В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Творческий отчет "Повышение уровня учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий"

Михаил Сенцов Михаил Сенцов
Тип материала: Обобщение опыта
просмотров: 30150    комментариев: 3
Краткое описание
Обобщение опыта работы учителя технологии за межаттестационный период по проблеме применения проектных и информационных технологий для формирования и повышения учебной мотивации.

Описание
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Черемышская средняя общеобразовательная школа» Пышминского городского округа ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Автор работы: Сенцов Михаил Николаевич, учитель технологии МОУ «Черемышская средняя общеобразовательная школа» Черемыш, 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ…………………………….8
1.1.Сущность проблемы формирования учебной мотивации учащихся……...8
1.2.Способы диагностики учебной мотивации учащихся…………………….12
1.3.Пути решения проблемы формирования учебной мотивации учащихся..15
1.4.Приемы, методы и средства формирования учебной мотивации учащихся………………………………………………………………………….18

ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА………………24
2.1.Анализ условий достижения результата…………………………………...24
2.2.Практическое решение проблемы низкой учебной мотивации учащихся и ее обоснование…………………………………………………………………...27
2.3.Результаты диагностики…………………………………………………….33
2.4.Анализ и оценка результатов деятельности, выявление недостатков ...…36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...38

ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ Условия возникновения опыта В современной школе существует множество трудностей, среди которых можно выделить одну из важнейших – проблему низкой учебной мотивации. Она затрагивает не только каждого учителя, но и учащихся и их родителей, так как является одним из главных условий успешного обучения.
Снижение мотивации обучения у подростков наблюдается,начиная со средних классов школы (5-6 классы). Данный процесс протекает медленно и поэтому мало заметен для педагогов и родителей, но к 8 классу снижениемотивации к обучению у подростков достигает своего пика,из-за чего они нарушают дисциплину, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Эти общие тенденции относятся в полной мере и к предмету «Технология». Большинство пятиклассников испы­тывают интерес к предмету, их легко вовлечь в процесс создания изделия, но в подростко­вом возрасте часть детей теряет желание учиться, а в 7-8 классах учителю приходится прилагать много уси­лий, чтобы поддержать интерес к учебе. В этом возрасте у подростков расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. Для многих школа становится лишь местом общения друг с другом. К тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроке. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.
Причины этого явления неоднозначны. Помимо возрастных особенностей это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений учащихся, и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса.
Многие исследователи считают, что проблему низкой учебной мотивации необходимо решать по ряду причин.Во-первых, мотивация влияет не просто на уровень усвоения знаний, но и на их качество. Во-вторых, вовремя сохраненная мотивация способствует преодолению неблагоприятного периода в обучении, что, в свою очередь, способствует безболезненному продолжению своего пути в сфере образования (поступление в колледж, вуз).
Таким образом, в процессе моей педагогической деятельности были выявлены следующие проблемы:
низкий уровень учебной мотивации учащихся к изучению технологии и ограниченная творческая активность;
недостаточное владение мною теоретическим материалом и практическими способами повышения уровня учебной мотивации учащихся.
Основная идея опыта Изучив современное состояние проблемы формирования учебной мотивации и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме я пришел к выводу, что важную роль в процессе формирования учебной мотивации играет учитель, его желание действовать. Одна из основных задач учителя – постоянно развивать мотивацию учебной деятельности учащихся, так как именно она определяет успешность протекания познавательных процессов, способствует повышению работоспособности учащихся, облегчает усвоение учебного материла.
Главный вопрос, волновавший меня, когда я столкнулся с проблемой низкой мотивации, что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к предмету?
На пути преодоления низкой мотивации учащихся каждый педагог стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему.Он должен сам сконструировать ее, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Наиболее эффективно эти проблемы решаются путем организации целостного учебного процесса с использованием в процессе обучения современных педагогических технологий.
Инновационный поиск новых средств обучения привел меня к пониманию того, что на уроках технологии необходимо применять проектные и информационные технологии, а также групповые, игровые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.
Кроме этого, для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к предмету, а также приучать учеников к самостоятельной работе. Резервами становления мотивации в среднем школьном возрасте является интерес к совместным коллективным формам работы, к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности.
Обоснование актуальности и значимости опыта Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания образования, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний, формирования у них активной жизненной позиции. Поэтому, умение заинтересовать учащихся — одно из направлений инновационного педагогическо­го поиска как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала. Педагоги хорошо ознакомлены с проблемой учебной мотивации в теоретическом плане, но случается, что им не хватает в достаточной мере практических приемов для формирования положительной мотивации учащихся. Именно поэтому в работе освещается вопрос, как с теоретической, так и с практической стороны. Кроме этого, автор работы предлагает один способов решения проблемы низкой мотивации посредством применения проектных и информационных технологий, которые, по мнению автора, сегодня являются наиболее распространенными и доступными в практике работы педагогов.
Цели и задачи Цель:анализ собственного педагогического опыта по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить и проанализировать основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся;
2) изучить опыт коллег по данной проблеме;
3) подобрать диагностические процедуры, направленные на изучение учебной мотивации учащихся;
4) провести диагностику уровня учебной мотивации учащихся 5-8 классов и проанализировать полученные результаты;
5) отобрать и апробировать педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся;
6) проанализировать результаты собственной деятельности, выявить недостатки, спланировать коррекционную работу.
Планируемые результаты на уровне учителя:
повышение уровня профессиональной компетентности;
анализ собственного педагогического опыта, результативности деятельности и выявление недостатков;
планирование перспектив собственной профессиональной деятельности.
на уровне ученика:
повышение уровня учебной мотивации к изучению технологии;
качественное освоение образовательного стандарта по технологии;
активизация творческой активности (результативное участие в предметной олимпиаде, внеклассной и внеурочной деятельности по предмету).
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 1.1. Сущность проблемы формирования учебной мотивации учащихся Проблеме мотивации учения уделяется пристальное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность ее решения определяется тем, что мотивация учения представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели.
В психолого-педагогической литературе не удалось встретить прямого определения термина «учебная мотивация». Косвенно, удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация учения», «мотивация деятельности учения», «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы в широком или узком смысле. В первом случае, эти термины обозначают всю совокупность мотивирующих факторов, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (Маркова А.К.). Во втором случае, данными терминами обозначают довольно сложную систему мотивов (Ляудис В.Я., Матюхина М.В., Талызина Н.Ф.).
Исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.
Что же такое «учебный мотив» как структурный компонент «учебной мотивации»? По определению Л.И. Божович, «мотив учебной деятельности – это побуждения, характеризующие личность школьника, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни, как семьей, так и самой школой». А.К. Маркова предлагает определение учебного мотива, которое отражает специфику последнего: «Мотив – это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней».
Рассмотрим теперь, какие виды учебных мотивов выделяются в педагогической психологии. Надо заметить, что единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует. Наиболее разработанной является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности).
В их основе лежит предложенное Л.И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.
Обратимся теперь к другой, довольно распространенной классификации, в которой мотивы деятельности учения делятся на внешние и внутренние.
Внутренние мотивыносят личностно значимый характер, обусловлены познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания и реализации своего личностного потенциала. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением высокой познавательной активности учащегося в процессе учебной деятельности. Овладение учебным материалом является и мотивом, и целью учения. Учащийся непосредственно вовлечен в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивыхарактеризуются тем, что овладение содержанием учебного предмета не является целью учения, а выступает средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), подчинение требованиям учителя или родителей, получение похвалы, признания товарищей и др. При внешней мотивации учащийся, как правило, отчужден от процесса познания, проявляет пассивность, переживает бессмысленность происходящего либо его активность носит вынужденный характер. Содержание учебных предметов не является для учащегося личностно значимым.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является познавательный интерес к предмету. Познавательный интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, он для них более значим (имеет личностную ценность), потому является действенным, реальным мотивом учения.
Под познавательным интересом понимается избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира, при которой наблюдается стремление личности заниматься именно данной областью. Интерес — мощный побудитель активной личности, под его влиянием все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Важнейшие предпосылки формирования у школьника познавательного интереса к учению:
1.Понимание им смысла учебной деятельности, осознание ее важности лично для себя. Интерес к содержанию учебного материала и к самой учебной деятельности может формироваться только при условии, что учащийся имеет возможность проявлять в учении умственную самостоятельность и инициативу.
2.Новизна учебного материала и его разнообразие, а также разнообразие методов преподавания. Средствами обеспечения этих свойств учебного материала и учебного процесса являются не только введение в них новой информации, знакомство учеников со все новыми объектами изучения, но и открытие новых сторон в уже известных учащимся объектах, показ им нового и неожиданного в привычном и обыденном.
3.Эмоциональная окраска преподавания, живое слово учителя. Если педагог демонстрирует собственный интерес к предмету, находит яркие, убедительные примеры, умело использует интонационную окраску материала, субъективная трудность усвоения даже самого сложного учебного предмета снижается, а интерес к нему повышается.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема формирования познавательного интереса к предмету, проблема учебной мотивации учащихся остается актуальной как в современной науке, так и в практике работы школы.
1.2.Способы диагностики учебной мотивации учащихся Формирование учебной мотивации следует начинать с определения исходного ее состояния, т.е. необходимо провести диагностику учебной мотивации учащихся.
К педагогическим средствам диагностики мотивации учения относятся наблюдение, анкетирование, шкалирование и др.
Наблюдение.Мотивация доступна наблюдению. Ее довольно легко обнаружить: об отношении учащихся к учению или труду можно судить по наличию или отсутствию интереса к предмету, прилежанию, активности на уроках, систематическому выполнению заданий и т.д. Изучение учебной мотивации учащихся будет более целенаправленным, если проводить наблюдение по следующим признакам.
1.Характер деятельности учащихся в процессе выполнения практических работ (пассивное, недобросовестное или добросовестное, активное выполнение работы; длительное, напряженное выполнение работы; выполнение с перерывами, отвлечениями; проявление внимания на протяжении всего занятия или только его части).
2.Стремление к выполнению заданий необязательных, неоцениваемых (ведение записей при слушании преподавателя или чтении учебника; выдвижение гипотез; обращение с вопросами; проверка нескольких, а не одной, как требовали, гипотез; повторное, более тщательное выполнение задания; выполнение с особой тщательностью практической или теоретической части работы; стремление узнать, какие еще приемы и способы применяются).
3.Характер умственной деятельности, наиболее привлекающей учащихся (самостоятельное выявление причинных связей, зависимостей, закономерностей и т.п. или процесс копирования действий преподавателя; склонность к репродуктивным или продуктивным способам деятельности и т.п.).
4.Предпочтительная избирательность отдельных этапов деятельности (привлекает выполнение теоретического обоснования работы, практической ее части, формулирование суждений, умозаключений, выводов; стремление участвовать в составлении плана работы, коллективном обсуждении итогов работы; оказание помощи товарищам и т.п.).
5.Отношение к выполнению задания (полностью выполняет требования, предъявляемые при написании сочинения, отчета о лабораторной работе и т.п., выполняет их частично; выполняет с выдумкой, старательно или небрежно; внимателен к разбору типичных ошибок, стремится их избежать и устранить; участвует в групповых формах работы или стремится их избежать).
6.Увлеченность, эмоциональный подъем при изучении предмета, выполнении практической работы (стремление к самостоятельной постановке проблем, увлеченность поиском их решения, потребность в выдвижении гипотез, интерес к применению аналогий, моделированию, проведению мысленных экспериментов; удовлетворенность проделанной работой, полученными знаниями и т.п.).
7.Отношение учащихся к окончанию работы (рад звонку с урока, огорчен, «не слышит» звонка и т.д.).
8.Отношение учащихся к помощи преподавателя, советам товарищей, их оценкам.
9.Темп вхождения, включения в деятельность (быстро ориентируется в предстоящей деятельности и принимает ее; ориентируется, но не принимает ее; не хочет делать; ставит цели; стремится планировать свои действия и т.д.).
10.Качество знаний (объем, полнота, фактическая точность, понимание, осмысленность, прочность усвоенного материала, умение решать «нестандартные» задачи, успешность выполнения заданий, быстрота актуализации нужных знаний, умение находить и устранять неисправности в приборах и др.).
Анкетирование.Анкета как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов по ее созданию. Учитель должен найти опубликованные анкеты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.
Шкалирование мотивации учения.Анкеты требуют от учителя довольно много времени для их обработки, тем более, если их много. Этого недостатка можно избежать, если применять анкеты-шкалы, в которых дается система вопросов и на них — перечень готовых ответов, но школьник должен не просто выбрать наиболее подходящий, а оценить в баллах правильность каждого из них. Это дает возможность количественно обработать полученный материал.

Таким образом, применение диагностических методик позволяет на научной основе, а не вслепую осуществлять процесс целенаправленного формирования учебной мотивации учащихся.
1.3.Пути решения проблемы формирования учебной мотивации учащихся
Процесс формирования учебной мотивации должен стать значительной частью работы учителя. При формировании мотивации учителю необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, формирование мотивации следует начинать с диагностики мотивационной сферы, с выявления исходного состояния мотивации учения. Постановка целей формирования мотивации является вторым важным требованием научно-обоснованного процесса ее формирования. Третье требование — отбор и применение педагогических приемов, методов и средств формирования мотивации.
Существуют разнообразные условия формирования учебной мотивации современного школьника:
1.Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора создает ситуацию, в которой ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.
2.Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения, так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
Эти два условия стимулируют внутреннюю мотивацию только при наличии интересного задания с высоким мотивационным потенциалом. Внешние награды и наказания нужны не для контроля, а для информации ученика об успешности его деятельности, об уровне его компетентности. Здесь они служат основанием для вынесения суждения о достижении или не достижении желаемого результата (что очень важно для сохранения внутреннего контроля за деятельностью), а не являются побудительными силами этой деятельности. Не должно быть наказания за неудачи, неудача сама по себе является наказанием.
3.Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него. По мере взросления у ребенка формируется такая важная потребность, как потребность в структурировании будущего. Степень выраженности и осознанности этой способности является одним из показателей социальной личностной зрелости ученика. При этом у школьника должно складываться представление о том, что учеба и ее итоги — это важный шаг на жизненном пути. Таким образом, вновь, на более высоком уровне формируется внутренняя мотивация. Учеба как средство достижения дальних целей не нуждается во внешнем контроле.
4.Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках.
Важна для психологически грамотной организации процесса формирования мотивации учения ориентация учителя при обучении на индивидуальные стандарты достижений учеников. Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его же собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами. Итогом подобной стратегии обучения является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат — оптимальная мотивация и успешная учеба.
Значимым условием формирования учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной личности, то есть это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересом к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением.
Значительное влияние на формирование мотивации учения может оказать учитель, используя в своей работе определенные методы и приемы. Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Формирование мотивации замедляют: эмоциональная бедность сообщаемого учебного материала; невысокая компетентность учителя, его незаинтересованность работой; излишняя повторяемость одних и тех же приемов; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательное отношение к учащимся (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость).

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что именно от учителя, используемых им приемов, методов и средств, его умения отбирать содержание учебного материала зависит успешность формирования учебной мотивации учащихся.
1.4.Приемы, методы и средства формирования учебной мотивации учащихся
Формированию положительной мотивации к учению способствует урок, который был и остается основным элементом образовательного процесса. На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться. Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты: содержание учебного компонента, методы и средства обучения, организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося.
При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:
постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда;
создавать ситуации успеха;
стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
способствовать развитию учащихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;
стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
Большую роль в формировании мотивации играют цели урока:
цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверки степени достижения цели урока;
общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока;
необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса;
необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;
цель должна соизмеряться с возможностями учащихся.
Проектируя урок, учитель должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить в урок необходимые изменения.
Одним из стимулов формирования мотивации является оценка:
оценка не всегда является стимулом. Она мотивирует:
когда ученик уверен в её объективности;
когда ученик воспринимает её как полезную для себя;
когда ученик знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
когда ученик уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
когда ученик уверен в том, что для достижения более высоких результатов созданы условия.
Для поддержания мотивации учения необходимы положительные эмоции:
связанные со школой в целом, пребыванием в ней;
обусловленные отношениями с учителями, другими учащимися;
связанные с осознанием учеником своих возможностей и способностей;
от получения новых знаний;
от самостоятельного добывания знаний, от овладения новыми способами добывания знаний.
Все выше названные эмоции образуют атмосферу эмоционального комфорта.
Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.
Повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся применение на уроке современных педагогических технологий:
создание проблемной ситуации:перед учащимися ставится задание, как правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна ученикам;
создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу учащихся;
игровые ситуации на уроках:игра – это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;
дифференцированный подходк организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей ученика;
подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка проектов и т.д.;
групповые формы работыхороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;
метод проектов: способствует активизации всех сфер личности школьника — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества;
Интернет-технологии (ИКТ)сегодня являются частью общей информационной культуры учащихся. Задача школьников сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний;
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника познавательный интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Вот некоторые из приемов:
1) Привлекательная цель:перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, достигая которую он выполняет учебное действие, которое планирует педагог.
2) Создание ситуации успехапозволяет замотивировать учащихся на активную работу во время урока. Можно предложить ученикам во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что...». Данный прием способствует росту уверенности учащихся в своих силах, умениях.
3) Прием «Линия времени». Начертить на доске линию, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе найти уроки, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.
4) Прием «Оценка — не отметка». Учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки — стимулировать познание.
5) Прием «Автор».Ученикам задаются следующие вопросы:
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали данную тему и т.д.
6) Прием «Образовательная стратегия».
Учитель задает следующие вопросы:
Что ты делал, чтобы выполнить эту работу на «5»?
Как ты готовился к контрольной работе, что позволило тебе написать ее хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями, дети учат себя сами.
7) В начале года можно попросить учащихся ответить на ряд вопросов:
А) На что был похож прошлый учебный год?
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?
Что тебе нужно сделать для этого? Какая помощь нужна?
Б) Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету?
Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?
Чья помощь и в какой форме тебе нужна?
Как ты поймешь, что результат достигнут?
Важно отметить, что каждый из рассмотренных приемов, методов и средств у каждого учителя будет иметь свои особенности. Они зависят от условий применения, педагогического мастерства учителя. Здесь рассмотрены лишь основные их возможности, опираясь на которые, педагог сможет проанализировать возможности тех педагогических приемов, методов и средств, которыми он располагает.

В формировании мотивации невозможно отдать предпочтение тому или иному приему, методу или средству. Существует мнение, что достичь желаемых результатов можно, если использовать на практике все имеющиеся приемы, методы и средства, однако ясно, что не всякая совокупность может обеспечить наилучший результат при малых затратах сил и времени как учителем, так и учащимися. Для достижения наилучшего результата необходимо рациональное использование таких приемов, методов и средств и их сочетаний, которые за малый промежуток времени могут обеспечить максимальный в данных условиях результат.
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 2.1.Анализ условий достижения результата Особенности организации учебного процесса С 2009-2010 учебного года в связи с введением новой системы оплаты труда в школе существенно изменилась организация изучения предмета «Технология». Уже третий год я работаю с неделимыми классами и только на уровне 5-7, 8 классов. Согласно Государственному образовательному стандарту (2004 г.) преподавание «Технологии» в 5-8 классах может осуществляться по трем направлениям: «Технический труд», «Обслуживающий труд» и «Сельскохозяйственный труд (Агротехнологии)». Ни одно из указанных направлений не может быть реализовано в силу сложившихся обстоятельств, поэтому я вынужден работать по программе, составленной на основе авторской программы основного общего образования по направлению «Технология» для неделимых классов Крупской Ю.В. Занятия в смешанных классах, т.е. совместное обучение девочек и мальчиков, стали одной из причин снижения уровня учебной мотивации к изучению предмета. В этом учебном году в школе приобретены учебники «Технологии» универсальной линии для 5-8 классов, рассчитанные на совместное обучение девочек и мальчиков. 1. «Технология»: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [В.Н. Правдюк, П.С. Самородский, В. Д. Симоненко и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. 2. «Технология»: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [В.Н. Правдюк, Н.В. Синица, П.С. Самородский и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. 3. «Технология»: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Н. Правдюк и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2010. 4. «Технология»: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011. Учебники имеют хороший иллюстративный материал: рисунки, схемы, таблицы, чертежи др. Приобретение учебников значительно облегчило процесс обучения, но остается нерешенной проблема материально-технического обеспечения курса «Технология». Материально-техническое обеспечение учебного процесса Не последняя роль в формировании учебной мотивации к изучению предмета отводится условиям, в которых проходит урок. Ведь от того, насколько органично, комфортно ощущают себя ученики на уроках технологии, в оборудованных для этой цели помещениях, зависит развитие их интересов, а также результаты и качество обучения по предмету. Данное помещение должно быть удобным и функциональным, поскольку выполняются различные виды работ. Кроме того, в мастерской должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы и правила. Удобная и рационально оборудованная мастерская, оформленная в соответствии с требованиями современного интерьера, обставленная удобной мебелью, имеющая достаточную площадь, хорошее освещение всегда будет привлекательна для занятий и творчества учащихся, будет способствовать развитию интереса к предмету и, соответственно, повышению уровня учебной мотивации. На протяжении многих лет работы школы традиционно сложилось раздельное обучение девочек и мальчиков, поэтому существовало два отдельных учебных кабинета для девочек и мальчиков (мастерские). Оба кабинета были оборудованы на допустимом уровне, но изменения, произошедшие в организации образовательного процесса, повлекли за собой разрушение материально-технической базы обоих кабинетов. К тому же в программе появились новые разделы, которых прежде не было. Таким образом, к сожалению, в нашей школе в настоящее время нет отдельного специально оборудованного кабинета для уроков технологии, рассчитанного на совместное обучение девочек и мальчиков. Повышение профессиональной компетентности педагога В целях повышения профессиональной компетентности в области психологических и педагогических основ формирования и повышения учебной мотивации обучающихся я изучил современную психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, опыт коллег. В межаттестационный период посетил семинары «Реферат как учебно-исследовательская работа учащихся», «Методическое сопровождение развития информационной культуры педагога» и прошел обучение по программе «Применение пакета свободного программного обеспечения». Кроме этого подготовил выступление на педсовете по теме «Метод проектов: понятие, сущность, цели, требования, типология, этапы» (2010 г.). Представил опыт работы на районных педагогических чтениях по проблеме «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей одаренных детей» (2011 г.). Также обобщил накопленный опыт работы и подготовил несколько публикаций в информационно-аналитических вестниках «Образование в Восточном округе: опыт перемен» по использованию проектного метода при обучении технологии. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы, посещение курсов позволили актуализировать и внедрить в образовательный процесс проектные и информационные технологии. Повышение квалификации способствовало коррекции собственной деятельности и повышению уровня учебной мотивации обучающихся к достижению стабильных результатов освоения образовательного стандарта по технологии. На основании мониторинга личностных достижений обучающихся можно констатировать, что применение проектных и информационных технологий позволило создать условия для повышения уровня учебной мотивации и творческой активности учащихся. 2.2.Практическое решение проблемы низкой учебной мотивации и ее обоснование
Повышение уровня учебной мотивации – процесс длительный, кропотливый, целенаправленный. Большое значение в этом процессе играют применяемые учителем педагогические технологии. Однозначного решения здесь нет, поскольку нет одной самой главной технологии, которая решила бы все проблемы работы педагога с детьми. Радуга из одного цвета – это не радуга! Только поддерживая друг друга, педагогические технологии дают «радужный» эффект. В методическом арсенале современного учителя достаточно самых разнообразных педагогических технологий, способных повысить привлекательность урока. Основываясь на своем профессиональном опыте и мастерстве, на возможностях и потребностях учащихся, учитель выбирает ту технологию, которая наиболее приемлема и эффективна для решения стоящих перед ним задач. К числу таковых я отношу и, использую в своей практике, проектные и информационные технологии.
Для меня наиболее приемлемым для решения актуальных педагогических задач стал метод проектов.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации учебногопроцесса, ориентированного на развитии учащихся и их самореализацию в деятельности. Актуальность метода проектов обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их решения. Создание творческих проектов занимает приоритетное место в программе по технологии.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Преимуществаметода перед другими педагогическими технологиями:
высокая активность учеников;
самостоятельная познавательная деятельность учеников;
самостоятельная ценность реализованных проектов;
глубина и объем полученных знаний;
устойчивый интерес к предмету.
Сложности:
учитель должен владеть психолого-педагогическими приемами организации работы;
индивидуально-ориентированная система организации работы;
большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.
Особенности:
учитель перестает учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса самообразования.
Главное в создании проекта то, что учащимся предоставляется уникальная возможность творческого переосмысления и систематизации приобретенных знаний и навыков, их практическое применение, а также возможность реализации своего интеллектуального потенциала и творческих способностей.
При использовании метода проектов существуют два результата. Первый – это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект (продукт деятельности).
Таким образом, применение проектных технологий позволяет создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации и творческой активности учащихся. Выполненные учащимися проекты ученики защищают на олимпиаде, представляют на выставках детского творчества.
В 2009 г. ученик 8 класса Сенцов С. занял Iместо в муниципальном этапе предметной олимпиады по технологии, продемонстрировав умение подготовить и защитить творческий проект. С 2009 года обучающиеся принимают активное участие в выставках детского творчества, демонстрируя высокий уровень исполнения творческих работ и владение технологиями обработки различных материалов («Сердце отдаю детям» — 2009 г.; «Уголок для мамы» — 2009 г.; «Рождественские подарки» — 2010 и 2011 гг.). Выставочные проекты были отмечены в материалах районной газеты «Пышминские вести» («Кружевные кони детства» от 14 марта 2009 года №19; «И на Марсе растут грибы» от 22 декабря 2010 года №102).
В результате применения проектной технологии в процессе обучения, я наблюдаю следующие изменения:
ü активизация познавательной и творческой деятельности;
ü повышение уровня самостоятельности учащихся на уроке;
ü повышение уровня учебной мотивации учащихся;
ü творческая активность и самореализация учащихся;
ü повышение качества знаний;
ü результативность участия в мероприятиях.
Таким образом, применение проектных технологий повышает эффективность и качество обучения, уровень учебной мотивации учащихся к изучению предмета.
Кроме метода проектов в своей педагогической практике я активно применяю информационные технологии.
В настоящее время процесс информатизации проявляется во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в образовании. Применение информационных технологий в процессе обучения способствует повышению учебной мотивации учащихся, позволяет повысить темп урока, а интерактивность и наглядность способствуют лучшему пониманию и усвоению учебного материала.
Информационные технологии предполагают использование различных технических средств, центральное место среди которых занимает компьютер. В учебном процессе я максимально использую возможности компьютера для:
ü мультимедийного представления учебного материала;
ü моделирования изучаемых явлений в реальном времени;
ü разнообразия видов учебной деятельности.
Таким образом, применение компьютера на уроках технологии рассматривается мною как:
ü источник дополнительной информации по предмету;
ü способ повышения интереса к предмету;
ü способ самоорганизации учебного труда и самообразования;
ü способ расширения зоны индивидуальной активности и социализации учащихся.
Изучив и обобщив свой опыт и опыт других учителей, я выделил следующие основные способы применения компьютерной техники на уроках технологии:
1)подготовка печатных раздаточных материалов;
2)мультимедийное сопровождение объяснения нового материала;
3)использование Internet-ресурсов.
Необходимость применения компьютера на конкретном уроке технологии я считаю оправданной, если применение других средств обучения не эффективно в сравнении с ним.
В процессе моей педагогической деятельности сложились несколько вариантов применения компьютерной техники, которые я считаю наиболее эффективными для изучения технологии:
ü просмотр учебных видеофильмов;
ü создание собственных презентаций;
ü применение на уроках интерактивной доски.
Наиболее простым вариантом использования компьютера является просмотр учебных видеофильмов, что способствует повышению наглядности обучения. Просмотр фильмов дает возможность совместного наблюдения и размышления над фактами, позволяет обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.
В видеофильмах представлен весьма общий материал, не привязанный к программе, поэтому с целью конкретизации учебного материала я составляю собственные презентации, в которые включаю необходимые схемы, таблицы и рисунки и т.д.
Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя.
При составлении презентаций мне приходится большое внимания уделять логике подачи учебного материала, что положительно сказывается на качестве знаний учащихся.
В результате использования компьютерных презентаций происходит:
ü совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
ü повышение мотивации обучения;
ü улучшение качества обучения;
ü развитие информационной культуры учащихся.
В наибольшей степени соответствует способу восприятия информации современными школьниками и позволяет учителю создать ситуацию успеха для любого ученика – интерактивная доска.
Использование интерактивной доски не только усиливает наглядность изложенного материала, делает урок живым и увлекательным, т.к. на ней легко изменяется информация, но и повышает заинтересованность учащихся, позволяя им активно и всесторонне взаимодействовать с учебным материалом, что в итоге способствует лучшему усвоению и запоминанию.
Результаты устного опроса школьников свидетельствуют о повышении уровня мотивации и интереса к предмету. Ученики отмечают, что уроки с использованием интерактивной доски являются для них наиболее интересными и запоминающимися.
При организации изучения технологии я не только сам использую компьютер, но и привлекаю к этому учащихся через систему домашних заданий. Творческими заданиями для учащихся являются создание презентаций и кроссвордов, информационных сообщений с иллюстрациями, оформление буклетов и др. Такая работа позволяет учащимся не только глубже понять материал, но и сформировать дополнительные умения пользоваться компьютерными программами.
В результате регулярного использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие изменения:
ü повысился уровень учебной мотивации;
ü повысилась производительность урока;
ü повысился уровень использования наглядности на уроке;
ü повысился уровень самостоятельности учащихся на уроке;
ü растет качество знаний.
Таким образом, применение информационных технологий повышает эффективность и качество обучения, усиливает адаптивность системы образования к особенностям развития обучающихся.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что применение информационных и проектных технологий дает возможность учащимся проявить себя и получить при этом хорошие результаты. Все это делает урок технологии интересным и повышает учебную мотивацию.
2.3.Результаты диагностики С целью выявления эффективности применяемых в процессе обучения приемов, методов и средств повышения уровня учебной мотивации в сентябре 2011 года было проведено комплексное исследование: диагностика структуры учебной мотивации (Приложение 1) и диагностика отношения учащихся к предмету «Технология» (Приложение 2). В исследовании приняли участие 41 человек из числа обучающиеся 5-8 классов.
Диагностика структуры учебной мотивации Структуру учебной мотивации определяет иерархия мотивов, в которой могут доминировать либо внутренние мотивы, обусловленные содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо внешние, связанные с потребностью ученика занять определенное место в системе общественных отношений: успешно окончить школу, заслужить положительную оценку одноклассников или учителя, получить какую-то награду и т.д.
Инструкция: ученикам было предложено прочитать 20 высказываний и отметить верность каждого соответствующими условными знаками.
Методика интерпретации результатов анкетирования:чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Опрошенные учащиеся набрали следующее количество баллов:
Баллы 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
преобладает внешняя мотивация преобладает внутренняя мотивация
Количество учащихся 1 2 3 5 8 8 3 3 1 2 3 2

Анализ результатов: в ходе диагностики было выявлено, что у более половины опрошенных учащихся (73%) преобладают внутренние мотивы учения (набрали 11 баллов и больше). Однако среди учеников 5-8 классов были выявлены ученики с доминирующей внешней мотивацией учения. С выявленными учащимися необходимо организовать коррекционную работу, направленную на повышение уровня учебной мотивации.

Диагностика отношения учащихся к предмету «Технология» Инструкция: ученикам было предложено разделить все учебные предметы на две категории (необходимые и интересные) и объяснить свой выбор одним из предложенных вариантов ответа.
Необходимым предмет «Технология» учащиеся считают потому что:
№п/п Варианты ответов Кол-во уч-ся, %
1. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни 22
2. Этот предмет учит разбираться в жизни 5
3. Этот предмет необходим в будущей профессии 2
4. Этот предмет считают значимым мои родители 2
5. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор 2
Итого 33%

Интересным предмет «Технология» учащиеся считают потому что:
№п/п Варианты ответов Кол-во уч-ся, %
1. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету 12
2. Интересно на уроках и дома выполнять упражнения, практические работы 9
3. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения 9
4. Интересно, так как предмет дается мне легко 9
5. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку 9
6. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников 7
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее 6
8. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов 6
Итого 67%
Анализ результатов:в ходе диагностики было выявлено, что 67% обучающихся считают предмет «Технология» интересным, а 33% опрошенных считают предмет необходимым. Таким образом, в ходе диагностики была выявлена группа учащихся, изучающая предмет по необходимости, хотя при этом они указывают существенные объяснения: предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни, предмет учит разбираться в жизни и т.д.

Полученная в ходе комплексного диагностического исследования, информация будет использована для индивидуальной коррекционной работы с учащимися, для поиска инновационных решений проблемы учебной мотивации.

2.4.Анализ и оценка результатов деятельности, выявление недостатков В процессе своей профессиональной деятельности я столкнулся с проблемой низкой мотивации учащихся к изучению технологии.
Для решения данной проблемы за прошедший межаттестационный период мною были изучены на теоретическом уровне и апробированы на практике проектные и информационные технологии. Применение данных технологий повлияло на интерес учащихся к предмету, а, следовательно, на повышение уровня учебной мотивации. Это подтверждается результатами комплексного диагностического исследования.
Мониторинг личностных достижений обучающихся также подтверждает повышение уровня учебной мотивации:
ежегодно достигают ГОС по технологии 100% обучающихся; выше ГОС – 75%;
наличие призеров предметной олимпиады по технологии;
активизировалась творческая активность учащихся не только на уроках, но и во внеурочное время;
результативное участие в выставках школьного и районного уровней.
Перечисленные результаты свидетельствуют, что применение проектных и информационных технологий позволило создать необходимые условия для повышения уровня учебной мотивации и творческой активности учащихся.
Однако, как показали результаты диагностического исследования, не все учащиеся 5-8 классов обладают достаточным уровнем мотивации к изучению технологии. Этот факт объясняется следующими причинами:
совместное обучение девочек и мальчиков, в процессе которого невозможно учитывать гендерные особенности и будущие социальные роли учащихся;
отсутствие специально оборудованного учебного кабинета, рассчитанного на обучение неделимых классов;
недостаточное материально-техническое обеспечение.

Таким образом, результаты моей профессиональной деятельности и мониторинг личностных достижений обучающихся доказывают, что применение проектных и информационных технологий влияет на повышение уровня учебной мотивации учащихся, активизацию творческой деятельности. Но в процессе анализа были выявлены недостатки, которые будут устранены в последующей профессиональной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В межаттестационный период показатели качества образованности учащихся и данные диагностики уровня учебной мотивации свидетельствовали о необходимости целенаправленной деятельности по повышению уровня учебной мотивации и творческой активности обучающихся при изучении технологии.
Проблема формирования и повышения уровня учебной мотивации не может быть решена на протяжении одного учебного года. Данной проблемой я занимался на протяжении трех лет.
В процессе работы над проблемой мною были изучены и проанализированы основные теоретические подходы к проблеме формирования учебной мотивации учащихся и опыт коллег по данной проблеме. Для выявления уровня учебной мотивации я подобрал диагностические процедурыи провел диагностику уровня учебной мотивации учащихся 5-8 классов, проанализировал полученные результаты. Для решения проблемы низкой мотивации мною были отобраны и апробированы педагогические приемы, методы и средства, направленные на повышение уровня учебной мотивации учащихся. В завершении работы над проблемой я проанализировал результаты собственной деятельности, выявил недостатки, спланировал коррекционную работу.
Считаю, что поставленные задачи реализованы на достаточном уровне.
Социальная значимость моего опыта заключается в достигнутых результатах:
на уровне учителя:
повышение уровня профессиональной компетентности;
анализ собственного педагогического опыта, результативности деятельности и выявление недостатков;
планирование перспектив собственной профессиональной деятельности.
на уровне ученика:
повышение уровня учебной мотивации к изучению технологии;
качественное освоение образовательного стандарта по технологии;
активизация творческой активности (результативное участие в предметной олимпиаде, внеклассной и внеурочной деятельности по предмету).
Практическая значимость заключается в возможности использования моего педагогического опыта учителями технологии других школ, решающими проблему низкой учебной мотивации учащихся.
В перспективе моя профессиональная деятельность будет направлена на индивидуальную коррекционную работу с учащимися, на поиск инновационных решений проблемы низкой учебной мотивации. Кроме этого приоритетным направлением моей деятельности будет создание кабинета технологии, отвечающего современным требованиям, и пополнение материально-технической базы в соответствии с ФГОС второго поколения.

В данной работе я сделал попытку проанализировать собственный педагогический опыт по проблеме формирования учебной мотивации учащихся при обучении технологии посредством применения проектных и информационных технологий. Но в заключении отмечу, что какие бы педагогические технологии не применял на уроке учитель, главное чтобы урок был интересен учащимся, ставил перед ними конкретные задачи, помогал находить решения, давал простор для творческой самореализации.

ЛИТЕРАТУРА 1. Гитман, Е. К. Проект в образовательной области «Технология» / Е.К. Гитман, М.Б. Гитман // Школьные технологии. — 2002. — № 6. — С. 136–137.
2. Горбунова, Н.В. Методика организации работы над проектом / Н.В. Горбунова, Л.В. Кочкина // Образование в современной школе. – 2000. — №4. — С. 21-26.
3. Карминский, В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе / В.Ю. Карминский // Завуч. – 2005. — №3. – с.4.
4. Корнетов, Г.Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы к интерпретации / Г.Б. Корнетов // Завуч. – 2005. — №1. — с.110.
5. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу; СПб. — Евразия, 1999.
6. Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования / Н.В. Матяш // Педагогика. – 2000. — №4. – С. 38-43.
7. Новгородова, Н.Е. Проектирование и самоанализ деятельности преподавателя / Н.Е. Новгородова // Методист. – 2006. — №7.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
9. Павлова, М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / Под ред. И.А. Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
10. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист. – 2004. — №1. — С.39-46.
11. Педагогические технологии: Определение. Характеристики. Обусловленность выбора. Классификация педагогических технологий. // Учительская газета, 1994, № 1-4.
12. Полякова, Н.В. Перспективные школьные технологии / Н.В. Полякова // Завуч. – 2005. — №5. – с.38.
13. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
14. Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. — №6. — С.96-111.
15. Скоробогатова, Г.Г. Внедрение образовательных технологий в школьную практику / Г.Г. Скоробогатова // Педагогические технологии, – 2004. -№3. – С.113.
16. Трояновский, И. Метод проектов / И. Трояновский // Вестник просвещения. — 1924. — №11. – С. 77-85.

Приложение 1 ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ Инструкция
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к предмету технология, проставив в таблице ответов напротив номера высказывания свой вариант ответа, используя для этого следующие обозначения:
верно
++
пожалуй, верно
+
пожалуй, неверно
-
неверно
--

Благодарим за участие в опросе! Высказывания: 1. Изучение предмета технология даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Предмет технология мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении предмета технология мне достаточно тех знаний, которые я получаю на уроках.
4. Учебные задания по предмету технология мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
5. Трудности, возникающие при изучении предмета технология, делают его для меня еще более увлекательным.
6. При изучении предмета технология кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по предмету технология можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по предмету технология, стараюсь разобраться и дойти до сути.
9. На занятиях по предмету технология у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. На уроках технологии активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
11. Материал, изучаемый по предмету технология, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по предмету технология, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.
14. Считаю, что все знания по предмету технология являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по предмету технология для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с предметом технология.
18. Предмет технология дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по предмету технология, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы предмет технология из расписания.
Таблица ответов
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Приложение 2 ИЗУЧЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Для этого раздели все учебные предметы на две части. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов. Iчасть IIчасть

Необходимые предметы № варианта ответа Интересные предметы № варианта ответа












































































I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
1. Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
2. Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
3. Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
4. Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
5. Этот предмет учит разбираться в жизни.
6. Этот предмет считают значимым мои родители.
7. Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
8. Этот предмет будет в итоговом тестировании (ГИА; ЕГЭ).
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”: 1. Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
2. Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
3. Интересно выяснять причины событий.
4. Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
5. Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
6. Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
7. Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
8. Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
9. Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов.
11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку.
12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Пожаловаться 26 мая 2013
Файлы
Творческий_отчет.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    7 июня 201317:01
    Сергей Колодин

    Уважаемый Михаил Николаевич!

    Хороший, вдумчивый анализ работы. Думаю, было бы неплохо также рассмотреть материал Т.Б. и О.С. Гребенюк "Основы педагогики индивидуальности", но это дело вкуса.

    С уважением, С.А. Колодин.

  • 9 ноября 201300:02
    Марина Веселова

    Согласна с предыдущим отзывом. Очень хорошая и полезная работа.

  • 9 ноября 201300:03
    Марина Веселова

    Согласна с предыдущим отзывом. Очень хорошая и полезная работа.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru