-37 |
С. 69—73 Отвечать на вопросы |
XIX век: победы и открытия (6 ч) |
|
|
|
|||
50. |
|
Война 1812 годаС. 73—76 |
Познакомить учащихся с Отечественной войной 1812 года |
Русская армия. Музей-панорама «Бородинская битва» |
С.38-39 |
С. 73—76 Отвечать на вопросы |
51. |
|
Отменакрепостного праваС. 77—79 |
Продолжить знакомство детей с основными событиями XIX века |
Воспитание юного императора |
|
С. 77—79 Отвечать на вопросы |
52. |
|
Наука и техникав XIX векеС. 80—83 |
Познакомить учащихся с основными достижениями науки и техники в XIX веке. Познакомить с именами и открытиями ученых П.Н. Яблочкова, Н.И. Пирогова, К.А. Тимирязева |
Изобретения П.Н.Яблочкова. Хирург Н.И.Пирогов. Ученый К.А.Тимирязев |
|
С. 80—83 Отвечать на вопросы |
53. |
|
Город и горожане.Мода XIX векаС. 83—88 |
Познакомить учащихся с основными изменениями, произошедшими в облике русских городов в XIX веке, а также с изменениями в одежде, моде и кулинарном искусстве |
|
С.40-41 |
С. 83—88 Отвечать на вопросы |
54. |
|
Культура XIX векаС. 88—93 |
Познакомить учащихся с основными культурными достижениями XIX века, с именами выдающихся деятелей культуры |
Книгоиздатель И.Д.Сытин |
С.42-43 |
С. 88—93 Отвечать на вопросы |
55. |
|
Проверочная работа по теме «Российская империя»С. 94—95 |
Проверить знания учащихся по пройденному материалу |
|
С.44 |
С.95 Отвечать на вопросы |
Российское государство (13 ч) |
||||||
Россия в начале XIX века (5 ч) |
|
|
|
|||
56. |
|
Революция в России. Россия в годы Советской власти |
Познакомить учащихся с основными событиями начала XX века Познакомить учащихся с основными событиями развития России в 20—30 годы XX века |
Пионерская организация Сестры милосердия |
С.47 |
С. 98—107 Отвечать на вопросы |
57. |
|
ПДДЧто мешает вовремя увидеть опасность на дорогах. |
Познакомить учащихся с опасностями, которые могут возникнуть на дороге. |
|
|
правила пдд |
58. |
|
Великая Отечественная войнаС. 107—113 |
Познакомить учащихся с основными событиями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградским сражением, Курской битвой, блокадой Ленинграда; показать героический подвиг народа |
7 симфония Шостаковича |
С.48-49 |
С. 107—113 Отвечать на вопросы |
59. |
|
Тыл в годы войны. Победа над фашизмомС. 113—118 |
Познакомить учащихся с работой тыла в годы войны; рассказать о самоотверженном труде всех людей |
|
С.50 |
С. 113—118 Отвечать на вопросы |
60. |
|
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX векаС. 118—123 |
Познакомить учащихся с процессом последовательного восстановления народного хозяйства; с главными научными достижениями XX века |
Изобретение лазера |
С.51-52 |
С. 118—123 Отвечать на вопросы |
Современная Россия (8 ч) |
|
|
|
|||
61 |
|
По севернымгородам России По городам Центральной России |
Познакомить учащихся с северными городами России; показать их своеобразие и особенности Познакомить учащихся с городами Центральной России; показать их своеобразие и особенности |
Каргопольская игрушка |
|
С. 124—129 Отвечать на вопросы |
62. |
|
Города Уралаи СибириС. 130—136 |
Познакомить учащихся с городами Урала и Сибири; показать их своеобразие и особенности |
|
|
С. 130—136 Отвечать на вопросы |
63. |
|
Дальний Восток. Южные города РоссииС. 136—141 |
Познакомить учащихся с городами Дальнего Востока; с южными городами России |
|
|
С. 136—141 Отвечать на вопросы |
64. |
|
ПДД. Итоговое занятие |
Закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения |
|
|
правила пдд |
65. |
|
Проверочная работа по теме «Современная Россия»С. 148—151 |
Закрепить знания, обобщить пройденный материал по заданиям рабочей тетради (с. 53—58) |
|
С.53-58 |
С. 148—151 Отвечать на вопросы |
66. |
|
Россия в мировом сообществе Жизнь современного человека |
Познакомить учащихся с положением России в мировом сообществе. Рассказать о международных организациях, о традициях и праздниках разных народов Познакомить учащихся с некоторыми особенностями жизни современного человека |
Международные организации ОНН и ЮНЕСКО |
|
С. 141—149 Отвечать на вопросы |
67. |
|
Обощающий урок по курсу «Окружающий мир»С. 152—153 |
Обобщить полученные знания по всему курсу «Окружающий мир» |
|
С.59 |
С. 152—153 Отвечать на вопросы |
68. |
|
ПДД.Итоговое тестирование |
Закрепить знания учащихся по правилам дорожного движения |
|
|
|
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Международный вебинар «Рисование цветными мелками как нетрадиционный вид художественно-творческой деятельности дошкольников»
- Современные тенденции развития шахматного образования в РФ. Научные идеи и концепции обучения шахматной игре
- Вебинар «Библиопсихология и библиотерапия в работе с детьми и взрослыми»