В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок русского языка "Сочинительные и подчинительные союзы"

Урок русского языка "Сочинительные и подчинительные союзы"

Наталья Сиротина
Тип материала: Урок
просмотров: 6381
Краткое описание
Формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений.
Описание
Тема урока: Сочинительные и подчинительные союзы.
Тип урока:урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель:  формировать умение распознавать сочинительные и подчинительные союзы и использовать их с учетом речевой ситуации в различных типах предложений.
· Задачи урока
Личностные:
· Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
· Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
· Формирование сознательного отношения к собственному жизненному выбору
Предметные:

· Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
· Разграничивать виды сложных предложений
· Пунктуационно правильно оформлять предложение

Метапредметные:
Регулятивные:
· Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
· Контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные:
· Развивать умение работать с текстом на уроке, связно излагать мысли.
· Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре. Отвечать на вопросы, анализировать.
· Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
· Извлекать нужную информацию.
· Формировать умение работать с разными видами предложений в художественном тексте.
· Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, применять с учётом решаемых задач.
Ход урока.
1. Организационный этап.

- Здравствуйте!
Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция “Человек не рождается, а становится тем, кто он есть”.
 -Как вы понимаете это высказывание?
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Найдите грамматические основы предложения, определите его тип. “Человек не р-ждается а ст-новится тем кто он есть”. ( Самопроверка).
 -Проверьте себя по образцу.
 - Объясните постановку знаков препинания.
 -Чем связаны однородные члены предложения?
 -Чем связаны простые предложения в составе сложного?
— В чем отличие между союзами а, кто?
— Одинаковую ли функцию в предложении выполняют сочинительные и подчинительные союзы?
- Над какой темой будем сегодня работать?
3. В таблице в графе самооценка поставьте себе + в той графе, которая соответствует вашему уровню усвоения темы.

Что я знаю, умею
Да
Не уверен
Не знаю
Отметка за задание на уроке
1.
Знаю, что такое союз, виды союзов, функции




2.
Умею находить союзы




3.
Умею различать сочинительные и подчинительные союзы




4.
Умею строить предложения с разными видами союзов, ставить знаки перед союзами




 - Посмотрите на таблицу: что вы знаете и умеете, а на что нужно обратить внимание?
 - Какие цели поставим для себя на уроке?
1.Отличать сочинительные союзы от подчинительных.
2.Уметь разграничивать виды союзных предложения.
3.Уметь пунктуационно правильно оформлять предложение
4. Актуализация знаний.

— Посмотрите на цели урока. Как вы думаете: с чего надо начать, чтобы их достигнуть?
 - Проверим теоретические знания о союзе.
Согласны ли вы с высказыванием, если да -1. нет -0
1.Союз служит для связи слов в предложении.
2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные.
3.Подчинительные союзы соединяют однородные члены предложения.
4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
5.Перед союзом и всегда ставится запятая.
6.Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.
 -Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка)
— Назовите цифровой код, который у вас получился. С чем не согласны? Почему?
 - Проверьте и оцените. Отметку поставьте в таблицу.(графа 1)
 - Для чего мы выполняли это задание? Как вы думаете: что будем делать в следующем задании?
5. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со) и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ.
 Подберите несколько существительных с приставкой СО. Какое значение у приставки СО?(Приставка СО-  со значением «вместе» живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз).
Я сейчас предлагаю поработать в тесном союзе, в парах. Карточка №1
1. Судьбы, как тропы в глухом лесу, – всегда разные.
2. Найдет человек медвежью стежку – и пошел по ней.
3. Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по-своему.
4. Случается: человек долго ищет судьбу: ему все еще кажется, что жизнь впереди!..
5. Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко
6. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.
7. Есть судьбы трудные, когда на бедного Макара все шишки валятся.
8. Столько судеб, что всех не охватишь.
Найдите союз, определите его вид.
Первый вариант работает с предложениями под нечетными номерами, второй с предложениями под четными номерами, вы контролируете друг друга.

Проверьте.
- С чем не согласны? Почему?
Оцените. Поставьте отметку в графу 2 и 3
 -Какую цель помогло достичь данное задание? Поднимите руки, кто уже хорошо умеет различать союзы.
— Назовите 2,3 цель урока. С чем будем работать дальше?

6. ) Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

 А сейчас я хочу вам прочитать небольшой отрывок рассказа. Определите из какого произведения, кто автор:
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Кто главный герой? Можно ли наш эпиграф отнести к Андрею Соколову? Почему?
(Андрей Соколов потерял семью, прошел немецкий плен, но выстоял, не сломался, смог сохранить человечность, доброту и подарил свою любовь маленькому Ване.)

7.Давайте поработаем с предложениями из этого рассказа.
1.Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. 2.Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пяти-шести, не больше.3. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной,повернули ко мне. 4. Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку.5. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… 6.Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, накопленные такой неизбывной смертной тоской, что в нихтрудно смотреть?
 - Найдите сравнения. Для чего автор использует это художественное средство?

– «Словно присыпанные пеплом» – какого цвета? (Серые, цвета пепла)
– А почему цвет глаз у Соколова не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

– Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен.
— А почему писатель говорит о глазах Вани, что они «светлые, как небушко»?
 - Назовите, какие союзы использовал автор в сравнениях, определите вид союзов.
— Так в каком же средстве художественной выразительности используются подчинительные союзы? Для чего нужно их знать?
7.Чем отличаются по структуре предложение 3 и 5. Найдите союзы. Объясните постановку знаков препинания.
1 вариант составьте схему 3 предложения. ( Взаимопроверка по образцу)
2 вариант составьте схему 5предложения.
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Перестройте 5 предложение в сложноподчиненное. Запишите.
— Прочитайте со знаком препинания.
-Какой союз использовали?
Оцените два задания. Отметку поставьте в графу 4.
— Чему мы учились, выполняя эти задания?
Физкультминутка.
9.Дифференцированное задание. Выберите задание, которое, как вы считаете, соответствует вашему уровню знаний.
 - вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза.
— вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и графически показать, что соединяют союзы.
— вставить буквы, знаки препинания. Определить вид союза и тип предложения, составить схему предложения

Рефлексия.
Над какой темой работали?
 Посмотрите на цели урока. Достигли ли поставленных целей?
У кого оценка совпала с самооценкой, у кого нет?
Выберете крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока. Номер поставьте в карточке самооценки.
1. Тяжела ты шапка Мономаха.
2. Повторение – мать учения.
3. Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
4. Корень учения горек, да плод его сладок
Вспомните сегодняшний эпиграф. О чем мы говорили?
Перед каждым из вас открыто несколько дорог, по какой пойдете — зависит только от вас.
Закончить урок хотелось бы стихотворением Ю. Левитанского.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себе.

Каждый выбирает по себе.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.

Д.З.( по выбору)
1.Составьте 6 предложений для работы в парах с сочинительными и подчинительными союзами.
2.Составьте связный рассказ на тему «Знаки препинания перед союзом и».
3. Сочинение – миниатюра «Я выбираю…»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос