В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Ольга Алексеева Ольга Алексеева
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 5630
Краткое описание
Работа направлена на теоретическое описание и обоснование значимости взаимодействия педагогов и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Описание
Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Педагогам будет намного легче строить свой образовательный процесс и процесс взаимодействия с семьей, если их цели будут едины, а отношения доверительными. На современном этапе проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания решается на государственном уровне: Конституции Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52; Законов российской Федерации «Об образовании», ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и новыми федеральными государственными требованиями, одна из основных задач детского сада – это «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Согласно этому, ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — это создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, все остальные институты социализации призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее значение слова взаимодействие. Взаимодействие — взаимная связь действий, поступков, явлений, состояний, ситуаций [1], что еще раз подчеркивает роль каждого субъекта взаимодействия Проблемами взаимодействия педагогов с семьей занимались такие ученые, как Т.И. Бабаева, Т.А.Березина, Т.Н. Доронова, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова, Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина и др. Березина Т.А. и М.Н.Полякова М.Н. рассматривают взаимодействие с семьей как согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками взаимодействия значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера. Семья- как первый социальный институт развития ребенка не может быть ничем заменена; но это не умоляет значения детских образовательных учреждений. Взаимодействие всех образовательных сил обладает большим психолого- педагогическим потенциалом. Оно может быть реализовано через такие функции как: · Психофизиологическая · Психотерапевтическая · Реабилитационная · Эстетическая · Познавательная · Функция удовлетворения потребностей в компетентности · Функция самореализации · Функция общения [8] Во взаимодействии по вопросам адаптации детей раннего возраста все эти функции могут быть реализованы Каждый педагог, безусловно, прекрасно понимает ценность достижения доверительных партнерских отношений с родителями воспитанников в процессе взаимодействия… Наиболее благоприятным путем здесь остается установление диалога с семьей
Е.П. Арнаутова в своей книге “Педагог и семья” отмечает, что диалог педагога с родителями – это личностно равноправное общение, «это совместное приобретение опыта»Она рассматривает содержание общения с родителями воспитателей различных возрастных групп ДОУ, в том числе и в ясельной группе. Содержание общения с родителями детей, посещающих ясельную группу, заключается в следующем: Ø как подготовить малыша к посещению детского сада; Ø игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к условиям семейно-общественного воспитания; Ø организация здорового образа жизни ребенка в семье: все о личной гигиене, закаливании и домашнем питании; Ø что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье; Ø как смотреть, чтобы видеть, понимать и чувствовать ребенка по его телесным проявлениям; Ø о запугивании в семье, приводящем к психической травме; Ø про вредные и полезные привычки малыша (сосать палец, соску, грызть ногти и пр.); Ø как можно избаловать ребенка; Ø как реагировать на детские истерики; составляющие эмоционального самочувствия ребенка в семье [2] Однако основное содержание общения с родителями на первых этапах пребывания малыша в условиях ДОУ заключается именно в облегчении для него адаптационного периода. С этой целью используются различные формы взаимодействие, такие как: индивидуальные и групповые беседы: и в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность; консультации:обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; семинары-практикумы: целесообразно приглашать на семинары-практикумы родителей, особенно молодых, нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу детям раннего возраста, рассматривать иллюстрации, и др.; семейные клубы: семейный клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. дискуссии : активная форма взаимодействия. Необходимо дать возможность высказаться всем участникам, предоставить слово специалистам, аргументировать правильную точку зрения . Круглые столы По- мимо традиционных форм взаимодействия есть и нетрадиционные. Т.В. Кротова предлагает следующие его формы: · Информационно- аналитические (социологические срезы, опросники, «Почтовый ящик») выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. В период адаптации этот метод может быть широко использован · Досуговые (совместные досуги, праздники, игры, выставки). Главной задачей является установление психологического контакта между детьми, родителями, педагогами, что является необходимым условием в период адаптации. · Познавательные (педагогическая библиотека родителей, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием и др.) Главной задачей является ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей; формирование у родителей практических навыков воспитания детей. · Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные, информационно- просветительские (информационные проспекты для родителей, организация открытых дверей, просмотров занятий и др.) Главные задачи- ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения; формирование у родителей знаний о воспитании детей [3] Также к этому можно добавить устные журналы: эта форма может проводиться регулярно с заданным рубриками. Рубрики заполняются педагогическим содержанием по теме. Советы могут дать психолог, физиолог, врач другие специалисты. Также в эпоху расцвета глобальной сети будет адекватно применение групповых сайтов, страничек в социальных сетях, целью которых является Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе в группе, для создания единой информационной среды в работе с родителями. Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Чтобы отношения диалога между родителями и педагогами возникали и становились более гармоничными, психологи определили следующие необходимые условия: • безоценочное позитивное принятие другого человека, • активное эмпатическое слушание, выражение своего понимания другого человека вербальными и невербальными способами, • искреннее выражение своих подлинных чувств в общении.[4] Однако не всегда педагоги следуют данным условиям, часто возникают проблемы связанные с тем, что: · Педагоги не могут поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержания и методы · Содержание работы с родителями недостаточно дифференцировано · При выборе методов сотрудничества не учитываются условия семьи · Чаще используются коллективные формы работы с семьей [10] Поэтому стоит предположить, что взаимодействие педагогов и родителей будет эффективным при поэтапной педагогической технологии. Работа с родителями (по Т.Н.Дороновой) состоит из 3-х блоков: — информационно-аналитический (сбор и анализ данных о семье); — практический (содержится информация, направленная на решение конкретных задач); — контрольно-оценочный (анализ эффективности проводимых мероприятий). Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, Данг Лан Фыонг в своих исследованиях отмечают, что рост педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей будет определять последовательность прохождения этапов взаимодействия. Говоря о вопросе прохождения адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению можно выделить следующие этапы взаимодействия:Первый этап – создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду. Второй этап – выработку общей стратегии сотрудничества для успешного прохождения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Третий этап – реализацию единого, согласованного, индивидуального подхода к ребенку с целью успешного прохождения процесса адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Также считаю нужным включение четвертый- оценочный этап, на котором мы сможем провести анализ проделанной работы и наметим пути дальнейшего взаимодействия для достижения поставленной цели. На каждом этапе взаимодействия педагогов с семьей очень важно дать родителям информацию о том, что все специалисты детского сада готовы к общению с ними. В различных печатных изданиях, в том числе и у В.М.Ивановой в работе “Взаимосвязь детского сада и семьи” подчеркивается важность создания в детском саду условий для конфиденциального общения родителей с педагогами, психологом, старшим воспитателем.
Педагогу необходимо владеть приемами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОУ (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношением друг к другу, умение понять и принять позиции различных сторон), умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями. Одним словом педагоги должны быть компетентными в вопросах воспитания, развития детей, взаимодействия с семьей и др. Только педагог, компетентный в тех или иных вопросах сможет дать нужные советы. Это и касается в вопросах адаптации детей в образовательном учреждении. Взаимодействие педагогов и родителей в организации адаптационного периода понимается как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи – помощи ребенку в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающими. Литература 1. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4 томах. Том 1. А-З, Изд. АСТ, Астрель, 1158 С 2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002 3. Зверева, Кротова Общение педагога с родителями в ДОУ Методический аспект. 4. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М., 1996. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. 6. Иванова В.М. Взаимосвязь детского сада и семьи / Под ред. Кравцова Г.Г., Стрелковой Л.П. М., 1989. 7. Баярмагнай М. Взаимодействие детского сада и семьи в адаптации ребенка-мигранта // Вопросы методики преподавания иностранного языка (Монголия). 2008. № 19. С. 56-59 (0,5 п.л.). 8. Шнайдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. Изд.3-е- Мю: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.- 736 с. 9. Дошкольная педагогика №2 (59)/февраль/2010 Издательство «Детство- Пресс» Воспитатели и родители: Из опыта работы Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова- М.: Просвещение 1985-96 с.
Пожаловаться 20 мая 2013
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru