В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Пасхальное яйцо: традиции и современность

Пасхальное яйцо: традиции и современность

Светлана Капаева
Тип материала: Урок
просмотров: 5137
Краткое описание
Методическая разработка по изготовлению тематических пасхальных поделок.
Описание
Урок раскрывает особенности творчества народных мастеров по оформлению яиц с традициями праздника Пасхи. Такие уроки являются стимулом для исследовательской, проектной работы учащихся, у которых возникает желание узнать больше о работах народных мастеров и пасхальных традициях. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе и для проведения коллективных творческих дел с привлечением родителей. Немаловажным является и сам творческий процесс учащихся, в ходе которого они создают пасхальные сюрпризы для своих близких людей, вкладывая в них частицу своей души, своё тепло и доброту. 

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Капаева_Писанка.docx Скачать

Писанки.

писанки1.jpg



С незапамятных времен яйца не только красили, но и рисовали на них (расписывали) магические знаки, тем самым устанавливая связь с силами природы. Их называли писанками. Яйца расписывались не только на пасху. У славян было множество обычаев, так или иначе связанных с расписанными яйцами. В свадебных обрядах ими благословляли молодых на семейное счастье. Считалось, что писанки помогают при болезнях, берегут дом от худого слова, сглаза, от несчастий, сохраняют посевы. При постройке дома яйцо закладывалось в фундамент, чтобы оно оберегало дом и всех его домочадцев от бед. А в Радоницу (родительский день) христиане несли крашенки и писанки на кладбище, чтобы помянут усопших.

В старину писанки делали только женщины. Надев чистую рубаху, с чистыми мыслями, чистыми руками начинали работу. Пока мастерица создает свою писанку, она держит в руке яйцо около трех часов и постоянно думает о том, для кого оно пишется. Яйцо как бы вбирает в себя всю положительную энергию для этих добрых пожеланий. Руки человека, держащего писанку, поневоле становятся мягкими, добрыми, бережливыми, потому что нужно не разбить, не раздавить хрупкую скорлупку.

Мастерицы писанок черпали замыслы своих рисунков из природы, изображая цветы, деревья, птиц, животных, звезды, луну, солнце, дождь, вспаханные и засеянные поля. Рисунки эти использовались в стилизованной форме. Узоры писанок наделялись глубоким смыслом, были символичны. Эту символику можно разделить на несколько групп:

- солнечные символы;

- растительные и животные символы;

- геометрические символы;

- Христианская символика.

Главный, главнейший символ писанки связан с солнцем. Именно оно согревает души людей, дарит им свет, разгоняет темные силы. Всё живое всегда тянется к солнцу, радуется ему. Среди животного мира символами солнца являются волк и сокол. Символизирует солнце и пчелка-труженица. Причем не всегда мастерицы изображали на писанках ее целиком, могла использоваться какая-то одна деталь пчелы: усики, крылышки, брюшко. Восьмиконечная звезда,, ромашка – тоже символы солнца. Писанки с солнечной символикой имели магическую силу. Они оберегали от болезней, несчастья, злого глаза. Оберегали не только отдельных людей, но и семьи, поселения, весь род человеческий.

C:\Users\пользователь\Desktop\народный календарь\писанки20001.jpg



Среди растительной символики писанок чаще всего встречаются розы. Подсолнухи. Дубовые листочки, яблоньки, елочки, сосновые веточки. Мальчикам, юношам и мужчинам дарили писанки с изображением дубовых листочков, что означало пожелания силы, уверенности в себе. Человек, получивший в подарок такую писанку, должен был стать крепким, могучим, здоровым, защитником, тружеником.

Девочкам дарили писанки, расписанные яблоньками. Яблонька – символ чистоты, красоты, нежности и плодовитости.

C:\Users\пользователь\Desktop\народный календарь\писанки20002.jpg

C:\Users\пользователь\Desktop\народный календарь\писанки20003.jpg



Животные символы встречаются реже, чем растительные. Они имеют двойное значение. Они помогают владельцу писанки обрести наилучшие качества этих зверей, например крепкое здоровье, силу, отвагу, смелость, доброту. Кроме того, символика животного мира несет в себе пожелание долгой и плодородной жизни как хозяину писанки, так и его живности. Не обязательно было рисовать на яйце животное целиком. Чаще всего изображались отдельные детали того или иного животного: бараньи рога, волчьи зубы, медвежьи лапы, гусиные шейки, заячьи ушки, куриные лапки, волчьи очи.

Очень популярными мотивами в писанках был конь, символизирующий силу и трудолюбие, а так же олень, как пожелание долгой жизни и выносливости.

.C:\Users\пользователь\Desktop\народный календарь\писанки40001.jpg





C:\Users\пользователь\Desktop\народный календарь\писанки50002.jpgВстречаются в рисунках на писанках и насекомые. Мотылек являет собой радость. Беззаботное детство, а также переход души к вечной счастливой жизни. Паук – символ трудолюбия, терпеливости.

Самыми популярными считаются, пожалуй. Геометрические узоры, при этом площадь всего яйца ровными линиями делится на квадраты, ромбы, треугольники и другие фигуры. Есть особые писанки, которые называются сорокаклинками и состоят из 48 треугольников, или клинцов, как говорили раньше. Треугольник – символ триединства: семейного (мать, отец и дитя), божественного (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Дух Святой), стихийного (земля, небо, огонь). Эти писанки дарились в дом, в семью с пожеланием счастья и исполнения желаний. Каждый треугольник на сорокаклинке обозначал одно желание. После прихода христианской веры «сорок клинцов» стали обозначать сорок дней поста, или сорок мучеников, или сорок дней пребывания Иисуса Христ в пустыне.C:\Users\пользователь\Desktop\народный календарь\писанки6.jpg

Среди других геометрических символов есть круг – символ поиска лучшего житья, решеточка – символ переплетения нитей судьбы, разделения добра и зла, кольцо – символ материнства и знания, дорожка – символ вечности движения.





C:\Users\пользователь\Desktop\народный календарь\писанки50003.jpg

Очень популярен в писанках мотив «бесконечника», когда невозможно отыскать в узоре ни начала, ни конца, когда конец является началом чего-то нового. Так и жизнь человека не имеет ни начала, ни конца. А только переход из одного состояния в другое. Человеческая душа бессмертна, а значит, - бесконечна.



Существует целая серия дохристианских символов, значение которых изменилось с приходом христианства. Так, точки, которые символизировали звезды на небе или зерно в поле, стали символом слез Божьей Матери; рыба, первично символ здоровья, стала символом Иисуса Христа; крест, который указывал на стороны света или был символом огня, тоже превратился в символ мук Сына Божьего.

В писанках есть очень древний символ, о котором следует сказать особо. Это богиня Берегиня – символ жизни и ее продолжения, символ всего живого, нуждающегося в заботе, и оберегающей от беды и смерти силы. Изображается богиня Берегиня в образе женщины (иногда очень упрощенной, стилизованной) с поднятыми к небу руками. Она как бы обращается с мольбой к Господу: «Господи, дай силы и здоровья всем моим домочадцам и чадам, обереги их от скверны, направь на путь истинный .» нередко Берегиня возникала на писанках в образе красивой птицы, лебедушки, с поднятыми вверх крыльями.

Цвет писанок так же символичен, как и рисунок.

Белый цвет – основной цвет яйца – цвет чистоты, божественного начала.

Голубой – цвет небесной Богоматери. Божественного духовного знания.

Зеленый – символизирует здоровье, жизнь.

Красный – радость жизни.

Бордовый или коричневый – принадлежность к земле.

Синий – связь с небом и ночью.

Черный – неизвестность, бесконечность.

Любую писанку можно «прочитать», учитывая символику ее цвета и рисунка. Особо значимым писанкам даже давались свои названия, например «Дерево жизни», «Узел счастья», «Кучерявый Марко», «Чаровница», «Молитва», «Нити дождя» и др. толкование этих писанок звучит как поэтическое сказание, заключающее в себе глубочайший смысл, в основе которого лежит многовековой жизненный опыт, накопленный человечеством.

Если вглядеться в рисунок писанки «Молитва», то можно увидеть силуэты двух ладоней: одна – чистая ладонь – обращена вверх, вторая, заполненная разноцветными полосками – вниз. Чистая ладонь – рука просящего. Заполненная ладонь – рука воздающего. «Господи, помоги мне в этой жизни, - просит человек, простирая руки к небу. – дай мне знания, терпения, здоровья, счастья, радости любви и добра!» И Господь отвечает: «На, возьми все то, о чем ты просишь. Только сумей правильно всем этим воспользоваться». И снова в трудные минуты своей жизни человек обращается к Богу с молитвой о помощи. И снова Господь не оставляет эти молитвы без внимания. И так всегда: один просит, другой – воздает.





Источник:

Е.Ю.Бондарь «100 поделок из яиц», Ярославль: «Академия развития»,1999

Капаева_Пояснительная записка к материалам.docx Скачать

Пояснительная записка.


Капаева Светлана Владимировна, учитель технологии

МБОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области


Урок технологии в 5 классе «Пасхальное яйцо: традиции и современность»


Урок раскрывает особенности творчества народных мастеров по оформлению яиц с традициями праздника Пасхи.

Такие уроки являются стимулом для исследовательской, проектной работы учащихся, у которых возникает желание узнать больше о работах народных мастеров и пасхальных традициях.

Материалы урока можно использовать во внеклассной работе и для проведения коллективных творческих дел с привлечением родителей.

Немаловажным является и сам творческий процесс учащихся, в ходе которого они создают пасхальные сюрпризы для своих близких людей, вкладывая в них частицу своей души, своё тепло и доброту.


Данная разработка включает в себя текстовые документы, созданные в программе Microsoft Word 2007:

    1. Пояснительная записка.

    2. Сценарий урока

    3. Писанка (приложение к практической работе «Эскиз яйца для пасхальной открытки»)

А также презентации в программе Microsoft PowerPoint 2007:

      1. Презентация к уроку «Пасхальное яйцо: традиции и современность» (автор Капаева С.В.).

      2. Презентация «Тест «Пасхальное яичко» (автор: Сосункевич Е.Н.).

      3. Презентация для домашнего задания «Творчество работает на будущее» (автор: Капаева С.В.)

      4. Презентация «Мастер-класс «Игрушка упаковка «Пасхальный зайчик» (автор: Капаева С.В.)



Информационные источники:


  1. Макуцкая С.Э., Технология. Обслуживающий труд (тесты) 5-7 класс, М.: Экзамен, 2006

  2. Сальме Массо. Детская поваренная книга.- Таллин: Валгус, 2000

  3. Симоненко В.Д., Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек),- М.: Вентана- Граф, 2009

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE яйцо пасхальное Википедия

  5. http://eggs.salon.ru/index.plx?lang=ru&wiki новое пасхальное яйцо

  6. http://naperekus.ru/rub_Raznosti_100319202742.html красим яйца

  7. Видео- фильм « Пасхальные яйца. Кому какие нравятся». http://www.youtube.com/watch?v=BGVurF-YQ8U (НТВ, Сегодня 2010)


Ссылки на источники фонов и картинок в презентациях указаны в презентациях на последних слайдах.



Капаева С.В Пасхальное яйцо Традиции и современность.docx Скачать





МБОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области



«Пасхальное яйцо: традиции и современность»


Урок технологии в 5 классе




Автор: учитель технологии

МБОУ СОШ №16 г.Балаково Саратовской области

Капаева Светлана Владимировна



















Балаково, 2013



«Пасхальное яйцо: традиции и современность»

Образовательная область «Технология. Обслуживающий труд», кулинария, 5 класс

Урок технологии в 5 классе (2 часа)

Цели

Способствовать формированию понятий о художественной обработке материалов, развитию специальных умений и навыков в изготовлении пасхальных яиц;

обучить новым рабочим приёмам художественной обработки специфического материала (скорлупы);

способствовать развитию навыков самостоятельной работе с инструкционными картами и самооценке; воспитывать трудовую дисциплину, коллективизм, творческое начало личности, почитание народных обычаев и традиций, эстетический вкус;

способствовать развитию творческого мышления, моторных навыков, самостоятельности.

Что нужно детям и учителю для работы на уроке:

кухонное оборудование, инструменты и приспособления; посуда, куриные яйца, краски, кисточки, лоскуты ткани или цветные нитки, компьютер, мультимедийный проектор, принтер.

Перечень используемых на уроке цифровых ресурсов и программных средств:

Электронные ресурсы:

1.Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ. – М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; Министерство образования РФ, 2004

2.Диск « Кулинарная энциклопедия Кирилла и Мефодия». – М.: ООО «Комета», 2005

3.Диск «Энциклопедия здорового питания». – М.: ООО «Медиа-сервис»,2000

4. Видео-фильм «Пасхальные яйца. Кому какие нравятся

Работа учителя на уроке: Организационный момент; повторение (беседа и работа с дидактическим материалом); объяснение нового материала, эмоциональный настрой (фильм «Пасхальные яйца. Кому какие нравятся»); подготовка и проведение практической работы (выполнение эскизов пасхальных открыток и пасхальных яиц в программе Microsoft Paint; окрашивание яиц в луковой шелухе и лоскутах ткани); определение качества выполненных работ; подведение итогов занятия, домашнее задание по выбору.

Описание деятельности детей: сообщения по теме «Легенды о традиции крашения яиц»; выполнение заданий дидактического материала; практическая работа «Крашение пасхальных яиц», «Эскиз художественной росписи яиц» или «Пасхальная открытка»; взаимо- и самоконтроль оформления практической работы; сдача отчетов о проделанной работе; уборка.

Вид классной доски: число; тема «Пасхальное яйцо: традиции и современность»; пословицы, поговорки, загадки, рисунки учащихся по теме урока.

Межпредметные связи на уроке: история, основы православной веры, биология, русский язык, математика, ИЗО, краеведение, информатика.

Домашнее задание по выбору: (Презентация «Творчество работает на будущее»)

  • Напиши мини - сочинение или сказку «Какой была бы жизнь без яиц?»;

  • Узнай и расскажи всем: «Самое - самое о яйце»;

  • Составь задачу-шутку про яичницу-глазунью;

  • Составь кроссворд по теме «Пасхальное яйцо»;

  • Выполни игрушку упаковку для пасхального яичка по предложенному мастер-классу;

  • «Мой цыпленок»: приготовь украшение из вареного яйца, сделай фото;

  • Придумай синквейн «Яйцо».



Некоторые итоги урока: варианты яиц, окрашенных разными способами, эскизы росписи пасхальных яиц.

Тип урока: комбинированный урок «открытия» нового знания

Вид урока: изучение нового материала.

Методы обучения: познавательные, проблемно- поисковые, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная







Сценарий урока

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка спецодежды и санитарного состояния. Дежурный докладывает об отсутствующих.

- Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Лицо, глазки поднимите,

На меня вы посмотрите.

Вместе дружно улыбнемся,

Вместе дружно посмеемся.

Для технологов звонок,

Начинаем наш урок!

1. Сообщение темы урока.

Актуализация знаний учащихся (беседа, проверка домашнего задания):

- Посмотрите на картинку, что это? Слайд 2

Ответ учащихся: яйцо.

- Из яйца появляются благородные орлы и коварные крокодилы, грациозные бабочки и опасные змеи, безобидные черепашки и ядовитые скорпионы, трудолюбивые муравьи и паразиты-тараканы. Какое разнообразие! Оно чаще всего белое и хрупкое, из него появляется новая жизнь.

Все это рождает ассоциации, связанные с жизненной энергией, каким-то сверхъестественным, божественным промыслом.

Символ яйца занимает умы человечества еще с древних времен. Насколько ярок, выразителем этот образ! Несмотря на его видимую простоту, он заключает в себе особый смысл, хранит тайну.

«Яйцо – начало всех начал» – так считали и наши предки – славяне, которые называли «божьим яйцом» солнце и верили, что поедание яиц дает силу и здоровье.

Попробуем заглянуть в эту тайну, чтобы попытаться ее раскрыть?

-Какие пословицы, поговорки, загадки о яйце вы знаете?

Ответы учащихся: 1.Может и разбиться, может и свариться.

Если хочешь, в птицу может превратиться.

2.В доме еда, а дверь заперта.

3. Какая еда хоть вари ее в пяти пудах соли, никогда не будет соленой?

4.Маленький, кругленький, беленький, разобьется — никакой столяр не склеит.

5.Избушка нова - жильца нет, Жилец появится - изба развалится.

-Какие блюда можно приготовить из яиц?

Ответы учащихся: омлет, яичницу, вареные яйца

- Как определить свежесть яиц? (Приложение 1)

- Символом какого христианского праздника является яйцо?



2.Объяснение нового материала. Слайд 3

-Как вы думаете, о чем будет наш урок?

Ответ учащихся: о пасхальных яйцах.

- Правильно. Тема нашего урока «Пасхальное яйцо: традиции и современность».

Давайте посмотрим фильм о современных пасхальных яйцах. Как вы думаете, из чего они могут быть изготовлены?

Ответы учащихся: из дерева, стекла, из ткани

Демонстрация видео - фильма « Пасхальные яйца. Кому какие нравятся». Ссылка http://www.youtube.com/watch?v=BGVurF-YQ8U (НТВ, Сегодня 2010)





- Как возникла традиция красить яйца на Пасху?

- Какие легенды о традиции крашения пасхальных яиц вы знаете?



Слайд 4

Сообщения учащихся (опережающее домашнее задание):

1 ученик: «Пасха – слово еврейское и означает «исход», избавление от власти « греха», освобождение. На Пасху красят яйца, пекут куличи, обмениваются друг с другом добрыми пожеланиями, целуют друг друга. Этот обычай говорит нам, что все люди братья, необходимо забыть всех врагов, быть милосердным. К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали, готовили пасху и красили яйца.

2 ученик: То красное яичко, которое украшает наш пасхальный стол, и которым мы обмениваемся с друзьями и родственниками в праздник, окружено легендами и сказаниями, исходящими иногда из очень глубокой древности. Согласно одной из них, капли крови распятого Христа, упав на землю, приняли вид куриных яиц и сделались твердыми, как камень. А когда пронеслась радостная весть о Воскресении, они приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!» и при этом передавали из рук в руки Христовы слезы. После Воскресения обычай этот строго соблюдается первыми христианами, и знамение величайшего чуда - слезы-яйца — строго хранились у них и служили предметом радостного дара в день Светлого Воскресения.

3 ученик: Много чудесных событий относят историки ко времени Древнего Рима. Трудно в них поверить, но и опровергнуть также трудно. Вот одна из пасхальных легенд. Пришла как-то Мария Магдалина во дворец императора Тиберия. Некогда знатная и богатая гражданка, она была прекрасно знакома с тонкостями придворного этикета. Поэтому в знак вежливости сразу протянула императору своё приношение – красное яичко – единственное, что было в руках. И громко сказала: «Христос воскрес!» начиная, таким образом, свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа – два события,

4 ученик: В христианской традиции обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия. В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 которые Пасха у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

5 ученик: Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

6 ученик: Следующая легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

Ещё одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов. Освобождённый из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.

7 ученик: По одной из версий, обычай связан с сорокадневным Великом постом. В его течение нельзя было употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не путать с неварёными — окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник.





3. Физкультминутка «Весна» (автор Галкина Г.А) Слайд5



4.Формирование практических умений и навыков.

- На уроке изобразительного искусства вы узнали про особенности нанесения узора росписи яиц, символическое значение орнамента. Попробуйте создать узор своего авторского пасхального яйца для открытки. Чтобы ваш эскиз смотрелся гармонично, вспомните, что такое «цветовой круг».

-Если основной цвет для росписи будет красный, какие дополнительные цвета можно выбрать?

Проведение практической работы №1. Слайд 6

Вводный инструктаж. Повторение правил ТБ при работе в компьютерном классе.

1вариант: Если урок проводится в компьютерном классе, учащиеся выполняют практическую работу «Эскиз пасхальной открытки в программе Microsoft Paint "

2 вариант: «Выполнение эскизов украшения пасхальных яиц по карточкам-заданиям» (Приложение 2)

Текущий инструктаж

Преподавательский контроль и самоконтроль за выполнением практической работы (организация рабочего места, соблюдение правил ТБ).

Заключительный инструктаж

Проверка качества выполнения работ.

Выбор лучших работ.

5. Подготовка и проведение практической работы №2.Слайд 7

- Какие виды пасхальных яиц в зависимости от способа их окрашивания вы знаете?

- Чем можно окрашивать пасхальные яйца?

Ответы учащихся: пищевыми красителями, соком овощей и фруктов, в отваре луковой шелухи.

- Проверь себя: тест «Пасхальное яичко»

- А теперь, вы готовы проверить свои знания на практике?

Практическая работа №2 «Крашение пасхальных яиц». Слайд 8 и 9

Инструктаж по технике безопасности во время практической работы.

-Григорий Остер придумал для детей «Вредные советы». Давайте попробуем найти в них привычные нам правила охраны труда и поведения в кулинарной мастерской.


«Если острые предметы
Вам попались на глаза,
Постарайтесь их поглубже
В самого себя воткнуть.
Это самый лучший способ
Убедиться самому,
Что опасные предметы
Надо прятать от детей»

Ответы учащихся: - Правило «Осторожно обращайся с режущим инструментом»

«Чтобы выгнать из квартиры
Разных мух и комаров,
Надо сдернуть занавеску
И крутить над головой.
Полетят со стен картины,
С подоконника - цветы.
Кувыркнется телевизор,
Люстра врежется в паркет.
И, от грохота спасаясь,
Разлетятся комары,
А испуганные мухи
Стаей кинутся на юг»

- Правило: « Не допускай проникновения насекомых в помещение кухни, на окнах должны быть сетки».

«Если чай в стакане долго

Не желает остывать

И уже терпенья нету

На него сидеть и дуть,

Свой стакан с горячим чаем

На коленки опрокинь.

На ошпаренных коленках,

Очень быстро стынет чай»


-Правило: «Осторожно обращайся с горячей жидкостью».


«Если с грязными ногтями

Две недели походить,

То под каждым грязным ногтем

Заведется жуткий яд.

И когда во время драки

Поцарапаешь врага,

Молча он в мученьях страшных

На глазах твоих умрет»


- Правило: «Приходи на занятие опрятным, ногти должны быть коротко острижены».


Объяснение практического задания: « Крашение пасхальных яиц» (Приложение 3)

а) группа №1 – инструкционная карта № 1 (Изготовление крашеных яиц

способом обёртывания яркими линяющими лоскутками или нитками);

б) группа №2 – инструкционная карта № 2 (Яйца, окрашенные в отваре луковой шелухи).


Изучение инструкционных карт учащимися.

Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж).

6. Анализ выполненной практической работы (Приложение 4)

Демонстрация, обсуждение, самоконтроль, оценка работы учащихся.

7. Закрепление полученных знаний. Слайд 10

- Давайте попробуем разгадать кроссворд и найти в нем слово из темы нашего урока (ПАСХА). Этот праздник совсем скоро наступит, к нему надо готовиться заранее, надеюсь, вы продолжите работу и создадите своими руками для друзей и родных пасхальные подарки.

8.Подведение итогов урока

А сегодня вы - Молодцы! Вы отлично и дружно работали в своих группах и бригадах! Давайте проверим, что же у вас получилось!

1.Обсуждение качества пасхальных яиц, их внешнего вида.

2. Рефлексия. Слайд 11

Оценка работы учащихся на занятии с учетом их активности на всех этапах занятия. Прошу вас принять участие в подведении итогов нашего занятия. На доске только начало предложения, постарайтесь подумать и закончить предложение (сегодня я научилась…, узнала, что …; дома я расскажу…).

3. Уборка рабочих мест.

4. Домашнее задание по выбору (Презентация «Творчество работает на будущее»)

  • Напиши мини - сочинение или сказку «Какой была бы жизнь без яиц?»;

  • Узнай и расскажи всем: «Самое - самое о яйце»;

  • Составь задачу-шутку про яичницу-глазунью;

  • Составь кроссворд по теме «Пасхальное яйцо»;

  • Выполни игрушку упаковку для пасхального яичка по предложенному мастер-классу;

  • «Мой цыпленок»: приготовь украшение из вареного яйца, сделай фото;

  • Придумай синквейн «Яйцо».

Благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. С вами сегодня было очень интересно работать. Спасибо за урок! До свидания!

Используемые ресурсы:

  1. Макуцкая С.Э., Технология. Обслуживающий труд (тесты) 5-7 класс, М.: Экзамен, 2006

  2. Сальме Массо. Детская поваренная книга.- Таллин: Валгус, 2000

  3. Симоненко В.Д., Технология. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек),- М.: Вентана- Граф, 2009

  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE яйцо пасхальное Википедия

  5. http://eggs.salon.ru/index.plx?lang=ru&wiki новое пасхальное яйцо

  6. http://naperekus.ru/rub_Raznosti_100319202742.html красим яйца

  7. Видео- фильм « Пасхальные яйца. Кому какие нравятся». http://www.youtube.com/watch?v=BGVurF-YQ8U (НТВ, Сегодня 2010)





Приложение 1





Карточка контроля знаний.



Определение свежести яйца по рисунку.













Выбери нужную букву:

Свежее яйцо –

Яйцо средней свежести -

Несвежее яйцо -



















Приложение 2

Работу выполнила ученица 5 класса


________________________________________

41



























Приложение 3



Инструкционная карта №1

Изготовление крашеных яиц

способом обёртывания яркими линяющими лоскутками



Инструменты, принадлежности, материалы:

  • сырые яйца, кастрюля с холодной водой, яркие лоскутки, нитки, белая ткань, ножницы, соль, уксус, растительное масло.



Последовательность работы.

  1. Смочить сырые яйца водой.

  2. Обложить по одному со всех сторон разноцветными лоскутками сильно линяющих тканей.

  3. Обернуть каждое яйцо белой тканью и крепко замотать сверху ниткой.

  4. Положить яйца в кастрюлю в один ряд, залить холодной водой, добавить соль и уксус (столовую ложку).

  5. Поставить на плиту и варить на слабом огне 15 минут.

  6. Осторожно вынуть яйца, охладить под струёй холодной воды.

  7. Развернуть окрашенные яйца и смазать каждое промасленным мягким материалом.



Меры предосторожности (техника безопасности).

  1. Соблюдать осторожность при пользовании электроплитой, технику безопасности при работе с горячей посудой и жидкостью.

  2. С особой осторожностью обращаться с сырыми яйцами во избежание их раскалывания.

  3. Предусмотреть спецодежду.



Самоконтроль

  • Крашеные яйца должны быть равномерно покрыты разноцветными пятнами, покрытие – ярким, блестящим.











Инструкционная карта №2

Яйца, крашеные в отваре луковой шелухи



Компоненты:

Яйца

Луковая шелуха

Листья петрушки или еловые веточки

Марля

Крупа (рис)

Нитки

Способ изготовления.

Для того чтобы на яйце получить рисунок листьев, его обвязывают древесными листьями, листиками петрушки или еловыми веточками. Затем яйцо заворачивают в марлю, обвязывают нитками и варят в отваре луковой шелухи 10 минут.

На поверхность яйца можно нанести любой рисунок: закрепив резинки или нитки крест-накрест, получим яйцо в полоску; обернув луковой шелухой – «мраморное» яйцо; обваляв в зернах крупы – яйцо в крапинку.

























Приложение 4

Оценочная карта бригады

5 « … » класс Бригада № Бригадир -

Учащиеся бригады

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Итого

Замечания
























МК Пасхальный зайчик.doc Скачать

Капаева Светлана Владимировна

Игрушка-упаковка «Пасхальный зайчик»

Материалы и инструменты: салфетка из ткани квадратной формы или платочек, пасхальное яйцо (большое и маленькое), резинки 6 штук.

Технологическая операция

Изображение

1

Для ушек собрать 2 верхних уголка салфетки и закрепить резинкой. В середину вложить головку, это может быть маленькое перепелиное яйцо или орешек или круглая конфетка.




2

Голову закрепить резинкой – получится шея.










3

По бокам сформировать лапки-ручки, закрепить резинками.








4

В середину вложить пасхальное яичко (животик зайки).








5

Сформировать нижние лапки, закрепить резинками.








6

Пасхальный зайчик готов!






Капаева_Урок для пасхального фестиваля.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров