В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка "Три склонения имен существительных (закрепление)"

Тамара Клементьева Тамара Клементьева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 7611    комментариев: 3
Краткое описание
Развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);

Описание
Ø МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме: «Три склонения имен существительных (закрепление)»
Автор: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Клементьева Тамара Анатольевна 2013 г.
Предмет: русский язык
Класс: 4 класс
Программа: Школа России
Учебник: «Русский язык» 4 класс (1 часть)
Автор учебника: Рамзаева Т.Г.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Цели:
Ø закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи;
Ø развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);
Ø развитие мышления, наблюдательности;
Ø воспитание аккуратности, самостоятельности

Ход урока I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе. (Слайд 2)
II. Чистописание (слайд 3)
Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря
Рита и Рома дружно играли в городки.
Задания:
а) охарактеризовать звуки [р] и [р']
б) разобрать предложение по членам предложения, указать части речи
в) назвать имена существительные
— Почему вы так считаете?
— Что такое имя существительное?
— К какому склонению отнесете эти имена существительные?
III. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим работу над склонением имени существительного.
А как мы определяем склонение имени существительного?
(Проверка ответов по слайду 4)
IV. Словарная работа — 5 группа слов. (Словарные слова на стр. 147 – 149 разделены на 15 групп.) (слайд 5)
Инженер, интересный, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костер.
Работаем по цепочке: называем «опасное место», ставим ударение, определяем род и склонение.
— Какое слово стало лишним? Почему? (Слово "интересный ". Это имя прилагательное)
— Как из этого слова можно составить имя существительное? (изменить вопрос какой? на вопрос что?интерес) (слайд 6)
V. Подбор однокоренных имен существительных (работа по слайду 7)
1) Посмотрите на слова:
Бедный Старый
— На какой вопрос отвечают эти слова?
— К какой части речи можно отнести эти слова? Докажи.
— Подберите к этим словам однокоренные слова – существительные, чтобы они относились к 1,2,3 склонению. (Работа по вариантам) (слайд 8)
Бедный – беднота, бедняк, бедность.
Старый – старуха, старик, старость.
— Как эти слова распределить по склонениям? (слайд 9)
— Разберите данные слова по составу.
Физминутка 2) Самостоятельная работа
Просклоняйте: 1 вариант беднота, бедняк, бедность (1 ученик у доски)
2 вариантстаруха, старик, старость (1 ученик у доски)
VI. Работа над фразеологизмами (слайд 10)
— Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Слова)
— Из этих слов вам нужно составить два фразеологизма.
— Что такое фразеологизм?
Фразеологизм — устойчивое выражение. (Слайд 11)
1) Попасть пальцем в небо. (Сказать невпопад, не то, что следует.)
2) Не ударить в грязь лицом. (Не опозориться)
— Найдите во фразеологизмах имена существительные. К какому склонению мы отнесем эти имена существительные? Как мы определим склонение имен существительных?

VII. Работа над предложениями (слайд 12)
— Посмотрите на слайд. Мы видим незаконченные предложения. Вы должны дополнить эти предложения фразеологизмами.
1) Сегодня были веселые старты, и мы …………………(не ударили в грязь лицом)
2) На уроке математики я неправильно объяснил решение задачи – ………………(попал пальцем в небо)
Задание: 1 вариант – списать первое предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение.
2 вариант – списать второе предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение. (Проверка по слайду 13)

VIII. Подведение итогов (слайд 14)
— Что мы вспоминали и повторяли на уроке?
— Как мы определяем склонение имени существительного?
— Оцените свою работу на уроке. Перед вами закладка – светофор.
Посмотрите на слайд (15) и раскрасьте кружок.

IX. На дом: (Приложение)
1 уровень: записать слова в три столбика по склонениям.
2 уровень: а) подобрать и записать к словам синонимы
б) определить склонения всех имен существительных
3 уровень: придумать и записать предложения

Использованная литература: 1. Баско Н. В. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы. 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история происхождения
2. Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть
3. Узорова С.В. Справочное пособие по русскому языку
4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.

Приложение Домашнее задание. 1 уровень.
Запишите слова в три столбика по склонениям.
Полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло.

2 уровень.
а) Подберите и запишите к словам синонимы.
Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй.
б) Определите склонения всех имен существительных.

3 уровень.
Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были
существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в
третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3
имен существительных)
Пожаловаться 10 июня 2013
Файлы
Разработка урока русского языка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

МБОУ СОШ № 137 г.о. Самара







Методическая разработка

урока русского языка в 4 классе по теме:

«Три склонения имен существительных (закрепление)»





















Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Клементьева Тамара Анатольевна



2013 г.



Предмет: русский язык

Класс: 4 класс

Программа: Школа России

Учебник: «Русский язык» 4 класс (1 часть)

Автор учебника: Рамзаева Т.Г.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Цели:

  • закрепление и обобщение знаний об имени существительном как о части речи;

  • развитие умения распознавать тип склонения имени существительного по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже);

  • развитие мышления, наблюдательности;

  • воспитание аккуратности, самостоятельности


Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке. Приступаем к работе. (Слайд 2)

  1. Чистописание (слайд 3)

Рр Ри Ро Рв ро ре рм ру ря

Рита и Рома дружно играли в городки.

Задания:

а) охарактеризовать звуки [р] и [р']

б) разобрать предложение по членам предложения, указать части речи

в) назвать имена существительные

- Почему вы так считаете?

- Что такое имя существительное?

- К какому склонению отнесете эти имена существительные?

  1. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы продолжим работу над склонением имени существительного.

А как мы определяем склонение имени существительного?

(Проверка ответов по слайду 4)


  1. Словарная работа - 5 группа слов. (Словарные слова на стр. 147 – 149 разделены на 15 групп.) (слайд 5)

Инженер, интересный, календарь, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костер.

Работаем по цепочке: называем "опасное место", ставим ударение, определяем род и склонение.

- Какое слово стало лишним? Почему? (Слово " интересный ". Это имя прилагательное)

- Как из этого слова можно составить имя существительное? (изменить вопрос какой? на вопрос что? - интерес) (слайд 6)

  1. Подбор однокоренных имен существительных (работа по слайду 7)

  1. Посмотрите на слова:

Бедный Старый

- На какой вопрос отвечают эти слова?

- К какой части речи можно отнести эти слова? Докажи.

- Подберите к этим словам однокоренные слова – существительные, чтобы они относились к 1,2,3 склонению. (Работа по вариантам) (слайд 8)

Бедный – беднота, бедняк, бедность.

Старый – старуха, старик, старость.

- Как эти слова распределить по склонениям? (слайд 9)

- Разберите данные слова по составу.

Физминутка

2) Самостоятельная работа

Просклоняйте: 1 вариант беднота, бедняк, бедность (1 ученик у доски)

2 вариант - старуха, старик, старость (1 ученик у доски)

  1. Работа над фразеологизмами (слайд 10)

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (Слова)

- Из этих слов вам нужно составить два фразеологизма.

- Что такое фразеологизм?

Фразеологизм - устойчивое выражение. (Слайд 11)

1) Попасть пальцем в небо. (Сказать невпопад, не то, что следует.)

2) Не ударить в грязь лицом. (Не опозориться)

- Найдите во фразеологизмах имена существительные. К какому склонению мы отнесем эти имена существительные? Как мы определим склонение имен существительных?


  1. Работа над предложениями (слайд 12)

- Посмотрите на слайд. Мы видим незаконченные предложения. Вы должны дополнить эти предложения фразеологизмами.

1) Сегодня были веселые старты, и мы ………………… (не ударили в грязь лицом)

2) На уроке математики я неправильно объяснил решение задачи – ………………(попал пальцем в небо)

Задание: 1 вариант – списать первое предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение.

2 вариант – списать второе предложение. Найти имена существительные, определить падеж и склонение. (Проверка по слайду 13)


  1. Подведение итогов (слайд 14)

- Что мы вспоминали и повторяли на уроке?

- Как мы определяем склонение имени существительного?

- Оцените свою работу на уроке. Перед вами закладка – светофор.

Посмотрите на слайд (15) и раскрасьте кружок.


  1. На дом: (Приложение)

1 уровень: записать слова в три столбика по склонениям.

2 уровень: а) подобрать и записать к словам синонимы

б) определить склонения всех имен существительных

3 уровень: придумать и записать предложения

Использованная литература:

  1. Баско Н. В. Фразеологический словарь русского языка. 5-11 классы. 1000 фразеологизмов: значение, употребление, история происхождения

  2. Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык», 4кл. 1 часть

  3. Узорова С.В. Справочное пособие по русскому языку

  4. Шукейло В.А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения.

Приложение

Домашнее задание.


1 уровень.

Запишите слова в три столбика по склонениям.

Полотенце, дверь, платье, ручей, молоко, собака, погода, стул, ружье, сирень, дочь, камень, помощь, поляна, берег, звезда, дедушка, седло.


2 уровень.

а) Подберите и запишите к словам синонимы.

Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй.

б) Определите склонения всех имен существительных.


3 уровень.

Придумайте и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были

существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в

третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2-3

имен существительных)


Урок в 4 классе.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    14 июня 201309:39
    Сергей Колодин

    Уважаемая Тамара Анатольевна! Подготовленная Вами разработка поможет педагогам на уроках русского языка при объяснении новой темы и при закреплении пройденного материала. Этому поможет большой выбор дополнительных упражнений, размещенных в презентации. С уважением, С.А. Колодин.

  • Татьяна Богданова
    17 июня 201313:48
    Татьяна Богданова

    Действительно интересный и полезный материал. Спасибо, Тамара Анатольевна.

  • Тамара Клементьева
    18 июня 201316:39
    Тамара Клементьева

    Спасибо за комментарии и поддержку. УчМету процветания!!!

Другие материалы автора

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru