В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Пасхальное яйцо: традиции и современность

Файл прикреплен к материалу: Пасхальное яйцо: традиции и современность
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов





МБОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области



«Пасхальное яйцо: традиции и современность»


Урок технологии в 5 классе




Автор: учитель технологии

МБОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области

Капаева Светлана Владимировна



















Балаково, 2013



«Пасхальное яйцо: традиции и современность»

Образовательная область «Технология. Обслуживающий труд», кулинария, 5 класс

Урок технологии в 5 классе (2 часа)

Цели

Способствовать формированию понятий о художественной обработке материалов, развитию специальных умений и навыков в изготовлении пасхальных яиц;

обучить новым рабочим приёмам художественной обработки специфического материала (скорлупы);

способствовать развитию навыков самостоятельной работе с инструкционными картами и самооценке; воспитывать трудовую дисциплину, коллективизм, творческое начало личности, почитание народных обычаев и традиций, эстетический вкус;

способствовать развитию творческого мышления, моторных навыков, самостоятельности.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке:

кухонное оборудование, инструменты и приспособления; посуда, куриные яйца, краски, кисточки, лоскуты ткани или цветные нитки, компьютер, мультимедийный проектор, принтер.

Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств:

Электронные ресурсы:

1.Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ. – М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; Министерство образования РФ, 2004

2.Диск « Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия». – М.: ООО «Комета», 2005

3.Диск «Энциклопедия здорового питания». – М.: ООО «Медиа-сервис»,2000

4. Видео-фильм «Пасхальные яйца. Кому какие нравятся

Работа учителя на уроке: Организационный момент; повторение (беседа и работа с дидактическим материалом); объяснение нового материала, эмоциональный настрой (фильм «Пасхальные яйца. Кому какие нравятся»); подготовка и проведение практической работы (выполнение эскизов пасхальных открыток и пасхальных яиц в программе Microsoft Paint; окрашивание яиц в луковой шелухе и лоскутах ткани); определение качества выполненных работ; подведение итогов занятия, домашнее задание по выбору.

Описание деятельности детей: сообщения по теме «Легенды о традиции крашения яиц»; выполнение заданий дидактического материала; практическая работа «Крашение пасхальных яиц», «Эскиз художественной росписи яиц» или «Пасхальная открытка»; взаимо- и самоконтроль оформления практической работы; сдача отчетов о проделанной работе; уборка.

Вид классной доски: число; тема «Пасхальное яйцо: традиции и современность»; пословицы, поговорки, загадки, рисунки учащихся по теме урока.

Межпредметные связи на уроке: история, основы православной веры, биология, русский язык, математика, ИЗО, краеведение, информатика.

Домашнее задание по выбору: (Презентация «Творчество работает на будущее»)

  • Напиши мини - сочинение или сказку «Какой была бы жизнь без яиц?»;

  • Узнай и расскажи всем: «Самое - самое о яйце»;

  • Составь задачу-шутку про яичницу-глазунью;

  • Составь кроссворд по теме «Пасхальное яйцо»;

  • Выполни игрушку упаковку для пасхального яичка по предложенному мастер-классу;

  • «Мой цыпленок»: приготовь украшение из вареного яйца, сделай фото;

  • Придумай синквейн «Яйцо».



Некоторые итоги урока: варианты яиц, окрашенных разными способами, эскизы росписи пасхальных яиц.

Тип урока: комбинированный урок «открытия» нового знания

Вид урока: изучение нового материала.

Методы обучения: познавательные, проблемно- поисковые, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная







Сценарий урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка спецодежды и санитарного состояния. Дежурный докладывает об отсутствующих.

- Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Лицо, глазки поднимите,

На меня вы посмотрите.

Вместе дружно улыбнемся,

Вместе дружно посмеемся.

Для технологов звонок,

Начинаем наш урок!

1. Сообщение темы урока.

Актуализация знаний учащихся (беседа, проверка домашнего задания):

- Посмотрите на картинку, что это? Слайд 2

Ответ учащихся: яйцо.

- Из яйца появляются благородные орлы и коварные крокодилы, грациозные бабочки и опасные змеи, безобидные черепашки и ядовитые скорпионы, трудолюбивые муравьи и паразиты-тараканы. Какое разнообразие! Оно чаще всего белое и хрупкое, из него появляется новая жизнь.

Все это рождает ассоциации, связанные с жизненной энергией, каким-то сверхъестественным, божественным промыслом.

Символ яйца занимает умы человечества еще с древних времен. Насколько ярок, выразителем этот образ! Несмотря на его видимую простоту, он заключает в себе особый смысл, хранит тайну.

«Яйцо – начало всех начал» – так считали и наши предки – славяне, которые называли «божьим яйцом» солнце и верили, что поедание яиц дает силу и здоровье.

Попробуем заглянуть в эту тайну, чтобы попытаться ее раскрыть?

-Какие пословицы, поговорки, загадки о яйце вы знаете?

Ответы учащихся: 1.Может и разбиться, может и свариться.

Если хочешь, в птицу может превратиться.

2.В доме еда, а дверь заперта.

3. Какая еда хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?

4.Маленький, кругленький, беленький, разобьется — никакой столяр не склеит.

5.Избушка нова - жильца нет, Жилец появится - изба развалится.

-Какие блюда можно приготовить из яиц?

Ответы учащихся: омлет, яичницу, вареные яйца

- Как определить свежесть яиц? (Приложение 1)

- Символом какого христианского праздника является яйцо?



2.Объяснение нового материала. Слайд 3

-Как вы думаете, о чем будет наш урок?

Ответ учащихся: о пасхальных яйцах.

- Правильно. Тема нашего урока «Пасхальное яйцо: традиции и современность».

Давайте посмотрим фильм о современных пасхальных яйцах. Как вы думаете, из чего они могут быть изготовлены?

Ответы учащихся: из дерева, стекла, из ткани

Демонстрация видео - фильма « Пасхальные яйца. Кому какие нравятся». Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=BGVurF-YQ8U (НТВ, Сегодня 2010)





- Как возникла традиция красить яйца на Пасху?

- Какие легенды о традиции крашения пасхальных яиц вы знаете?



Слайд 4

Сообщения учащихся (опережающее домашнее задание):

1 ученик: «Пасха – слово еврейское и означает «исход», избавление от власти « греха», освобождение. На Пасху красят яйца, пекут куличи, обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, целуют друг друга. Этот обычай говорит нам, что все люди братья, необходимо забыть всех врагов, быть милосердным. К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали, готовили пасху и красили яйца.

2 ученик: То красное яичко, которое украшает наш пасхальный стол, и которым мы обмениваемся с друзьями и родственниками в праздник, окружено легендами и сказаниями, исходящими иногда из очень глубокой древности. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. А когда пронеслась радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы. После Воскресения обычай этот строго соблюдается первыми христианами, и знамение величайшего чуда - слезы-яйца — строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения.

3 ученик: Много чудесных событий относят историки ко времени Древнего Рима. Трудно в них поверить, но и опровергнуть также трудно. Вот одна из пасхальных легенд. Пришла как-то Мария Магдалина во дворец императора Тиберия. Некогда знатная и богатая гражданка, она была прекрасно знакома с тонкостями придворного этикета. Поэтому в знак вежливости сразу протянула императору своё приношение – красное яичко – единственное, что было в руках. И громко сказала: «Христос воскрес!» начиная, таким образом, свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа – два события,

4 ученик: В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 которые Пасха у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

5 ученик: Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

6 ученик: Следующая легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

Ещё одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов. Освобождённый из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.

7 ученик: По одной из версий, обычай связан с сорокадневным Великом постом. В его течение нельзя было употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не путать с неварёными — окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник.





3. Физкультминутка «Весна» (автор Галкина Г.А) Слайд5



4.Формирование практических умений и навыков.

- На уроке изобразительного искусства вы узнали про особенности нанесения узора росписи яиц, символическое значение орнамента. Попробуйте создать узор своего авторского пасхального яйца для открытки. Чтобы ваш эскиз смотрелся гармонично, вспомните, что такое «цветовой круг».

-Если основной цвет для росписи будет красный, какие дополнительные цвета можно выбрать?

Проведение практической работы №1. Слайд 6

Вводный инструктаж. Повторение правил ТБ при работе в компьютерном классе.

1вариант: Если урок проводится в компьютерном классе, учащиеся выполняют практическую работу «Эскиз пасхальной открытки в программе Microsoft Paint "

2 вариант: «Выполнение эскизов украшения пасхальных яиц по карточкам-заданиям» (Приложение 2)

Текущий инструктаж

Преподавательский контроль и самоконтроль за выполнением практической работы (организация рабочего места, соблюдение правил ТБ).

Заключительный инструктаж

Проверка качества выполнения работ.

Выбор лучших работ.

5. Подготовка и проведение практической работы №2.Слайд 7

- Какие виды пасхальных яиц в зависимости от способа их окрашивания вы знаете?

- Чем можно окрашивать пасхальные яйца?

Ответы учащихся: пищевыми красителями, соком овощей и фруктов, в отваре луковой шелухи.

- Проверь себя: тест «Пасхальное яичко»

- А теперь, вы готовы проверить свои знания на практике?

Практическая работа №2 «Крашение пасхальных яиц». Слайд 8 и 9

Инструктаж по технике безопасности во время практической работы.

-Григорий Остер придумал для детей «Вредные советы». Давайте попробуем найти в них привычные нам правила охраны труда и поведения в кулинарной мастерской.


«Если острые предметы
Вам попались на глаза,
Постарайтесь их поглубже
В самого себя воткнуть.
Это самый лучший способ
Убедиться самому,
Что опасные предметы
Надо прятать от детей»

Ответы учащихся: - Правило «Осторожно обращайся с режущим инструментом»

«Чтобы выгнать из квартиры
Разных мух и комаров,
Надо сдернуть занавеску
И крутить над головой.
Полетят со стен картины,
С подоконника - цветы.
Кувыркнется телевизор,
Люстра врежется в паркет.
И, от грохота спасаясь,
Разлетятся комары,
А испуганные мухи
Стаей кинутся на юг»

- Правило: « Не допускай проникновения насекомых в помещение кухни, на окнах должны быть сетки».

«Если чай в стакане долго

Не желает остывать

И уже терпенья нету

На него сидеть и дуть,

Свой стакан с горячим чаем

На коленки опрокинь.

На ошпаренных коленках,

Очень быстро стынет чай»


-Правило: «Осторожно обращайся с горячей жидкостью».


«Если с грязными ногтями

Две недели походить,

То под каждым грязным ногтем

Заведется жуткий яд.

И когда во время драки

Поцарапаешь врага,

Молча он в мученьях страшных

На глазах твоих умрет»


- Правило: «Приходи на занятие опрятным, ногти должны быть коротко острижены».


Объяснение практического задания: « Крашение пасхальных яиц» (Приложение 3)

а) группа №1 – инструкционная карта № 1 (Изготовление крашеных яиц

способом обёртывания яркими линяющими лоскутками или нитками);

б) группа №2 – инструкционная карта № 2 (Яйца, окрашенные в отваре луковой шелухи).


Изучение инструкционных карт учащимися.

Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж).

6. Анализ выполненной практической работы (Приложение 4)

Демонстрация, обсуждение, самоконтроль, оценка работы учащихся.

7. Закрепление полученных знаний. Слайд 10

- Давайте попробуем разгадать кроссворд и найти в нем слово из темы нашего урока (ПАСХА). Этот праздник совсем скоро наступит, к нему надо готовиться заранее, надеюсь, вы продолжите работу и создадите своими руками для друзей и родных пасхальные подарки.

8.Подведение итогов урока

А сегодня вы - Молодцы! Вы отлично и дружно работали в своих группах и бригадах! Давайте проверим, что же у вас получилось!

1.Обсуждение качества пасхальных яиц, их внешнего вида.

2. Рефлексия. Слайд 11

Оценка работы учащихся на занятии с учетом их активности на всех этапах занятия. Прошу вас принять участие в подведении итогов нашего занятия. На доске только начало предложения, постарайтесь подумать и закончить предложение (сегодня я научилась…, узнала, что …; дома я расскажу…).

3. Уборка рабочих мест.

4. Домашнее задание по выбору (Презентация «Творчество работает на будущее»)

  • Напиши мини - сочинение или сказку «Какой была бы жизнь без яиц?»;

  • Узнай и расскажи всем: «Самое - самое о яйце»;

  • Составь задачу-шутку про яичницу-глазунью;

  • Составь кроссворд по теме «Пасхальное яйцо»;

  • Выполни игрушку упаковку для пасхального яичка по предложенному мастер-классу;

  • «Мой цыпленок»: приготовь украшение из вареного яйца, сделай фото;

  • Придумай синквейн «Яйцо».

Благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. С вами сегодня было очень интересно работать. Спасибо за урок! До свидания!

Используемые ресурсы:

  1. Макуцкая С.Э., Технология. Обслуживающий труд (тесты) 5-7 класс, М.: Экзамен, 2006

  2. Сальме Массо. Детская поваренная книга.- Таллин: Валгус, 2000

  3. Симоненко В.Д., Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек),- М.: Вентана- Граф, 2009

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE яйцо пасхальное Википедия

  5. http://eggs.salon.ru/index.plx?lang=ru&wiki новое пасхальное яйцо

  6. http://naperekus.ru/rub_Raznosti_100319202742.html красим яйца

  7. Видео- фильм « Пасхальные яйца. Кому какие нравятся». http://www.youtube.com/watch?v=BGVurF-YQ8U (НТВ, Сегодня 2010)





Приложение 1





Карточка контроля знаний.



Определение свежести яйца по рисунку.













Выбери нужную букву:

Свежее яйцо –

Яйцо средней свежести -

Несвежее яйцо -



















Приложение 2

Работу выполнила ученица 5 класса


________________________________________

41



























Приложение 3



Инструкционная карта №1

Изготовление крашеных яиц

способом обёртывания яркими линяющими лоскутками



Инструменты, принадлежности, материалы:

  • сырые яйца, кастрюля с холодной водой, яркие лоскутки, нитки, белая ткань, ножницы, соль, уксус, растительное масло.



Последовательность работы.

  1. Смочить сырые яйца водой.

  2. Обложить по одному со всех сторон разноцветными лоскутками сильно линяющих тканей.

  3. Обернуть каждое яйцо белой тканью и крепко замотать сверху ниткой.

  4. Положить яйца в кастрюлю в один ряд, залить холодной водой, добавить соль и уксус (столовую ложку).

  5. Поставить на плиту и варить на слабом огне 15 минут.

  6. Осторожно вынуть яйца, охладить под струёй холодной воды.

  7. Развернуть окрашенные яйца и смазать каждое промасленным мягким материалом.



Меры предосторожности (техника безопасности).

  1. Соблюдать осторожность при пользовании электроплитой, технику безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью.

  2. С особой осторожностью обращаться с сырыми яйцами во избежание их раскалывания.

  3. Предусмотреть спецодежду.



Самоконтроль

  • Крашеные яйца должны быть равномерно покрыты разноцветными пятнами, покрытие – ярким, блестящим.











Инструкционная карта №2

Яйца, крашеные в отваре луковой шелухи



Компоненты:

Яйца

Луковая шелуха

Листья петрушки или еловые веточки

Марля

Крупа (рис)

Нитки

Способ изготовления.

Для того чтобы на яйце получить рисунок листьев, его обвязывают древесными листьями, листиками петрушки или еловыми веточками. Затем яйцо заворачивают в марлю, обвязывают нитками и варят в отваре луковой шелухи 10 минут.

На поверхность яйца можно нанести любой рисунок: закрепив резинки или нитки крест-накрест, получим яйцо в полоску; обернув луковой шелухой – «мраморное» яйцо; обваляв в зернах крупы – яйцо в крапинку.

























Приложение 4

Оценочная карта бригады

5 « … » класс Бригада № Бригадир -

Учащиеся бригады

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Итого

Замечания
























Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров