В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Живое слово»

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе «Живое слово»

Ольга Дымова
Тип материала: Программа
просмотров: 6920
Краткое описание
Данная программа содержит материал курса «Живое слово», предназначенного для учащихся    9 класса. В центре внимания факультативных занятий – помощь в овладении языком, совершенствование речевых умений. Помимо этого курс направлен на развитие лингвистических интересов и склонностей каждого участника, его познавательных способностей, творческих возможностей. Это очень важно для школьника вне зависимости от его профессиональной судьбы.
Описание

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Программа элективного курса.docx Скачать












"ЖИВОЕ СЛОВО"



Программа элективного курса по русскому языку


9 класс




Автор:

Дьячкова О. Н.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Новогирменская СОШ №3»

Иркутской области





Пояснительная записка.

Данная программа содержит материал курса «Живое слово», предназначенного для учащихся 9 класса. В центре внимания факультативных занятий – помощь в овладении языком, совершенствование речевых умений. Помимо этого курс направлен на развитие лингвистических интересов и склонностей каждого участника, его познавательных способностей, творческих возможностей. Это очень важно для школьника вне зависимости от его профессиональной судьбы. В итоге данных занятий подросток должен понять, что изучение родного языка не сводится только к овладению орфографическими и пунктуационными правилами, которые, как показывает опыт их жизни, с большим трудом поддаются усвоению, осознать особую роль родного языка в повседневной жизни каждого человека, научиться критически относиться к своей собственной речи, видеть в ней изъяны.

Поэтому данный курс должен стать своеобразной лабораторией, где девятиклассник мог бы поработать со Словом: будут предложены новые пока для них задания – эссе, исследовательская статья, реферат.

В работе над словом будет уделено внимание формированию у школьников правильного словоупотребления, что имеет первостепенное значение в процессе языкового общения, будет оказываться помощь в дальнейшем осваивании навыков работы со словарями, справочной литературой.

Курс составлен на материале книги Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово» М.: «Просвещение», 1982


Особенности курса.

1. На каком содержательном материале, через какие формы работы возможно реализовать задачи предпрофильной подготовки?

В разработке курса «Живое слово» упор делался на материале книги Э. А. Вартаньяна «Путешествие в слово». Программа предполагает различные виды деятельности учащихся: написание статей, подготовку сообщений, создание рукописного журнала, работу с текстами классиков литературы, работу со словарными статьями, участие в олимпиадах, составление и решение кроссвордов, тестирование. Формы занятий: лекции, занятия комбинированного характера (лекция и практическое занятие с лексическими понятиями,

решение лингвистических задач), практические занятия. Изучение тем сопровождается проверочной работой и творческой работой – в итоге курса.

2. Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса?

Содержание данного курса будет отличаться от базового тем, что в разделе «Лексика» уделено больше внимания происхождению слова – этимологии, а в базовом эта тема представлена «вскользь», хотя к происхождению слова приходится обращаться постоянно при изучении литературы классической и родного края.


3. Каким образом выстроена логика подачи материала?

Первые занятия курса посвящены теме образования слов для попутного повторения орфографии, связанной с морфемикой, и теме происхождения слов и процессу номинации, чтобы создать у детей осознанное представление о появлении и употреблении слова. Далее идёт работа по теме «Лексика», где предполагается расширить знания о лексическом богатстве языка. Наконец, тема «Человек и Слово» позволит убедиться учащимся в том, что мышление и речь тесно взаимосвязаны, подумать о месте Слова в.жизни человека сегодня и в будущем. Такая логика подачи материала позволит проследить жизнь слов в нашей речи.

4. Как сгруппирован материал по разделам и темам?

Материал сгруппирован по трём разделам: «Словообразование» («Мастерская слова», «Что такое номинация»»), «Лексика» ( «Как устроен наш язык», «Что изучает этимология», «Слово – «драгоценность нашего языка» (Н.В.Гоголь),«Эстетическое воздействие Слова», «Что за человек – говорящий») и «Человек и Слово»( «Заглянем в будущее», «Познавая Слово, познаёте себя»(Л. Новиков), заключительное занятие-конференция)

5. Время для изучения материала с учётом повторения, контроля?

Для изучения материала отводится 12 часов.

Из них на повторение - 2 часа, для проведения контрольной работы - 1час, на итоговую конференцию – 2 часа.

6. Какие учебные и вспомогательные материалы обеспечен данный курс?

Для данного курса использован учебник «Русский язык» для 9 класса С. Г. Бархударова, книга для учащихся старших классов «Путешествие в слово» Э. А. Вартаньяна, «Искусство слова» Л. А. Новикова, «как возникают слова» Е. И. Голанова, Тексты литературных произведений, изучаемых в 9 классе, тест для диагностики, олимпиадная работа.

7. Виды деятельности учащихся.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная и групповая работа по созданию рукописного журнала, поисково-исследовательская деятельность по темам: «Как возникло название», «Язык есть исповедь народа»,

Решение проблемных задач, создание и решение занимательных лингвистических задач и кроссвордов, участие в олимпиаде, выполнение тестов.

8. Виды работ для подтверждения успешности обучения.

Виды работ: анализ слова, работа со словарными статьями, частичный анализ текста, рефераты, статьи для рукописного журнала «Живое слово».

9. В чём ученик может проявить инициативу, самостоятельность.

Ученик может предложить собственную рубрику для журнала, выбрать вид выступления-защиты статьи в журнале, самостоятельно выбрать тему реферата и исследовать речь свою и окружающих, составлять кроссворды.

10. Критерии успешности прохождения программы.

Минимальные требования к зачёту по курсу – создание письменной работы: эссе или статьи-микроисследования (объём работы – 2-3 тетрадные страницы и критерии оценки : самостоятельность, оригинальность суждений, грамотность и степень владения письменным литературным стилем) и реферат. Итоговая оценка учитывает активность участия ученика на занятиях, глубину и степень подготовленных выступлений.

11. Как будет фиксироваться динамика интереса?

Динамика интереса будет отслеживаться через активность на практических занятиях, при выборе вида итоговой работы, при составлении журнала, при правильном выполнении проверочных тестов.

12. Форма отчётности.

Итоговая работа учащегося ( на выбор): выступление с рефератом на конференции, олимпиадная работа, защита эссе (или статьи- микроисследования) в журнале «Живое слово».

Цели курса.


В процессе обучения учащиеся должны:

иметь представление о 1) происхождении, образовании слов и богатстве их значений,

2) глубоком содержании слов,

3) речевой культуре говорящего,

4) разнообразии словарей,

знать 5) способы образования слов,

6) лексические группы слов (синонимы, антонимы и др.),

7) о сочетаемости слова с другими словами в предложении (тексте),

8) лексические нормы, обусловленные историческими изменениями

в жизни носителей языка,

уметь 9) правильно употреблять в речи слова в свойственных им значе –

ниях,

10) находить и пользоваться словарными статьями,

11) производить лексический анализ слов,

12) использовать многозначность, богатство слов, делая речь яркой,

образной,

13) быть внимательными к собственной и чужой речи, исправлять

ошибки,

14) производить словообразовательный анализ,

владеть 15) грамотным письменным и устным изложением мысли,

16) беглым и осмысленным чтением,

17) умением отстаивать свою точку зрения и быть достойным собе-

седником.

Знания, полученные в ходе курса, могут помочь учащемуся при выборе специальности гуманитарного направления, связанной с педагогической деятельностью, журналистикой и т. д.


Содержание курса и учебная деятельность.


Цели

Тема

Часы

Деятельность учащихся


№№1,4,

5,9,15


I.Словообразование

1.Мастерская слова или как делаются слова.

2. Что такое номинация?

2




Выбор вида отчетной работы, создание таблицы «Источники пополнения языка», участие в беседе, словообразовательный разбор, составление слов, работа с упражнениями.



№№2,7,


№№1,2,3

№№2,12,

11

№№6,9,1,

15,16,17



№№13,15,

16,17

II.Лексика

1.Как устроен наш язык.


2.Что изучает этимология

3.Слово – «драгоценность нашего языка».

4.Эстетическое воздействие слова.



5.Что за человек – говорящий?

5

Создание схемы и парадигматиче- ского ряда, работа с текстами худо- жественных произведений, творческая работа по предложенной теме, составление и решение кроссворда, межпредметный словарь, контрольная работа по фразеологии, психологический эксперимент. Составление шарад, эссе «Слово - только оболочка», исследовательская статья «Заговори, чтобы я тебя увидел», решение тестов.



№№10,17

№№4,10,

14

III.Живое слово

1.Заглянем в будущее

2.Познавая слово, познаете себя.

3.Контрольная работа

4-5.Итоговая конференция

3




2

Рефераты «Человек, слово и ЭВМ», «Мудрость народов – слово», «Слово в нашей жизни» и другие


Ожидаемые результаты

По окончании курса учащиеся должны:

1) ориентироваться в этимологии слов, их образовании и лексическом богатстве,

2) разбираться в содержании и сочетаемости слов,

3) уметь пользоваться словарями, справочной литературой и другими источниками,

4) придерживаться лексических норм в речи,

5) правильно и точно подбирать слова в письменной и в устной речи,

6) бегло и осмысленно читать тексты художественной литературы,

7) анализировать слово и текст,

8) вести беседу, участвовать в дискуссиях и уверенно выбирать профиль по специаль-

ности, связанной с гуманитарным направлением.


Учебно-методическое обеспечение

Поурочное планирование.

Тема 1. Словообразование.

1. Мастерская слова. Понятия, виды. Способы обогащения лексики – аффиксация, опрощение, переразложение, усложнение, топонимы, антропонимы, заимствования, устаревшие слова и неологизмы.

2. Что такое номинация. Функция слова – назвать, сообщить. Ошибки в словоупотреблении.


Тема 2. Лексика.

1. Как устроен наш язык. Слово – знак и значение. Система языка. Парадигма. Слово и текст.

2. Что такое этимология. Этимология – наука о происхождении слов.

3. Слово – «драгоценность нашего языка». Богатство лексики. Сленг, табу и эвфемизмы.

4. Эстетическое воздействие слова. Эстетическая информация слова (сообщение + воздействие). Эмоциональная окраска слов и их свойства (звуковая организация, необычное словообразование, особый порядок в предложении).

5. Что за человек – говорящий. Взаимная связь языка и мышления. Речь даёт характеристику человеку, его образованию и воспитанию. Умолчания.


Тема 3. Живое слово.

1. Заглянем в будущее. Попытки создания всеобщего языка. Эсперанто. Человек и ЭВМ.

2. Познавая слово, познаёте себя.

3. Контрольная работа.

4-5. Итоговая конференция.



Основные понятия курса.


Раздел «Словообразование»: аффиксация, опрощение, переразложение, усложнение, топонимы, антропонимы.

Раздел «Лексика»: сленг, табу и эвфемизмы, система языка

Раздел «Живое слово»: воляпюк, эсперанто.



Список литературы для учащихся


1. Г.С. Бархударов «Русский язык. 9 класс» М.: «Просвещение», 2002

2. Л.А. Новиков «Искусство слова» М.: «Педагогика», 1991

3. С.И. Голанова «Как возникают названия» М.: «Просвещение», 1990

4. Н.П. Матвеева «Свидетели истории народа» М.: «Просвещение», 1993



Список литературы для учителя


1. Э.А. Вартаньян «Путешествие в слово» М.: «Просвещение», 1982

2. Ю.В. Откупщиков «К истокам слова» М.: «Просвещение», 1986

3. И.Г. Милославский «Зачем нужна грамматика» М.: «Просвещение», 1988

4. А.Е. Аникин «Из истории русских слов» М.: «Школа-Пресс», 1993

5. В.Г. Костомаров «Жизнь языка» М.: «Педагогика», 1983

6. Л.В. Сахарный «Как устроен наш язык» М.: «Просвещение», 1997



Темы рефератов

1. Фразеологизмы русского языка.

2. Почему мы не смешиваем в речи разные значения многозначных слов.

3. Судьба иноязычных слов в русском языке.

4. Как рождаются слова.

5. Человек – слово – ЭВМ.

6. Мудрость народов – слово.

7. Слово в нашей жизни.

8. Слова и вещи.

9. Диалекты и этимология.


Примерная схема построения реферата


I. Вводная часть. Обоснуй выбор темы:

1) актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем;

2) характеристика имеющихся на эту тему работ;

3) почему возник интерес к этому вопросу.

II. Основная часть: 1) выделение конкретного вопроса, суть проблемы или изложение

объективных сведений по теме;

2) обзор источников;

3) выдвижение гипотезы: свои версии, гипотезы, оценки;

4) обоснование использования избранной теории;

5) предварительное формулирование выводов.

III. Заключение: 1) кратко изложить исследованное;

2) формулировка выводов;

3) результат и значимость работы;

4) список использованной литературы.










Приложение 1

Структура курса.

Словообразование

№№1,2,5,9,10,15


модуль 1 модуль 2 модуль 3

Человек и Слово

№№1,3,4,7,9,10,13,14,15,16,17


Лексика

№№1,2,3,4,6,8,11,12,15,16,17





блок 1 блок 2 блок 3 блок 5 блок 6

Мастерская слова




Как устроен наш язык


Слово – «драгоценность нашего языка»


Заглянем в будущее


Познавая слово, познаёте себя




Что такое

номинация


Что изучает

этимология


Эстетическое воздействие слова


конференция




блок 4

Что за человек - говорящий







Рецензия элективного курса.doc Скачать
Структура элективного курса 1.docx Скачать
Программа элективного курса с рецензией.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос