В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Формирование двигательной активности обучающихся в процессе преподавания физической культуры

Формирование двигательной активности обучающихся в процессе преподавания физической культуры

Марина Соколова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 1 голосов:1просмотров: 4221
Краткое описание
Распространение педагогического опыта по формированию личности каждого обучающегося, обладающей хорошим физическим здоровьем, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремлением к постоянному самосовершенствованию.
Описание
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоколамская средняя общеобразовательная школа №2» Тема самообразования «Формирование двигательной активности обучающихся в процессе преподавания физической культуры» Соколова Марина Николаевна учитель физической культуры первой категории Волоколамск 2011г. Необходимым условием развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Одной из характерных особенностей современного образа жизни школьников является сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. Тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением его функциональных возможностей, уровнем физической и двигательной подготовленности, является ведущим во всех программах обучения и воспитания общеобразовательных учреждений. Из выше сказанного ясно, что двигательная активность – залог здоровья.
В ходе работы над темой были выявлены следующие противоречия:
— между распространенным малоподвижным образом жизни обучающихся и возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья;
— между пренебрежительным отношением отдельных школьников к занятиям физической культурой и необходимостью постоянного повышения уровня их двигательной активности;
— между распространением вредных привычек в ученической среде и современным курсом общества на здоровый образ жизни.
Анализ противоречий помогает сформулировать проблему:
совершенствование процесса преподавания физической культуры на основе формирования устойчивой потребности каждого школьника в двигательной активности.
Цель педагогического опыта– формирование личности каждого обучающегося, обладающей хорошим физическим здоровьем, способной адаптироваться к любым жизненным ситуациям, стремлением к постоянному самосовершенствованию.

Для решения поставленных задач осуществляю:
— мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья школьников;
— совершенствую формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий, средств материально-технической базы;
— применяю метод личностно-ориентированного подхода.
По результатам проведенного мониторинга выявлено, что на начало 2008-2009 учебного года
57% учащихся основной и средней школы отнесены к основной группе здоровья;
28% — к подготовительной;
7% — к специальной;
4% — освобождены от занятий физической культурой. Таким образом, практически половина учащихся имеют как небольшие отклонения в здоровье и физическом развитии, так и серьезные заболевания, дающие полное освобождение от уроков физической культуры.
В динамике от 5-го класса к старшему звену (10-11 класс) распределение по группам здоровья изменяется следующим образом:

5 класс 10-11 класс
основная группа 62% 36%
подготовительная 28% 42%
специальная 5% 6%
освобождение 6% 16%
, что свидетельствует об ухудшении здоровья школьников, снижении
уровня двигательной активности от младших классов к старшим.
В своей практической деятельности я использую следующие критерии и показатели:
Критерии
Показатели
Диагностический инструментарий
1.Сформированность двигательной активности обучающихся 5-11 кл.
1.1.Уровень развития физических качеств. 1.2.Сформированность техники движений. 1.3.Соответствие знаний требованиям государственного стандарта.
1.1.Система контрольных срезов, тестирование.
1.2.Наблюдения учителя.
1.3.Текущий опрос знаний, создание ситуации успеха
2.Ориентация обучающихся на здоровый образ жизни
2.1.Сформированность режима дня.
2.2.Сформированность двигательного режима. 2.3.Сформированность системы закаливания.
2.1.Анкетирование
2.2.Тестирование.


Ожидаемые результаты реализации поставленных задач:
1. Повышение уровня физического и психического здоровья через двигательную активность обучающихся.
2. Повышение уровня развития двигательных качеств школьника.
3. Обеспечение статистического учета, контроля и анализа здоровья учащихся, повышение работоспособности детей.
Решающая роль в формировании и реализации потребности детей в движении принадлежит школе, где под управлением преподавателя, осуществляется организованная двигательная активность в форме уроков физической культуры и внеурочной деятельности. Впервые в Рабочую программу по физической культуре на 2008-09 учебный год были включены разделы «Кроссовая подготовка» и «Мини-футбол». В своей внеурочной деятельности постоянно ищем новые пути и формы проведения внеклассных мероприятий – «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья!» При составлении плана — календаря физкультурно-массовой работы стремлюсь обеспечить единство учебной и внеклассной работы.
Теоретическая база проекта В поиске путей, форм и методов активизации процесса физического обучения, воспитания и оздоровления (повышения двигательной активности) школьников опираюсь на передовой опыт, предлагаемый на страницах журнала «Физическая культура в школе», газеты «Спорт в школе» новинки методической литературы доктора педагогических наук В.И. Ляха, кандидата педагогических наук А.А. Зданевича, доктора педагогических наук А.П.Матвеева и др.
Важной проблемой в осуществлении физического воспитания является формирование мотива к занятиям физической культурой и спортом.
«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в
прах, если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский
В основном свою работу я строю на формировании мотивации обучения. Мотивы учения подразделяю на внешние, исходящие от учителя, родителей, класса, и внутренние, или истинные мотивы, имеющиеся у самого учения.
Познавательный интерес, активность (интенсивность, прочность, сознательность, систематичность), самостоятельность – важные компоненты мотивации учения.
Развитие ученика осуществляется не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько по пути совершенствования личности, обучения ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. Эффективность процесса физического воспитания школьников определяется следующими обстоятельствами:
— спортивная и учебно-материальная база для занятий;
— врачебный контроль и санитарно-гигиеническое состояние мест занятий;
— учебная работа по физкультуре;
— физкультурно-оздоровительная работа в школе;
— внеклассная спортивно-массовая работа.
Для меня оптимальна технология физического воспитания школьников, направленная на формирование двигательного режима ученика и педагогическое поле моей деятельности выглядит так:
— утренняя гимнастика;
— динамическая перемена;
— спортивный час в ГПД;
— занятия в группе ОФП, секциях;
— общеобразовательный урок физической культуры;
— физкультурно – оздоровительные и спортивно – массовые мероприятия.
Для обеспечения оздоровительно-образовательного пространства школьников осуществляю:
— непрерывное самообразование;
— совершенствование методического уровня;
— ведение мониторинга уровня физического развития обучающихся;
— связь с детско-юношескими спортивными клубами;
— связь с родителями;
— межпредметную связь;
— совместную работу с медицинским персоналом.
Педагогически продуманная технология физического воспитания, направленная на формирование двигательного режима школьников, приводит детей к определенному уровню физического развития, укреплению их здоровья, достижению спортивных результатов.
Считаю важнейшим условием работы четкое планирование учебного процесса. Стараюсь правильно и последовательно спланировать прохождение материала программы, исходя из воспитательных и дидактических задач, климатических условий, подготовленности учащихся, оснащенности учебно-воспитательной базы, личного опыта.
Основные документы планирования я разрабатываю в соответствии с программным материалом, при этом стремлюсь к современным методикам оздоровительных систем. Структура поурочного планирования предусматривает следующие рубрики: конкретные учебные задачи урока; соответствующий материал по теоретическим сведениям, навыкам и умениям, упражнения для развития двигательных качеств; дозировка; методические указания и соблюдение преемственности между предыдущим и последующим материалом.
Эффективность урока в первую очередь зависит от того, насколько я буду претворять намеченный план, применять наиболее рациональные формы организации учебного процесса и методические приемы, использовать имеющееся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывать специфику места проведения занятий.
Для воспитания устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями важно, прежде всего, чтобы учащиеся понимали смысл и знание выполняемых заданий, нацеленных на улучшение их здоровья и физического развития, достижение высокого уровня физической подготовленности и личных количественных показателей. Воспитывая устойчивый интерес к урокам физической культуры, стараюсь осуществлять обучение так, чтобы школьники видели плоды своего учебного труда. Воспитанию интереса к урокам способствует нешаблонное проведение занятий, использование таких методических приемов, которые позволяют ученикам проявлять инициативу, творчество, активность, самостоятельность (из числа обучающихся, добившихся лучших результатов на уроках, комплектую сборные команды для участия в городских спортивно – массовых мероприятиях).
Важным условием в своей работе считаю доведение школьников до требуемой кондиции по формированию их двигательной активности в практической работе. Организация детей на участие в массовых спортивных соревнованиях совершенствует уровень моих организаторских умений, способность объединять детей и управлять большим количеством школьников в спортивном зале, за городом, на стадионе и так далее. Список использованной литературы и интернет-ресурсы 1.http://wiki.iteach.ru/index.php/Обобщение_опыта_%22Двигательная активность%22
2. В.А. Сухомлинский «Павлышская средняя школа», М., 1969г. 3.http://bmsi.ru/doc/46c54b96-1fed-49a0-b28f- 6a441e5a03bf 4.http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/library/vospitanie-dvigatelnoi-aktivnosti-i-samostoyatelnosti-shko
5. Учебное издание Программы общеобразовательных учреждений Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. В.И.Лях, А.А.Зданевич. Издательство «Просвещение», 2008
6. Данные мониторинга по физическому развитию и физической подготовленности школьников за 2010-2011 учебный год (авторские материалы).

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Двигательная активность-проект.pptx Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос