В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

"О подвиге твоём, Ленинград!" Урок мужества. 5-7 кл.

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа № 8»


413800 Г. Балаково Саратовской области ул. Шевченко, 90 тел. 62-12-57













Урок мужества

к 70 - летию прорыва блокады




Подготовила и провела:

Попова Валентина Николаевна,

библиотекарь



2013 г.





Цель:

*Формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, за подвиги своих соотечественников. Содействие росту творческих способностей и гармоничному становлению личности.

 Задачи:

* Ознакомление учащихся с памятными датами в истории нашей Родины;

* воспитание уважения к людям старшего поколения;

* расширение области знаний учащихся о периоде Великой Отечественной войны с июля 1941 г. по февраль 1944 г.;

* формирование высоких морально-нравственных качеств личности, создание условий для дальнейшего развития молодого поколения.

Формы и методы реализации:

Проведение Урока мужества построено в форме тематического вечера. Метод реализации – пояснительно - иллюстративный с использованием рассказа о блокаде Ленинграда, его славных защитниках, о всех тех, кто пережил и не пережил все тяготы блокады, музыкально-поэтической композиции, просмотра отрывков их фильмов о блокаде, а также воспоминаний участников Великой Отечественной войны. Урок имеет музыкальное оформление.

Возрастные группы обучающихся:

Урок мужества предназначен для учащихся среднего возраста.

Участники Урока мужества – ведущие и чтецы, учащиеся 5-7 классов, приглашённые ветераны Великой Отечественной войны, педагоги.

Место проведения: Библиотека.

Актуальность данной работы заключается в её правдивости, действительном отображении фактов. Использование такой формы работы, как проведение Урока мужества, будет способствовать гражданскому воспитанию подрастающего поколения.

Ожидаемые результаты:

Формирование у учащихся интереса к историческому прошлому своей страны на примере знакомства с событиями прорыва блокады Ленинграда;

Формирование у учащихся активной жизненной позиции;

Возрождение уважения к патриотическим традициям, позволяющим воспитывать достойных граждан страны;

Совершенствование системы патриотического воспитания в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №8» г. Балаково.

Оборудование: Мультимедийный проектор (демонстрация слайдов и отрывков фильмов о Великой Отечественной войне); экран; музыкальный центр; метроном;


Ход мероприятия:


1-й чтец:

Красивое слово «блокада»,

Наверно, слетело с плаката?

А может быть, в мире есть остров «Блокада»?

А может быть, это названье фрегата?

А может, тайфун с катастрофой кровавой?

А может быть, имя девчонки кудрявой?


1-й ведущий (библиотекарь):

У каждого времени есть свои горячие слова. Но время проходит, и слова отступают в тень, забываются. Уступают место новым, более важным для нового времени.

Но слово «блокада» во все времена живёт в нас. Оно не ослабевает, напротив, набирает сил, становится страшнее. От него веет смертью многих людей. Можно было бы забыть его – не забывается, кровоточит.

А для сегодняшних молодых людей «блокада» - слово из языка, который они не проходили. Или так проходили, что прошли мимо. Не запомнили.

Но сегодня на нашем уроке мужества мы с вами будем говорить о блокаде Ленинграда, его славных защитниках, героических ленинградцах, о детях блокады.


(показывается отрывок из фильма «Ленинград»)


2-й ведущий (ученик):

Фашистская Германия напала на нашу страну внезапно, вероломно разорвав договор о ненападении. Фашизм пустил на нас всю хорошо рассчитанную машину войны, продумав в своих коварных планах всё до мелочей, всё вплоть до пригласительных билетов на банкеты победителей в Москве и Ленинграде.

Как ему хотелось захватить Ленинград – колыбель пролетарской революции.

Он бросил на Ленинград отборные части, вооружённые отборной военной техникой. Он рассчитывал взять его с ходу.

Не вышло!

Не удалось взять Ленинград с ходу – надо брать измором, уничтожать!

Стереть с земли!

Девятьсот дней вражеской блокады!

Девятьсот дней изуверской осмысленной озлобленности фашизма.

Оправдывать преступления фашизма может только фашизм, в какую бы личину он не рядился.


1-й ведущий:

Замкнув кольцо блокады, фашисты методично уничтожали город.

Бомбёжки. Обстрелы. Голод. Мороз.

Метроном, как пророк тревоги, работал круглосуточно.

Ленинград был виден фашистам с Вороньей горы, как на ладони, невооружённым глазом.

Любой снаряд, выпущенный по Ленинграду, любая бомба, сброшенная на Ленинград, не могли попасть мимо цели.

Фашисты рассчитывали выжечь Ленинград, выморить голодом, выморозить.

Всё было учтено с их точки зрения. Но они просчитались, как впрочем просчитывались, в конечном итоге, все завоеватели.

Народ, познавший свободу, непобедим!

Грудью встали ленинградцы на защиту своего любимого города.

Вся страна пришла на помощь Ленинграду.

«Умрём, но город не сдадим!» Эти слова стали смыслом жизни.

Архитектор Никольский, в промозглом подвале «Зимнего», в самом страшном месяце блокады – январе 1942 года, скрюченными закоченевшими пальцами, рисовал проекты триумфальных арок, под которыми должны были бы, по его мнению, проходить наши войска, возвращаясь из Берлина с победой.

И ведь эти арки были построены! И в 1945 году советские воины проходили под ними в ликующий Ленинград.

Ученик:

Этой верой жил Ленинград.

Этим жили бойцы переднего края.

Этим жили шофёры «Дороги жизни» через Ладогу.

Этим жили лётчики и артиллеристы.

Этим жили бесстрашные моряки Балтики.

Этим жили рабочие заводов.

Этим жили дети.


«Умрём, но не сдадим!» Этими словами клялись на всех языках народов, населяющих Советский Союз, защитники Ленинграда!

2-й чтец:

«Мне скажут – Армия…»

Ольги Бергольц

Мне скажут – Армия… Я помню день – зимой,

Январский день сорок второго года.

Моя подруга шла с детьми домой,-

Они несли с реки в бутылках воду.

Их путь был страшен, хоть и недалёк.

И подошёл к ним человек в шинели,

Взглянул – и вынул хлебный свой паёк,

Трёхсотграммовый, весь обледенелый.

И разломил, и детям дал чужим,

И постоял, пока они поели.

И мать рукою серою, как дым,

Дотронулась, не посветлев в лице…

Не ведал мир движенья благодарней!

Мы знали всё о жизни наших армий,

Стоявших с нами в городе, кольце.

…Они расстались. Мать пошла направо,

Боец вперёд – по снегу и по льду.

Он шёл на фронт, за Нарвскую заставу,

От голода качаясь на ходу.

Он шёл на фронт, мучительно палим

Стыдом отца, мужчины и солдата:

Огромный город умирал за ним

В седых лучах январского заката.

Он шёл на фронт, одолевая бред,

Всё время помня – нет не помня, зная,

Что женщина глядит ему вослед,

Благодаря его, не укоряя.

Он снег глотал, он чувствовал с досадой,

Что слишком тяжелеет автомат,

Добрёл до фронта и пополз в засаду

На истребленье вражеских солдат…

…Теперь ты понимаешь – почему

Нет Армии на всей земле любимей

Нет преданней её народу своему,

Великодушней и непобедимей!

1-й ведущий:

Героизм ленинградцев проявился в блокаде особенно в том, что люди в нечеловеческих условиях, в смертельной опасности, с готовностью, всегда добровольно, лишь бы позволили силы, шли на самые трудные работы. Молча, на слова не было сил, люди рыли траншеи, очищали город от снега, убирали трупы. Молча стояли в очередях, молча ждали возможности опустить ведро в прорубь. Молча и решительно, молча и вдохновенно жители Ленинграда просто не думали о том, что совершают подвиг. Это было так же естественно, как дышать, так же естественно, но не всегда выполнимо, как есть. Поэтесса Ольга Берггольц писала: «Дыша одним дыханием с Ленинградом, я не геройствовала, а жила».


3-й чтец:

«Блокада»

Блокада! Блокада! Блокада!

Погасли огни Ленинграда.

В снегу от разрывов воронки

Чернеют, как стаи вороньи.

Блокада. Блокада. Блокада.

У Нарвских ворот баррикада.

На фронт уходящие танки.

И с гробиком детские санки.

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.

Уроки с тетрадками, с мелом,

Уроки под страшным обстрелом.

Уроки, как вызов блокаде.

И выстрел… и кровь на тетради.

2-й ведущий:

В блокадном Ленинграде оставалось 2 миллиона 544 тысячи жителей, в том числе 400 тысяч детей.

«Ленинградские дети», когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Это звучало как пароль – «ленинградские дети». И навстречу бросался каждый в любом уголке нашей земли, когда детей эвакуировали из блокадного города.

Дети – старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, голодные.


Девочка:

Девочка слаба. Подняться силится.

Падает. Поднимется едва ли.

Расскажи нам, старая чернильница,

Как в тебе чернила застывали.

Как о чёрный лёд стучало пёрышко,

Пёрышко – голодный клюв воробышка.

Расскажи, как можешь, печка бывшая,

Как ты в дни блокады горевала.

Как стояла, про огонь забывшая,

И жильё уже не согревала.

Но молчит чернильница.

Умерла учительница.

Печь к теплу дорогу не покажет.

Только хлеб живой. Он всё расскажет.

1-й ведущий:

В блокаду разве можно было хлеб причислить к неодушевлённым предметам? Тем более блокадный хлеб, который был единственным источником жизни, на который молились.




4-й чтец:

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С берёзы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребёнок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается еле дыша

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребёнку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Я хлеб…


- Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знал... Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго – долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их…Чтобы ни одна крошечка не пропала… ни одна крошечка.

2-й ведущий:

Сто двадцать пять граммов блокадного хлеба, пепельно – чёрный кубик на сморщенной ладони, главное, а то и единственное суточное пропитание, роковые сто двадцать пять граммов. Как жить, как выжить?


НОРМА ВЫДАЧИ ХЛЕБА

С 20 ноября 1941 года


Рабочим и ИТР Служащим Иждивенцам Детям


250 гр. 125 гр. 125 гр. 125 гр.


Как же можно было выжить в эти суровые дни блокады? Наверное, нашего урока не хватит, чтобы рассказать вам о всех героических защитниках Ленинграда, о всех людях, переживших и не переживших блокаду, о детях блокады.

Но об одной девочке – Тане Савичевой мы вам сегодня расскажем.

Она жила в Ленинграде, обыкновенная девочка из обыкновенной большой семьи. Училась в школе, любила родных, читала, дружила, ходила в кино. И вдруг началась война, враг окружил город.

Таня осталась в блокадном Ленинграде. И на её долю пришлись все тяготы блокады.


Инсценировка отрывка из книги Ю.Яковлева «Страсти по четырём девочкам: «Мистерия»


Действующие лица:

Журавлик – ученик;

Таня Савичева – ученица;

Автор – ученик;


- Есть такой театральный закон: если в первом акте на сцене появляется ружьё, позднее оно обязательно должно выстрелить. И если в начале спектакля Арлекин вырвал лист из тетради, сложил бумажного журавлика и взмахом руки запустил его, то Журавлик обязательно появится. Самым неожиданным образом, при самых странных обстоятельствах.

Так в ледяной, покрытой инеем блокадной комнате появился бумажный Журавлик. Он сделал круг и шурша, как опавший листок, опустился к ногам Тани Савичевой.

Девочка вздрогнула. Но увидев Журавлика, успокоилась, не удивилась.

- Журавлик? Как ты сюда попал?

- Я услышал, что тебе приходится трудно, вот и прилетел.

- Тебя могли сбить. Слышишь, как гремят зенитки. А у тебя бумажные крылья. И одно крыло уже подбито, опущено.

- Меня нельзя уничтожить: пока живы дети, всегда будут бумажные Журавлики.

- У меня для тебя нет даже крошечки хлеба.

- Бумажным журавликам не нужен хлеб. Хлеб нужен тебе.

- Откуда ты прилетел?

- Из твоего будущего, Таня.

- У меня нет будущего.

- Что же, ты навсегда останешься девочкой.

- Блокадной девочкой.

- Но снаряд может пролететь мимо. И бомба не попадёт в твой дом.

- Не всё равно, от чего умирать. Может быть, от голода ещё больнее.

Давай улетим вместе на Большую землю, там есть хлеб, там жизнь…

Но Таня грустно посмотрела на Журавлика и покачала головой.

- Я не могу улететь без мамы,- сказала она.

Голос Тани как бы отделился от неё, стал чужим – хриплым, простуженным.

«Мама умерла 13 мая в 7 часов утра 1942 года…Савичевы умерли… Умерли все… Осталась одна Таня…»

Её голос оборвался. Но под сводами ледяной комнаты, как эхо, зазвучали другие голоса, такие же приглушённые, охрипшие:

- Осталась одна Валя…Остался один Вадим… Осталась одна Катя… Женя… Кира…

Тане откликались дети такой же судьбы, и их имена разносились по свету. А потом они захлебнулись, умолкли. И в давящей тишине , как неторопливые удары метронома, застучало сердце города, который через силу жил: тук… тук…тук…


2-й ведущий:

Чтобы передать все ужасы блокады, голода, Таня завела блокнот – дневник, в котором она подробно записывала о гибели своих родственников. Блокадный дневник девочки до сих пор волнует людей.


5-й чтец:

На берегу Невы,

В музейном зданье

Хранится

очень скромный

дневничок.

Его писала

Савичева Таня.

Он

каждого пришедшего

влечёт.

Пред ним стоят

сельчане,

горожане,

От старца –

До наивного мальца.

И письменная

сущность содержанья

Ошеломляет

Души и сердца.

Это – всем живущим

в назиданье,

Чтобы каждый

в суть явлений

вник, -

Время

Возвышает

Образ Тани

И её доподлинный дневник.

1-й ведущий:

Имя Тани стало бессмертным. «Таня», «Дневник Тани Савичевой» неразрывно связаны с трагедией блокадного Ленинграда.

На Нюрнбергском процессе, в суде над военными преступниками, звучали чудовищные числа. За 900 дней беспримерной жестокой блокады

«Немцы сбросили на Ленинград 107 000 фугасных и зажигательных бомб, 150 000 тяжёлых артиллерийских снарядов».

«От бомбёжек и артиллерийского обстрела убито 16 747 и ранено 641 803 человек».

Сколько умерло на дорогах эвакуации и потом, в благополучном тылу, сколько ленинградцев всё равно настигла блокадная смерть,- этого никто и не пытается выяснить, подсчитать невозможно. На Пискарёвском мемориальном кладбище в Ленинграде – только на Пискарёвском! - захоронено 470 000 жертв блокады. В Японии в 1945 году в Хиросиме и Нагасаки от атомных взрывов погибло 320 000 человек. Всё, всё познаётся в сравнении.

Имя Тани Савичевой стало вечным. Весной 1980 года Международный планетарный центр утвердил названия новых планет, открытых советскими астрономами. Высокой небесной чести удостоилась и ленинградская девочка. Одна из малых планет так и названа – ТАНЯ.

В героической обороне и снятии блокады Ленинграда участвовали 344 балаковца, в том числе командующий 59 армией Волховского фронта генерал-полковник Иван Терентьевич Коровников. Его армия штурмовала и очистила от фашистов город Новгород. 248 балаковцев погибли в героическом сражении с фашистскими оккупантами под Ленинградом.

Выступление участника прорыва блокады Ленинграда.


Обзор книжной выставки « 900 дней и ночей блокады» (библиотекарь).


1-й ведущий:

Пусть будет вечная слава всем участникам героической обороны Ленинграда, прорыва и снятия блокады; нашим землякам! Пусть о них знают все поколения.

Давайте почтим минутой молчания всех погибших защитников Ленинграда и умерших в дни блокады.



В составлении сценария Урока мужества были использованы литературные источники:


1.Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти томах. т.3. Подвиг Ленинграда. – М.: Современник, 1987.

2.О подвиге твоём, Ленинград! Альбом. – М: Изобразительное искусство, 1990.

3.Михайлов В.В. Ленинград: Героическая оборона города в 1941-1944 гг. – М., 1999.

4.Семь великих побед и ещё 42 подвига в Великой Отечественной войне. – М.: Эксмо, 2010. (Главные книги о России).

5.Яковлев Ю. Избранное. М.: Просвещение, 2000.- с. 216 - Мистерия «Страсти по четырём девочкам».

6.Балаковская книга памяти. т.1. Балаково, Лит. центр «Возрождение», 2000.

7.Презентация «Говорю из Ленинграда».






Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос