В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Мы – будущие школьники!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Солнышко» комбинированного вида»

г. Прокопьевска Кемеровской области














Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе логопедической группе «Мы – будущие школьники!»












Подготовила

учитель – логопед Козловская Г. Д.







г. Прокопьевск 2013

Конспект итоговой непосредственно – образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка», «Социализация» в форме КВНа на тему «Мы – будущие школьники!» в подготовительной к школе логопедической группе


Цель: продемонстрировать уровень готовности воспитанников к школьному

обучению.

Задачи:

показать:

  • степень сформированности фонематического анализа и синтеза на материале слов различной слоговой структуры; («Коммуникация»)

  • уровень развития связной речи на основе пересказа текста с придумыванием последующих событий с использованием грамматически правильных и логически завершенных предложений;

  • степень овладения навыком чтения; («Коммуникация»)

  • уровень становления речеслуховой, зрительной и двигательной памяти; («Коммуникация»)

  • сформированность пространственно- временных ориентировок на себе; («Коммуникация»)

  • формирование языкового чутья. («Коммуникация»)

2. Выявить уровень сформированности нравственно – волевой сферы: воспитания чувства ответственности и взаимопомощи. («Социализация»)

3. Продемонстрировать развитие двигательной сферы, эмоциональных реакций, умение сочетать движение и музыку. («Здоровье», «Музыка»)

3. Оценить степень сформированности знаний, умений, навыков и способность использовать их в саморазвитии. («Социализация»)


Материалы и оборудование:


эмблемы команд «Почемучек» и «Искорок», карта г. Звуков и Букв, надпись «КВН – это…Здорово! Интересно Дружно! Трудно!.. Отлично», сигнальные карточки зеленого и синего цветов, двенадцать карточек с картинками для составления слов по первым звукам, две карточки со словами для выделения лишнего слова, двенадцать карточек с заданиями (конкурс «Грамотеи»), звуковая схема слова «школа», кубики с буквами А, З, Б, У, К, А (по 2шт.), предметы для выкладывания полосы препятствий, грамота и диплом, именные ключи.


Методические приемы:

беседа, объяснение, чтение, дид. упражнения, дид. игры, отгадывание загадок, руководство рассматриванием и анализ предметных картинок, рассказ – рассуждение.


Группа празднично украшена. На центральной стене - город Звуков и Букв, надпись «КВН – это…Здорово! Интересно Дружно! Трудно! Отлично!», звуковички.

Дети входят под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».


Вступительное слово логопеда.

Друзья! Мы с вами долго путешествовали по городу Звуков и Букв чудесной страны АЗБУКА.

Знакомясь со звуками и буквами нашего родного русского языка, мы составляли слова из звуков, писали их, читали, разгадывали с ними ребусы.

На наших занятиях мы учились размышлять, пересказывать, составлять рассказы. Этим мы занимались не только в детском саду, но и дома вместе с мамой, папой, бабушками и дедушками. Вот наши замечательные логопедические тетради, где отмечено «Умница», «Молодец», «Так держать!», «Радуюсь вместе с вами успехам» и т. д. Очень многие из вас уже получили звания «Будущий школьник» или «Будущая школьница».

Я предлагаю вам принять участие в КВНе под названием «Мы – будущие школьники!» – конкурсе веселых и находчивых людей, где каждый участник должен показать свою грамотность и смекалку, а вместе – проявить сплоченность, товарищескую поддержку и дружбу.

  • Что же такое КВН? Прочитайте. (Обратиться к центральной стене).

Сегодня каждый должен заработать свой талисман – именной ключик (ключик с первой буквой его имени), который поможет вам открывать секреты грамоты уже в школе.

Итак, в КВНе принимают участие команды

  • «Искорки», капитан команды …

  • (Обращается внимание на эмблемы команд)

  • «Почемучки», капитан команды …

Представляю жюри, которое будет оценивать выполнение конкурсных заданий.

(Предлагается жюри в составе заведующей, родителей от обеих команд, учителя – логопеда другой группы).


Еще одно важное условие: в случае затруднения при выполнении задания можно попросить помощь друга – поднять зеленую карточку, взрослого – поднять синюю карточку.

С каждой командой работают рефери – воспитатели.

Приветствие команд

Девиз


«Искорки»

«Девиз простой у нас, друзья!

Гореть самим, зажечь других,

Быть впереди и точка!»

«Почемучки»

Мы – ребята «Почемучки».

Это вам – не белоручки,

Все разведать, все узнать,

Легких тропок не искать!»

Приветствие другой команде

«Искорки» - «Почемучкам»

«Кто не горит, тот небо коптит!»

«Почемучки» - «Искоркам

«Ваши мало каши ели,

Чтобы наших одолеть!»

Приветствие жюри

«Искорки»

«Пусть ваши глаза будут остры, как эта игла».

«Почемучки»

«А совесть чиста, как эта вода».


(Приветствия команд не оцениваются.

Показать командам места, но команды места не занимают, так как следующий конкурс требует обсуждения.)


1 конкурсное задание – блиц – турнир « Знаете ли вы секреты грамоты?»

Задание. Четко, понятно, связно и быстро ответить на поставленные вопросы.

Время для обсуждения – одна секунда, ответ дает один человек или группа ( решение о форме ответа принимает капитан, он же отвечает за четкость работы команды).

Жюри оценивает ответ команды на каждый вопрос :

  • 1 балл – полный, правильный и быстрый ответ;

  • 0,5 балла – ответ с замечаниями;

  • 0,5 балла – помощь другой команды.


1.- Вспомните девиз логопедической группы.

« Один ребенок.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать,

Все правильно и внятно,

По звукам, чтоб понятно.


Дети.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать,

Все правильно и внятно,

По звукам, чтоб понятно».

- Расскажите стихотворение о гласных и согласных звуках русского языка.

__________________________________________________________________

2.- Сколько всего в русском языке гласных звуков? Назовите их.

А сколько гласных букв?

- Какие бывают согласные звуки? Приведите примеры.

3. –Вспомните правило деления на слоги.

- Как узнать звонкий согласный звук?

«Сколько в слове гласных,

Столько и слогов,

Это знает каждый

Из детского сада».

4.- Выделите первый звук в названии команды. Расскажите все, что знаете о нем.

__________________________________________________________________

(Команды занимают места за столами)

2 конкурсное задание «Загадки от наших друзей – звуковичков».

Задание. По первым звукам слов – картинок составить новое слово. Получившееся слово записать печатными буквами.

Каждый член команды получает карточку с картинками.

Участник, самостоятельно составивший новое слово, получает 1балл – очко-фишку синего цвета.

Тот, кто составил слово с помощью – 0,5 балла и фишку белого цвета.

В конце подсчитывается общее количество баллов по фишкам. Выигрывает этот конкурс та команда, которая самостоятельно, правильно и больше составит новых слов.

Рефери раздают карточки

Картинки:

  • удочка, самолет;

собака, облако, молоток;

шуба, утка, маска;

лопата, утка, ножи, ананас;

корова, утка, сумка, травка;

санки, автобус, ножницы, кит, игла;

гусь, рак, ослик, машина;

иголка, кукла, ракета, арбуз.

  • ножи, овощи, самолет;

рыба, ананас, кот;


мышь, овощи, самолет, танк;

ракета, утка, кот, автобус;

иголка, галстук, ракета, арбуз;

кукла, аквариум, шишка, автобус.

По окончании работы участник называет новое слово. Рефери оценивает самостоятельность работы.

Подсчет фишек и слово жюри.


3 конкурсное задание. Конкурс капитанов.

Нужно расшифровать слово по звуковой схеме слова. Назвать слово по звукам.

Даны две подсказки в виде ребусов (по первым звукам слов – картинок составить слово (1) и мысленно дописать нижние половинки букв этого слова (2).

Самостоятельное, быстрое и правильное выполнение оценивается 1 баллом,

с помощью- 0,5 балла.

Слово : школа

Картинки: шар, кукла, ослик, лампа, аквариум;

шишка, карандаш, ослик, лук, арбуз.

Буквы: Ш, К,О, Л, А


4 конкурсное задание «Школьные загадки – объяснялки».

«Есть еще игра для вас,

Я начну стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте».

  • 1.Буквы все от А до Я на страницах…(букваря).

  • 2.Должен каждый ученик в школу брать с собой… (дневник).

__________________________________________________________________

  • 1.Кто альбом раскрасит ваш?

Ну, конечно,…( карандаш).

  • 2.Чтобы вдруг он не пропал,

Уберем его в…( пенал).


  • 1.Чтобы было где писать,

В школе нам нужна …(тетрадь).

  • 2.Чтобы были умными взрослые и ребятишки,

Читайте больше хорошие…(книжки).

Эта игра жюри не оценивается.

Задание. Каждой команде предлагается карточка со словами. Нужно прочитать четыре слова, назвать лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее.


(Слова выкладываются на мольберте)

Время для обсуждения – 1 минута. Представляют команду один или два человека. Важна активность и участие каждого члена команды, это должен учитывать капитан.

Высшая оценка – один балл за наиболее полное и толковое объяснение;

0,5 балла – за ответ с замечаниями.

Интересное добавление команды оценивается еще 0,5 баллом.

Слова:

ручка книга

карандаш букварь

мел учебник

доска парта

Примерные ответы:

  • 1. Здесь лишнее слово « доска», потому что ручка, карандаш и мел – это принадлежности для письма, т. е. то, чем мы пишем. Доска – это предмет, на чем пишем.

  • 2. Книга, букварь и учебник – это предметы, откуда мы получаем знания.

А парта – это школьная мебель, она лишняя.

Слово жюри для подведения итогов 3 и 4 конкурсов. Объявление общего счета


5 конкурсное задание «Мы – фантазеры!»

Задание. Сначала каждой команде нужно внимательно прослушать часть рассказа, потом пофантазировать и придумать свой интересный, динамичный конец рассказа.

Предлагаю в этом конкурсе принять участие родителям. Они тоже могут представить свой вариант рассказа, помогая выбранной команде.

Оценивается рассказ от начала до конца.

1балл получает команда за самостоятельный рассказ с логичной, интересной концовкой;

0,5 балла получает команда за рассказ, представленный с помощью вопросов, пояснений.

0,5 балла дополнительно получает команда за рассказ, составленный родителями.

  • Команда «Искорки»

Кто? (По Е. Пермяку)

Заспорили как – то две девочки, кто из них лучшей ученицей будет.

  • Я буду лучшей ученицей, - сказала одна из девочек, - потому что

мне мама уже портфель купила.

  • Нет, я буду лучшей ученицей,- сказала другая девочка. У меня уже и

портфель есть, и пенал с ручками, и платье новое.

Решили девочки у подружки спросить, кто из них лучшей ученицей в школе будет. Пришли к ней в гости, а она букварь читает.

  • Как вы думаете, что им ответила их подруга? Продолжите свой рассказ.

(Ответ автора.

  • Некогда мне. Я еще должна целую страницу в букваре прочитать.

  • А зачем, - сказали девочки.

  • А затем, чтобы плохой ученицей не оказаться, - сказала девочка.)

  • Команда «Почемучки»

Для чего руки нужны? ( Е. Пермяк)

Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали.

Спросил как – то дедушка внука:

  • А для чего, Петенька, людям руки нужны?

  • Чтобы в мячик играть, - ответил Петя.

  • А еще для чего?

  • Чтобы кошку гладить.

  • А еще для чего?

  • Как бы вы ответили на месте Пети? Продолжите свой рассказ.

(Ответ автора.

(Весь вечер Петя отвечал дедушке. Правильно отвечал. Только он маленький был и обо всех других людях по своим рукам судил, а не по трудовым рабочим рукам, которыми вся жизнь, весь белый свет держится).

(После представления рассказов детей прослушиваются ответы родителей.)

Упражнение для раскрепощения и создания положительного эмоционального настроя.

Под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс» дети встают в круг, поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе) , потом опускают их. Затем берутся за руки, встают на носочки и, не разъединяя рук, поднимают их вверх. После этого медленно опуская руки, садятся на корточки и закрывают глаза. По

окончании музыки дети открывают глаза, улыбаются и проходят на свои места.


6 конкурсное задание «Грамотеи»

«А давайте-ка мы с вами

Поиграем со словами.

Задание нужно прочитать

И скорее выполнять!»

Участвуют все члены команды. Каждый участник получает карточку с заданием.

1.Прочитать задание самостоятельно или с помощью друзей или воспитателей.

2. Выполнить задание.

3. За выполнением задания следят рефери – воспитатели.

1балл – очко-фишку синего цвета получает участник, самостоятельно составивший новое слово.

Тот, кто составил слово с помощью – 0,5 балла и фишку белого цвета.

В конце подсчитывается общее количество баллов по фишкам. Выигрывает этот конкурс та команда, которая самостоятельно, правильно выполнит задания.

Задания.

  1. Определи позицию заданного звука (С, З, Р, Л) в слове (начало, середина, конец). Обозначь карандашом.

(Где звук С живет в слове «самолет»?)

  1. Определи позицию заданного звука (Р, Л, С, З) в словах. Положи картинки на соответствующие схемы.

(Назови слово со звуком С, где С находится в начале?)

  1. Подбери подходящую схему к слову «банан», «замок».

(Назови цифру, которой соответствует схема слову «банан» «замок»?)

  1. Выбери лишнее слово( автобус, аквариум, арбуз, лодка). Обрати внимание на первые звуки.

Выбери лишнее слово( лук, рак, жук, автобус). Обрати внимание на последние звуки.

(Назови лишнее слово)

  1. Сколько слогов в слове (ракета, собака)?

  2. Отгадай ребусы (вода, Вова).

  3. Поменяй буквы в словах так, как подсказывают цифры. Слово записать.

(Какое новое слово получилось?)

Слово жюри для подведения итогов 5 и 6 конкурсов. Объявление общего счета.


7 конкурсное задание. Игра – эстафета «Слово рассыпалось. Кто быстрее сложит слово?»

Задание. Каждой команде предлагаются кубики с буквами со словом «азбука». Буквы рассыпались. Слово «азбука» надо сложить. По очереди, преодолевая препятствия, положить букву возле обруча, прикоснуться к первому человеку в колонне и встать последним. Высшая оценка один балл за быстро и правильно собранное слово. Капитан стоит последним и имеет право исправить ошибку.

Препятствия:

  • перепрыгнуть через мешочки;

  • змейкой оббежать кегли

Слово жюри за этот конкурс.

А пока жюри совещается и выявляет команду – победителя мы превратимся в знатоков.

  • Как называется наш город?

  • Почему его называют «черной жемчужиной Кузбасса»?

  • Какую знаменательную дату в этом году отмечает наш город?

Представляю вашему вниманию Сычеву Татьяну – дипломантку городского конкурса чтецов «Город радости», посвященного 80 – летию славного города Прокопьевска. Она прочитает наизусть стихотворение «Город шахтеров» Натальи Миллер.

Город шахтеров

Я в город свой с рожденья влюблена.

Он, как жемчужина огнями светит.

Его теплом согрета вся страна,

А для меня роднее места нету.


Город Прокопьевск – Гордость Сибири,

Углем на весь мир знаменит.

Пусть моя песня летит над Россией,

Любовь в ней и гордость звенит.


Живи мой город, ввысь расти и в ширь,

Горжусь я тем, что ты все время молод,

Углем своим прославил ты Сибирь.

Прокопьевск мой – трудолюбивый город.


Шахтерский труд почетен был всегда.

Шахтерам вслед с восторгом смотрят дети.

На свете есть другие города,

Но мой Прокопьевск лучше всех на свете.


Заключительное слово логопеда

Друзья мои! Мы сегодня достойно прошли испытание, показав свою грамотность и смекалку, товарищескую поддержку и дружбу в конкурсе веселых и находчивых людей.

Слово для подведения итогов предоставляется жюри. (Вручается грамота за первое место и диплом команде – участнице.

Каждому ребенку вручается талисман – ключик с первой буквой его имени с пожеланиями успехов и удач в школьной жизни, дальнейших успехов тем, кто еще остается в саду).

В добрый путь, будущие школьники, ведь совсем скоро вы скажете «До свидания, детский! Здравствуй, школа!»




Список литературы

1 Волковская Т. Н. , Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104 с.

2 Лапшина Е.В. Логопедический КВН в специальной (коррекционной) школе 8вида.//Логопед - № 4 – 2007 - с. 100 – 103.

3 Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под общ. ред. Волосовец Т.В. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 256 с.

4 Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: ЭГСН, 1999. – 30 с.

5 Ткаченко Т.А. Тетрадь для дошкольника. Логические упражнения для развития речи.- Спб.: «Детство- Пресс», 2000.- 48 с.


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос