В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Элективный курс "Чарующий мир поэзии"

Яна Торяник Яна Торяник
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 3144
Краткое описание
Приобщение учащихся к необычайной красоте и выразительности русской поэзии, ее неисчерпаемым богатствам, заложенным во всех областях языка.

Описание
Данная программа элективного курса «Чарующий мир поэзии» разработана на основе авторской программы по русскому языку Львовой С.И. «Уроки словесности», в которой изучение основ анализа поэтического текста распределено на 3 года (7,8,9 классы). В данном элективном курсе для 9 класса отобраны важнейшие темы из «Уроков словесности», и программа написана на 1 год обучения с целью научить за короткий период времени учащихся 9 класса анализировать поэтический текст, продолжить развитие творческого воображения детей старшего школьного возраста, их образного, ассоциативного мышления.

Воспитать в учениках чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению через постижение лучших русских лирических произведений можно различными путями. По-прежнему важна проблема – обучение школьников анализу поэтического текста.
Поэтому в основе программы знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию. Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым эти занятия помогут реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы, также будет осуществляться интеграция с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство). Школьники не только углубят свои знания по интерпретации поэтических текстов, но и смогут развить творческие способности, подготовиться к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях творческих конкурсах, а также сориентироваться на выбор профиля обучения и выбор профессии. Цель программы: приобщение учащихся к необычайной красоте и выразительности русской поэзии, ее неисчерпаемым богатствам, заложенным во всех областях языка. С этой целью решаются следующие задачи: — обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста; — развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся; — формирование у школьников высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции. Актуальность программы состоит в том, что в основной школе материал по данному направлению представлен эпизодически, что приводит учеников к трудностям при анализе текстов и написании сочинений. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации поэтического текста и поддержать их интерес к этому виду деятельности на примере стихотворений разных поэтов, а также поэтического наследия Кубанских поэтов. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся не только при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам, но и помогают им чувствовать себя грамотными, успешными, понимающими и любящими родную речь. Новизна программы заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста (теория Л.С. Выготского «эстетическая реакция»), а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию», а не наоборот, как это делается традиционно. При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика, его воображения, образного, ассоциативного мышления. Значимость данного элективного курсаобъясняется тем, что в школьники получат возможность на каждом занятии на более высоком уровне понимать художественные тексты, интерпретировать их и создавать свои, используя различные изобразительно-выразительные средства языка. А умение понимать, создавать тексты является одним из главных показателей общей культуры человека. Практическая направленностькурса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа материалов (языка художественных произведений), при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. Исследуя текст, ученик идет путем логического осмысления поэтического произведения, а, создавая в процессе исследования образ, он выявляет индивидуально-личностное понимание текста, что дает возможность приступить к созданию собственного текста. Выполняя анализ стихотворения, учащиеся опираются на семантику слов, чтобы выделить среди них особенно важные для понимания смысла текста, они ищут слова-ключи, с помощью которых автор выражает свои идеи. Затем школьник определяют связи между ключевыми словами, выстраивают образную, смысловую структуру текста. Таким образом, к пониманию того, что хотел сказать автор, ученики приходят, извлекая информацию из текста. Кроме того, в процессе исследовательской деятельности, ученик приобретет прочные знания по теории литературы, навыки исследователя. А главное – ученик получит практическую возможность на более высоком уровне познать тайны текста. Ведущие принципы и технологии, на которых базируется данная программа
Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках русского языка и литературы в 5 – 9 классах. Принципы, на которых базируется программа: 1) Учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. 2) Уважение к результатам деятельности учащихся. 3) Вариативность содержания и форм проведения занятий. 4) Научность, связь теории и практики. 5) Систематичность и последовательность. 6) Свобода выбора. Применяемые технологии: — технологии исследовательской деятельности учащихся; — технологии проблемного обучения; — технологии критического мышления; — ИКТ. Ожидаемые результаты обучения: Элективный курс «Чарующий мир поэзии» закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут: 1. воспитать читателей, способных к сопереживанию; 2. научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста; 3. разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка. Курс рассчитан на 34 часа, содержание может варьироваться по усмотрению учителя – в зависимости от собственных пристрастий учителя, а также лингвистической подготовки и учебных интересов школьников. Виды деятельности учащихся в процессе освоения программы также определяются учителем. Это может быть индивидуальная и групповая работа по анализу текста; самостоятельная поисковая, исследовательская работа по темам, предложенным учителем; выполнение заданий творческого характера (может быть и написание собственных поэтических произведений); создание индивидуальных и коллективных проектов (подготовка презентации по анализу стихотворения, подготовка рукописного сборника исследовательских работ, выпуск тематической газеты, публикация работ в школьной газете или на школьном сайте). Формы проведения занятий разнообразны: лекция, практикум, исследование, игра, творческая работа и т.д. Элективный курс оценивается отметкой «Зачтено» при выполнении итоговой творческой работы (сочинение «Анализ стихотворения» и презентации по исследованию любого поэтического текста). Формы организации учащихся на занятии: — групповые; — индивидуальные; — фронтальные. Критерии оценки деятельности ученика: 1. Умение правильно проводить лингвистический анализ поэтического текста в устной и письменной форме, не нарушая норм литературной речи, классифицируя изобразительно-выразительные средства языка; 2. Самостоятельность, оригинальность, корректность суждений; 3. Создание личного сборника творческих работ по анализу стихотворных произведений, презентаций (публикация в школьной газете, на сайте школы).
Пожаловаться 25 июня 2013
Файлы
рецензия на курс 1.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Рецензия на программу элективного курса «Чарующий мир поэзии»

учителя русского языка и литературы Я.А. Торяник

МБОУ СОШ № 96 города Краснодара


Обучение школьников написанию сочинения «Анализ стихотворения» - важный этап подготовки старших школьников. Воспитать в учениках чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению через постижение лучших русских лирических произведений можно различными путями. Поэтому в основе программы знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Учитель ставит цель: приобщение учащихся к необычайной красоте и выразительности русской поэзии, ее неисчерпаемым богатствам, заложенным во всех областях языка.

Основными задачами курса «Чарующий мир поэзии», предлагаемого программой Торяник Я.А., являются:

-обучение учащихся современным методам анализа поэтического текста;

-развитие устной и письменной речи, ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся;

-формирование у школьников высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым данная программа помогает реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы, также осуществляется интеграция с предметами эстетического цикла (музыка, изобразительное искусство).

Содержание курса соответствует поставленной цели, содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней задач подготовки, позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе. В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека. Учебный материал связан и систематичен, а его развертывание структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживается связь.

Актуальность программы состоит в том, что учитель получает возможность научить школьников максимально полной интерпретации поэтического текста и поддержать их интерес к этому виду деятельности на примере стихотворений разных поэтов, а также поэтического наследия Кубанских поэтов.

Новизна программы заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста (теория Л.С. Выготского «эстетическая реакция»), а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию», а не наоборот, как это делается традиционно. При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика, его воображения, образного, ассоциативного мышления.

Значимость данного элективного курса объясняется тем, что в школьники получат возможность на каждом занятии на более высоком уровне понимать художественные тексты, выбирать для самостоятельного изучения, интерпретировать их и создавать свои, используя различные изобразительно-выразительные средства языка. А умение понимать, создавать тексты является одним из главных показателей общей культуры человека.

Практическая направленность курса проявляется в том, что программа позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний.

Несомненным достоинством программы является ее четкая структура. Пояснительная записка составлена методически грамотно. Тематический план учитывает основные требования к организации образовательного процесса в старшей школе. Методическое обеспечение программы в полной мере характеризует педагогические, психологические, организационные условия. Торяник Я.А. выбрала наиболее эффективные методы и приемы обучения, обозначила ведущие принципы и технологии, на которых базируется данная программа. Список рекомендуемой литературы для ученика и учителя достаточно полон, доступен и разнообразен.

Программа «Чарующий мир поэзии» представляет собой завершенный, самостоятельный нормативный документ, выполненный по актуальной тематике, обладающий существенной практической значимостью.



рецензия на курс 2.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Рецензия

на программу элективного курса «Чарующий мир поэзии»

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 96 города Краснодара

Торяник Яны Алексеевны.


Программа «Чарующий мир поэзии» разработана учителем русского языка и литературы Торяник Я.А. на основе авторской программы по русскому языку Львовой С.И. «Уроки словесности». Данный элективный курс нацелен на формирование и развитие речемыслительных способностей учащихся 9 класса на основе системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку.

В структуре программы имеются необходимые разделы: пояснительная записка, содержание курса, тематическое планирование, библиография. Наблюдается наличие в пояснительной записке целеполагания, актуальности и новизны программы, указана ее практическая значимость, описаны критерии и формы оценки результатов освоения курса учащихся по его окончании.

Необходимо отметить, что учебный материал представлен так, что позволяет учителю в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные проектные формы; учитель помогает ученику через создание ситуации успеха оценить свой практический опыт, что способствует возникновению положительной мотивации у школьников, которые смогут каждый на своем уровне создать сочинение по анализу стихотворения.

Девятиклассники на данном элективном курсе вспомнят, закрепят и научатся на более высоком уровне не только находить в лирическом произведении изобразительно-выразительные средства языка, но и указывать их роль в тексте, определять особенности поэтики автора, а главное – создавать собственный текст, представляя свое восприятие, истолкование и оценку анализируемого стихотворения.

Учитель предлагает только те задания и творческие работы, которые посильны ученику и интересны, где ведущий принцип – свобода выбора.

Актуальность программы «Чарующий мир поэзии» также проявляется в предоставлении возможности учащимся исследовать лирические тексты поэтов Кубани с целью воспитания любви и гордости к малой Родине.

К особенностям программы следует отнести и то, что курс строится на более расширенной и углубленной литературоведческой основе.

Несомненно, что мотивация школьников на создание творческих проектов (индивидуальных или групповых) в итоге изучения курса по анализу стихотворения (по выбору учащихся) и презентация этих проектов в любой форме является одним из главных достоинств данной программы.


Руководитель МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 96

Спешилова Л.В.


элект курс 9 кл Чарующий мир поэзии.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
элективный курс Чарующий мир поэзии.rar
Войдите для скачивания файлов
Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru