В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тетрадь взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Закрепляй-ка»

Светлана Гусарова Светлана Гусарова
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 14297    комментариев: 3
Краткое описание
Обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей с задержкой психического развития и оказать помощь детям этой категории в освоении Программы.

Описание
Пожаловаться 27 мая 2013
Файлы
Закрепляй-ка (практическая часть).docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Закрепляй-ка (теория).docx
HTML Войдите для скачивания файлов

uchmet_120_60 (1).gif

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка»,  структурное подразделение № 140






Методическое пособие «Закрепляй-ка»

(тетрадь взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития)







Автор опыта:

Гусарова Светлана Геннадьевна

учитель - дефектолог









г. Краснодар 2013

Актуальность


Индивидуализация учебно-воспитательного процесса в отечественной системе образования постоянно обозначается как проблема, требующая решения. Знание индивидуально-психологических различий детей для педагогов является основой эффективности их профессиональной деятельности.

На смену уходящей в прошлое основной цели ДОУ транслировать знания воспитанникам пришла новая функция образования - создание единого образовательного пространства, в котором воспитатель, учитель-дефектолог и другие специалисты - это субъекты профессионального взаимодействия, а воспитанник - субъект, способный к саморазвитию.

Значимость и необходимость решения проблем индивидуализации воспитательного процесса признается многими авторами: М. К. Акимовой, А. Г. Асмоловым, Л. И. Божович, В. К. Дьяченко, Т. И. Чирковой. Общепризнанным считается, что индивидуальность - это сложное многоуровневое интегральное образование, имеющее в зависимости от детерминации как содержательные, так и формально-динамические характеристики. Поэтому встает вопрос о профессиональном взаимодействии учителя-дефектолога и педагогов в решении проблемы изучения и учета индивидуальных особенностей детей.

Разработка и решение проблемы профессиональных взаимоотношений учителя-дефектолога и воспитателей, раскрытие специфики и механизма их профессионального взаимодействия, рассмотрение содержательных и организационных аспектов взаимодействия смогут способствовать развитию профессиональной компетентности и учителя-дефектолога, и воспитателей:

  1. Сотрудничество учителя-дефектолога и воспитателей в процессе реализации индивидуального подхода к детям в едином образовательном пространстве позволяет определить условия и разработать механизм профессионального взаимодействия.

  2. Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателей может способствовать повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета динамических особенностей детей.

  3. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом, изучая индивидуальные особенности детей, могут моделировать ситуации развития для каждого воспитанника.

Особенно это актуально при работе с детьми с отклонениями в развитии. Проблема воспитания и обучение детей с отклонениями в развитии являются одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики.

Наш детский сад посещают дети с задержкой психического развития. У таких детей не формируется познавательный интерес к окружающей действительности. Они повышено возбудимы, эмоционально неустойчивы, страдают отсутствием внимания, пониженной обучаемостью. Учитывая сложную структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей необходимость комплексного воздействия на ребенка с проблемами в развитии побудила меня к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена лишь интеграцией - объединением усилий педагогов для решения поставленной цели. Без скоординированных и  согласованных  действий всех педагогов в условиях ДОУ невозможно  эффективно скорректировать имеющиеся нарушения в развитии ребёнка и тем самым помочь  ему легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Исходя из этого, была поставлена цель:

обеспечить коррекцию недостатков в развитии детей с задержкой психического развития и оказать помощь детям этой категории в освоении Программы.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать практическое пособие по взаимодействию учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

  2. Обобщить и систематизировать задания, игры и игровые упражнения дошкольникам с ЗПР 5-6 лет и определить проблемное поле для планирования и организации коррекционно-развивающей работы.

  3. Развивать у детей интерес к выполнению задания, навыки владения различными способами выполнения заданий.

  4. Формировать у детей навыки самостоятельного выполнения заданий.

  5. Внедрить в условиях группы компенсирующей направленности разработанный материал.

Гипотеза: регулярная, целенаправленная, системная коррекционно-развивающая работа воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога будет способствовать наиболее эффективному познавательному развитию дошкольников с задержкой психического развития.

Ожидаемый результат: восполнение пробелов в развитии ребенка, расширение знаний и умений в объеме Программы, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности в пределах возможностей каждого ребенка.






Алгоритм взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития.


Успешность и эффективность работы учителя-дефектолога напрямую зависит оттого, насколько им хорошо организована работа с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-дефектолога входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателей по закреплению полученных детьми на занятиях учителя-дефектолога знаний. Сочетая в своей работе различные виды деятельности, учитель-дефектолог фактически ставит перед собой непосредственные задачи взаимодействия с воспитателями:

  • ознакомить воспитателей с психологическими теориями и исследованиями в области воспитания и развития детей;

  • разработать совместно с воспитателями индивидуальную программу развития детей, индивидуальный маршрут развития;

  • сформулировать психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;

  • обеспечить воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного развития детей с ЗПР, их личностного роста;

  • принимать участие в разработке и внедрении новых педагогических технологий, осуществляя проектировочную и диагностически-контрольную функцию за развитием детей;

  • разработать индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучить им воспитателей;

  • формировать у воспитателей высокий уровень их компетентности в осуществлении коррекционно - образовательного процесса в детском саду.

Основу организации взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей определяют следующие принципы:

Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность (взаимодополняемость). Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска, с учетом его дефицитарных возможностей.Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребенку в процессе занятий, способствует оптимизации занятий и повышению эффективности и дает опору на функции, не имеющие недостатков, при одновременном "подтягивании" дефицитарных функций.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателей.

При ведущей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению недостатков в развитии, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Решение коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные коррекционные занятия с детьми, содержание которых определяет учитель – дефектолог. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу было разработано практическое пособие «Закрепляй-ка» (тетрадь взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе для детей с ЗПР). Практическое руководство к планированию и проведению коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психическою развития 5-6 лет составлено на основе методического пособия «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» (Под общей ред. С.Г.Шевченко, 2005г.).

В данном материале предлагаются примерные рекомендации к проведению коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе и индивидуальной работы воспитателя с детьми по заданию учителя-дефектолога. Задания разработаны для детей 5-6 лет на год с учетом понедельного планирования учителя-дефектолога. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей.

Рекомендации, предлагаемые учителем-дефектологом для проведения коррекционно-развивающей и индивидуальной работы, даются с учетом «зоны ближайшего развития» и особенностей каждого ребенка.

В тетради взаимосвязи работы учителя-дефектолога и воспитателя предусмотрена работа по развитию элементарных математических представлений, внимания, памяти, восприятия, мышления, общей и мелкой моторики.

Материалы, содержащиеся в данной тетради, помогут организовать понедельную работу воспитателей по заданию учителя-дефектолога и провести эффективную коррекционную работу с детьми с ЗПР старшей группы.

Тетрадь адресована учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп.


Список литературы


  1. Внимание. Память. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.

  2. Жукова О.С. Готовим руку к письму. Учимся писать. 4 – 6 лет. – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2009.

  3. Касицына М.А. «Дошкольная математика». 2-й год обучения.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.

  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

  5. Математика. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.

  6. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М., Просвещение, 1990.

  7. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5 – 6 лет с ЗПР. – М.: мозаика – Синтез, 2008.

  8. Мышление. (Вся дошкольная программа). – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2012.

  9. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средний, старший дошкольный возраст. – М.: Мозаика – Синтез, 2003.

  10. Сербина Е.В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.

  11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., Просвещение, 1982.

  12. Степанова Г.В. «Занятия по математике для детей 5-6 лет с трудностями в обучении. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  13. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учёба, и игра: математика. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003.

  14. Шевченко С.Г. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста. – М., 1998.

  15. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1,2. – М.: Школьная Пресса, 2004.




Обсуждение материала
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru