В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса (Программы "Школа России")

Наталья Думнова Наталья Думнова
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 76743    комментариев: 1
Краткое описание
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований ФГОС начального общего  образования. Включает в себя общую характеристику учебного предмета, описание планируемых результатов освоения курса, подробное календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Описание
######

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя начальных классов Думновой Натальи Викторовны высшая категория по окружающему миру 3 в класс
2013 – 2014 Содержание
1.Пояснительная записка

1.1 Общая характеристика учебного предмета

1.2 Описание места учебного предмета в учебном плане.

1.3 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

1.4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета

2. Содержание курса

3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

3.1. Календарно тематическое планирование

4. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

5. Приложение. Формы и средства контроля
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований ФГОС начального общего образования 2009, в соответствии с «Примерными программами по отдельным предметам», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования иавторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; — формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде — духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества. Основнымизадачами реализации содержания курса явля­ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с тематическим планированием курса авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», представленной в Сборнике рабочих программ 1-4 классы. А.А. Плешаков «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля. Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира. В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв­ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин­теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель­ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима­ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо­вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последо­вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при­родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по­ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще­ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со­временной социальной жизни, которые присутствуют в про­грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от­ношения к окружающему, основанного на признании са­моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру­котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры­тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об­разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за­дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру­емых результатов имеет организация проектной деятель­ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями осо­бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек­тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче­ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове­дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите­ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда­емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (34 учебных недели) Ценностные ориентиры содержания курса • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо­ничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель­ности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем­ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело­века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи­тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне­способности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав­ственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо­ровье физическое, психическое, духовно — и социально-нрав­ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше­нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения курса Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностныхрезультатов начального об­разования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу­ющие предметныерезультаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Содержание курса Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. При­родные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая при­рода. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, пере­лёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни жи­вотных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительно­ядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Общее представление о строении тела человека. Человек и общество
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дрена, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласим, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстники ми, культура поведения в школе и других общественных местах.Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствии хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. До­стопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Мо­сквой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дво­рец, памятник Петру 1 — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: назва­ние, расположение на политической карте, столица, главные достопри­мечательности. Бережное отношение к культурному наследию человече­ства — долг всего общества и каждого человека.Правила безопасной жизни. Правила безопасной жизни Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режимедня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Учебно-тематический план 3 класс (68 ч ) Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (меж­ду неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутрен­ний мир человека. Восприятие, память, мышление, вообра­жение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Эко­логия – наука о связях между живыми существами и окру­жающей их средой. Роль экологии в сохранении природно­го дома человечества. Воздействие людей на природу (отри­цательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия:Что нас окружает? Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для жи­вых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источни­ки загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Эконо­мия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании поч­вы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непроду­манной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Ды­хание и питание растений. Размножение и развитие расте­ний. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насеко­мые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, зверии др.) Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные жи­вотные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пира­мида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпоч­ных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (орга­низмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей. Практические работы:Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений. Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значениеи гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при неболь­ших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осан­ка. Значение физического труда и физкультуры для разви­тия скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витами­ны. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организ­ме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жиз­ни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы:Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса. Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Без­опасность при езде на велосипеде, автомобиле, в обществен­ном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении без­опасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, инфор­мационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: бал­кон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на ули­це, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Пра­вила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загряз­ненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как за­щититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы. Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физи­ческий и умственный труд. Зависимость успеха труда от об­разования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономи­ке. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подзем­ных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электро­энергетика, металлургия, машиностроение, легкая промыш­ленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значе­ние. Построение безопасной экономики – одна из важней­ших задач общества в XXIвеке.
Практические работы:Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами. Путешествие по городам и странам (15 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримеча­тельности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, располо­жение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися па­мятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человече­ства – долг всего общества и каждого человека.
Календарно-тематическое планирование


урока


Тема урока

Кол.
ча-сов


Дата


Корректировка


Характеристика деятельности учащихся


УУД


Раздел «Как устроен мир» (6 ч)

1

Природа. Разнообразие природы. Царства живой природы.
1



Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,
-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,
— анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку,
— работать в паре,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в



действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: задавать вопросы.

2
Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ.

1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,
— различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,
— моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,
— работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


3
Проект «Богатства, отданные людям»
1


В ходе выполнения дети учатся:
— определять цель проекта,
— распределять обязанности по проекту в группах,
— собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,
— подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),
-оформлять стенд, презентовать проект,
-оценивать результаты работы


4
Общество. Человек как член общества. Народ как часть общества.
1


Проект о своей семье
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-определять место человека в мире,
-характеризовать семью, народ, государство как части общества,
— обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,
— сопоставлять формы правления в государствах мира,
— работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


5
Что такое экология. Экологические связи, их разнообразие

1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
— анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,
— работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


6
Природа в опасности! Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природы

1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,
— готовить сообщение о заповедниках и национальных парках
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч.)
7
Тела, вещества, частицы
Практическая работа: опыт с растворением вещества.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
-классифицировать тела и вещества,
— приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ
— наблюдать опыт с растворением вещества
-высказывать предположения объясняющие результат опыта
-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,
— работать в группе, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные Готовность к открытию «нового».
Регулятивные
Ориентироваться в учебной книге.Познавательные
Выделять объект с заданными признаками.
Осознанное построение речевого высказывания
Использование готовой модели для описания свойств объектов
Коммуникативные
Соблюдать правила парной, фронтальной работы.


8
Разнообразие веществ. Практическая работа: обнаружение крахмала в продуктах.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам,
— наблюдать опыт по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
— работать в группе,
-работать в паре,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


9
Воздух и его охрана. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— анализировать схему с целью определения состава воздуха
— наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
-высказывать предположения
-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


10
Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле.
Практическая работа: свойства воды
1


Практическая работа понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,
-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, объяснять свойства воды,
— проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


11
Превращения
и круговорот
воды. Три состояния воды.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— наблюдать в ходе научного эксперимента образование капель при охлаждении пара
-высказывать предположения о состояниях воды в природе
-формулировать на основе опыта вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя
-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Уметь задавать вопросы
познавательного характера.



12
Берегите воду!
Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— наблюдать опыт фильтрация воды
-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные
-доказывать на основе опыта необходимость бережного отношения к водным ресурсам,
-работать в паре: работать с текстом учебника с целью извлечения необходимой информации, моделировать в виде схемы источники загрязнения воды, о
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



13
Как разрушаются камни? Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— приводить примеры путем фотографирования проявления разрушения горных пород (замерзание воды в трещинах, рост растений в них)
— наблюдать процесс расширения твердых тел, моделировать в виде схемы увеличение расстояний между частицами твердых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении
-высказывать предположения о причинах разрушения горных пород
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


14
Что такое
почва?
Практическая работа: состав почвы. Охрана почвы.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать процессы образования и разрушения почвы,
-анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве, рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»
— приводить примеры
— наблюдать опыт
-высказывать предположения о плодородии почвы,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


15
Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-классифицировать группы растений
— приводить примеры разнообразия растений
— работать в группе определение растения с помощью «Атласа-определителя»
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


16
Солнце, растения и мы с вами. Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни животных и человека.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать процессы питания и дыхания растений.
-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений
-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.








17
Размножение
и развитие растений. Опыление. Развитие растений из семени.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения
— приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


18
Охрана
растений
Правила поведения в природе
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, Красная книга.
Правила поведения человека в природе (обсуждение материала книги «Великан на поляне»).
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


19
Разнообразие животных. Классификация животных. Виды животных.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать группы животных
-классифицировать животных из предложенного списка,
— приводить примеры животных разных групп.
— работать с электронным приложением к учебнику
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


20
Кто что ест?
Проект «Разнообразие природы родного края»

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать животных по типу питания,
-классифицировать животных по типу питания
— приводить примеры цепей питания
— наблюдать опыт
-высказывать предположения
-доказывать на основе опыта
— работать в группе
-работать в паре
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


21
Размножение
и развитие
животных разных групп

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать животных разных групп по способу размножения.
— моделировать стадии размножения животных разных групп
— приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


22
Охрана животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,
-обсуждать меры по охране животных,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


23
В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Правила сбора грибов.

1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия строение шляпочных грибов.
-классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы
— приводить примеры грибов-двойников,
— наблюдать опыт
-высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


24
Великий
круговорот жизни. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители
— приводить примеры круговорота веществ,
— наблюдать опыт
-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
25
Организм
Человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека.
Практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать системы органов тела
-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,
-работать в паре во время проведения опыта
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные

Готовность к открытию «нового».
Выполнять правила поведения в школе, в природной среде и в быту. взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.
Регулятивные
Адекватно понимать оценку взрослого.
Ориентироваться в учебной книге.
Познавательные
Соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни
Коммуникативные
Соблюдать правила парной, фронтальной работы.


26
Органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-формулировать правила гигиены органов чувств,
— работать в группе
-работать в паре
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


27
Надежная защита организма. Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи, Гигиена кожных покровов.
Практическая работа «Первая по­мощь при небольших повреждениях кожи»
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать средства гигиены и уход за кожей,
-формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи
-работать в паре
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



28
Опора тела и движение.
Осанка и ее роль. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма
-доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


29
Наше питание. Проект «Школа кулинаров».
Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания.
Подготовка к выполнению проекта.Практическая работа: определение наличия питательных веществ в продуктах питания.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения
— моделировать строение пищеварительной системы
— приводить примеры правильного питания
-составлять меню здорового питания
-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



30
Дыхание и кровообращение.
Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Практическая рабо­та «Подсчет ударов пульса»
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,
-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы,
-работать в паре
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


31
Умей побеждать болезни.
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать факторы закаливания,
— приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку,
-работать в паре: составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке


32
Здоровый образ жизни.
Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников
1


понимать учебную задачу урока и
стремиться ее выполнить,
-характеризовать понятие ЗОЖ,
-формулировать правила ЗОЖ
— приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


33
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие
Тесты
1


выполнять тесты с выбором ответа,
оценивать правильность работы



34
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школакулинаров».
1


— выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,
-обсуждать выступления учащихся,
— оценивать свои достижения




Раздел «Наша безопасность» (7 ч)
35
Огонь, вода и газ.
Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры
— анализировать схему эвакуации
— наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные: различать способ и результат действия.

Познавательные: осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные
Уметь задавать вопросы познавательного характера


36
Чтобы путь был счастливым.
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, транспорте.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— работать в группе сообщения о правилах поведения на улице и в транспорте
-обсуждать предложенные ситуации, моделировать правила поведения,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


37
Дорожные знаки
Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-классифицировать дорожные знаки
-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


38
Проект «Кто нас защищает».
Подготовка к выполнению проекта.

1


-интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др.
Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности


39
Опасные места
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д.
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— актуализировать ранее полученные знания о потенциально опасных местах,
— обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


40
Природа и наша безопасность
Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— характеризовать опасности природного характера,
— обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зеленые страницы»,
-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными,
— отличать гадюку от ужа,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


41
Экологическая безопасность.
Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды
1


понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— анализировать по схеме цепь загрязнения,
— приводить примеры цепей загрязнения,
— Моделировать пути поступления загрязняющих частиц в организм,
— практическая работа: знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды,
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.



Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)
42
Для чего нужна экономика
Потребности людей. Товары и услуги.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;
-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
— приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;
-прослеживать взаимосвязь труда людей различных профессий;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: Оценивать различные ситуации поведения.
Регулятивные: Ориентироваться в учебной книге.
КоммуникативныеУметь задавать вопросы


познавательного характера


43
Природные богатства и труд людей – основа экономики.
Бережное использование природных богатств.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;
— приводить примеры использования природных богатств и труда в производстве товаров;
— прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;
— раскрывать роль науки в экономическом развитии;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


44

Полезные ископаемые.
Значение, способы добычи охрана полезных ископаемых.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;
Определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;
-характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые добывают в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


45
Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Практическая работа в паре: исследование сельскохозяйственного растения и его описание по плану
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;
— практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;
-характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов;
-различать и классифицировать культурные растения;
— работать с терминологическим словариком;
— исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям. На основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания


46
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных.

1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;
-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов;
— классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
— работать с терминологическим словариком;
— исследовать, какие продукты животноводства используются в семье в течение дня;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


47
Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;
— соотносить продукцию и отрасли промышленности;
— выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;
-характеризовать труд работников отраслей промышленности;
— работать с терминологическим словариком;
— работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


48
Проект «Экономика родного края».
Подготовка к выполнению проекта.

1


В ходе выполнения проекта дети учатся:
— собирать информацию об экономике своего края (города);
— оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стендов, альбомов и т.д.;
— коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края»
— презентовать и оценивать результаты проектной деятельности


49
Что такое деньги.
Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Рол денег в экономике. Виды денежных знаков.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать виды обмена товарами, моделировать ситуации бартера и купли-продажи;
— раскрывать роль денег в экономике;
-различать денежные единицы разных стран;
— практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


50
Государственный бюджет.
Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
— определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
— выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
— моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


51
Семейный бюджет.
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;
— определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
— выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;
— обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;
— моделировать семейный бюджет;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


52
Экономика и экология.
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;
— раскрывать взаимосвязь между экологией и экономикой;
— обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза;
— моделировать экологические прогнозы;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;
— определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;
— выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;
— моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


53
Экономика и экология.
Экологические прогнозы, их влияние на экономику
1





Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч)
54
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечатель- ности.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;
— рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;
— узнавать о достопримечательностях городов Золотого кольца по фотографиям;
— составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;
— моделировать маршрут Золотого кольца;
— с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Личностные: положительное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: проводить сравнение по заданным критериям. На основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность.

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания.


55
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечатель -ности.
1




56
Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечатель-ности.
1




57
Проект «Музей путешествий»
Подготовка к выполнению проекта.

1


В ходе проекта дети учатся:
— собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал
-оформлять экспозицию музея;
— готовить сообщения;
презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов


58
Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
— показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
— обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения;
— с помощью дополнительной литературы готовит сообщения о странах, граничащих с Россией;
— работать с терминологическим словариком;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


59
На севере Европы
Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
— соотносить государства и их флаги;
— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, ее замечательных людей;
— составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;
— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран северной Европы;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


60
Что такое Бенилюкс?.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, ее замечательных людей;
— составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;
— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран Бенилюкса;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


61
В центре Европы.
Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о странах центра Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
— узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, ее замечательных людей;
— моделировать достопримечательности из пластилина;
— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран центра Европы;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


62
Путешествие по Франции и Великобритании
(Франция).
Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника Франции, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
— узнавать и описывать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран;
— составлять вопросы к викторине о Франции;
— с помощью дополнительной литературы и Интернет находить интересные факты о Франции;
— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


63
Путешествие по Франции и Великобритании
( Великобритания) её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Великобритании, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
— узнавать и описывать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран;
— составлять вопросы к викторине о Великобритании;
— с помощью дополнительной литературы и Интернет находить интересные факты о Великобритании
— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


64
На юге Европы.
Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-работать в группе: самостоятельно изучить материал учебника о Греции и Италии, подготовить сообщение с показом местоположения страны и ее столицы на политической карте Европы, выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
— узнавать и описывать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран;
— составлять вопросы к викторине о Греции и Италии;
— с помощью дополнительной литературы и Интернет находить интересные факты о Греции и Италии ;
— работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


65
По знаменитым местам Мира.
Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся.
1


— понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;
— обсуждать цели международного туризма;
— работать с картой
— описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности
— с помощью дополнительной литературы и Интернет находить материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;
— формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.


66
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие
1


-Выполнять тесты с выбором ответа,
— оценивать правильность
/неправильность предложенных ответов,
— адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.


67
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
1


-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,
— обсуждать выступления учащихся,
-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.


68
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
1















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества. Средства обучения: · наглядные пособия: ü натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; ü гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; ü коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; ü изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; ü географические и исторические карты; ü предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. · мультимедийное оборудование
ü DVD-проектор ü телевизор · Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(например, http://school-collection.edu.ru/) · набор энциклопедий для младших школьников · измерительные приборы ü весы ü термометры ü сантиметровые линейки ü мензурки ü посуда · раздаточный материал · экскурсионное снаряжение ü складные лупы ü компасы ü бинокль ü рулетки Учебная литература для учащихся
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2011
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2010
Пожаловаться 24 июня 2013
Файлы
окр мир_Думнова_сайт.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Елена Гликман
    26 августа 201319:24
    Елена Гликман

    Уважаемая Наталья Викторовна! Я постаралась внимательно просмотреть Вашу работу. Она, безусловно, соответствует требования ФГОС к рабочим программам и будет полезна учителям начальных классов, которые в этом учебном году работают по УМК "Школа России" в 3 классе. Написание РП - трудоемкая работа. Ваш труд облегчит начало учебного года многим педагогам. Посоветую коллегам Вашу программу на нашем августовском МО. Спасибо.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru