В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Ольга Алексеева
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 8681
Краткое описание
Работа направлена на теоретическое описание и обоснование значимости взаимодействия педагогов и семьи для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Описание
Взаимодействие педагогов и семьи как условие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Одним из необходимых условий успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада. Педагогам будет намного легче строить свой образовательный процесс и процесс взаимодействия с семьей, если их цели будут едины, а отношения доверительными. На современном этапе проблема взаимодействия общественного и семейного воспитания решается на государственном уровне: Конституции Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52; Законов российской Федерации «Об образовании», ФГТ к структуре основных общеобразовательных программ В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и новыми федеральными государственными требованиями, одна из основных задач детского сада – это «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Согласно этому, ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — это создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. В основе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, все остальные институты социализации призваны помочь, поддержать, направить их воспитательную деятельность. В толковом словаре В.И. Даля дано следующее значение слова взаимодействие. Взаимодействие — взаимная связь действий, поступков, явлений, состояний, ситуаций [1], что еще раз подчеркивает роль каждого субъекта взаимодействия Проблемами взаимодействия педагогов с семьей занимались такие ученые, как Т.И. Бабаева, Т.А.Березина, Т.Н. Доронова, М.В. Крулехт, М.Н. Полякова, Е.П. Арнаутова, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Данилина и др. Березина Т.А. и М.Н.Полякова М.Н. рассматривают взаимодействие с семьей как согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками взаимодействия значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера. Семья- как первый социальный институт развития ребенка не может быть ничем заменена; но это не умоляет значения детских образовательных учреждений. Взаимодействие всех образовательных сил обладает большим психолого- педагогическим потенциалом. Оно может быть реализовано через такие функции как: · Психофизиологическая · Психотерапевтическая · Реабилитационная · Эстетическая · Познавательная · Функция удовлетворения потребностей в компетентности · Функция самореализации · Функция общения [8] Во взаимодействии по вопросам адаптации детей раннего возраста все эти функции могут быть реализованы Каждый педагог, безусловно, прекрасно понимает ценность достижения доверительных партнерских отношений с родителями воспитанников в процессе взаимодействия… Наиболее благоприятным путем здесь остается установление диалога с семьей
Е.П. Арнаутова в своей книге “Педагог и семья” отмечает, что диалог педагога с родителями – это личностно равноправное общение, «это совместное приобретение опыта»Она рассматривает содержание общения с родителями воспитателей различных возрастных групп ДОУ, в том числе и в ясельной группе. Содержание общения с родителями детей, посещающих ясельную группу, заключается в следующем: Ø как подготовить малыша к посещению детского сада; Ø игры дома, улучшающие адаптацию ребенка к условиям семейно-общественного воспитания; Ø организация здорового образа жизни ребенка в семье: все о личной гигиене, закаливании и домашнем питании; Ø что обеспечивает малышу ощущение безопасности и эмоционального уюта в семье; Ø как смотреть, чтобы видеть, понимать и чувствовать ребенка по его телесным проявлениям; Ø о запугивании в семье, приводящем к психической травме; Ø про вредные и полезные привычки малыша (сосать палец, соску, грызть ногти и пр.); Ø как можно избаловать ребенка; Ø как реагировать на детские истерики; составляющие эмоционального самочувствия ребенка в семье [2] Однако основное содержание общения с родителями на первых этапах пребывания малыша в условиях ДОУ заключается именно в облегчении для него адаптационного периода. С этой целью используются различные формы взаимодействие, такие как: индивидуальные и групповые беседы: и в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность; консультации:обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; семинары-практикумы: целесообразно приглашать на семинары-практикумы родителей, особенно молодых, нуждающихся в приобретении практических навыков воспитания детей. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу детям раннего возраста, рассматривать иллюстрации, и др.; семейные клубы: семейный клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы — динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, — все зависит от тематики встречи и замысла устроителей. дискуссии : активная форма взаимодействия. Необходимо дать возможность высказаться всем участникам, предоставить слово специалистам, аргументировать правильную точку зрения . Круглые столы По- мимо традиционных форм взаимодействия есть и нетрадиционные. Т.В. Кротова предлагает следующие его формы: · Информационно- аналитические (социологические срезы, опросники, «Почтовый ящик») выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. В период адаптации этот метод может быть широко использован · Досуговые (совместные досуги, праздники, игры, выставки). Главной задачей является установление психологического контакта между детьми, родителями, педагогами, что является необходимым условием в период адаптации. · Познавательные (педагогическая библиотека родителей, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием и др.) Главной задачей является ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей; формирование у родителей практических навыков воспитания детей. · Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные, информационно- просветительские (информационные проспекты для родителей, организация открытых дверей, просмотров занятий и др.) Главные задачи- ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения; формирование у родителей знаний о воспитании детей [3] Также к этому можно добавить устные журналы: эта форма может проводиться регулярно с заданным рубриками. Рубрики заполняются педагогическим содержанием по теме. Советы могут дать психолог, физиолог, врач другие специалисты. Также в эпоху расцвета глобальной сети будет адекватно применение групповых сайтов, страничек в социальных сетях, целью которых является Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе в группе, для создания единой информационной среды в работе с родителями. Педагогу, организуя взаимодействие, необходимо помнить, что родители — взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. Чтобы отношения диалога между родителями и педагогами возникали и становились более гармоничными, психологи определили следующие необходимые условия: • безоценочное позитивное принятие другого человека, • активное эмпатическое слушание, выражение своего понимания другого человека вербальными и невербальными способами, • искреннее выражение своих подлинных чувств в общении.[4] Однако не всегда педагоги следуют данным условиям, часто возникают проблемы связанные с тем, что: · Педагоги не могут поставить конкретные задачи и выбрать соответствующие им содержания и методы · Содержание работы с родителями недостаточно дифференцировано · При выборе методов сотрудничества не учитываются условия семьи · Чаще используются коллективные формы работы с семьей [10] Поэтому стоит предположить, что взаимодействие педагогов и родителей будет эффективным при поэтапной педагогической технологии. Работа с родителями (по Т.Н.Дороновой) состоит из 3-х блоков: — информационно-аналитический (сбор и анализ данных о семье); — практический (содержится информация, направленная на решение конкретных задач); — контрольно-оценочный (анализ эффективности проводимых мероприятий). Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, Данг Лан Фыонг в своих исследованиях отмечают, что рост педагогической компетентности педагогов и педагогической культуры родителей будет определять последовательность прохождения этапов взаимодействия. Говоря о вопросе прохождения адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению можно выделить следующие этапы взаимодействия:Первый этап – создание общей установки на совместное решение задачи социальной адаптации ребенка к детскому саду. Второй этап – выработку общей стратегии сотрудничества для успешного прохождения процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Третий этап – реализацию единого, согласованного, индивидуального подхода к ребенку с целью успешного прохождения процесса адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Также считаю нужным включение четвертый- оценочный этап, на котором мы сможем провести анализ проделанной работы и наметим пути дальнейшего взаимодействия для достижения поставленной цели. На каждом этапе взаимодействия педагогов с семьей очень важно дать родителям информацию о том, что все специалисты детского сада готовы к общению с ними. В различных печатных изданиях, в том числе и у В.М.Ивановой в работе “Взаимосвязь детского сада и семьи” подчеркивается важность создания в детском саду условий для конфиденциального общения родителей с педагогами, психологом, старшим воспитателем.
Педагогу необходимо владеть приемами создания благоприятной психологической атмосферы для продуктивного взаимодействия, обеспечения комфортного пребывания в ДОУ (музыкальный фон, организация предметного пространства, взаимное уважение участников процесса взаимодействия, доброжелательное отношением друг к другу, умение понять и принять позиции различных сторон), умение найти нужные способы мотивирования их для совместной деятельности, владение педагогами приемами и навыками продуктивного взаимодействия с родителями. Одним словом педагоги должны быть компетентными в вопросах воспитания, развития детей, взаимодействия с семьей и др. Только педагог, компетентный в тех или иных вопросах сможет дать нужные советы. Это и касается в вопросах адаптации детей в образовательном учреждении. Взаимодействие педагогов и родителей в организации адаптационного периода понимается как совместная, взаимодополняющая деятельность, в которой каждый из субъектов взаимодействия в полной мере использует потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи – помощи ребенку в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающими. Литература 1. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание. В 4 томах. Том 1. А-З, Изд. АСТ, Астрель, 1158 С 2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002 3. Зверева, Кротова Общение педагога с родителями в ДОУ Методический аспект. 4. Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М., 1996. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 1997. 6. Иванова В.М. Взаимосвязь детского сада и семьи / Под ред. Кравцова Г.Г., Стрелковой Л.П. М., 1989. 7. Баярмагнай М. Взаимодействие детского сада и семьи в адаптации ребенка-мигранта // Вопросы методики преподавания иностранного языка (Монголия). 2008. № 19. С. 56-59 (0,5 п.л.). 8. Шнайдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. Изд.3-е- Мю: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.- 736 с. 9. Дошкольная педагогика №2 (59)/февраль/2010 Издательство «Детство- Пресс» Воспитатели и родители: Из опыта работы Сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова- М.: Просвещение 1985-96 с.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос