В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Урок "Химические реакции"

Файл прикреплен к материалу: Урок "Химические реакции"
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида»















Урок химии

Тема: «Химические реакции».







Автор - составитель:

учитель химии:

Терешкова Мария Анатольевна.





Пояснительная записка

Данный урок подготовлен учителем Казённого общеобразовательного учреждения Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №15, II вида» Терешковой Марией Анатольевной.

Урок по химии: «Химические реакции».

Целью данного урока является: сформировать у учащихся знания, позволяющие выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций; продолжить развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с химическими реактивами и оборудованием. Развивать творческую и познавательную активность учащихся, тематический словарь детей со слуховой депривацией.

Урок проходит в сопровождении Презентации.































Конспект урока.

Тема урока: «Химические реакции».

Цель:

способствовать формированию знаний учащихся о химических явлениях.

Задачи:

Обучающая: содействовать формированию у учащихся знаний, позволяющих выявить чёткие различия между физическими и химическими явлениями; о признаках и условиях протекания химических реакций;

Развивающая: развитие умений наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с химическими реактивами и оборудованием в соответствии с правилами по Т.Б.

Воспитательная: воспитание стойкого позитивного интереса к предмету.

Коррекционная: работать над правильным произношением учащихся со слуховой депривацией и пополнением словаря.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.

Форма урока: беседа с демонстрационными и лабораторными опытами.

Оборудование (для учителя и учащихся): мультимедийное оборудование, спиртовки, пробирки, химические стаканы, штатив для пробирок, спички, пинцет или тигельные щипцы, стеклянные или пластиковые трубочки.

Реактивы: глюконат кальция, мел или мрамор, свеча, бенгальские огни, медная проволока; растворы: хлорид бария, серная кислота, соляная кислота, известковая вода, сульфат меди (II), гидроксид натрия.

Ожидаемые результаты: интенсификация работы учителя и учащихся на уроке, учащиеся закрепят представления о химических реакциях, усвоят признаки химических реакций.










Ход урока.

I Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Проверка готовности класса к уроку.

II Актуализация знаний.

Эпиграф к уроку:

Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой
практики и не принимаясь за химические операции.
М.В. Ломоносов.

(учащиеся читают эпиграф все вместе).

Учитель:

- Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся:

Для того, чтоб знать и понимать химию мы должны проводить химические опыты.

Учитель:

Т.е. мы с вами должны проводить химические эксперименты.

А можем ли мы с вами получить нужное нам вещество, не зная какие реактивы нам нужны?

Учащиеся:

НЕТ!!!

Для того чтобы проводить опыты, нужно знать какие вещества необходимо  взять.

Учитель:

- Какие классы неорганических веществ вы знаете?

- Назовите их.  

Учащиеся:

- Называют классы неорганических соединений.

Затем один учащийся выполняет задание у доски, а остальные учащиеся работают по карточкам на местах.

Задание: у доски

Распределить вещества по классам неорганических соединений:

Основания

Оксиды

Соли

Кислоты







K2O, H2SO4, Ca(OH)2, HNO3, NaCl, Cu(OH)2, CO2, СaCO3.

Задания для учащихся на карточках:

Распределить вещества по классам неорганических соединений:

  • Fe(OH)3, P2O5, H2SiO3, HCl, K2SO3, NO2, NaOH, FeCl3.

  • HNO3, FeO, MgSO4,H2CO3, Na2SiO3, Fe(OH)3, MgO, KOH.

  • KCl, H2SO3 , Mg(OH)2, Ca3(PO4)2, Cl2O7, H2CO3, Na2O, KOH.

  • Mg(OH)2 , NO2, HNO3, Al3(PO4)2, CuO, H3PO4, K2SO4, Fe(OH)3.

  • H2SO3 , NaOH, Ca3(PO4)2, Cl2O7, H3PO4, Mg(OH)2, CuO, K2SO3.

Цель нашего урока:

  • Познакомиться с химическими явлениями и признаками химических реакций.

  • Мы будем совершенствовать умения при работе с химическими реактивами и оборудованием.

  • Мы будем работать над правильным произношением трудных слов и пополнением словаря.

Учитель:

Сегодня на уроке нам встретятся трудные слова:

Словарь:

Химическая реакция

Эндотермическая реакция

Экзотермическая реакция

Глюконат кальция

Реагирующие вещества

Учащиеся:

Читают трудные слова .

Учитель:

Следит за правильным произношением учащихся.

III. Изучение нового материала.

Учитель:

Тема нашего урока: Химические реакции.

Если бы миллионы разнообразных веществ, а следовательно, и тела, из них состоящие, не претерпевали никаких изменений, мир был бы скучным и застывшим, лишенным движения, развития. К счастью, мир устроен иначе. Под воздействием внешних условий (температуры, давления, ультрафиолетового света и т.д.) вещества изменяются.

Ежеминутно в мире протекает  миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Человек из полезных ископаемых добывает руду из нее металлы,

добывает нефть, газ и получает бензин, резину, пластмасс.

Т.е. происходят явления, при которых из одних веществ, образуются другие вещества, отличающиеся по строению, составу и свойствам, такие явления называются химическими, которые происходят благодаря химическим реакциям.

Давайте попробуем дать определение химической реакции.

Химическая реакция – явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие.

Учитель:

Что происходит с веществом при физических явлениях?

Учащиеся:

Происходит изменение формы или агрегатное состояние вещества.

А по каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция?

При некоторых химических реакциях происходит выпадение осадка. Другие признаки – изменение цвета исходного вещества, изменение его вкуса, выделение газа, выделение или поглощение тепла и света. Частным случаем большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты – экзотермических реакций, является реакция горения.



Признаки химических реакций

Изменение цвета исходного вещества

Изменение вкуса исходного вещества

Выпадение осадка

Выделение газа

Появление запаха

Поглощение или выделение теплоты

Чтоб убедиться в этом, давайте понаблюдаем за некоторыми химическими реакциями.

Но сначала давайте вспомним правила по Технике Безопасности. Назовите эти правила?

Учащиеся:

1. при работе с кислотами и щелочами необходимо соблюдать осторожность, т.к. это едкие вещества. Все работы проводить над разносами;

2. растворы веществ наливать в пробирки в небольших количествах, по 1 мл, что соответствует 1 см;

3. действовать только по указанию учителя.

Учитель:

Проводятся демонстрационные опыты.

Опыт1: Фараонова змея из глюконата кальция.

Внести таблетку глюконата кальция в пламя горелки.

Опыт 2: Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой.

К раствору  серной  кислоты прилить раствор хлорида бария BaCl2.

Опыт3:Взаимодействие соляной кислоты с мелом или мрамором.

В пробирку с 1мл. соляной кислоты аккуратно положить кусочек мела, размером с горошину.

Опыт4: Горение бенгальского огня.

Учащиеся:

После каждого опыта делают вывод о наблюдаемых изменениях, происходящих с веществами, заполняют таблицу.

Название опыта

Признаки химической реакции

Фараонова змея из глюконата кальция


Взаимодействие хлорида бария с серной кислотой


Взаимодействие соляной кислоты с мелом


Горение бенгальского огня


Учитель:

А теперь я предлагаю вам самостоятельно провести лабораторные опыты следуя инструкции, соблюдая правила по Т.Б.

Опыт1: Окисление меди в пламени спиртовки.

Крепко зажмите проволоку «держалкой» (деревянной прищепкой или пассатижами) и внесите свободный конец в пламя спиртовки или горелки. Подержите так некоторое время, чтобы проволока хорошо прокалилась. После этого выньте из огня. Вы отчетливо увидите, что остывшая проволока поменяла цвет, то есть стала черной.

Опыт2: Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

Налить в химический стакан немного свежеприготовленной известковой воды Ca(OH)2, опустить в стакан стеклянную или пластиковую трубочку и осторожно, медленно выдохнуть воздух в трубочку.

Опыт3: Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.

Налить в пробирку 1 мл. сульфата меди (II) и прилить к нему немного раствора гидроксида натрия.

Сделать вывод о наблюдаемых явлениях.

Название опыта

Признаки химической реакции

Окисление меди в пламени спиртовки


Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа


Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.


Проверяем и делаем вывод все вместе!

Учитель:

А теперь давайте рассмотрим, какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция.

  • Соприкосновение реагирующих веществ, чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем быстрее идет химическая реакция.

  • Нагревание. Эндотермические реакции идут всегда при постоянном нагревании, для экзотермических реакции нагревание не требуется совсем или нужно только для того чтобы реакция началась.

  • Некоторые реакции идут под действием электрического тока, света и т.д.

IV Первичное закрепление знаний:

Перед вами тестовое задание. Выполните его. Приложение № 1 (Тест по теме «Химические явления».) Тестовые задания двух уровней сложности.

Учитель:  Ваше время закончилось. Проверьте свои ответы и выставьте себе оценки. Взаимопроверка! Критерии оценивания определить вместе с детьми!!!

Если все ответы верны - “5”

Одна ошибка - “4”

Две ошибки - “3”

Три и более - “2”.

V Рефлексия:

Учитель:

В ходе урока вы попытались овладеть самым главным в процессе познания – умением находить истину с помощью доказательств, то есть проводить исследования. Многие учёные прошлых веков опирались в своих изысканиях лишь на интуицию и в результате нередко ошибались. Вы же с помощью опытов нашли свою истину.

VI Подведение итогов урока:

Выставление оценок за урок с учетом тестирования

VII Домашнее задание:

Проведите домашнюю практическую работу. Работу оформите, по аналогии с лабораторными опытами урока (в виде таблицы).

Рекомендуемые опыты:

  • крахмал (хлеб, картофель) + йод (спиртовая настойка)

  • питьевая сода + уксус (раствор лимонной кислоты)

  • молоко + лимонная кислота

  • нагревание сахара

  • нагревание медной проволоки в пламени

Проводится инструктаж по технике безопасности.

Урок окончен. Досвидания.























Приложение №1.

Тест по теме « химические реакции»

Вариант I

1.Химическая реакция протекает:

а. При плавлении железа

б. При испарении воды

в. При ржавлении гвоздя

г. При растворении сахара.

2. Признаком химической реакции НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

а. Образование газа

б. Изменение физического состояния веществ

в. Превращение одного вещества в другое

г. Изменение цвета.

3. Состав вещества НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ в результате:

а. Горение свечи

б. Скисание молока

в. Гниения яблок

г. Плавление льда.

4. Реакции, протекающие с выделение теплоты называют…

а. Эндотермическими

б. Реакциями горения

в. Экзотермическими

5. Исходное вещество:

древесина и кислород;

признаки реакции:

а) образование осадка;

б) поглощение теплоты;

в) изменение окраски;

г) выделение газа;

д) выделение теплоты и света.



Тест по теме « химические реакции»

Вариант II

1.Установите правильную последовательность.

Эндотермические реакции —

а) — с поглощением;

б) — реакции;

в)— теплоты;

г)— протекающие.

2. Исходное вещество:

известковая вода и углекислый газ;

условия начала реакции:

а) соприкосновение и нагревание;

б) сливание;

в) пропускание газа в раствор;

г) растворение.

3. Дополните.

Признаки реакции горения — выделение ... и…

4. Установите соответствие

Способ разделения смеси:

1) выпаривание;

2) возгонка;

3) фильтрование;

состав смеси:

а) вода, сахар и песок;

б) спирт и вода;

в) вода и сахар.

5. Какие условия должны выполняться, чтобы началась химическая реакция?

а)____________________

б)____________________

в)____________________



Приложение 2

Задание: Вариант I

Из приведенных явлений выпишите те, которые относятся к химическим:

1 Сжатие пружины

2 Образование накипи при кипячении воды

3 Гниение растительных остатков

4 Ледоход на реке

5 Ковка металла

6 Горение спирта

7 Прокисание яблочного сока

8 Появление патины на медных и бронзовых памятниках

9 Растворение уксусной кислоты в воде

10 Обугливание лучинки

11 Замерзание воды

12 Прокисание молока

13 Горение природного газа

14 Образование инея



























Вариант II

Из приведенных явлений, выпишите физические:

1 Горение магния

2 Таяние льда

3 Почернение медной проволоки при прокаливании

4 Плавление парафина

5 Переход газа в твёрдое состояние

6 Помутнение известковой воды при пропускании

углекислого газа

7 Таяние снежинки

8 Гниение дерева

9 Растворение сахара в воде

10 Кипение воды

11 Подгорание пищи при жарении на сковородке

12Горение лампочки

13 Испарение бензина

14 Возгорание спички





























Приложение 3

Алгоритм выполнения Лабораторных опытов.

Опыт №1: Окисление меди в пламени спиртовки.

1) Крепко зажмите проволоку «держалкой» (деревянной прищепкой , пассатижами или тигельными щипцами)

2) Внесите свободный конец в пламя спиртовки или горелки. Подержите так некоторое время, чтобы проволока хорошо прокалилась. После этого выньте из огня. Вы отчетливо увидите, что с остывшей проволокой произошли изменения. Это произошла реакция окисления.

Сделать вывод о наблюдаемых явлениях, результат занести в таблицу.





Опыт №2: Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

1) Налить в химический стакан небольшое количество известковой воды.

2) Взять стеклянную или пластиковую трубочку и опустить один конец в стакан с известковой водой.

3) Осторожно выдохнуть воздух в стакан через трубочку.

Сделать вывод о происходящем явлении, результат занести в таблицу.





Опыт №3: Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.

1) В пробирку налейте 2мл раствора сульфата меди (II).

2) Затем добавьте небольшое количество раствора гидроксида натрия.

Сделать вывод о наблюдаемых явлениях, результат занести в таблицу.













Приложение 4

Карта урока.

Тема: Химические реакции.



Химическая реакция – явление, при котором происходит превращение одних веществ в другие.

Признаки химических реакций







Экзотермическая реакция- реакция, протекающая с выделением теплоты.

Эндотермическая реакция – реакция, протекающая в поглощением теплоты.

Реакция горения – это реакция, протекающая с выделением тепла и света.

Демонстрационные опыты:

Название опыта

Признаки химической реакции

Фараонова змея из глюконата кальция


Взаимодействие соляной кислоты с мелом


Горение бенгальского огня


Вывод:____________________________________________________________

Лабораторные опыты:

Название опыта

Признаки химической реакции

Окисление меди в пламени спиртовки


Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа


Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.


Вывод:_______________________________________________________________________

Условия течения химических реакций:

  • Соприкосновение реагирующих веществ, чем больше площадь соприкосновения реагирующих веществ, тем быстрее идет химическая реакция.

  • Нагревание. Эндотермические реакции идут всегда при постоянном нагревании, для экзотермических реакции нагревание не требуется совсем или нужно только для того чтобы реакция началась.

  • Некоторые реакции идут под действием электрического тока, света и т.д.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров