В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка "Сочинительные и подчинительные союзы"

Наталья Сиротина Наталья Сиротина
Тип материала: Урок
просмотров: 4262
Краткое описание
Формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений.

Описание
Тема урока: Сочинительные и подчинительные союзы.
Тип урока:урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель:  формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений.
· Задачи урока
Личностные:
· Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
· Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
· Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору
Предметные:

· Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
· Разграничивать виды сложных предложений
· Пунктуационно правильно оформлять предложение

Метапредметные:
Регулятивные:
· Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
· Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
· Развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли.
· Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, анализировать.
· Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
· Извлекать нужную информацию.
· Формировать умение работать с разными видами предложений в художественном тексте.
· Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учётом решаемых задач.
Ход урока.
1. Организационный этап.

- Здравствуйте!
Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.
 -Как вы понимаете это высказывание?
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите грамматические основы предложения, определите его тип. “Человек не р-ждается а ст-новится тем кто он есть”. ( Самопроверка).
 -Проверьте себя по образцу.
 - Объясните постановку знаков препинания.
 -Чем связаны однородные члены предложения?
 -Чем связаны простые предложения в составе сложного?
— В чем отличие между союзами а, кто?
— Одинаковую ли функцию в предложении выполняют сочинительные и подчинительные союзы?
- Над какой темой будем сегодня работать?
3. В таблице в графе самооценка поставьте себе + в той графе, которая соответствует вашему уровню усвоения темы.

Что я знаю, умею
Да
Не уверен
Не знаю
Отметка за задание на уроке
1.
Знаю, что такое союз, виды союзов, функции




2.
Умею находить союзы




3.
Умею различать сочинительные и подчинительные союзы




4.
Умею строить предложения с разными видами союзов, ставить знаки перед союзами




 - Посмотрите на таблицу: что вы знаете и умеете, а на что нужно обратить внимание?
 - Какие цели поставим для себя на уроке?
1.Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
2.Уметь разграничивать виды союзных предложения.
3.Уметь пунктуационно правильно оформлять предложение
4. Актуализация знаний.

— Посмотрите на цели урока. Как вы думаете: с чего надо начать, чтобы их достигнуть?
 - Проверим теоретические знания о союзе.
Согласны ли вы с высказыванием, если да -1. нет -0
1.Союз служит для связи слов в предложении.
2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
3.Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения.
4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
5.Перед союзом и всегда ставится запятая.
6.Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.
 -Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка)
— Назовите цифровой код, который у вас получился. С чем не согласны? Почему?
 - Проверьте и оцените. Отметку поставьте в таблицу.(графа 1)
 - Для чего мы выполняли это задание? Как вы думаете: что будем делать в следующем задании?
5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со) и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ.
 Подберите несколько существительных с приставкой СО. Какое значение у приставки СО?(Приставка СО-  со значением «вместе» живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз).
Я сейчас предлагаю поработать в тесном союзе, в парах. Карточка №1
1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, – всегда разные.
2. Найдет человек медвежью стежку – и пошел по ней.
3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!..
5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко
6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
8. Столько судеб, что всех не охватишь.
Найдите союз, определите его вид.
Первый вариант работает с предложениями под нечетными номерами, второй с предложениями под четными номерами, вы контролируете друг друга.

Проверьте.
- С чем не согласны? Почему?
Оцените. Поставьте отметку в графу 2 и 3
 -Какую цель помогло достичь данное задание? Поднимите руки, кто уже хорошо умеет различать союзы.
— Назовите 2,3 цель урока. С чем будем работать дальше?

6. ) Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

 А сейчас я хочу вам прочитать небольшой отрывок рассказа. Определите из какого произведения, кто автор:
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Кто главный герой? Можно ли наш эпиграф отнести к Андрею Соколову? Почему?
(Андрей Соколов потерял семью, прошел немецкий плен, но выстоял, не сломался, смог сохранить человечность, доброту и подарил свою любовь маленькому Ване.)

7.Давайте поработаем с предложениями из этого рассказа.
1.Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше.3. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной,повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.5. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… 6.Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, накопленные такой неизбывной смертной тоской, что в нихтрудно смотреть?
 - Найдите сравнения. Для чего автор использует это художественное средство?

– «Словно присыпанные пеплом» – какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз у Соколова не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

– Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен.
— А почему писатель говорит о глазах Вани, что они «светлые, как небушко»?
 - Назовите, какие союзы использовал автор в сравнениях, определите вид союзов.
— Так в каком же средстве художественной выразительности используются подчинительные союзы? Для чего нужно их знать?
7.Чем отличаются по структуре предложение 3 и 5. Найдите союзы. Объясните постановку знаков препинания.
1 вариант составьте схему 3 предложения. ( Взаимопроверка по образцу)
2 вариант составьте схему 5предложения.
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Перестройте 5 предложение в сложноподчиненное. Запишите.
— Прочитайте со знаком препинания.
-Какой союз использовали?
Оцените два задания. Отметку поставьте в графу 4.
— Чему мы учились, выполняя эти задания?
Физкультминутка.
9.Дифференцированное задание. Выберите задание, которое, как вы считаете, соответствует вашему уровню знаний.
 - вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза.
— вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и графически показать, что соединяют союзы.
— вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и тип предложения, составить схему предложения

Рефлексия.
Над какой темой работали?
 Посмотрите на цели урока. Достигли ли поставленных целей?
У кого оценка совпала с самооценкой, у кого нет?
Выберете крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Номер поставьте в карточке самооценки.
1. Тяжела ты шапка Мономаха.
2. Повторение – мать учения.
3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
4. Корень учения горек, да плод его сладок
Вспомните сегодняшний эпиграф. О чем мы говорили?
Перед каждым из вас открыто несколько дорог, по какой пойдете — зависит только от вас.
Закончить урок хотелось бы стихотворением Ю. Левитанского.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себе.

Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.

Д.З.( по выбору)
1.Составьте 6 предложений для работы в парах с сочинительными и подчинительными союзами.
2.Составьте связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом и».
3. Сочинение – миниатюра «Я выбираю…»
Пожаловаться 04 июля 2013
Файлы
Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru